Анализ главы шизофрения как и было сказано

0

Анализ главы шизофрения как и было сказано

Краткое содержание “Мастер и Маргарита” по главам (краткий пересказ)

Илюстрация к роману
“Мастер и Маргарита”.
Художник А. Григоренко

Роман “Мастер и Маргарита” Булгакова является одним из самых известных произведений русской литературы XX века.

В этой статье представлено краткое содержание романа “Мастер и Маргарита” по главам: изложение основных фактов и событий из каждой главы произведения.

Смотрите:
– Краткое содержание романа (более сжатое)
– Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Краткое содержание “Мастер и Маргарита” по главам (краткий пересказ)

Глава 1: Никогда не разговаривайте с неизвестными

На Патриарших прудах иностранец (Воланд) заканчивает свой рассказ о Понтии Пилате. Он признается, что лично был у Понтия Пилата, дьявол и Бог существуют и что этому есть доказательства. Литераторы принимают его за сумасшедшего. Берлиоз бежит звонить в милицию, но поскальзывается на остановке – на масле, разлитом Аннушкой. Берлиоз погибает под трамваем.


Глава 4: Погоня

Милиция увозит Берлиоза в морг. Поэт Бездомный преследует Воланда и его свиту по городу, но теряет их след. Он прибегает на Москву-реку. Пока он купается, у него воруют одежду. Взамен ему оставляют кальсоны, толстовку, свечу и иконку. Бездомный берет все это, одевается и бежит в МАССОЛИТ.

Глава 5: Было дело в Грибоедове

Вскоре Бездомный прибегает к зданию МАССОЛИТа все с той же свечой и иконкой в руках. Он говорит, что Берлиоза убил иностранец-консультант. Он просит поймать преступника. Бездомного связывают и везут в психиатрическую клинику. Его сопровождает поэт Рюхин.


Глава 6: Шизофрения, как и было сказано

Рюхин привозит Бездомного в клинику профессора Стравинского. Бездомный ругает Рюхина за то, что тот привез его в клинику. Он называет Рюхина бездарным поэтом. Рюхин про себя понимает, что Бездомный прав. Дежурный врач выслушивает рассказ Бездомного о странном иностранце (Воланде). Врач ставит диагноз – шизофрения. Бездомный лежит в палате №117.



Глава 7: Нехорошая квартирка

Четверг. Утро. 11 часов.
Директор театра Варьете, Степан Лиходеев, просыпается в своей квартире №50 в доме №302-бис на Садовой улице. Он видит неизвестного человека (Воланда). Человек представляется артистом. Артист говорит, что вчера они со Степой подписали контракт на выступления в Варьете. Но Степа ничего не помнит. В комнате появляется свита Воланда. У Степы кружится голова, он теряет сознание. Очнувшись, он оказывается в городе Ялта на берегу моря.



Глава 8: Поединок между профессором и поэтом

Тем временем Иван Бездомный просыпается в клинике утром. К нему приходит главный врач клиники – профессор Стравинский. Бездомный рассказывает профессору об иностранце (Воланде), который предвидел смерть Берлиоза. Профессор советует Бездомному остаться на лечение в клинике.



Глава 9: Коровьевские штуки

Тем временем председатель домоуправления Никанор Иванович Босой идет в “нехорошую квартиру” №50. В квартире его встречает Коровьев, который представляется переводчиком артиста Воланда. Коровьев просит сдать артисту Воланду квартиру №50 на неделю. Босой соглашается. Он получает сумму за аренду и 400 рублей сверху. Когда Босой уходит, Воланд просит Коровьева наказать его за хитрость. Коровьев звонит в милицию и говорит, что Босой спекулирует валютой. Дома у Босого рубли чудесным образом превращаются в доллары. Милиция находит их и арестовывает Босого.


Глава 10: Вести из Ялты

Тем временем в театре Варьете финдиректор Римский и администратор Варенуха разыскивают директора Варьете, Степу Лиходеева. Внезапно приходят телеграммы от Степы о том, что он в Ялте. Варенуха отправляется в милицию, чтобы разобраться. Но по пути он заходит в туалет, где на него нападают Коровьев и Кот Бегемот. Они забирают Варенуху на квартиру №50. В квартире Варенуха видит Геллу, помощницу Воланда, и от страха теряет сознание.

Глава 11: Раздвоение Ивана

В психиатрической больнице Иван Бездомный пытается составить заявление в милицию о Воланде. У него не получается, он плачет из-за этого. Вечером Иван лежит в палате на кровати. Внезапно на балконе появляется мужчина.

Глава 12: Черная магия и ее разоблачение

В театре Варьете выступает Воланд и его свита. Они устраивают денежный дождь. Люди хватают деньги, падающие с неба.
Концерт ведет Жорж Бенгальский, глупый и надоедливый ведущий. За глупость и вранье Воланд наказывает его: кот Бегемот показывает страшный “фокус” с головой Бенгальского. После этого тот сходит с ума. Его увозят в клинику и кладут в палату №120.
Концерт продолжается, и свита Воланда открывает дамский магазин на сцене. Женщинам предлагают новую модную одежду. Старые вещи они оставляют на сцене.
Один из зрителей, господин Семплеяров, просит Воланда разоблачить свои трюки. Вместо этого Коровьев разоблачает Семплеярова. Он на весь театр говорит, что Семплеяров изменяет жене. Поднимается скандал. Свита Воланда бесследно исчезает со сцены.


Глава 13: Явление героя

В палате Ивана Бездомного в клинике появляется гость – пациент из соседней палаты №118. Гостя зовут Мастером. Иван доверяется Мастеру и рассказывает ему о встрече с Воландом. Мастер объясняет ему, что Воланд – это сатана в человеческом теле.
Мастер рассказывает свою историю. Он – неудавшийся писатель. Год назад он написал роман о Понтии Пилате, но критики жестоко осудили его работу. От печали Мастер начал сходить с ума и лег в клинику. Он лечится уже 4 месяца. Его любимая женщина, Маргарита, не знает, где он. Закончив свой рассказ, Мастер прощается с Бездомным и уходит в свою палату.

Глава 14: Слава петуху!

После концерта зрители покидают зал Варьете. Платья, которые женщины получили в театре, исчезают прямо на теле. Дамы остаются в нижнем белье и со стыдом бегут по улицам.
Финдиректор Варьете Римский сидит в своем кабинете. В кабинете появляется привидение Варенухи, а также ведьма Гелла. Римский пугается. Внезапно где-то кричит петух и спугивает “нечистую силу” – Гелла и Варенуха вылетают через окно. Поседевший от страха Римский тут же уезжает в Ленинград.

Глава 15: Сон Никанора Ивановича

Никанор Иванович Босой, председатель домоуправления, попадает в милицию за спекуляцию валютой (см. глава 9). Но милиция находит Босого сумасшедшим и отправляет его в клинику Стравинского. Его помещают в 119 палате.
В клинике Босой видит кошмарный сон. Он находится в театре. Ведущий разоблачает зрителей, которые хранят валюту. Босой кричит во сне, что у него нет валюты, и просыпается. Медсестра ставит ему укол, и он снова засыпает.


Глава 16: Казнь

В Ершалаиме на Лысой Горе готовится казнь преступников. За подготовкой издалека наблюдает ученик Иешуа – Левий Матвей. Он винит себя за то, что он не уберег Иешуа от ареста и казни. В конце концов Иешуа и остальных преступников казнят. Левий Матвей бежит к столбам и отвязывает тела. Он уносит тело Иешуа с собой.

Глава 17: Беспокойный день

Утро пятницы. Ласточкин, бухгалтер Варьете, отвозит выручку за вчерашнее выступление в зрелищную комиссию. В зрелищной комиссии он видит нечто: вместо начальника Прохора Петровича в его кресле сидит “говорящий пиджак”. Вскоре приезжает милиция, и Прохор Петрович “возвращается” в свой пиджак.
Далее бухгалтер Ласточкин идет в городской филиал комиссии, чтобы все-таки сдать деньги. Но и здесь он видит бардак. Все работники поют песни и не могут остановиться. Их грузят в машины и увозят в клинику Стравинского.
В конце концов Ласточкин приходит в финзрелищный сектор и сдает деньги в кассу. Но рубли на глазах превращаются в валюту. Ласточкина тут же арестовывают за спекуляцию валютой.


Глава 18: Неудачливые визитеры

В этот время в Москву из Киева приезжает дядя Берлиоза – экономист Поплавский. Он мечтает получить квартиру Берлиоза в наследство. Придя в квартиру №50, он видит свиту Воланда. Азазелло приказывает ему немедленно покинуть Москву и выкидывает его из квартиры. Мужчина тут же уезжает домой в Киев.
Сразу после Поплавского в “нехорошую квартиру” приходит Соков – заведующий буфетом в Варьете. Он жалуется, что вчера в Варьете с потолка падали фальшивые деньги. Зрители платили в буфете подделками, и теперь в кассе недостача. Соков показывает поддельные деньги, но при Воланде они превращаются в настоящие.
Коровьев предсказывает Сокову смерть от рака печени через 9 месяцев. Соков тут же идет к лучшему врачу – профессору Кузьмину. Врач не видит у Сокова признаков рака, но советует сдать анализы. Соков в благодарность дает врачу 30 рублей и уходит.
Вечером врач обнаруживает вместо денег три этикетки от бутылок. После этого профессор Кузьмин тоже видит странные вещи у себя в кабинете.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 19: Маргарита

Пятница. Утро. Маргарита отдыхает на лавочке у Кремля. К ней подсаживается Азазелло. Он просит Маргариту посетить одного человека (Воланду). Взамен Маргарита может получить информацию о Мастере. Маргарита соглашается. Азазелло дает ей банку с волшебным кремом. Он просит ее сегодня 9:30 вечера намазаться кремом и ждать у телефона.


Глава 20: Крем Азазелло

Как и просил Азазелло, Маргарита вечером мажется кремом и становится летающей ведьмой. Она оставляет записку мужу о том, что покидает его. Азазелло звонит и просит Маргариту вылетать. К ней подлетает половая щетка. Маргарита вылетает через окно и летит над городом.


Глава 21: Полет

Маргарита видит роскошный дом в центре Москвы. Оказывается, что в доме живет критик Латунский, который своей критикой погубил Мастера. Маргарита хочет отомстить Латунскому. Она пробирается в его квартиру и крушит в ней все.
Маргарита летит дальше. Вдруг за ней летит ее домработница Наташа на борове. Наташа признается, что тоже намазалась кремом. Она также намазала соседа Николая Ивановича. Тот превратился в борова.


Глава 22: При свечах

По дороге Маргариту встречает Азазелло. Они вместе прилетают к дому Берлиоза, где их ждет Воланд. Маргарите объясняют, что сегодня у Воланда состоится бал. Для бала ему нужна хозяйка. Хозяйка бала обязательно должна носить имя Маргарита и быть местной уроженкой. Маргарита соглашается быть хозяйкой бала.


Глава 23: Великий бал у сатаны

Гелла и Наташа готовят Маргариту к балу. В полночь и начинается бал. Приезжают гости. Маргарита приветствует каждого из них. А гости целуют ей колено в знак почтения. Среди гостей Маргарита видит Фриду – женщину с печальной историей. Маргарита обещает Фриде добиться для нее прощения от Воланда.
На балу появляется барон Майгель. На самом деле он шпионит на балу. Он – работник зрелищной комиссии. Воланд наказывает Майгеля за хитрость. Абадонна и Азазелло избавляются от барона Майгеля. Бал заканчивается.


Глава 24: Извлечение мастера

Маргарита и свита Воланда снова оказываются в спальне Воланда. Воланд предлагает Маргарите исполнить ее желания. По просьбе Маргариты он прощает Фриду и возвращает Маргарите Мастера.
На прощание Воланд дарит Маргарите драгоценную подкову. Мастер и Маргарита приезжают в свою квартиру в подвале.


Глава 25: Как прокуратор пытался спасти Иуду

В Ершалаиме Понтий Пилат приглашает к себе начальника тайной службы Афрания. Пилат намекает Афранию, что нужно избавиться от Иуды, который выдал Иешуа властям. Афраний отправляется на задание Пилата.


Глава 26: Погребение

Понтий Пилат видит сон о том, как он спасает от казни невинного Иешуа. Проснувшись, Пилат понимает, что это только сон и что спасти Иешуа уже нельзя. Его мучает совесть.
К Пилату приходит Афраний и сообщает, что Иуда убит, а Иешуа и другие преступники похоронены.
Понтий Пилат зовет к себе ученика Иешуа – Левия Матвея. Он предлагает Левию место на службе. Но Левий Матвей отказывается служить Пилату, виновному в смерти Иешуа.


Глава 27: Конец квартиры № 50

Суббота. Утро. Делом Воланда занимаются 12 следователей. Они посещают квартиру №50, но ничего не находят. По городу ползут самые разные слухи. Милиция снова приезжает на квартиру №50 в 4 часа дня и видит большого черного кота с примусом. Милиция стреляет в него, но кот остается невредим. Он поджигает квартиру и убегает.


Глава 28: Последние похождения Коровьева и Бегемота

Спустя четверть часа в престижном магазине Торгсин появляются Коровьев и Бегемот. Они ведут себя неприлично – едят мандарины и селедку с витрины. Работники магазина зовут милицию. Кот Бегемот поджигает магазин и уходит вместе с Коровьевым.
Затем парочки приходит в ресторан Грибоедов. Здесь они заказывают обед. Но вскоре появляется милиция и стреляет по Коровьеву и Бегемоту. Парочка поджигает ресторан и исчезает.


Глава 29: Судьба мастера и Маргариты определена

На закате Воланд и Азазелло, одетые в черное, стоят на крыше одного из зданий Москвы. Внезапно на крыше появляется Левий Матвей. Он передает Воланду просьбу Иешуа: дать Мастеру и Маргарите покой. Воланд обещает исполнить.
Коровьев и Бегемот возвращаются после своих приключений в городе. Воланд объявляет, что после грозы они отправляются из Москвы прочь.


Глава 30: Пора! Пора!

К Мастеру и Маргарите приходит Азазелло. Он угощает Мастера и Маргариту волшебным вином: оно переселяет Маргариту и Мастера в царство тьмы Воланда. Влюбленные летят с Азазелло над Москвой. По пути они залетают в клинику к Ивану Бездомному, чтобы попрощаться.


Глава 31: На Воробьевых горах

Гроза заканчивается. Мастер и Маргарита с Азазелло прилетают на крышу, где их ждет Воланд со свитой. Герои садятся на коней и отправляются в путь.


Глава 32: Прощение и вечный приют

Свита Воланда продолжает лететь. Коровьев, Азазелло и Бегемот превращаются в рыцарей. Воланд рассказывает Маргарите историю каждого из них.
Во время полета всадники останавливаются. Воланд предлагает Мастеру простить и отпустить Понтия Пилата. После этого Валанд оставляет Мастера и Маргариту там, где их вечный дом.


Эпилог

В эпилоге автор рассказывает о дальнейшей судьбе таких героев, как Бездомный, Семплеяров, Иван Николаевич, Варенуха и др.

Это был краткий пересказ романа “Мастер и Маргарита” Булгакова по главам: краткое содержание, изложение основных фактов и событий из каждой главы произведения.

Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Мастер и Маргарита

  • Главная
  • Роман
  • Контекст
  • Персонажи
  • Места
  • Булгаков
  • Адаптация
  • Связи
  • Поиск
  • веб шоп

6. Шизофрения, как и было сказано

Здесь и далее Иван использовал стандартный термин советских кампаний, проводимых в средствах массовой информации, против так называемых врагов народа. Любой, кого подозревали в деятельности, направленной против целей господствующей партии, мог быть обличен и арестован как вредитель.

При переводе на английский язык правильно передано значение слова вредитель, т.к. в русском языке советского периода использовалось много синонимов для определения вредителя – саботажник, диверсант. Этот термин использовался для определения тех, кто действовал внутри страны против режима посредством нанесения вреда оборудованию и планированию производства.

Этот балбес и бездарность Сашка

Этот упрек, высказанный Иваном Бездомным в сторону Рюхина, отражает враждебность между прототипами героев романа – поэтами Александром Ильичем Безыменским (1898-1973) и Владимиром Владимировичем Маяковским (1893-1930), которые не ладили между собой. Маяковский называл Безыменского «ничто. суррогат (морковный) кофе».

Кулак в русском языке имеет два значения: прямое значение – сжатые пальцы ладони и переносное – название, данное в советское время зажиточным крестьянам. В 30-х годах Сталин призвал к уничтожению кулаков.

После отмены в 1861 году крепостного права меньшинство крестьян смогло сформировать процветающий и независимый класс крестьян. Сила и влияние этого класса – кулаков – в деревне была разрушена коммунистами. Крестьянские хозяйства среднего уровня – середняки – были принуждены вступать в колхоз.

Те звучные стихи он сочинил к первому числу!

В русском тексте не сказано точно что, стихи Рюхина о 1 Мая. На самом деле там написано: «Сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу!». То есть в русской версии не сказано о каком первом числе идет речь. Переводчицы Diana Burgin en Katherine Tiernan O’Connor ошиблись, думая, что вирши Рюхина о Новом годе.

Но это были определённо перво-майские вирши и более того, определённо к 1 мая 1924. Бездомный отсылает нас к поэме «Юбилей», которую написал Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) для празднования 125-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Это стихотворение звучит действительно как рев, как вы можете судить сами:

«Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский.»

1 Мая – День международной солидарности трудящихся. Дата была выбрана не просто так. В Соединённых Штатах 1 мая – это Moving Day или День перемещения. В этот день, обновлялись существующие трудовые договоры и действующие контракты на жилье. На торжествах 1 мая 1886 г. были беспорядки в Чикаго. Три года спустя, 21 июля 1889 года, на учредительном съезде II Интернационала в Париже, было решено проводить ежегодный праздник 1 мая в Европе. Цель празднования 1 мая была усилить борьбу за восьмичасовой день. 1 мая 1890 года во многих странах были организованы первые торжества.

«Взвейтесь!» да «развейтесь!»

В этом отрывке, Бездомный явно хочет осудить напыщенный пропагандистский стиль, используемый Рюхиным в его стихах. Мы читаем: «Взвейтесь! да развейтесь!». Эти слова отсылают нас к гимну пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи», написанному в Советском Союзе.

На съезде Центрального Комитета Комсомола в мае 1922, Надежда Константинова Крупская (1869-1939), жена Владимира Ильича Ленина (1870-1924), предложила написать песню для пионеров. Поэт Александр Алексеевич Жаров (1904-1984) вызвался написать эту песню – марш – в течении двух недель. В своих мемуарах Жаров написал, что времени оказалось недостаточно и писатель Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) посоветовал, оттолкнуться от чего-то уже существующего. Тогда он пошёл в Большой театр в Москве смотреть оперу Фауст Шарля Гуно (1818-1893). В результате Жаров взял хор «Марш солдат» из оперы в качестве основы для песни. Пианист Кайдан-Дёшкин Сергей Фёдорович (1901-1972), «марш Гуно адаптировал к горнам пионеров» и «гимн пионеров родился».

Вы можете послушать «Взвейтесь кострами, синие ночи» здесь:

Коридор, освещенный синими ночными лампами

Again, we see a reference to Freemasonry. Before the Apprentice initiation ritual, the candidate is ushered in the «chamber of reflection», a small darkened room adjoining the Lodge room, usually in the basement of the temple building.

Интерес Булгакова к франкмасонству можно в частности объяснить тем фактом, что в 1903 году Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), богослов и церковный историк, отец Михаила Афанасьевича, написал статью о Современном франкмасонстве в его отношении к церкви и государству, которая была опубликована в собрании Труды Киевской Духовной Академии. Булгаков не единожды в романе ссылается на масонство.

«Металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар» – это описание памятника Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837). «Большая статуя», потому что в Москве находится несколько памятников Пушкину. Этот металлический человек стоит на Пушкинской площади, на Тверской улице – центральной, оживленной торговой улице Москвы.

Это первые слова стихотворения «Зимний вечер» (1825) Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) – стихотворение, наиболее часто включаемое в антологию стихов.

Вы можете послушать «Зимний вечер» здесь:

С бокалом «Абрау» в руке

Абрау-Дюрсо – город в районе Новороссийска, где с 1870 года производятся шампанское и вино. Виноградники расположены на побережье Черного моря.

Князь Лев Сергеевич Голицын (1845-1916) привез в Россию рецепт шампанского, открытого 200 годами ранее монахом Домом Переньеном (1638-1715). Голицын начал производить шампанское в Абрау-Дюрсо

2 июля 2021 года президент России Владимир Владимирович Путин (°1952) бесстыдно похитил название шампанское с помощью любопытного закона. Несмотря на международную патентную защиту, только вино, произведенное в России, теперь может носить название шампанское. Вина иностранного происхождения, включая настоящее французское шампанское, могут носить только название игристое вино.

Французский переводчик Клод Линьи кажется очень дальновидным в этом отношении. Он переводил слова Булгакова с бокалом «Абрау» в руке как une coupe de champagne à la main, или с бокалом шампанского в руке.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Булгаков с конца 1920-х и до самой смерти писал один роман — «Мастер и Маргарита». Краткое содержание поможет получить представление о сюжете произведения, а анализ — понять его место и роль в литературе ХХ века. Расскажем о романе подробнее.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание

Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. В первой — 18, а во второй — 14 глав.

Главы поочередно рассказывают о событиях в Москве в 30-е годы ХХ века и Ершалаиме (Иерусалиме) начала эры. Так, если первая глава начинается с событий в Москве, то вторая повествует о встрече Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Одна из сюжетных линий — это роман в романе. История в Ершалаиме представляет собой главы книги, написанной Мастером, и воспоминания Воланда.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» — это череда событий:

Первая сюжетная линия. События в Москве

Вот наиболее важные события первой сюжетной линии романа:

  • Встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда на Патриарших прудах.

Роман начинается с беседы двух литераторов в парке на Патриарших прудах. Редактор Михаил Берлиоз обсуждает с поэтом по имени Иван Бездомный проблемы религии. К их разговору подключается незнакомец. Он представляется как Воланд — консультант по черной магии.

Его интересует ответ на вопрос, поднятый в дискуссии литераторов, — кто управляет жизнью человека, если нет Бога? Берлиоз утверждает, что сам человек. В ответ Воланд берется доказать обратное и предсказывает, что редактору отрежет голову комсомолка.

Литераторы решают сообщить о подозрительном незнакомце властям. Бездомный остается за ним присматривать, а Берлиоз отправляется к ближайшему телефонному автомату. По дороге он поскользнулся на масле и попал под проезжающий трамвай. Транспортом управляла девушка-комсомолка. Пророчество Воланда осуществилось.

Иван Бездомный отправляется за иностранцем, но не может его найти. После череды странных поступков его отправляют в психиатрическую лечебницу. Ночью к нему в палату пробирается незнакомец. Он называет себя Мастером.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

  • События в театре «Варьете».

В квартире №50 на улице Садовой с тяжелого похмелья проснулся Степан Лиходеев. Он возглавляет театр «Варьете» и делит квартиру с Берлиозом. Открыв глаза, он видит странного человека и его свиту. Незнакомец предлагает ему опохмелиться и рассказывает, что накануне они заключили контракт на одно выступление. Спустя некоторое время Степан оказывается в Ялте. Так квартира лишилась второго постояльца.

Спутник Воланда по фамилии Коровьев договаривается с председателем местного жилтоварищества Никанором Босым о том, что в квартире временно остановится иностранный артист. В качестве вознаграждения вручает Босому деньги в сумме 400 рублей. Тот прячет их в вентиляционной трубе, но спустя некоторое время к нему приходит милиция. Вместо рублей она обнаруживает валюту. Председатель после нервного срыва оказывается в психиатрической клинике.

В театре, который возглавлял Лиходеев, финансовый директор Римский озадачен тем, что регулярно получает телеграммы. Они якобы подписаны директором, который просит подтвердить его личность и выслать денег в Ялту. Посоветовавшись с администратором Варенухой, финдиректор приходит к выводу, что руководитель где-то сидит пьяный в одном из ресторанов Москвы и шлет телеграммы.

Однако он решает подстраховаться и поручает администратору отнести полученные телеграммы в милицию. Бегемот и Азазелло — спутники Воланда — перехватывают Варенуху по дороге. Он оказывается в квартире Берлиоза, где его целует ведьма Гелла.

Вечером в театре «Варьете» публика собралась на представление. Пока Воланд сидит на сцене и размышляет о жителях города, его спутники показывают чудеса. Одаривают присутствующих червонцами, предлагают женщинам обменять наряды на новые прямо на сцене. Конферансье Бенгальскому, который мешал представлению, отрывают голову и ставят на место. Он попадает в лечебницу.

Сеанс заканчивается скандалом. Вначале на требование разоблачить трюки Фагот из свиты Воланда обвиняет требовавшего в неверности жене, а затем деньги, полученные зрителями, превращаются в бумагу, а наряды дам исчезают. Несчастные вынуждены возвращаться домой в нижнем белье.

«Мастер и Маргарита» — книга, в которой специалисты находят отсылки к другим литературным произведениям. В частности, сцена после представления напомнила критикам гоголевского «Вия». Несчастного финдиректора Римского в кабинете преследует Варенуха, ставший вампиром. Лишь с первыми петухами нечисть исчезает, а поседевший от страха Римский уезжает из города.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

  • История Мастера.

Следует вспомнить сцену знакомства Бездомного и Мастера в произведении «Мастер и Маргарита». Пересказ продолжает представление главного героя. Бездомный рассказывает новому знакомому, как стал пациентом. Мастер поясняет, что поэт и редактор встретили самого сатану.

Далее герой рассказывает свою историю. Ему повезло выиграть большую сумму денег в лотерею, и он оставил работу в музее, посвятив себя написанию книги. Она была посвящена Понтию Пилату. Однажды во время прогулки герой встретил женщину по имени Маргарита. Они полюбили друг друга. Именно Маргарита назвала его Мастером.

Она была несчастна в браке и навещала Мастера. Период работы над романом был самым счастливым в его жизни. Произведение опубликовали лишь отрывками, но этого хватило, чтобы на автора обрушились критики. Расстроенный Мастер попытался сжечь роман. Его возлюбленная успела спасти несколько листов. Она ушла, чтобы расстаться с мужем. Пока она отсутствовала, Мастер лишился жилья и попал в клинику.

  • История Маргариты.

«Мастер и Маргарита», краткое содержание которого не будет полным без представления героини, продолжает сцена знакомства Маргариты с одним из спутников Воланда Азазелло. Женщина встретила его в Александровском парке. Азазелло рассказал, что ей стоит прийти на встречу с неким иностранцем.

В надежде узнать хоть какую-то информацию о возлюбленном, Маргарита согласилась. Вечером, использовав волшебную мазь, она стала ведьмой и полетела на встречу. По дороге разгромила квартиру одного из критиков, который плохо написал о романе.

Маргарита прибыла в квартиру №50 и по просьбе Воланда стала королевой его бала. Ее задача состояла в том, чтобы встречать гостей, которые целовали ей колено. После бала героиня попросила вернуть ее и Мастера в их квартиру.

Тем временем в квартиру нагрянула милиция и увидела там кота с примусом, который устроил пожар. За ним последовали возгорания в одном из валютных магазинов и ресторане.

Вторая сюжетная линия. События в Ершалаиме

Параллельно с московскими событиями читатель узнает о том, что происходило в Ершалаиме. Пилат допрашивал осужденного на смертную казнь. Побеседовав с Иешуа, он пришел к выводу, что перед ним не преступник, а странствующий философ.

Первосвященник Каифа отказал Пилату в просьбе помиловать философа в честь наступающей Пасхи, мотивировав это тем, что слова философа опаснее действий разбойника. Иешуа казнили. Когда толпа разошлась, остался лишь ученик покойного Левий Матвей.

Раздосадованный Пилат поручил начальнику тайной службы по имени Афраний отомстить тем, кто виновен в гибели философа. Так был убит Иуда из Кириафа. Синедрион ему заплатил за возможность арестовать проповедника в его доме. Гонорар покойного подбросили к дому первосвященника.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

Финал. Соединение двух сюжетных линий

В финале две линии сюжета соединились. В Москве к Воланду прибыл Левий Матвей и сказал, что тот должен забрать Мастера и его спутницу. Когда Воланд поинтересовался, почему парочку не берут в свет, получил ответ, что Мастер заслужил лишь покой.

Азазелло прибыл в жилище, где после бала находились Мастер и Маргарита, и подарил им бутылку вина. Они выпили и упали без чувств. Одновременно где-то в психиатрической больнице умер безымянный больной, а в доме на Арбате — женщина.

В эпилоге герои, Воланд и его спутники несутся на волшебных конях. Мастер получает возможность увидеть Пилата и закончить свое творение, освободив персонажа.

Мастер и его спутница остались в доме, где проведут вечность вдвоем.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

«Мастер и Маргарита»: анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова — произведение со сложной судьбой, которое стало важным явлением в культуре ХХ столетия.

Вот особенности творения писателя, на которые обращают внимание критики:

  • История создания и замысел.

Роман «Мастер и Маргарита», читать который любят поклонники разных поколений во многих странах, писатель начал в конце 1920-х и завершил перед смертью в 1940 году, а опубликован был лишь в 1960-х.

Интересно, что вначале у Булгакова в набросках не фигурировали ни Мастер, ни Маргарита. Это было произведение о Воланде и Иешуа. В 1930 году писатель поступил с рукописью так же, как и герой его романа, — отправил в огонь. Причиной стала информация о запрете постановки одной из его пьес. По сути, Булгаков, как и Мастер, стал жертвой советской критики.

В развязке произведения Воланд заявляет Мастеру о том, что рукописи не горят. Это утверждение основано на опыте самого автора. В 1932 году он обнаружил уцелевшие листки сожженного произведения и продолжил работу. В последние годы Булгаков болел и вынужден был диктовать текст жене.

Произведение увидело свет спустя два десятилетия после кончины писателя.

  • Тема и конфликт произведения.

Булгаков «Мастер и Маргарита» задумал как произведение о противостоянии зла и добра. Через эту призму он раскрывает темы религии и атеизма, предательства, любви и ненависти, сущности человека и ряд других.

Одной из ключевых проблем произведения является проблема выбора. Она остро стоит перед Пилатом, который осознает, что Иешуа невиновен, и где-то даже симпатизирует ему, но в силу должности не способен отменить приговор.

В качестве раскаяния за свой поступок он приказывает убить предателя и проучить Каифу. Но это не дает ему облегчения, и он вынужден вечность ждать, пока Мастер не принесет ему свободу.

Противоположностью Прокуратору является Маргарита. Она без колебаний следует повелению сердца. Готова оставить нелюбимого мужа, стать ведьмой и выполнять просьбу Воланда, чтобы быть с любимым.

Важной мыслью является дуализм добра и зла. Автор подводит читателя к мысли, что тьма и свет не могут существовать друг без друга. Булгаков выбирает для героев третий путь. Устами Левия Матвея он заявляет, что герой не достоин света:

  • он не отстаивал свою точку зрения;
  • не боролся за любовь;
  • был пассивным и смирился с судьбой.

Но это не означает, что он обречен на тьму. Он достоин получить покой.

  • Особенности композиции и жанр.

В произведении две линии повествования. История Иешуа представляет «роман в романе». Автор в ходе повествования как бы раскрывает содержание произведения, которое написал Мастер. В финале линии сходятся, и прошлое с настоящим переплетается. Мастер встречает Пилата — героя собственного романа.

В произведении пересекаются несколько жанров — сатира на советское общество конца 1920-х с начинающейся подозрительностью и доносами, мистические сюжеты о Воланде и персонажах фольклора (ведьмах, упырях и прочих), а также философия, представленная диалогами Пилата и Иешуа.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших романов не только в творчестве Булгакова, но и мировой литературе ХХ века. Его стоит почитать, чтобы в этом убедиться.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Осиненко В. А.: Тайны романа “Мастер и Маргарита”
Глава б. Шизофрения, как и было сказано

ГЛАВА б

ШИЗОФРЕНИЯ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО

В приемную новой психиатрической клиники под Москвой вошел доктор и здоровается с Иваном.

– Здорово, вредитель! – злобно и громко ответил Иван. Мне двадцать три года. и я подам жалобу на вас всех. А на тебя в особенности, гнида! – отнесся он отдельно к Рюхину. – На то, что меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом.

– Вы находитесь. – заговорил врач, присаживаясь на белый табурет. — не в сумасшедшем доме, а в клинике, где вас никто не станет задерживать, если в этом нет надобности.

– Слава те господи! Нашелся наконец один нормальный среди идиотов, из которых первый – балбес и бездарность

Сашка. Типичный кулачок по своей психологии. и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе- хе. «Взвейтесь!» да «развейтесь». а вы загляните к нему внутрь – что он там думает. вы ахнете.

Бездомный звонит в милицию и требует выслать отряд для поимки консультанта. Но услышав адрес сумасшедшего дома, там кладут трубку и рассерженный Иван бросается в окно. Но там сетка, и Иван получает укол от врача и затихает.

– Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки.

Врач объясняет Рюхину про болезнь Ивана – шизофрения и алкоголизм. На грузовике Рюхин возвращается в Москву. Ему «тридцать два года», сочиняет дурные стихи и сильно завидует славе Пушкина. В ресторане Рюхин просит водки.

М. А. Булгаков новейшую психиатрическую лечебницу рассматривал в черновой тетради за 1929-1931 гг. Здесь же имеется выражение Иванушки «Здорово, вредитель!», ему двадцать пять лет, Рюхина назвал «балбес Пашка. кулачок-подголосок. ..». Смерть Берлиоза произошла в субботу 14 июня 1943 г. Писателей в Союзе – 5011, из них 7 живут в Ленинграде, а остальные – в Москве. Иванушка в ресторане «Шалаш» бьет участливое лицо. У Иванушки болезнь – мания фурибунда, яростная мания. Фагот назвал себя – «старый регент». Есть глава «Консультант с копытом». Поэт Иван Петрович Тешкин имеет псевдоним Ваня Беспризорный, вначале он пытался войти в Кремль.

В редакции до 1937 г. глава 6 романа называлась «Мания фурибунда», в ней Иван Николаевич Понырев говорит, что ему 25 лет; его болезнь «мания фурибунда. Яростная мания».

Первый открытый судебный процесс над вредителями-гор- няками (Шахтинское дело) состоялся летом 1928 г. В 1933 г. сообщено в газетах о расстреле 35 работников Наркомзема СССР за организацию голода в стране и состоялся открытый судебный процесс за вредительство над руководителями крупных электростанций и английскими специалистами. Дело о «медицинских убийствах» рассматривалось в марте 1938 г., на процессе «Антисоветского правотроцкистского блока». Врачи приговорены – Л. Д. Плетнев на 25 лет лишения свободы, Л. Г. Левин, И. Н. Казаков к высшей мере наказания.

Прототип И. Н. Понырева определился окончательно в последней редакции романа. Это поэт Павел Николаевич Васильев (1910-1937, репрессирован). Родился в сибирском городе Зайсан, закончил среднюю школу в Омске, в 1925 г. уехал на Дальний Восток. Стихи печатает с 1927 г. в журнале «Сибирские огни». С 1929 г. учится в Литературном институте имени Брюсова в Москве. Квартиры не имеет, жена живет в Омске. В начале 1932 г. за драку с комсомольским поэтом Джеком Алтаузеном находился под следствием два месяца. В начале 1933 г. был конфискован номер журнала «Новый мир» за опубликованную поэму П. Васильева «Песнь о гибели казачьего войска».

«Литературные забавы», в ней П. Васильев назван хулиганом, «его следует как-то изолировать». В августе на I съезде советских писателей Н. И. Бухарин потребовал от П. Васильева обломать «в себе острые углы собственнической дикости», а в заключительном слове разъяснил – «я говорил о «собственническом свинстве» Васильева». В мае 1935 г. «Правда» опубликовала письмо 20 писателей о принятии мер против «хулигана Васильева». В августе дело Васильева рассмотрел Краснопресненский суд Москвы и приговорил поэта к полутора годам лишения свободы. С помощью И. М. Гронского был освобожден, но в феврале 1937 г. был вновь арестован и приговорен к высшей мере наказания (или 10 лет лагерей без права переписки – так сообщали родственникам).

Возраст П. Васильева в 1933 г. такой же, как у Ивана Николаевича Понырева – 23 г., совпадает и отчество поэтов.

У И. Бездомного знаменитая болезнь: вначале работы над романом «Мания фурибунда» и окончательно – «Шизофрения».

В конце декабря 1927 г. В. М. Бехтерев осматривал И. В. Сталина и сообщил лечащему врачу свой диагноз – паранойя (вид шизофрении). Через два дня Бехтерев скончался, появилась версия о его отравлении вином с ядом.

Бездомный помещен в 117-ю комнату с охраной. Номер комнаты соответствует 1917 г., где автор удалил цифру 9. В этом году в Российской империи произошли февральская и Октябрьская революции. «Иваны» империи получили новую власть – советскую и большевистскую и охрану («пост») – ВЧК.

Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Осенью 1926 г. стал известен своим популярным романом «Разгром». С 1930 г. заменил Ф. Ф. Раскольникова в редакции журнала «Красная новь». Весной 1931 г. опубликовал в журнале бедняцкую хронику «Впрок» А. Платонова. Рассказ не понравился И. Сталину, и Фадеев опубликовал свое заявление о допущенной ошибке и назвал рассказ кулацкой хроникой. В 1932-1938 гг. председатель оргкомитета Союза советских писателей (ССП), в 19391944 гг. секретарь Президиума ССП.

Добавить комментарий