Аппарат дэнас при аутизме кто использовал

Аппарат дэнас при аутизме кто использовал

Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

Источник патологии

Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.

Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

Симптоматика заболевания

Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.

Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.

У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

Проблема диагностики

При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.

Дифференциальный подход

Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.

Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

Лечебный процесс при патологии

Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.

Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

Медикаментозная помощь

Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .

Блог / Новости

Опыт применения ДЭНС при аутизме

В интернете можно уже много найти публикаций по поводу аутизма. вот например одна из них:

Аутизм как защита от мира

Врачи, владеющие технологией динамической электронейростимуляции уже не раз получали хорошие результати в лечении таких пациентов. Предлагаем вашему вниманию публикацию из сборника «Клиническое применение аппаратов ДЭНС. (Случаи из практики. 2013 год)».

Опыт применения ДЭНС при аутизме

Клиническое наблюдение Л.А. Голощаповой

г. Барнаул, Алтайский край, Россия

Различные отклонения в психическом здоровье детей имеют решающее значение не только в индивидуальном развитии ребенка, его интеллектуальных способностей в становлении личности, но и представляют большую проблему для семьи, и для социальной среды. Аутизм относится к таким отклонениям и, к сожалению, имеет тенденцию к росту.

В ДЭНАС-центр в Барнауле обратилась иногородняя семья, которая находилась на санаторном лечении. Цель обращения родителей, помочь своему 13-летнему сыну. Подросток наблюдается у психиатра с диагнозом аутизм. Все предыдущие методы лечения оказались безрезультатными, то есть не оказали существенного влияния на психику ребенка. Мальчик находится на домашнем обучении, не контактирует со сверстниками, живет в своем замкнутом мире. Сопутствующее заболевание — энурез.

При объективном осмотре выявлено, что физические данные соответствуют возрасту подростка: правильное телосложение, удовлетворительное питание. Мальчик сидит, ни на кого не реагирует. Иногда громко разговаривает сам с собой.

Поскольку лечение в санатории закончилось, и семья должна была уезжать домой, то родителям было рекомендовано приобрести аппарат ДЭНС с выносным электродом «расческа». Была составлена программа лечения в домашних условиях и проведен пробный сеанс в условиях ДЭНС-кабинета.

Методика ДЭНС

Лечение с помощью выносного электрода «расческа» проводили в зоне скальпа по центральной линии от бровей, включая зону психического благополучия (затылочная ямка) на частоте 20 Гц при комфортной мощности. В режиме «Тест» и «Скрининг» обрабатывались универсальные зоны: тригеминальная и зона точек согласия с выявлением триггерных зон. Зона головы по системе соответствия Су Джок (большие пальцы) и точка хэ-гу обрабатывались в режиме МЭД. Всего было проведено 3 курса по 10 дней с перерывом 2 недели.

У ребенка наметились существенные положительные изменения. Он стал более общительным, здоровается при встрече и говорит «до свидания», уходя из кабинета. Кроме того, мать с радостью отметила, что у него больше не повторялись эпизоды ночного недержания мочи.

Мы планируем продолжить лечение по основному заболеванию не менее двух раз в год по три 10-дневных курса.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 07.03.2019 2019-03-07

Статья просмотрена: 1692 раза

Библиографическое описание:

Черненко, А. Н. Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС / А. Н. Черненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57009/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Ключевые слова: Дэнс-терапия, речевые патологии, коррекционная работа.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее будут взаимоотношения с детьми и взрослыми. Работая логопедом уже ни один год, наблюдаю, что детей с различной речевой патологией не становится меньше. И актуальность этой проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. В последнее время в своей практической работе все больше и больше логопеды используют новейшие нетрадиционные технологии: логопедический массаж,массаж языка, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа, су-джок терапия, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.

Все эти методики по-своему полезны и эффективны.Многими логопедами приемлемы и введены в коррекционную работу.

Я также в свою коррекционную работу старалась вносить какие-то новшества, шагать в ногу со временем новых логопедических технологий.

Как-то очень давно прочла статью «Применение Динамической Элетростимуляции в логопедической практике» где описывался опыт врачей Н. А. Черлина, С. Н. Зиборова, Н. А. Коршунова Л. В. Порицкая. Это Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики. Где уже с 2004года в МОДПНБ аппараты ДЭНС использовались в логопедической практике и являлись гармоничным продолжением применения физиотерапевтических методик. Синусоидальные модулированные точки для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах.Эта методика была разработанная врачом,неврологом Л. А. Щербаковой (1982г),где ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией

Из дополнительных источников выяснила, что метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(РУ № ФС-2005/004от 4 марта 2005г). ДЭНС разрешена к использованию врачами и педагогами прошедшим курс обучения и интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, профилактических,образовательных учреждениях. Таким образом узнала, что методика ДЭНС может приемлема и в логопедической работе.Дополнительную информацию получила в школе ДЭНС,где прошла дополнительное обучение и в сентябре 2012 году приобрела аппарат ДЭНС. Интересными и полезными для меня были передачи с Еленой Малышевой, где проходила презентация ДЭНС-терапия и аппаратов ДЭНАС по первому каналу(2013г)Выступление доктора медицинских наук А. Ф. Лаврукова Уральского НИИ им. Чикалина и врача-консультанта О. Н. Рубцовой.

Не скрою,конечно,я с большой осторожностью стала применять динамическую электростимуляцию в начале только в кругу своих близких людей, и только предварительно консультируясь с врачом ДЭНС-терапевтом. Так как изучая, работу ДЭНС знала,что существуют противопоказания к применению аппарата ДЭНС, они указаны в рекомендациях.

Первые мои успехи были в коррекции с аппаратом ДЭНС с моим внуком в 2014году. В возрасте 4,5 года я стала работать в комплексе над звукопроизношением и достаточно быстро устранили межзубное произношение, успешно отработали шипящие и сонорные и ввели в речь. Мальчик сейчас успешно учится в третьем классе.

Более 20 лет я проработала на группах с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой речи. Но трудности как и у всех моих коллег возникали, даже имея не малый опыт в коррекционной работе.

На консультациях,собраниях родителям тех детей,кому,по моему мнению, мог помочь метод ДЭНС старалась довести информацию о значимости этой методики,которая уже не один год существует в практике.Динамическая электростимулирующая терапия(ДЭНС) зарегистрирована в Министерстве здравоохранения РФ,как метод профилактики, диагностики и лечения он многофункционален, эффективен и абсолютно безопасен. Те дети,которые проходили коррекцию совместно с ДЭНС,только с согласия родителей,конечно,достигали наиболее высоких результатов,чем другая подгруппа,к которой не применялась эта методика.

Карта наблюдений

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

4. Звуко-слоговая структура

6. Словарь, словообразование

Саша, 5 лет Речь была понятна только близким. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Дефекты произношения небных звуков –каппацизм, гаммацизм. Нарушение свистящих,шипящих,сонорных звуков. Нарушение фонематического восприятия, нарушение слоговой структуры связной речи.Через год коррекционной работы совместно с ДЭНС три курса по 14 сеансов с положительной динамикой, речь в норме.

Андрюша -6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня, Значительные нарушения артикуляционной моторики.Мышечный тонус понижен. Мальчик часто болеющий, из-за частых пропусков работа каждый раз начиналась заново. В течение четырех месяцев ставились и автоматизировались звуки. Положительной динамики не наблюдалось. С согласия родителей, решила включить в коррекцию методику ДЭНС. После нескольких занятий появился звуки верхнего подъема Ш,Ж. Быстро прошла автоматизация. Были поставлены отсутствующие звуки и успешно введены в речь.

Карта наблюдений

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

4. Звуко-слоговая структура

6. Словарь, словообразование

Хочу отметить, данный аппарат является эффективным и полезным инструментом в руках логопеда. Но применение данного метода нельзя рассматривать самостоятельным. Его использование,скорее всего,служит для создания благоприятного эмоционального фона,что улучшает эффективность коррекционного воздействия.

В комплексной коррекционной работе с детьми с диагнозом дизартрия предпочтение отдается речевым зонам и зонам универсальной направленности. К ним относится зона языка и специальные речевые зоны.

Коррекционные занятия в комплексе с аппаратом проводились в утренние часы на протяжении 10 дней.Зоны языка обрабатывались 30–40 секунд 1 раз в день в постоянном режиме, продолжительностью воздействия на каждый участок кожи определяла в соответствии с инструкцией. Курс лечебных процедур в среднем составил 10–14 сеансов.Но так как дети,это не взрослые, им не всегда понятно, что это за машинка соприкасается с телом ребенка.Старалась обыгрывать с речевым сопровождением:

—Пролетел веселый жук-ЖЖЖЖЖЖ.

Зазвенел комарик вдруг ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Ветер ветки раскачал-УУУУУУУ.

Шарик тоже зарычал РРРРРР.

Зашумел в воде камыш ШШШШШ.

И опять настала тишь –ШШШШ.

ШШШШШ-шуршит опавший лист,

ССССС -змеиный слышен свист,

ЖЖЖЖЖ-шмели в саду жужжат.

РРРРРРР -моторы тарахтят.

Автомобиль гудит — ВВВВ.

А мотор ревет -РРРРР.

Прокатится всех зовет-ТРРРР.

В дом свой улетай,пчела-ЗЗЗЗЗ.

Первый мед принесла-ЗЗЗЗЗ

ССССС-прокол спустилась шина.

При этом ребенок слышит постоянно правильную речь –это еще один плюс в коррекционной работе.

Таким образом ДЭНС в логопедической практике дает укорочение сроков работы,облегчает постановку и автоматизацию звуков,особенно детей с дизартрией. Метод ДЭНС прост и эффективен.Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов,активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.На основании достигнувших результатов, за столь короткий срок можно говорить о целесообразности применения метода в качестве дополнительного средства в системе логопедической практики. Существуют определенные приемы в методике ДЭНС при коррекции звукопроизношения. При паретичности мышц рекомендовано использовать частоту 77 Гц,при спастичности -10Гц,для поиска триггерных,проблемных зон применять режим МЭД или Скрининг,для иммунных зон-10–20 Гц или низкие запрограммированные частоты аппарата ДиаДЭНС-ПКМ. Зоны аппаратного воздействия: язык, круговая мышца рта, подчелюстная зона, ее называют — зона косынки, шейное кольцо, зона яремной ямки, тригеминальная зона — зона выхода на лице ветвей тройничного нерва За один сеанс возможно обрабатывать 3 зоны: универсальную в ШВЗ они осуществляют общую связь с ЦНС.Вторую специальную — речевую. И в заключении воздействуем на иммунную зону — вырабатываем иммунитет у часто болеющих детей. А все речевые дети -это дети соматически ослабленные.

Технология ДЭНАС используется уже далеко не первый год. Практика с применением аппаратов в логопедии многими моими коллегами, кто использует эту методику, показывает положительные результаты за более короткие сроки коррекционной работы.

  1. Н. А. Коршунова,Л. В. Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике. [Логопед 2007 № 4 С.27–31.]
  2. А. А. Смирнова. А. Н. Горнова Е. А. Кобяльковская К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Рефлексотерапия 2007 № 1 С 48–51]
  3. А. В. Перцев,В. В. Малахов.ДЭНАС и новая философия медецины. Журнал «Академический вестник» Международная академия фундаментального образования. [СПб-Екатеренбург 2004-С.30–32.]
  4. Ю. Черемхин,А. А. Власов,Т. В. Нехорошева, Р. С. Леер тез. X Международная конференция «АСВОМЕД: Современные технологии восстановительной медицины» [Сочи,2008г-С.272–273]
  5. Н. И. Аношкина Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда Динамическая электронейростимуляция.Новый виток спирали познания:СБ.мат.международ.мед. симпозиума «ДЭНАС МС» [Екатеринбург,2005г-С.188–190]

Использование электроимпульсной терапии в лечении детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы

Особенностью, характеризующей состояние здоровья детей и подростков на современном этапе, является рост нервно-психических нарушений и заболеваний. Одной из причин отклонений в нервно-психическом здоровье детей во все возрастные периоды являются перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС). Частота перинатальной патологии в популяции составляет 15–20%, в структуре заболеваний новорожденных и детей первого года жизни — 60–80% и продолжает неуклонно расти [5, 7, 10]. Еще в 1995 году существовало мнение, что доля здоровых при рождении детей через 10–15 лет сократится до 15–20% [6].

Последствия перинатального поражения ЦНС становятся заметнее по мере ее созревания и зависят от момента и длительности воздействия повреждающего фактора. Именно последствия перинатального поражения ЦНС являются одной из главных причин увеличения частоты и распространенности нервно-психических заболеваний у детей в настоящее время [1, 2, 4, 6]. Кроме этого, исходы перинатальных поражений нервной системы являются неблагоприятным фоном для растущего организма, способствуют развитию хронического дезадаптационного синдрома и предрасполагают к раннему возникновению и тяжелому течению таких форм патологии, как ишемическая болезнь сердца, гипер- и гипотонические состояния, атеросклероз, дисциркуляторная энцефалопатия, бронхиальная астма, различные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и др. [6].

Одними из главных причин складывающейся ситуации, возможно, являются: недооценка неврологических симптомов в раннем периоде жизни ребенка; недооценка патогенетических механизмов развития нервно-психических и нейроортопедических нарушений, что приводит к отсутствию рациональных подходов к лечению [1].

В основе механизмов развития перинатального поражения ЦНС лежат гипоксические и травматические повреждения, возникающие в результате действия неблагоприятных факторов перинатального периода. Это не только травмы непосредственно самой ЦНС, но и различные виды повреждений шейного отдела позвоночника, вертебробазилярного стыка и их связочного аппарата [9]. Последние приводят к хронической травме позвоночных артерий (ПА) и дефициту кровоснабжения головного мозга, в частности, способствуют развитию гипоксии в стволовых структурах, где располагаются сосудистые центры. Возникновение дизрегуляторных процессов способствует усугублению церебральной гемодинамики, что приводит к задержке созревания мозговых структур и формированию связей между различными отделами ЦНС.

Ограничение применения некоторых лекарственных средств в детском возрасте, возможность развития побочных эффектов на фоне приема медикаментозных препаратов делают необходимым дальнейший поиск новых методов лечения, в том числе и физиотерапевтических.

Рис. Графическая характеристика биполярного асимметричного электрического импульса от аппарата «Миоритм-040»

Электроимпульсная терапия обладает широким диапазоном терапевтического действия (обезболивающим, трофикостимулирующим, спазмолитическим и др.) [3, 5, 10]. Для проведения электроимпульсной терапии предложено большое количество физиотерапевтических аппаратов («Тонус-2», «Амплипульс-4», «Амплипульс-5», «Амплипульс-6» и т. д.). Нами проведено исследование с использованием аппарата «Миоритм-040», который является источником импульсных токов с частотой от 20 до 120 Гц, с биполярной асимметричной формой импульсов, характеризующихся коротким катодным выбросом с последующей низкоамплитудной анодной фазой (рис.).

Такая форма импульса максимально приближена к потенциалу действия нервного волокна в зоне перехвата Ранвье. Суммарная составляющая импульса такой формы равна нулю, что исключает возможность образования продуктов электролиза на подэлектродных прокладках. Таким образом, по форме импульсы напоминают потенциал действия мембран нервно-мышечных клеток (поэтому чаще всего их называют нейроподобными импульсами — НИТ) и являются наиболее эффективными для достижения ответной реакции организма. Указанные особенности импульсов обусловливают физиологическое, щадящее действие тока и хорошую переносимость процедур, что особенно важно в детском возрасте [3, 5, 7, 9]. Для предотвращения развития адаптации к воздействию и утомлению мышц используется режим «дрейфа» работы аппарата, при котором происходит изменение частоты в пределах 20–120 Гц с параллельным изменением амплитуды импульсов по трапециевидной форме огибающей.

При воздействии на шейный отдел позвоночника и надплечья, НИТ устраняют тоническое сокращение мышц шеи, а также улучшают микроциркуляцию тканей шеи [3]. Все это предотвращает мышечно-тонические и мышечно-дистрофические расстройства в указанной области, компенсирует нарушения в ней и приводит к улучшению церебральной гемодинамики.

Особенности действия НИТ на организм обуславливают целесообразность применения их у детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС. Преимуществом выбора этого физического фактора для коррекции поражений нервной системы у детей является его физиологическое, щадящее действие, отсутствие побочных эффектов.

Цель исследования — научное обоснование целесообразности использования и разработка методики применения нейроподобных импульсных токов от аппарата «Миоритм-040» в лечении детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением находилось 128 детей в возрасте 6–10 лет с последствиями перинатальных поражений ЦНС. Диагнозы устанавливались на основании анамнестических данных, жалоб больных, результатов неврологического осмотра и инструментальных методов обследования. У всех детей проведен анализ анамнестических данных, выполнено общеклиническое и неврологическое обследование. При проведении неврологического осмотра особое внимание уделялось оценке состояния краниовертебральной области (исследование болевых точек — точка позвоночной артерии, паравертебральные точки, остистые отростки шейных позвонков; определение ограничений движений в шейном отделе позвоночника и напряжение шейно-затылочных мышц). Инструментальные методы исследования включали в себя: ультразвуковую допплерографию (экстра- или транскраниальную), электроэнцефалографию, рентгенографическое обследование шейного отдела позвоночника с функциональными пробами (по показаниям).

Исследование церебральной гемодинамики проводилось на ультразвуковом транскраниальном допплерографе NEUROSCAN 500 M фирмы Multigon (США). Оценивалось функциональное состояние церебральной гемодинамики по таким показателям, как средняя скорость кровотока, коэффициент асимметрии (КА) средней скорости кровотока, прирост показателя потока (ППП) и пульсационный индекс (ПИ).

Для оценки эффективности различных методов лечения детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС выполнено рандомизированное слепое исследование. Проведено лечение 65 детей в возрасте 6–10 лет, которые с помощью простой рандомизации были распределены на две группы. Основная группа в количестве 35 детей без медикаментозной терапии получила лечение с применением НИТ от аппарата «Миоритм-040». Воздействие проводили на шейный отдел позвоночника и надплечья по четырем полям. Режим работы аппарата «дрейфующий» с групповым способом миграции. Продолжительность процедур от 10 до 25 минут. Курс лечения состоял из 10 процедур, проводимых ежедневно с чередованием полей.

Контрольная группа в количестве 30 детей получила курс медикаментозной терапии, включающей в себя сосудистые препараты, ноотрофы (ноотропы, витамины группы В, аминокислоты). Схемы лечения подбирались индивидуально с учетом особенностей клинической картины.

Оценка эффективности лечения проводилась по следующим критериям: динамика клинических проявлений (общее состояние, жалобы), состояния краниовертебральной области и допплерографических показателей состояния церебрального кровотока.

Результаты и их обсуждение

У всех 128 детей наблюдались различные проявления последствий перинатальных поражений ЦНС (в большинстве случаев сочетание церебральных и спинальных поражений). Среди неврологической патологии у детей наблюдались минимальная мозговая дисфункция (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозоподобные нарушения сна, невроз навязчивых движений. Выявлена большая частота последствий спинальных нарушений в виде синдрома периферической цервикальной недостаточности у 87 (69%) детей, вертебробазилярной недостаточности у 105 (82%) детей, миатонического синдрома у 42 (32,8%) детей. У каждого третьего ребенка выявлены специфические трудности обучения (легастения), более чем у 2/3 детей обнаружена дисграфия, у каждого третьего ребенка — дизартрия. Наиболее частыми жалобами у детей являлись головные боли (57,8%), нарушения сна (47,7%), невнимательность и гиперактивность (47,7% и 43,0% соответственно). У всех детей выявлялось нарушение осанки различной степени выраженности.

По данным электроэнцефалографии у 98,6% детей выявлены диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга, в большинстве случаев умеренно выраженные, у 85,5% детей обнаружены изменения функции стволовых структур. При проведении ультразвукового исследования сосудов головного мозга у всех детей выявлены признаки нарушения церебральной гемодинамики разной степени выраженности. Обращает внимание большая частота асимметрии кровотока как в каротидном, так и в вертебробазилярном бассейне (ВББ). Так, у 46,4% детей выявлена значимая асимметрия кровотока по внутренним сонным артериям (ВСА), у 57,3% детей на субкраниальном уровне и у 2/3 детей на интракраниальном уровне.

По показаниям выполнено рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника (ШОП) с функциональными пробами у 42 детей (у каждого третьего ребенка). Патологические изменения на рентгенограммах ШОП выявлены у 40 (95,12%) детей, причем почти в половине случаев они носили сочетанный характер. Среди последних чаще других наблюдались дисфиксационные нарушения в сочетании с признаками натальной травмы ШОП. Выявленные изменения в ШОП на спондилограммах могли оказывать негативное влияние на гемодинамику в ВББ, что в свою очередь способствовало нарушению питания гипоталамической области и дисфункции сосудистых центров, а значит, и нарушению всей церебральной гемодинамики дизрегуляторного характера. Таким образом, необходимо учитывать роль вертеброгенных факторов в развитии нарушений церебральной гемодинамики для патогенетически обоснованного их лечения. Если причиной цереброваскулярных расстройств являются вертеброгенные факторы, то вызывает сомнение целесообразность назначения только спазмолитических средств.

В результате лечения у детей основной группы в 95,5% случаев произошло изменение характера жалоб на головную боль: перестали беспокоить головные боли у 12 (54,5%) детей, уменьшилась частота и интенсивность головных болей у 9 (41%) детей. Различия частоты жалоб на головную боль до и после лечения статистически достоверны (р

Е. А. Братова, кандидат медицинских наук, доцент
В. В. Кирьянова, доктор медицинских наук, профессор
В. А. Александрова, доктор медицинских наук, профессор

СПбМАПО, Санкт-Петербург

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.