Что слышит ребёнок при тугоухости 3 степени

0

Содержание

Что слышит ребёнок при тугоухости 3 степени

Степени тугоухости и их особенности

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

  • тип;
  • время наступления;
  • симметричность;
  • прогрессирование;
  • локализация (односторонняя, двухсторонняя);
  • степень утраты функции.

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

  • 1 степень – легкая;
  • 2 степень – умеренная;
  • 3 степень – тяжелая;
  • 4 степень – глубокая.

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

  • невозможность компенсировать тугоухость с помощью операции или технических средств;
  • утрата профпригодности при развитии заболевания;
  • получение образования в специализированном учебном учреждении (на время обучения).

При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

  • порог восприятия – от 26 до 40 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 6 до 3 м;
  • восприятие шепотной речи – от 2 м и менее.

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренная – легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

  • порог восприятия – от 41 до 55 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 3 м и менее;
  • восприятие шепотной речи – около ушной раковины.

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

  • порог восприятия – от 56 до 70 Дб;
  • восприятие разговорной речи – непосредственно рядом с ушной раковиной;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

  • порог восприятия – от 71 до 89 Дб;
  • восприятие разговорной речи – крик с ухом;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Сводная таблица потери слуха

Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.

Степень снижения Значения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб) На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь На каком расстоянии человек воспринимает шепот
Здоровый человек 0-25 Более 10 м 6 м
1 26-40 От 6 до 3 м От 2 м – до ушной раковины
2 41-55 От 3 м и менее Рядом с ухом
3 56-70 Громко рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
4 71-90 Только громкий крик рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
глухота Более 90 Восприятие невозможно Восприятие невозможно

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Симптомы тугоухости. Нейросенсорная тугоухость симптомы и лечение.

Описание:

Симптомы нейросенсорной тугоухости.

Я врач, по техникам самовосстановления работаю более 20 лет и веду группы по восстановлению слуха. Симптомы тугоухости бывают разные, в зависимости от степени снижения слуха. Существует 1, 2, 3, 4 степени снижения слуха.

Симптомы при 1 степени тугоухости.

Нейросенсорная тугоухость 1-й степени – это легкая степень порог слышимости 26- 40 дБ. Разговорная речь воспринимается до 6 метров, шепотная речь от 1-3 метра.

Симптомы тугоухости — часто бывают шум и звон в ушах, головные боли, головокружение. Трудно разговаривать с людьми, не дослышат, часто переспрашивают, раздражаются, нервничают. Создаются трудности на работе и дома. Трудно работать в профессии. У многих при 1 степени снижения слуха есть шум и звон в ушах, что усиливает напряжении при разговоре. Люди в растерянности, выпадают из мира общения, тревога, беспокойство, страх за будущее. А после первого посещения лор центра врачи говорят, что это не излечимо и скажите спасибо, что слышишь так, а не хуже и надо сберечь то, что осталось. Нужно поддерживать то, что осталось, а для этого необходимо лечение в лор стационаре. И начинаются бесконечные лечения в лор стационаре (люди, которые занимались в группах).

Человек живет в состоянии стресса, а это спазм сосудов головного мозга, сосудов органов слуха и слух становится еще хуже. Люди начинают искать выход — консультации в лор центрах и за границей. Итог один — слух не лечится, результата нет. Затрудняется общение с людьми, приходится часто переспрашивать, страх общения с людьми: страх не услышать, страх переспросить.

В наших группах тугоухость 1 степени восстанавливается за время курса. Наша методика – это комплекс тренировочных упражнений, которые позволяют ВОССТАНОВИТЬ слух. Это начальные симптомы тугоухости, а дальше очень часто 1 степень переходит во вторую.

Вторая степень снижения слуха тоже в медицине считается легкой. Порог слышимости 41-55 дБ. После многочисленного лечение в лор центрах и отсутствия результатов состояние слуха и эмоциональное состояние ухудшается. Самое страшное, что во всех лор центрах говорят — слух не лечится. Все, выхода нет. Тупик, даже нет ни одного шанса. И человек добивает сам себя — все не лечится, стресс за стрессом и человек загоняет себя в депрессию. И почему трудно работать с такими людьми, пройдя лечение во всех лор центрах, они уже ни во что не верят. Вам же сказали, что слух не лечится. И понеслось — была 1 степень, а теперь уже вторая и никто не гарантирует, что проводимое многочисленное лечение восстановит слух. Сохраняйте то, что есть.

Симптомы при 2 степени тугоухости.

Шепотная речь воспринимается на расстоянии около одного метра, разговорная речь воспринимается на расстоянии 3 метра и часто с трудом. Шум и звон ушах, заложенность в ушах, ощущение инородного тела в ушах (люди часто говорят — у меня вата в ушах или пробка в ухе — врач смотрел и сказал что ухо чистое) Эмоциональное состояние резко падает — нет выхода и что так я буду жить всю жизнь? Трудно в общении, проблемы на работе и в семье. Приходится постоянно переспрашивать, это раздражает окружающих и люди со второй степенью постепенно уходят от общения, страх задать вопрос спросить еще раз. И постепенно отдаляются от общения и становятся одиночками — ну кому я такой нужен. На наших занятиях вторая степень ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ за время курса. И надо видеть радость этих людей, которым говорили, что слух никогда не восстановится! И восстанавливают слух сами люди путем тренировок по нашей методике.

А что происходит в лор центрах? Мы же говорили, слух не лечится — вот результат. Придется одеть слуховой аппарат. Из опыта работы — много людей приходили в группу с 3-4 степенью снижения слух с 2 слуховыми аппаратами и говорили, что все начиналось 1 степени снижения слуха, и плакали, да, какую жизнь прожили. И хорошо, если одевают один слуховой аппарат, а то и два одевают при 2 степени снижения слуха.

И что происходит дальше? Как хорошо слышно в слуховом аппарате первые 2-3 месяца, а потом слух сползает и в слуховых аппаратах человек уже плохо слышит. И приходится одевать следующий более сильный и дорогой слуховой аппарат. И постоянный страх, а вдруг слух станет хуже? При второй степени человек не до слышит, но уши работают, вы прислушиваетесь, вы стараетесь услышать. Ближе подходите, чтоб услышать. Уши работают, но когда одевают при 2 степени одевают 1 или 2 слуховых аппарата, уши перестают тренироваться, не работают и через пол года вы снимаете аппарат и слышите хуже, чем было. По нашей методике мы не только восстанавливаем слух, но и СНИМАЕМ СЛУХОВЫЕ при 2 степени тугоухости.

Симптомы при 3 степени тугоухости.

Шепотную речь люди не слышат. Слышат громкую речь на расстоянии около одного метра. Часто шум и звон в ушах заложенность ушей, Порог слышимости 56- 70 дБ. Обычно носят один слуховой аппарат и часто в слуховых аппаратах слышат не четко и хорошо считывают информацию с губ и лица собеседника. Дается инвалидность по слуху.

За время курса достигаются следующие результаты — снижается громкость слухового аппарата до минимальной (становится громко в слуховом аппарате, как будто одел новый слуховой аппарат) и люди спокойно и легко разговаривают с любым незнакомым человеком и на разных расстояниях и не считывают информацию с губ и лица. Без слухового аппарата могут разговаривать на расстоянии 1-3 метра тихим голосом, не смотрят на лицо говорящего. Уходят шум и звон в ушах, заложенность ушей. Уходит страх общения с людьми. Это достигается при самостоятельной работе за время курса и работа по индивидуальной схеме продолжается дома.

Симптомы при 4 степени тугоухости.

Два слуховых аппарата, но и в них слышат не достаточно хорошо, приходится помогать себе — хорошо считывают информацию с лица и губ. Шум, звон, заложенность в ушах. Дается инвалидность по слуху. Симптомы тугоухости бывают разные — без слухового аппарата на близком расстоянии громко может услышать отдельные слова, или звук голоса, или звук голоса далеко-далеко, или не слышит ничего. За время курса люди без слухового аппарата начинают слышать громко слова на расстоянии от 1 до 3х метров. Отлично слышат в слуховых аппаратах и разговаривают с не знакомыми людьми, не смотря при этом на лицо и губы. Нет страха общения с людьми. Без слухового аппарат хорошо слышу шум улицы — музыка на улице, очень громко ездят машины, шум эскалатора, голос диктора в метро, как открываются и закрываются двери в метро и автобусе.

Нейросенсорная тугоухость лечение без операции:

Константин 30 лет. Камчатский край.

Диагноз – нейросенсорная тугоухость 1-2 степени. По словам родителей, родился здоровым. В возрасте 4х лет боле ветрянкой, были отиты. В возрасте 5 лет слышал речь не разборчиво, плохо говорил. Посещал курсы логопеда. Ежегодно с 4х лет проводили осмотр и лечение – лор и сурдолог. Заметное снижение слуха произошло в возрасте 14 лет. Врач проводил лечение. В возрасте 18 лет был вынужден носить слуховой аппарат в левом ухе. С 18 до 28 лет сменил 4 слуховых аппарата. Причиной ношения слухового аппарата на оба уха стало – не разборчивость речи, недостаточное общение с друзьями, звук, пение птиц на природе, требования быть внимательным на работе. В 2015 года сделал операцию – искривление носовой перегородки. После операции стал лучше дышать носом, пропал шум и гул в ушах. Дальше продолжал носить слуховой аппарат то левом ухе, то на правом. Одновременно два слуховых аппарата не ношу. После прохождения курса восстановления слуха у Малкиной Т.П исчезла зависимость от слухового аппарата. Следую рекомендациям Тамары Петровны и с каждым днем чувствую улучшение слуха, поднялась самооценка, настроения. Слышу без слухового аппарата на улице много новых звуков и шумов на улице, слышу разговор людей. К концу курса слышу чтение книги шепотом с расстояния 10 метров левым ухом, без слухового аппарата. Улучшилось эмоциональное состояние. Правым ухом слышу разговор людей на расстоянии более 5 метров, без слухового аппарата. Более четко понимаю английскую и испанскую речь на Красной площади. Появилось желание общаться, слушать гитару и саксофон. Нет дискомфорта при общении с незнакомыми людьми. Все эти новые изменения в жизни привели меня в шок и удивление. Начинаю забывать, что у меня был диагноз нейросенсорная тугоухость 1-2 степени и слуховой аппарат. Слуховой аппарат НИКОГДА не одену.

Степени глухоты у детей

В основе классифицировании нарушений слуховой функции заложено распределение, основанное на величине его средней потери. Именно поэтому анализирование результатов тестирования должно начинаться с расшифровки данных полученных при проведении тональной аудиометрии.

Подобное отступление от принятого в медицине формата расшифровки полученных после проведения тестирования результатов исследования слуховой функции пациента, вполне оправдано. При значительном проценте снижения слуховой способности для определения остаточного слуха используются данные, полученные в ходе процедуры аудиометрии.

Для справки: Для изучения состояния слуховой функции использовались данные, полученные в ходе исследования восприятия по воздушной звукопроводимости.

1 степень тугоухости у детей (легкая)

Тугоухость первой степени сопровождается значительной утратой слуха в высокочастотной зоне. При этом низкочастотные звуки ребенок слышит достаточно неплохо. Усредненный показатель потери слуха во время обращения к малышу обычной речи при легкой тугоухости расположен в пределах 23,90 – 63,70 дБ. На практике границы рассеивания средней потери слуха составляют 43,80±19,90 дБ.

При выполнении тестирования специалистом учитывалось восприятие, как шепота, так и обычной разговорной речи. Поскольку физиологически слуховой аппарат используется исключительно для усиления обычной речи, то при выборе методики слухопротезирования ориентиром становится именно ее восприятие.

При легкой степени тугоухости характерно довольно четкое восприятие направленного разговора с расстояния в 3,50 – 0,20 метра. Усредненным показателем, в пределах которого дети не испытывают проблем в общении и способны четко разбирать обращенные к ним слова, является расстояние в 1,80±0,10 метра.

При анализировании потери слуха на основании порога речи полученные результаты показали, что при легкой тугоухости отмечается его увеличение по отношению к норме на 42,00±1,60 дБ. На практике этот диапазон для подавляющего большинства пациентов с подобной проблемой составляет 17,20 – 64,80 дБ.

Порог слышимости увеличивается. Усреднено этот показатель равен 30,50% или 1,8 дБ. Приведенные выше результаты проведенных исследований доказывают, что даже при легком ухудшении слуховой функции отмечаются довольно серьезные проблемы с восприятием речи.

2 степень тугоухости у детей (умеренная)

При развитии тугоухости умеренной степени по мере перехода речи в высокочастотную зону происходит серьезная потеря слуха. Некоторая стабилизация отмечается лишь в случае, когда она полностью размещается в области высоких частот. Это доказывает, что у ребенка со второй степенью тугоухости имеются проблемы с работой звуковоспринимающего аппарата.

Но в целом умеренная тугоухость сопровождается средне выраженными нарушениями слухового восприятия. Ребенок может, например, не услышать телефонного звонка. Он часто переспрашивает собеседника, а если к нему обратиться в зашумленном помещении, то речи он просто не услышит.

Проведенные исследования, в которых принимали участие 290 детей с подтвержденной второй степенью тугоухости, показали, что максимальное расстояние, при котором ребенок с этой степенью слуховой недостаточности способен отчетливо воспринимать направленную к нему речь, составляет 2 метра. Были получены следующие результаты:

  • 14 человек смогли четко расслышать обращенную к ним речь от источника звука, размещенного в 2-х метрах;
  • 1 ребенок – слышал слова, источник которых находился в 3-х метрах;
  • 13 детей – хорошо слышали слова с полутораметрового расстояния;
  • 98 больных – воспринимали четко проговариваемые слова с метрового расстояния;
  • 114 детей – смогли услышать говорившего только с расстояния в 0,5 метра;
  • 45 детей – смогли разобрать слова, сказанные около ушной раковины;
  • 4 ребенка – воспринимали исключительно громкую речь, произнесенную практически в ухо;
  • 1 ребенок – не смог понять обращенные к нему слова.

Диагностируется умеренная тугоухость по получении результатов аудиометрии:

  • порог восприятия – 41…55 дБ;
  • восприятие разговорной речи – 3 метра и меньше;
  • слышимость шепота – непосредственно в ухо.

3 степень тугоухости (тяжелая)

Третья степень тугоухости характеризуется повышением слухового порога по мере перехода звука из низкочастотного в высокочастотный диапазон. Расшифровка полученных в ходе аудиометрии результатов показывает, что у пациентов с диагностированной тяжелой тугоухостью присутствуют ярко выраженные нарушения в функционале звуковоспринимающего отдела слухового анализатора.

Пациент с тяжелой тугоухостью способен адекватно воспринимать обращенные к нему слова исключительно с близкого расстояния при условии их четкого и неспешного проговаривания. Слуховой аппарат продолжает «слышать» обычные для городской жизни звуки – гудки транспортных средств, крики, производственные шумы. Но вот общение в коллективе, телефонные разговоры сопровождается серьезными затруднениями.

Для тяжелой тугоухости типичны следующие характеристики:

  • порог восприятия – 56…70 дБ;
  • восприятие разговорной речи – слова произносятся непосредственно в ушную раковину;
  • шепот – ребенок его не слышит.

Проведенные тесты, в которых приняли участие 120 детей с третьей степенью нарушения слуховой функции, показали следующие результаты:

  • 1 ребенок смог разобрать обращенные к нему слова с расстояния в 1 метр
  • 2 малыша – услышали речь с расстояния в 0,75 м и смогли ее разобрать;
  • 21 ребенок – разобрали речь с расстояния в 0,5 метра от ушной раковины;
  • 60 детей – смогли услышать слова, произнесенные непосредственно около уха;
  • 28 больных – расслышали громко произнесенные прямо в ухо слова;
  • 8 человек – не владеют речью совсем.

Усредненное расстояние, на котором малыши с тяжелой тугоухостью способны четко различать обращенные к ним слова, составляет 0,12 + 0,05 м.

Выездной диагностический центр Extendiagnostics предлагает услугу по проведению аудиометрического исследования на дому. Специалисты работают со всеми возрастными категориями пациентов. Записаться на аудиометрию можно, позвонив по телефону +7 (495)126-07-52

Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

  • Классификация тугоухости у детей
  • Причины тугоухости у детей
  • Симптомы тугоухости у детей
  • Диагностика тугоухости у детей
  • Лечение тугоухости у детей
  • Прогноз и профилактика тугоухости у детей
  • Цены на лечение

Общие сведения

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Симптомы тугоухости у детей

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Добавить комментарий