Рабочая адаптированная программа биологии для детей с ОВЗ

2
биология для детей с овз

Дети с ОВЗ, обучающиеся по общеобразовательной программе…

…с 5 класса начинают изучать предметы биологического направления.

Адаптированная программа позволяет в облегченной форме изучить основные понятия в достаточном для школьника количестве. Ее отличие от обычной в меньшем количестве изучаемых тем и большем количестве часов, выделяемом для изучения основных понятий.

Программа для ОВЗ разрабатывается в соответствии с федеральным стандартом общего образования, поэтому она и имеет такое сходство с обычной, для учащихся соответствующего класса, но при этом учитывает специфичность восприятия и усвоения материала детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи программы по биологии для учеников с ОВЗ

Основная цель использования адаптированных программ – реализация образовательных потребностей по предмету любого ребенка. Для этого перед преподавателем и учениками ставятся определенные задачи:

  • предоставление требуемого количества данных в удобной для ученика форме, максимально адаптированной для запоминания и усвоения материала;
  • обучение школьника использовать полученные знания по биологии в жизни;
  • контроль над усвоением данного предмета;
  • использование индивидуального подхода к каждому ученику и выбор наиболее удобной для него формы подачи данных.

В зависимости от особых потребностей учеников преподаватель разрабатывает план урока таким образом, чтобы всем детям были понятны суть и цели урока.

биология для детей с овз

Для чего должна использоваться специальная программа для ОВЗ?

Главный вопрос, с которым сталкиваются родители – стоит ли использовать адаптированную программу по биологии для ребенка с ОВЗ, или пытаться освоить предмет по общеобразовательной.

Такое решение принимает преподаватель совместно с родителями и врачом. Если ограниченные возможности здоровья не связаны с умственным развитием, можно попытаться не выделять ученика и предъявлять ему те же требования, как и ко всем остальным детям в классе.

Адаптированные программы по гуманитарным общеобразовательным предметам используются обычно для детей с ЗПР – задержкой психологического развития. В таком случае потребуется обязательная коррекция, с учетом особенностей восприятия определенного ученика.

Программа по биологии для ОВЗ практически не отличается от общеобразовательной

Программа по биологии для школьников со статусом ОВЗ практически не отличается от общеобразовательной, разработанной по государственному федеральному образовательному стандарту. То есть, если ученик перешел, например в 5 класс, он будет изучать темы и понятия вместе со своими одноклассниками. Но для него может быть упрощена система оценивания знаний и предъявляться меньшее количество требований. Учитель обязан разрабатывать план занятий таким образом, чтобы тема стала понятной абсолютно для всех учащихся в классе. Кроме того ему придется позаботиться о том, чтобы при проведении практических и исследовательских занятий в лаборатории, задания были по силам ученику с ОВЗ. Он должен достигать результатов как личностно, так и в предмете, если он начнет отставать, это говорит о том, что программа разработана неправильно.

Основные темы, изучаемые по биологии в соответствии с классом

Биология – наука, включающая в себя множество разделов. В школьной программе выделено несколько из них, чтобы предоставить школьнику базовый уровень знаний об окружающем его мире. Их ребенок будет изучать, начиная с пятого класса.

Для начала вводится один урок в неделю, постепенно количество занятий будет увеличиваться до двух, трех в соответствии с планом и расписанием.

Разделы и темы, изучаемые по биологии с 5 по 9 класс

Класс Разделы биологии Основные темы
5 Ботаника и микробиология Бактерии, грибы, растения
6 Ботаника и история биологии Изучение многообразия растительного мира, основных биологических понятий и истории некоторых биологических видов
7 Зоология Основы зоологии, разделение всех живых организмов на виды, изучение всех видов животных
8 Антропология Изучения человека – строения тела, физиологии, психологии и т.д.
9 Общая биология Изучение основных биологических понятий – экология, фотосинтез,

Для детей с ОВЗ в любом классе, если они учатся по интегрированной системе или в коррекционном классе, будет использоваться точно такой же план распределения и изучения разделов.

Учитель может использовать:

  • текстовую подачу информации (лекционное изложение материала, рассказ и объяснение);
  • экспериментальные занятия
  • работу в лаборатории;
  • исследовательские задания;
  • экскурсии.

Это позволит детям в наиболее удобной форме освоить основные знания по биологии, научиться ими пользоваться в быту и развивать логическое мышление.

Статья в темуПрограмма по математике для детей с ОВЗ

Тематическое планирование в зависимости от класса

Тематическое планирование дает возможность правильно распределить количество учебных часов, отводимое на изучение определенных тем.

Четко заложенного регламента не существует. Сколько времени уделить каждой теме решает преподаватель самостоятельно, отталкиваясь от того, насколько хорошо получается у учеников освоить материал.

При планировании преподаватель распределяет количество учебных часов. Приблизительное тематическое планирование для учеников с ОВЗ 5 класса выглядит таким образом:

  • введение в биологию – 6 часов;
  • клеточное строение – 10 часов;
  • царство бактерии – 2 часа;
  • царство грибы – 5 часов;
  • царство растения – 9 часов;

На биологию в 6 классе выделяется 34 часа, распределяются они приблизительно так:

  • строение и многообразие растений – 14 часов;
  • жизнь растений – 10 часов;
  • классификация растений – 6 часов;
  • природные сообщества – 4 часа.

В 7 классе биология также рассчитана на 1 урок в неделю, поэтому план рассчитывается на 34 занятия:

  • основное понятие и введение в зоологию – 1 час;
  • простейшие – 2 часа;
  • многоклеточные – 20 часов;
  • эволюция строения – 7 часов;
  • основные биологические понятия – 4 часа.

В 8 классе программа для изучения биологии как для ОВЗ, так и общеобразовательная включает в себя уже 2 урока в неделю или 68 часов и все они будут посвящены изучению особенностей человеческого тела, физиологии и психологии.

В итоге все темы, заложенные в программе, распределяются на все выделенные на изучение  предмета 36 учебных часов. При этом преподаватель должен планировать те занятия, которые потребуют большего времени. Так, например, для изучения физиологии растений в 6 классе, можно использовать посев семян, для этого потребуется проведение исследовательской лабораторной работы, которая займет не один день.

В 9 классе, на изучение биологии отводится также 68 часов, ученики занимаются по 2 урока в неделю. Темы распределяются приблизительно так:

  • введение в общую биологию – 3 часа;
  • молекулярная биология – 10 часов;
  • клеточная биология 14 часов;
  • организменная биология – 13 часов;
  • популяционно-видовая биология – 8 часов;
  • экосистемы – 6 часов;
  • биосферы – 11 часов.

В течение пяти лет на изучение отведено около 250 учебных часов, из которых 11 резервные, то есть преподаватель сам решает какой из тем уделить больше внимания.

Тематическое планирование включает в себя подробное разделение тем по часам. Выше представлено разделение на основные разделы, в официальном плане распределение происходит еще более подробно.

биология для детей с овз

Материальное обеспечение при проведении уроков биологии

Наибольшую роль в изучении биологии играет материальное обеспечение. Такого рода предмет не может обойтись без демонстрации. Поэтому класс биологии оснащается лабораторными инструментами, учебными пособиями, плакатами, препаратами и прочим вспомогательным оборудованием.

В некоторых случаях преподаватели могут задавать детям исследовательские задачи, в результате которых они должны добыть, достать и принести определенный объект  для дальнейшего изучения в классе – например, семена растений, листья или земноводных. Это является также частью учебного процесса, заставляющее ребенка усиленно использовать полученные знания на практике.

Планируемый результат при изучении предмета

Ребенок с ОВЗ должен получить достойное количество знаний в соответствии с учебной программой.

 Планируемые результаты разделены на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Результаты личностные при изучении биологии:

  • осознание основных принципов существования живых организмов, представителей как растительного, так и животного мира;
  • понимание основ здорового образа жизни;
  • формирование познавательных навыков и интересов об окружающем мире.

К метапредметным результатам относится развитие умения использования изученных данных, а также желания получать новые на основе полученных умений.

Предметные результаты – это освоение полученного массива знаний и умение им оперировать – отвечать на вопросы, понимать суть заданных вопросов. Кроме того, после изучения предмета, ребенок должен иметь четко сформированное морально-этическое мышление, отталкиваясь от полученных знаний об существовании окружающего мира, заботиться об экологии, окружающих его живых организмах и своем собственном здоровье.

Статья в темуПрограмма по истории для детей с ОВЗ

Курс биологии обязателен для изучения школьниками, осваивающими общеобразовательную программу

Несмотря на то, что ученики с ОВЗ весьма ограничены в собственных возможностях, изучение такого предмета как биология, обязательно для изучения, даже в случае ЗПР. Знания, полученные в этой области, помогают формировать правильные морально-этические приоритеты, вызвать интерес к развитию, самопознанию. Немаловажно и развитие навыков обращения с окружающей средой и гуманного отношения к живым существам.

2 комментария для “Рабочая адаптированная программа биологии для детей с ОВЗ

    1. Ограничений по освоению общеобразовательной программы по биологии практически не существует.
      Для детей с ОВЗ разрабатываются отдельные критерии при оценивании знаний. Кроме того преподаватель обязан учесть физические возможности ребенка при проведении лабораторных и исследовательских работ.

Добавить комментарий