Что такое клоническая форма заикания

0

Что такое клоническая форма заикания

Формы и стадии заикания у детей

Время чтения – 12 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Заикание характеризуется нарушением темпа и ритма речи. Причина — повторяющиеся судороги мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние. Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

  • артикуляционные — страдают мышцы языка, губ, мягкого неба. Когда болезнь изолированно поражает только эти органы, заикание называют артикуляционным. Может сопровождаться перекашиванием лица;
  • голосовых связок, при котором затрагивается гортань, при сокращениях ее мышц возникает признаки, напоминающие икоту. Голос прерывается или совсем исчезает;
  • дыхательные — при этом «сбивается» дыхание, из-за чего возникает ощущение нехватки воздуха. Пациент среди разговора делает резкий вдох и возникает пауза.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Звукопроизношение

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.

Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.

Советы родителям

Родителям, у которых есть чадо с заиканием, следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Желательно избегать шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.

Важно соблюдать и другие правила:

  1. Придерживайтесь режима дня, причем это касается всех членов семьи: стабильность является одним из факторов психологического комфорта;
  2. Выполняйте рекомендации врача, касаемо медикаментозных методов лечения, самостоятельных занятий в домашних условиях и других методов коррекции;
  3. Если замечаете, что малыш начал заикаться, вспомните о речевых правилах: спокойствие, концентрация на том, что хочешь сказать, набрать в рот воздух и начать говорить плавно, растягивая слова;
  4. Избегайте всего того, что вызывает напряжение нервной системы: мультфильмы, фильмы, сказки со сложным сюжетом, с элементами жестокости. Наоборот, старайтесь больше расслабляться. Например, вы сами можете сделать массаж ребенку, включить медленную музыку и полежать вместе перед сном. Это своего рода медитация, особенно если проговаривать «сейчас мы отдыхаем, отдыхают наши руки, ноги, нам хорошо и спокойно» (это только пример, вы можете составить свой текст).

Рекомендуется не заострять внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

МКБ-10

  • Причины заикания
  • Патогенез
  • Симптомы заикания
  • Фазы развития заикания
  • Осложнения заикания
  • Диагностика заикания
  • Лечение заикания
  • Профилактика заикания
  • Цены на лечение

Общие сведения

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Причины заикания

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым звуками, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких звуков и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Логоневроз (заикание у взрослых)

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений “заикание” относится к категории “нарушение использования средств общения”, то есть заикание – это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину “заикание” часто используется понятие “логоневроз”, однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса. Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией. Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название – логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте. Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями. При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится – речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Добавить комментарий