Андронова арутюнян как лечить заикание

Методика устранения заикания по Арутунян
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

СИСТЕМА Л.З. АРУТЮНЯН.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.
Коррекционная работа ведется по трем направлениям:
1. логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог;
2. психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи;
3. психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.
Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.
Основной курс реабилитации занимает 24 дня (2 дня — подготовительных, день дестабилизации и 21 день логопедических занятий). Затем в течение года проводится пять поддерживающих микрокурсов (каждый по пять дней), первый — через месяц, остальные с интервалом два месяца.
В группе занимаются одновременно 6-8 человек; формируется она, в основном, по возрастному признаку.
День дестабилизации длится примерно семь часов, остальные занятия — по три часа.
Ориентировочно по времени занятия распределяются следующим образом:
* краткий опрос о состоянии речи (устный дневник) — 5 минут;
* планируемые беседы — 15 минут;
* аутогенная и речевая тренировки, постановка голоса — 1час 20 минут;
* анализ письменных дневников заикающихся и спонтанно возникающие беседы — 20 минут;
* домашнее задание — 10 минут.
После каждых 45 минут занятий — перерыв 7 минут.

ЦЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА: вызвать дестабилизацию УПС (устойчивого патологического состояния), мобилизировать внутренние резервов, резко изменить отношение пациента к себе и своему дефекту, перевести его из состояния пассивного страдания, в состояние человека, активно борющегося с недугом.
ЦЕЛЬ ОСНОВНОГО ЭТАПА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ: выработать у пациентов новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки; связать речь с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т. д. И укрепить новый речевой стереотип в функциональных тренировках различной сложности, тем самым, осуществив решающий отрыв от заикания.
Как правило, в процессе усвоения новых навыков у пациентов происходят глубокие внутренние изменения: замедленный темп речи, одновременно с ранее незнакомым, растущим чувством спокойствия и мышечного расслабления, не воспринимается уже как чуждый и не вызывает прежней тревоги. Мир кажется менее враждебным, возникает мироощущение человека, способного преодолеть сложные ситуации, растет вера в возможность исцеления.

МИКРОКУРСЫ.
После окончания основного курса и после каждого микрокурса лечения пациенты получают развернутое задание, которое нужно обсудить и довести до понимания каждого из них, поскольку наиболее ответственная часть работы может быть выполнена только в условиях естественного общения.
На первом микрокурсе происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, успехи и неудачи каждого члена группы. Выясняя причины неудач, анализируя типичные ошибки, вырабатывается общая стратегия поведения группы. Значительное место отводится активизирующим беседам, созданию у группы правильной установки на дальнейшую работу.
В последующих микрокурсах состояние пациентов еще более стабилизируется, увеличивается объем самостоятельной работы, так как каждый пациент нуждается уже в индивидуальной программе упражнений. Одни больше занимаются голосом, другие — техникой синхронизации речи с рукой, третьи — навыками расслабления, четвертым нужна консультация психолога или психотерапевта, некоторым показаны занятия в психотерапевтической группе.
Следующие два микрокурса отводятся в основном коррекции интонационной стороны речи на уровне синтагм и текстов. Цель — добиться от пациентов естественной, интонационно окрашенной речи. Работа над интонацией предполагает одновременно и работу по коррекции общения.
Большое внимание уделяется развитию воображения, речевого мышления, оперативной памяти, обучению навыкам композиции и импровизацию. Эта работа начинается еще во время основного курса лечения, но в полной мере развертывается на поддерживающих микрокурсах. С расширением круга задач усложняются и функциональные тренировки. Выполняя задания, пациенты воспитывают в себе уверенность во всем, что касается речевой способности. У них увеличивается интерес к работе со словом.
Четвертый и пятый микрокурсы посвящаются закреплению интонационных и импровизационных навыков на уровне текста — как монологического, так и диалогического. Практикуется чтение и обсуждение литературы психологического содержания. Таким образом, развивается у членов группы навыки критического анализа собственных поступков, побуждений, понимание роли другого человека в коммуникации. Все это необходимо для того, чтобы в будущем пациентам самостоятельно справляться с возможными затруднениями и сохранить речевое здоровье.

Главные задачи заключительного этапа:
* автоматизировать новый речевой навык, закрепив его в разнообразных условиях общения;
* окончательно преодолеть вторичные наслоения заикания (страх речи, навязчивые мысли, уловки);
* перейти к естественной речи без опоры на руку.
На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы реабилитации, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Постепенно речь нормализуется, устанавливается естественный темп речи, правильная интонация.
При подтверждении речевого здоровья объективными данными пациенты снимаются с диспансерного учета спустя год после начала логопедических занятий.

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.З. АРУТЮНЯН.

По мнению авторов данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с акцентом речи, и желание скрыть дефект. Это обусловило идею «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.
Рассматривая заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС), основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, авторы данной методики приходят к выводу о необходимости его дестабилизации. Существенно, что был выбран путь дестабилизации УПС, связанный не со снижением, а с повышением уровня активности мозга, — через эмоциональное воздействие на пациентов. Это путь быстрого и неуклонного наращивания эмоционального напряжения при полном осознании и глубоком осмыслении пациентом всего происходящего. Таким образом, за сравнительно короткий срок достигается изменение отношения пациентов к себе, своему дефекту, готовности к речи в сложных ситуациях. Становится возможным уже с самого начала правильно распределить роли между логопедом и пациентом, перенести на пациентов весомую долю ответственности за результат занятий.
Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.
Основной принцип МЕТОДИКИ заключается в том, что не корригируются отдельные проявления дефекта, а ставится цель — формирование у пациентов нового речедвигательного навыка.
Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем — автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.
Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией, учитывая при этом неразрывную связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи. Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с собеседником. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.
После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма мобилизуются на защиту уже этого состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.
Отдельные приемы этого метода могут быть использованы и независимо, в составе других методик. Но авторы данной методики убеждены, что при использовании всего комплекса взаимосвязанных мер достигается максимальный эффект.

Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:

1. Устранение речевых судорог с помощью способа лечения заикания, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы.

2.Изменение внутреннего состояния заикающихся, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом вербальной коммуникации.

3. Автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок.

Основной (интенсивный) курс лечения занимает 10 дней по 8 часов логопедических занятий с полным погружением в новое состояние. После окончания основного курса лечения пациенты способны говорить без заикания в любых ситуациях, но их речь замедлена и сопровождается движением пальцев рук. Замедление необходимо не столько для устранения спазматических задержек, сколько для надежного формирования нового речедвигательного навыка.

Затем в течение 6 месяцев проводится 6 обучающих микрокурсов (по 3 дня каждый), на которых постепенно нормализуется темп речи и осуществляется уход от движений пальцев рук.

В группе занимаются 3-5 человек. Она формируется, в основном, по возрастному признаку.

Теоретическое обоснование комплексной методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. АРУТЮНЯН.

По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

Основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы -формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания.

Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта —

основной принцип МЕТОДИКИ.

Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем — автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.

Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией. При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи.

Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с окружающим миром. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.

После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма, как сказано выше, мобилизуются на защиту уже этого нового состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

Методика лечения заикания — автор Л.З. Арутюнян

Имя Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андронова) хорошо известно всем, кто так или иначе сталкивался с проблемами заикания: логопедам, педагогам, врачам, а также людям, страдающим расстройствами речи. Сегодня ее называют легендой российской логопедии.

Лилия Зиновьевна получила образование в МГПИ им. Ленина: в 1952 г. окончила дефектологический факультет, в 1974 г. — аспирантуру (подготовила и защитила кандидатскую диссертацию). Многолетняя работа с заикающимися позволила ей не только изучить особенности этого речевого нарушения, но и разработать инновационную методику его лечения. Это методика «Устойчивой нормализации речи заикающихся».

Лилия Зиновьевна всегда совмещала научную деятельность с активной практической работой: она руководила специализированным Речевым центром и заведовала кафедрой логопедии Самарского педагогического института, много лет работала в Польше как практикующий логопед, а с 2007 г. начала преподавать в качестве профессора кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова. И сейчас, продолжая научный труд, Лилия Зиновьевна работает с людьми у которых заикание в нашем Речевом центре «Арлилия», который назван в ее честь. Благодаря методике Л.З. Арутюнян мы достигаем в своей работе небывало высоких результатов, но методика продолжает совершенствоваться по сей день.

Особенности методики Л.З. Арутюнян (Андроновой)

Заикание является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли, и. как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания. мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно.

Разрабатывая свою методику лечения заикания, Л. З. Арутюнян (Андронова) как логопед – практик имела возможность наблюдать сотни разнообразных случаев заикания, что помогло систематизации симптомов и выявлению их причин. Выделенная ею «триада компонентов» заикания образует замкнутый круг, который необходимо «разорвать», чтобы справиться с болезнью.

  • Спазматические задержки (челюсть зажата, зубы стиснуты и звуки буквально проталкиваются через губы, язык, гортань).
  • Спазматические задержки в свою очередь приводят к страху перед трудными звуками и появлению навязчивых мыслей («я не смогу произнести это слово», «у меня не получится заговорить с этим человеком») и ощущению волнения и тревоги во время речи.
  • Рано или поздно (обычно уже в младшем школьном возрасте) появляется естественное желание скрыть дефект речи, поэтому заикающийся начинает упрощать высказывания, откладывать или полностью избегать общения …

Необходимость говорить порождает страх, а страх усугубляет проявления заикания. Возникает «замкнутый круг» симптомов, который постоянно повторяется. Лечение по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой) направлено на то, чтобы вместо устойчивого патологического состояния заикливой речи сформировать не менее устойчивую привычку говорить плавно,

Ноу-хау методики — синхронизация речи с движениями пальцев: ведущая рука, «обученная» специальным образом, поддерживает новый стереотип речи и речевого поведения. Он закрепляется в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания. Методика запатентована (см. патенты на сайте) и действенна для пациентов с разными степенями и причинами заикания, адаптирована для всех возрастов: от детей-дошкольников до взрослых людей.

Работа Центра

Под руководством автора методики Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) в «Арлилии» работают профессионалы высокой квалификации, получившие специальное образование у автора и имеющие значительный практический опыт.

Обратившись в Речевой центр, вы уже на первой консультации узнаете, как достичь устойчивой нормализации речи. Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации, зависящие от возраста пациента, «стажа» и причин недуга. Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, индивидуально или в мини-группе. Описание программ смотрите на нашем сайте. Основной курс — это 11 дней занятий по 8 часов каждое для взрослых или 15 занятий по 1,5–2,5 часа каждое для детей (в зависимости от возраста), в ходе которых происходит формирование правильных речевых навыков в сопровождении пальцев руки. На этом этапе пациенты уже могут говорить не заикаясь, однако спонтанная речь временно ограничивается. Постепенно временные ограничения снимаются. Последующие микрокурсы позволяют закрепить достигнутое, добиться выразительной, нормальной по темпу речи, в любой ситуации общения без использования пальцев руки.

Какой бы серьезной ни была проблема, в «Арлилии» помогут ее решить. Специалисты центра уверены, что заикание исправимо полностью и навсегда.

Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами. Если в Вашем городе есть наше отделение, то на анкету ответит специалист филиала.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.