Что такое фобия глоссофобия

0

Что такое фобия глоссофобия

Глоссофобия: я боюсь публичных выступлений

Согласно всемирным статистическим данным, первое место среди фобий занимает танатофобия – страх смерти. Но вы, наверное, удивитесь, узнав, что второе место принадлежит глоссофобии или пейрафобии. Это расстройство определяется как боязнь публичных выступлений и входит в более обширное понятие «логофобия». Последнее выражается в патологическом страхе речи.

Помимо пейрафобии сюда включается:

  • тотальная боязнь говорить с кем-либо;
  • выборочная боязнь – страх разговаривать с определенным контингентом людей, например, с незнакомым человеком;
  • страх отдельных слов.

Логофобия у отдельных специалистов отождествляется с понятием пейрафобии, то есть также характеризуется как страх выступления перед публикой.

Каждый человек в своей жизни имел опыт работы с аудиторией. В школе – отвечая у доски, на работе – выступая с докладами. Испытывать некоторое волнение в предвкушении такого события – это нормально. Даже те, для кого подобная практика является привычным делом, просто обязаны проявлять некоторые переживания в хорошем смысле. Волнение заставляет оратора мобилизовать силы, внимание, тщательнее готовить доклад, продумывать каждую деталь своего повествования.

Когда же человек переходит непосредственно к выступлению, весь страх куда-то улетучивается. Докладчик забывает о недавних сомнениях, с головой погружается в излагаемую тему. В итоге он с успехом доносит свою мысль до аудитории.

Когда у спикера незадолго до предстоящего общения с публикой беспокойство отсутствует напрочь, нельзя сказать, что это хороший знак. В таком случае велика вероятность того, что оратор отнесется халатно к предстоящему событию. В докладе образуются белые пятна, что снижает степень понимания сказанного у слушателей. В итоге речь выступающего не будет иметь успеха среди слушателей.

Проще говоря, все хорошо в меру. Легкое беспокойство все-таки должно присутствовать. О фобии говорят в том случае, если волнение переходит за грани допустимого, становится столь интенсивным, что мешает оратору успешно приступить к выполнению своей миссии. К тому же, глоссофобия практически всегда имеет отдаленные негативные последствия.

Чем характеризуется расстройство

Пейрафобией страдает 95% населения. Она характеризуется непреодолимым страхом выступлений перед скоплением людей. Причем неважно, какого масштаба эти скопления: небольшой рабочий коллектив или огромные концертные залы. Кстати, у людей артистических профессий также встречается подобная фобия.

У глоссофоба предвестники расстройства проявляются за несколько дней до предстоящего выступления. Появляется тошнотворное чувство тревоги. Рождаются необоснованные сомнения по поводу выступления, уверенность в том, что событие не увенчается успехом. В представлении «мученика» рождается картина, как присутствующие насмехаются над ним, тычут пальцем, забрасывают гнилыми помидорами, свистят.

У больного развивается бессонница. Он не в состоянии есть, заниматься другой деятельностью, его сознание целиком и полностью захвачено мыслью о предстоящем выступлении. Наверняка этого человека сопровождают головные боли, может повышаться артериальное давление.

Сам момент выступления становится настоящим адом для горе-оратора. Больного охватывает ступор. Он стоит недвижимо перед публикой, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Жесты фоба становятся неестественными. Человек неуклюже размахивает руками, задевая рядом стоящие предметы. Если это доклад, требующий манипуляции с бумагами, листы разлетаются во все стороны, путаются так, что выступающий затрудняется разобраться, где начало, где конец.

Мимика оратора отличается странностями. Улыбка – неуместная, неадекватная. Возможен даже неудержимый смех.

Часто пейрафобия провоцирует нервный тик. Лицо пронзает мышечная судорога, из-за чего начинает неистово дергаться глаз, или верхняя губа саркастически вздергивается.

Глоссофоб настолько нервничает, переживает, что его сердце заметно ускоряет свою деятельность. Больной покрывается холодным потом. Лицо краснеет или, наоборот, становится бледным. Развивается ужасное чувство жажды, до рези в горле. Кажется, что язык прилип к небу и отлепить его очень сложно.

Чрезмерное волнение вызывает спутанность речи. Она становится сбивчивой, несвязной. Вместо нужного слова человек извергает какую-то чушь, спотыкается на каждом слове или забывает, что должен сказать. В целом, картина повествования получается некрасивой, скучной и нелогичной.

Изменяется характер голоса. Становится слишком тихим или, наоборот, чересчур звонким, переходящим в крик. В голосе появляется дрожь.

Из других речевых нарушений встречается логоневроз или мутизм.

Логоневроз или заикание проявляется у глоссофоба исключительно во время выступления. Вне данного события человек беспрепятственно общается, но стоит ему попасть в общество слушателей, заикание возобновляется.

Мутизм – отсутствие речи при сохранении способности к речевой активности и понимания слов окружающих. Иными словами, несостоявшийся оратор застывает перед публикой в гробовом молчании, неспособный произнести ни слова. Обращенные к нему реплики понимает, но ничего не комментирует, просто молчит.

Крайней степенью расстройства становится развитие панической атаки. Больные испытывают чувство страха, начинают задыхаться, могут бесцельно бегать или застыть в ступоре, теряют сознание. Возможно непроизвольное мочеиспускание.

Чтобы предотвратить появление неприятных ощущений, глоссофоб старается избегать публичного исполнения.

Причины глоссофобии

Этиология расстройства включает в себя несколько факторов: наследственность и социальные аспекты.

Фобию провоцируют особенности характера и темперамента, наследуемые человеком от родителей. В этом случае играют роль такие черты как:

  • повышенная впечатлительность, эмоциональность;
  • неуверенность в себе;
  • зависимость от чужого мнения;
  • повышенная самокритика;
  • заниженная самооценка;
  • педантичность;
  • застенчивость.

Перфекционизм – еще одна причина, провоцирующая развитие расстройства. Стремление к идеалу заставляет человека переживать по поводу малейшей возможной неудачи. Это провоцирует повышенную тревожность, что и приводит к нежеланному ступору во время выступлений.

Стоит отметить, что такая черта, как перфекционизм, зарождается у детей в ответ на неадекватное воспитание родителей. Взрослые предъявляют к детям завышенные требования, учат во всем быть первыми, лучшими. В итоге малейшая неудача способна вызвать страх быть осмеянным, неуверенность в своих силах.

Другая нежелательная модель воспитания, провоцирующая фобию – повышенный контроль и деспотичность. Родители постоянно критикуют ребенка, ограничивают его свободу, мешают самовыражаться, устанавливают запреты, порой неуместные, запугивают и подавляют. В итоге из такого ребенка вырастает неуверенный в себе взрослый человек, который предпочитает оставаться в тени, на вторых ролях. Представьте, каково такому индивиду оказаться перед группой людей, пусть даже небольшой, и еще что-то им излагать. Естественно, это вызовет у него массу негативных эмоций.

Другая причина формирования расстройства – переживание негативного опыта публичных выступлений. Часто такое происходит в подростковом возрасте, когда школьник подвергся насмешкам и издевательствам сверстников. Негативный отпечаток также оставляет непрофессиональный подход преподавателей, в грубой форме критикующих доклады школьников.

Глоссофобия также может проявляться в тех случаях, когда человек оказался неподготовленным к выступлению. Он не владеет достаточной информацией по теме доклада или лишен опыта публичных высказываний.

Люди, страдающие речевыми расстройствами, в силу своего дефекта, также испытывают страх, неловкость перед общением с массой людей.

Удивительно, но глоссофобия – это не только болезнь школьников или менеджеров. Ею также страдают и публичные личности: актеры, певцы, музыканты.

Фаина Раневская была подвержена приступам пейрафобии. Как-то ей довелось испытать его во время спектакля. Актриса вышла на сцену спустя 8 месяцев актерского бездействия. Ролью она была недовольна, считала ее противной, к тому же сама плохо к ней подготовилась. В итоге Раневская так описала свое состояние на сцене: «Я была растерянной и испуганной. Перепутала текст. Тело у меня все сотрясалось от нервной дрожи». По словам актрисы, она испытала неимоверное потрясение и находилась в состоянии шока.

Считается, что глоссофобия способна развиться у творческих личностей при смене сценической обстановки. К примеру, раньше балерина была примой презентабельного театра и вдруг ей приходится перейти в труппу небольшого городка рядовой танцовщицей. По актерским законам такая метаморфоза не должна ввести в ступор профессионала. Главное, делать качественно свою работу. Но в других случаях испытанное разочарование, раздражение, нервное перенапряжение запускают патологический механизм.

Как преодолеть фобию самостоятельно

Если глоссофобия имеет легкую или среднюю степень выраженности, больному следует задуматься о том, как побороть расстройство самостоятельно.

Существует ряд действенных рекомендаций. В большинстве случаев они дают довольно хороший результат:

  • подготовьтесь к выступлению. Если это доклад, подберите как можно больше сведений по излагаемой теме. Отрепетируйте, смотрясь в зеркало. Постарайтесь предугадать возможные вопросы. Подготовьте на них ответы. Отработайте темп, интонацию голоса. Если вам предстоит выполнить эстрадный номер, отточите его так, чтобы в первую очередь им были удовлетворены вы;
  • постарайтесь установить зрительный контакт с аудиторией, даже если на это отведено несколько секунд. Хотя бы обойдите публику взглядом. Если время позволяет – уделите внимание слушателям. Поприветствуйте, поблагодарите за то, что пришли;
  • если вы выступаете с докладом, изначально определите правила общения – когда можно задать вопрос, вступить в дискуссию. Некоторые ораторы предпочитают оставить это на конец речи, чтобы не отвлекаться и не сбиваться в процессе;
  • какие бы мысли вас ни посещали, улыбайтесь. Настроение лектора «заражает» слушателей;
  • перед выступлением применяйте методы релаксации: дыхательную гимнастику, мышечную гимнастику, медитацию;
  • аффирмации – позитивные утверждения, действующие по типу самовнушения. «Я очень хорошо подготовился к выступлению», «Моя публика очень благодарная», «Моим слушателям будет интересен мой доклад»;
  • пересмотрите отношение к аудитории. Многие люди опасаются насмешек из зала, неприятных реплик. Уясните, что среди слушателей обязательно будет процент недовольных, пусть даже минимальный. Вопрос в том, почему они недовольны. Выступающий здесь может быть вообще ни при чем. Такие люди, возможно, озлоблены совсем по другой причине, но для них оказалось удачным случаем выплеснуть на оратора негативные эмоции.

Лечение

Когда глоссофобия становится невыносимой, отравляя жизнь ее носителю, расстройство необходимо лечить с помощью специалистов. В этом случае прибегают к помощи психотерапии.

Лечение включает несколько этапов:

  • принятие факта существования болезни;
  • установление причины развития;
  • составление плана действий по преодолению болезни;
  • применение психотерапевтических методик в борьбе с фобией.

В терапии глоссофобии особо действенным считается метод поведенческой терапии с погружением больного в пугающую ситуацию. То есть глоссофоба привлекают к работе с публикой. Но подобный способ терапии должен проходить под четким контролем психотерапевта, чтобы предотвратить усугубление фобии. Специалист не просто заставляет клиента предстать перед скоплением народа. Он обучает пациента правилам рационального поведения в подобных ситуациях. Применяя их, больной постепенно избавляется от страха аудитории и осваивает способы свободного, конструктивного поведения.

Групповая психотерапия оказывает положительный эффект в избавлении от расстройства. Пациент осознает, что он такой не один. Когда больной чувствует взаимную поддержку от таких же, как он, это внушает ему еще больше сил и уверенности.

Лечение особо тяжелых случаев пейрафобии у взрослых проводят с помощью гипноза. Этот способ применяют, когда другие методы психотерапии не дают должного результата. Во время гипнотического сеанса от пациента не требуют никаких осознанных усилий. Его вводят в состояние транса, и вся дальнейшая работа ложится на плечи психотерапевта.

У детей страх публичных выступлений случается не менее часто, чем у взрослых. Для маленьких пациентов имеются отдельные способы терапии. Для начала родители должны попробовать самостоятельно помочь своему чаду преодолеть проблему. Один из вариантов – просмотр наглядных примеров, в частности, мультиков. В качестве примера можно предложить мультипликационный мюзикл «Зверопой». В нем звери устраивают вокальный конкурс, в котором каждый может принять участие. Мультфильм учит верить в себя и откидывать сковывающие страхи.

Из традиционных методов психотерапии для ребенка применяют игротерапию. Она позволяет в ненавязчивой форме, постепенно подтолкнуть детей к открытому, беспрепятственному общению.

Глоссофобия, бесспорно, нуждается в терапии. Иначе она грозит больному неприятными последствиями. Из-за своего смущения и страха человек не способен продвигаться по карьерной лестнице, может вовсе лишиться работы. Из-за неудач самооценка приближается к нулю. В итоге глоссофоб старается ограничивать любые контакты, доводя себя до полной социальной изоляции, а как известно, человек не способен существовать вне социума.

Что такое фобия глоссофобия

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Логофобия (второе название глоссофобия) – расстройство психики, характеризующееся патологическим страхом устной речи.

Статья:

Логофобия (второе название глоссофобия) – расстройство психики, характеризующееся патологическим страхом устной речи. Чаще всего встречается у людей с дефектами речи, среди которых лидирующее место занимает заикание. Логофобия может носить ситуационный характер, т. е. проявляться в конкретной ситуации, или генерализованный, когда страх речи проявляется во всех случаях общения.

Логофобия имеет несколько форм, среди которых выделяют:

  • боязнь слов (вербофобия),
  • боязнь возможного заикания при произнесении слов (лалофобия),
  • боязнь публичных выступлений (пейрафобия).

Этапы развития логофобии

Развивается логофобия поэтапно: на первом этапе страх появляется непосредственно во время разговора. Чем эмоциональней обстановка, чем более важен разговор, тем сильней проявления беспокойства. Далее следует появление страха на стадии планирования речи: логофоб вспоминает негативный опыт, заранее предвидя неспособность высказаться. На третьей стадии человека пугает уже сама мысль о том, что придётся разговаривать. Однако логофобия – это не отказ говорить вообще.

Страх говорения, как правило, влияет на стиль и семантику (смысл) речи: чувствуя начало заикания, логофоб начинает говорить не то, что хотел, а то, что ему сказать проще. Или делает попытку снять мышечный спазм многословием, не имеющим с темой разговора ничего общего.

Причины

1. Логофобия тесно взаимосвязана с заиканием, и специалист, работающий с логофобом, должен чётко понимать, что является основной патологией, а что – её следствием.

  • При невротическом заикании, возникающем, как правило, после сильной психологической травмы, логофобия провоцирует речевую патологию. Чем сильней беспокойство человека, тем трудней даётся речь. При невротическом заикании человек чётко говорит с близкими людьми, а при посторонних – в дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуре возникают спазмы, усиливающиеся с началом речи. Достаточно трудно разомкнуть патологическую связь, при которой страх речи усиливает заикание, а заикание усиливает страх говорить.
  • При органических поражениях головного мозга возникает другой вид заикания – неврозоподобное. И в этом случае логофобия является его следствием. Чувство закомплексованности, собственной неполноценности, ожидание критики со стороны окружающих, боязнь публичных насмешек перерастают в полный отказ от общения.
  • Специалисты выделяют ещё один вид заикания – смешанный При данной патологии изначально диагностируется неврозоподобное заикание. Негативное воздействие на лабильную нервную систему стрессовых ситуаций провоцирует подключение заикания невротического.

2. Среди причин логофобии особое место занимает элективный мутизм – психическое расстройство, основной симптом которого – избирательная немота при сохранном слухе, полном понимании речи и способности говорить. Наиболее часто встречается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Основой данной патологии является пассивная агрессия. Психологические и возрастные особенности, отсутствие в достаточном количестве средств самовыражения, неуверенность не позволяют ребёнку выразить протест против социального давления, гиперопеки, психотравмирующей ситуации никаким другим образом. Нередко данное расстройство воспринимается взрослыми (родителями, педагогами) как социальный протест, решить который пытаются радикальными воспитательными методами.

Между тем специалисты-неврологи рассматривают мутизм как невротическое нарушение речи, психологи – как утрату способности к формированию социальных контактов, а психиатры – как один из симптомов таких психических отклонений, как шизофрения, истерия.

3. Нередко страх речи является симптомом другой фобии – социофобии. Психологи называют это расстройство психики болезнью упущенных возможностей. Социофобу очень сложно даются (а иногда не даются вовсе) публичные выступления и коммуникация с незнакомыми людьми, поскольку он уверен, что все попытки общения с окружающими обречены на провал.

Первыми признаками социофобии являются поведенческие и когнитивные (когнитивные функции – это процессы, протекающие в головном мозге, необходимые для изучения окружающего мира) нарушения:

  • сильный стресс при нахождении в социуме,
  • растерянность или паника при необходимости коммуникации с группой людей,
  • односложные ответы на вопросы,
  • избегание ситуаций, в которых требуется коммуникация,
  • нарушения речи, проявляющиеся во внезапном запинании и заикании, невозможности вспомнить слова и сконцентрироваться на теме разговора, возникновении необоснованных пауз, нарушении темпа речи.

4. Некоторые авторы относят к причинам логофобии галитоз – неприятный запах изо рта, причиной которого в большинстве случаев являются заболевания полости рта и органов желудочно-кишечного тракта, а также эндокринные нарушения. Это не самостоятельное заболевание, а симптом, указывающий на наличие патологического процесса в организме.

Галитоз – явление частое и, несомненно, доставляет человеку психологический дискомфорт, однако указывать его как причину психической патологии некорректно.

Симптомы логофобии

Симптомы логофобии можно условно разделить на группы:

  1. Соматические (физические или вегетативные): затруднение глотания, сухость во рту, чувство сжатия груди, одышка, учащённое дыхание и сердцебиение, шум в ушах и головокружение, сдавливающая головная боль («каска неврастеника»), дрожь в конечностях, повышенное потоотделение.
  2. Психологические: дурное предчувствие, напряжение и беспокойство, нарушение концентрации внимания и памяти, повышенная чувствительность к шуму и посторонним движениям, приступы панических атак (с наступлением фазы интенсивного страха резко обостряются все вегетативные симптомы, вплоть до недержания мочи и потери сознания).

Диагностика логофобии

Диагностика направлена на выяснение причины и определение тяжести расстройства, выявление сопутствующей патологии. Психотерапевт и логопед для этого используют методы наблюдения, беседы и интервьюирования. Для выявления степени фиксированности на речевом недуге применяют тестирование. Неврологи назначают дополнительные диагностические обследования (МРТ головного мозга, электроэнцефалографию).

Лечение логофобии

Лечение логофобии сочетает медикаментозное (антидепрессанты, транквилизаторы), физиотерапевтическое (массаж, электросон) и психотерапевтическое.

Применение лекарственных препаратов необходимо для снятия нервного напряжения и лечения непосредственно невроза. Ни одно лекарство не способно воздействовать на сам страх.

Психотерапия необходима для стабилизации эмоционального состояния, для обучения пациента контролировать эмоции и самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями, а также для избавления от неправильного отношения к речевому дефекту и психологических наслоений. Скорректировать речевые дефекты, выработать схему правильного дыхания, избавиться от навязчивых движений поможет логопед.

Прогноз преодоления логофобии зависит от причины возникновения, от сроков и полноты мероприятий начатой коррекции, от возраста пациента и его индивидуальных особенностей.

Логофобия

Логофобия (глоссофобия) – это патологическая боязнь заговорить при людях. Сопровождает течение заикания, мутизма, дислалии, иногда возникает в рамках социофобии. При логофобии присутствует постоянный страх возникновения речевых судорог, опасение быть осмеянным окружающими, болезненная фиксация на речевом дефекте, из-за чего пациенты избегают ситуаций общения. Страх речи выявляется в ходе наблюдения, беседы, заполнения речевых опросников. Лечение логофобии проводится путем когнитивно-поведенческой терапии, речевых тренингов, освоения методов релаксации, логопедической коррекции.

  • Классификация

Классификация

Логофобия относится к фобическим расстройствам. Может выражаться в нескольких вариантах:

  • звукофобия – страх произношения отдельных «трудных» звуков;
  • вербофобия – боязнь произнесения некоторых сложных слов;
  • лалофобия – страх появления запинок в речи, связанных с заиканием;
  • пейрафобия – боязнь выступления на сцене, перед большой аудиторией.

В своем развитии логофобия проходит три стадии:

  1. На первой страх возникает непосредственно в процессе устной речи, наиболее выражен в особо волнительных ситуациях.
  2. На второй стадии логофобия возникает уже на этапе планирования речи, перед началом разговора.
  3. На третьей стадии речевой страх появляется при мысли о необходимости беседы, выступления или же при воспоминании о негативном речевом опыте.

Причины логофобии

Заикание

В большей степени логофобия выражена при невротическом заикании, в меньшей – при неврозоподобном. В присутствии родных и хорошо знакомых людей страх речи может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при телефонном разговоре, общении с лицом противоположного пола, сверстниками или взрослыми.

Речевой невроз выражается в навязчивом страхе развития судорожных запинок при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Нарастает тревога и беспокойство из-за боязни быть публично осмеянным. Тревожное ожидание является фактором, еще более сковывающим фонационные, артикуляционные, дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожные запинки усиливаются. В таком состоянии заикающийся говорит не то, что планировал, а то, что ему легче произнести. Иногда человек совсем замолкает, перестает отвечать на вопросы, замыкается в себе.

В результате логофобии пациент со временем начинает избегать устных речевых контактов, старается больше общаться в письменной форме. Постоянные затруднения в речи обусловливают развитие невротических реакций. Иногда следствием боязни речи становится обидчивость, озлобленность, излишняя агрессивность.

Мутизм

Выраженность логофобии может быть столь сильной, что человек предпочитает совсем не разговаривать в определенных ситуациях. Развивается элективный (избирательный) мутизм.

Пациент перестает общаться с лицами, вызывающими у него негативные эмоции, тревогу, страх: не заговаривает с ними, не отвечает на вопросы. При этом с другими людьми вербальный контакт сохранен, понимание речи не нарушено, письмена речь в норме. Иногда логофобия проявляется молчанием в строго определенных местах (детском саду, школе, секции), где пациент чувствует себя дискомфортно.

Дефекты дикции

Искаженное, ненормативное произношение звуков нередко становится причиной логофобии у подростков и взрослых. Осознание своего дефекта (шепелявости, картавости), выраженного национального акцента или местного говора (оканья, гэканья) в правильно говорящей среде может вызвать нежелание вступать в речевой контакт, отказ от общения, односложные ответы.

Окружающими такие проявления могут расцениваться как высокомерие, демонстративное поведение, однако на самом деле за этим скрывается смущение, боязнь быть «не как все», оказаться объектом насмешек и передразнивания. При разговоре люди с дефектами звукопроизношения стараются избегать трудных звуков или произносить их тихо, в ускоренном темпе, желая побыстрее «проскочить», сделать малозаметной свою проблему для окружающих.

Социофобия

Данная форма логофобии не связана с речевыми нарушениями и психическими расстройствами. За боязнью заговорить на публике могут скрываться детские страхи, критика родителей и учителей, отрицательный опыт предыдущих публичных выступлений, закончившихся провалом.

Проявлениями логофобии в этом случае становится пересыхание горла при попытке начать речь, затруднение дыхания. Человек не может вымолвить ни единого слова («молчит, как будто проглотил язык», «лишился дара речи»), так как ожидает очередную коммуникативную неудачу.

Если все же удается начать речь, то она изобилует запинками, оговорками, словами-паразитами, необоснованными паузами. Фразы произносятся обрывочно, нарушается логика и последовательность изложения мыслей, голос срывается, темп убыстряется либо замедляется. Артикуляция и дикция становятся нечеткими. Разговор или выступление заканчивается разочарованием, как для самого говорящего, так и для его слушателей.

Признаками речевой тревожности также выступают тремор рук, дрожь в ногах, учащенное сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головные боли, ощущение напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется угнетенностью, подавленностью, сниженной самооценкой, неверием в себя. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчаливы, неконтактны. При этом внутренне они очень стремятся к общению, однако в силу своих страхов бояться преодолеть этот барьер.

Галитоз

Причиной логофобии может послужить неприятный, зловонный запах изо рта, который ощущается самим говорящим. Несвежее дыхание делает проблемным общение с людьми, находящимися в непосредственной близости, заставляет избегать различных проявлений чувств (поцелуев, дружеских объятий), интимных контактов.

В компании человек, страдающий галитозом, боится заговорить, предпочитает отмалчиваться, выражая свое мнение мимикой и жестами. Возникает постоянная необходимость в использовании спреев и ополаскивателей для полости рта, однако они лишь на непродолжительное время устраняют неприятный запах, не решая проблему галитоза и логофобии.

Осложнения

При логофобии существует опасность возникновения аддиктивного поведения. «Для храбрости» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может употребить алкоголь или принять наркотик. В других случаях перед публичным выступлением возникает потребность проведения определенных навязчивых ритуалов, которая со временем перерастает в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения публичных мест, уход из профессии или с престижного места работы, добровольная самоизоляция.

Диагностика

Диагностическая тактика направлена на выявление причины логофобического синдрома, определение тяжести нарушения и способствующих условий. В первую очередь, к диагностике привлекаются врачи-психотерапевты и логопеды, при необходимости – клинические специалисты. На практике используются следующие методы:

  • Наблюдение и беседа. При наблюдении со стороны диагност фиксирует наличие дефектов речи, речевых затруднений в тех или иных условиях, сопутствующие логофобии проявления (вегетативные симптомы, психологические особенности). В процессе беседы у обследуемого выясняют, при каких обстоятельствах и с кем труднее всего выстраивать речевой контакт.
  • Речевые опросники.Тестовые методики (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон) являются дополнительным диагностическим инструментом. Специальные тесты помогают выявить наличие логофобии у пациента, определить выраженность переживаний по поводу своей речи, степень фиксированности на речевой проблеме.
  • Диагностика устной речи. Логопед проводит обследование состояния фонетической, фонетико-фонематической стороны речи, просодических компонентов, темпо-ритмических характеристик. На основе этого делается вывод о наличии первичного речевого дефекта (заикания, дислалии).

Некоторым пациентам с логофобией дополнительно может потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр полости рта, рентгенография зубов), обследование органов ЖКТ (гастроскопия, УЗИ брюшной полости), верхних дыхательных путей (эндоскопия ЛОР-органов).

Лечение

Медицинская реабилитация

Логофобию невозможно устранить, не воздействуя на ее причину. Поскольку страх речи относится к разряду фобических расстройств, то основу лечения составляют медицинские мероприятия. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются общеоздоровительные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:

Психокоррекция

Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, преодоление речевых трудностей, освоение релаксационных техник. Психокоррекция проводится длительно, иногда требуется не один год, чтобы побороть свои страхи и научиться владеть собой. При логофобии успешно применяются следующие методы:

  • психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
  • аутогенные тренировки;
  • нейролингвистическое программирование;
  • гипнотерапия;
  • БОС-терапия.

Логопедическая коррекция

Логопедическая помощь требуется пациентам с косноязычием, заиканием. Целью занятий при дислалии является постановка правильного звукопроизношения с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются артикуляционные упражнения, проводится логопедический массаж. Работа считается законченной после того как все трудные звуки произносятся безошибочно, введены в речь и свободно используются во всех ситуациях общения.

Задача коррекционных занятий при заикании ‒ выработка и закрепление нового речевого навыка без запинок. В кабинете логопеда отрабатывается техника плавной речи, проводится логомассаж, дыхательно-голосовая гимнастика, логопедическая ритмика. Хорошим эффектом обладает аудиотерапия по методу Томатис.

С целью развития коммуникативных функций и преодоления логофобии организуются речевые тренинги. Речевая и эмоциональная нагрузка постепенно усложняется. Отработка навыков «речи без страха» проводится в различных ситуациях и обстоятельствах: в школе, магазине, на улице, со знакомыми с незнакомыми людьми.

Следует обязательно отмечать положительную динамику в лечении, хвалить пациента, вселять уверенность в его силы и речевые возможности. Даже после окончания полного курса терапии пациенту, страдавшему логофобией, необходимо самостоятельно продолжать аутотренинги и речевые тренировки, при необходимости – консультироваться со специалистами.

Страх публичных выступлений – Глоссофобия

Каждый из нас с детских лет сталкивался с необходимостью выступать перед аудиторией: детские утренники с их вызубренными наизусть стихами, устные ответы у доски в школе, выступления на конференциях и т.п. А теперь вспомним в этот момент потные ладошки, пересохший язык и наше сердце, готовое выпрыгнуть из груди.

Знакомое состояние? Глоссофобия – (от греч. «gloss» –язык и «phobia» – страх) – так в списке панических состояний называется страх публичных выступлений. Эта фобия по «популярности» уступает лишь танатофобии – страху смерти. И статистка тому подтверждение: по оценкам специалистов лишь 5% населения нашей планеты не боятся говорить с незнакомыми людьми.

Психологи выделяют несколько типов этой фобии. Они похожи по симптомам, но отличаются источниками самого страха.

  • Пейрафобия – ужас перед аудиторией.
  • Вербофобия – тревога перед устной речью.
  • Лалофобия– боязнь нарушения дикции, заикания.

Такая фобия может стать серьезной проблемой: она мешает человеку жить активной социальной жизнью и может повлечь за собой:

  • проблемы с успеваемостью в годы учебы;
  • снижение самооценки, появление комплексов;
  • трудности с устройством на работу;
  • сложности в продвижении по карьерной лестнице.

Страх публичных выступлений может быть у людей с различным опытом и профессией. Ему подвержены и простые смертные и мировые звезды первой величины. Знаменитые актеры Барбара Стрейзанд. Джим Керри, Робби Уильямс, даже великолепный оратор Уинстон Черчилль испытывали страх публичных выступлений и искали пути его преодоления.

Симптомы страха публичных выступлений

Перед началом выступления у глоссофоба в мозгу в ответ на страх происходит биохимическая реакция, в результате которой в кровь выбрасывается доза адреналина. Это в свою очередь приводит к таким физиологическим реакциям, как:

  • шум в ушах, резкие скачки артериального давления;
  • проблемы с голосом, затруднение в произнесении нужных слов;
  • повышенная потливость;
  • тремор;
  • лихорадочное состояние, сухость во рту;
  • головная боль, головокружение;
  • напряжение мышц;
  • покраснение или побледнение кожи, гиперемия на лице и шее;
  • приступы смеха;
  • обмороки.

Если перечисленные выше симптомы выражены несильно, с ними можно постараться справиться самостоятельно. Человек сможет собраться с мыслями, выйти на сцену, сказать речь. В противном случае он либо спешно покинет зал, либо потеряет сознание.

Причины глоссофобии

Почему же демонстрация своего красноречия для некоторых – дело проще простого, а для других – настоящее непреодолимое испытание? Чтобы знать, как преодолеть страх перед публичным выступлением, нужно понимать причины, вызывающие появление этой социальной фобии.

Источник проблемы — подсознательные причины, связанные со страхом оказаться отвергнутым обществом. В первобытную эпоху, когда вопрос выживания зависел от удачной охоты, залог успеха был в слаженной работе целой «команды». Человек – существо социальное, и потребность чувствовать себя частью коллектива, страх социальной изоляции остались у нас до сих пор. Поэтому, выходя на сцену в одиночестве, мы испытываем дискомфорт, как бы отделяя себя от остального общества.

По мнению большинства психологов, причины глоссофобии можно условно разделить на две большие группы: генетические и социальные.

К генетическим причинам относятся:

– страх перед обществом вообще;

Из социальных причин наиболее распространенными являются:

  1. Воспитание. Чрезмерная строгость, в некоторых случаях даже деспотичность родителей, наказание детей за громкие разговоры на людях, постоянные просьбы вести себя тихо, проводят к тому, что ребенок начинает бояться внимания окружающих, становится неуверенным в себе, застенчивым. Став взрослым, стремится не привлекать к себе лишнего внимания из боязни непонимания и осуждения окружающих.
  2. Неудачный опыт публичных выступлений в прошлом. Многие взрослые пережили подобные ситуации. Вспомните в ответ на вашу ошибку смех окружающих, свое смущение, растерянность, обиду. Страх выглядеть нелепо, вновь быть осмеянным и униженным формирует стойкое отторжение перед необходимостью выступать перед публикой.
  3. Страх перед неизвестностью. Все, что незнакомо, находится вне зоны комфорта, вызывает понятный страх и состояние стресса.
  4. Искусственное навязывание страха. Если вы общаетесь с глоссофобом, и вы видите паническое состояние вашего визави, будьте настороже – вполне вероятно, может «затрясти» и вас.

Как преодолеть страх выступления перед аудиторией?

Быть лидером, умение правильно выражать свои мысли, убеждать — важные качества современного человека. Если у вас есть желание построить успешную карьеру, научиться доказывать свою точку зрения, вам обязательно нужно уметь говорить перед аудиторией.

Волнение перед публичными выступлениями — нормальная реакция, но может стать серьезной проблемой, если перерастает в панический страх. Сталкиваясь с боязнью публичных выступлений, нужно для начала правильно оценить степень проблемы, искать способы, как преодолеть страх.

Степень нарастания тревоги можно определить по 10-балльной шкале, где 0 — абсолютное спокойствие, 10 — неконтролируемая паника. Состояние страха, превышающее 5 баллов, требует помощи специалистов.

Человек, страдающий глоссофобией, не верит в свои силы, замыкается внутри себя. Порой он пытается заглушить боязнь алкогольными напитками, наркотиками или другими сильно действующими веществами. Но они, как окажется позже, не решают, а лишь усугубляют проблему.

Если проблема действительно критична, лучше обратиться за помощью, советом к профессионалу. Квалифицированный психолог поможет разобраться в источниках боязни и устранить провокаторов. Возможно, именно этот разговор станет началом позитивных перемен в вашей жизни.

Если не заниматься проработкой страха публичных выступлений, то большая часть психосоматических симптомов со временем проявится в виде целого букета различных заболеваний, Важно отметить, что соматизация страхов ведет к ухудшению качества и сокращению времени жизни человека.

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить.

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.

Добавить комментарий