Что такое регрессивный аутизм

0

Что такое регрессивный аутизм

Что такое регрессивный аутизм

Детский аутизм процессуальный с преобладанием в клинической картине проявлений регресса. Процесс начинается аутохтонно с падения активности, нарастания индифферентности, угасания реакций на родных. Исчезают жизнерадостность, творчество в играх, появляется пресыщаемость в деятельности. Смена обстановки, новая игра, зрелища также не доставляют детям прежнего удовольствия. Попытки родителей привлечь их, разбудить в них интерес к окружающему кончаются неудачей. На смену оживлению вновь приходит безучастность. Постепенно становится заметной неустойчивость активности: вялость, безразличие на короткое время сменяются необычной для детей более высокой активностью, которая быстро снижается. Большую часть времени дети проводят в бездействии, лежа, сидя, устремив безразличный взгляд в пустоту, редко меняя положение, лишь иногда останавливая свое внимание на однообразных внешних явлениях. Им легче удерживать внимание на длительно не сменяющихся событиях, они заинтересовываются льющейся водой, дождем, снегом, сыпучими веществами. Иногда по собственному почину дети катают игрушечную машину туда и обратно, ритмично стуча ею или перекладывая из руки в руку. Постепенно круг их деятельности становится все более узким. Игры повторяются и приобретают характер стереотипии. Позднее выявляются более примитивные, ранее преодоленные движения и жесты: потряхивания кистями рук, подпрыгивания, кружения, покачивания, вытесняющие все другие целенаправленные действия.

Активный протест, недовольство и отказы также постепенно исчезают, сменяясь отрешением от всего. Дети перестают реагировать на просьбы, приказы, угрозы, наказания. Медленно и неуклонно у них исчезает интерес к общению с родными. Если в первые месяцы болезни они испытывают повышенную потребность в родительском внимании, не отпускают их от себя, то вскоре они как бы совсем перестают замечать присутствие и уход родителей. Эмоциональная реакция на сверстников угасает. Дети утрачивают способность сочувствовать чужой беде, сопереживать радость, не обращаются с просьбами, не отвечают на вопросы.

Речь упрощается, фразы укорачиваются. Изо дня в день ребенок повторяет одни и те же слова и выражения; появляются эхолалия, неологизмы. Личные местоимения (в первом лице по отношению к себе) заменяются местоимениями во втором и третьем лице, начинают использоваться безличные формы глаголов. В это же время меняются тембр и модуляции смеха, голоса, который становится то беззвучным, то неадекватно громким. Наступает переход к аутистической смазанной, шепотной, бормочущей речи. Развернутые фразы замещаются простыми междометиями и нечленораздельными звуками. Почти полностью утрачивается коммуникативное назначение речи. Одни дети перестают говорить, не произносят ни одного слова, кроме невнятных звукосочетаний, другие — при большой необходимости иногда пользуются однословными фразами, в которых отражаются их редкие желания.

Дети теряют навыки самообслуживания. Неряшливо едят, разучиваются пользоваться ложкой, пищу хватают руками, плохо ее пережевывают, глотают крупными кусками. У некоторых изменяется аппетит: они отказываются от каш, киселя, мяса, молока. Появляется безразличие к одежде. Пропадают навыки опрятности: дети перестают пользоваться горшком, мочатся и опорожняются в любом месте. Постепенно наступает полное отрешение от окружающего. Одни дети большую часть дня сидят или лежат, иногда бегают, «погруженные в себя», или все-таки играют своими руками, еще реже — игрушкой: вертят или просто держат ее в руках. Временами на несколько секунд останавливают свое внимание на окружающих предметах, мебели, которые попадают им в их поле зрения. Тогда они могут коснуться их кончиками пальцев. Одни при этом что-то бормочут, другие — остаются молчаливыми. Такое поведение однообразно повторяется изо дня в день. Перечисленные расстройства обычно формируются в течение 3—5 мес, редко дольше.

В преобладающем числе наблюдений падение активности, проявления регресса выступали вне связи с внешними вредностями. Болезнь начиналась исподволь, манифестное состояние в этих случаях было почти неотделимо от развернутого и нажитого аутистического дефицитарного состояния из-за катастрофически быстро (в 3—6 мес) наступающего тотального регресса, которым по существу у детей исчерпывались все симптомы болезни.

Между 2 и 5 годами наступала относительная стабилизация состояния. Клиническую картину определяли расстройства контактов с родными и окружающими, бедность аффективных реакций, утрата речи и навыков, стереотипные движения регрессивного типа, тяжелый псевдоолигофренический дефект с аутистическим поведением.

Детский аутизм (процессуальный) с кататоно-регрессивными синдромами. Процесс начинается с отрешения, вялости, перемежающихся возбуждением, стремления к ходьбе, бегу. Окружающее детей не привлекает, на персонал, сверстников, игрушки они не обращают внимания. Их взгляд устремлен в пространство, временами как бы внутрь себя, оси глазных яблок то сведены к носу, то заведены вверх, что напоминает страбизм. На лице периодически появляются гримасы: дети кривят рот, вытягивают губы в хоботок, раздувают щеки, морщат лоб, поднимают брови, шевелят губами. Помимо постоянной ходьбы, дети совершают разные движения: потирают руку об руку, вытягивают пальцы рук и тут же сжимают их в кулак, закладывают один палец за другой, быстро выбрасывают все пальцы вперед; они могут сменять эти движения на супинирующие; резко выворачивают наружу ладони, вновь совершают перебирающие движения пальцами или потряхивающие движения кистями рук. Дети взмахивают руками, словно крыльями, закладывают вычурно руки за голову, за спину и тут же вращают кистями, периодически напрягают мышцы торса. Руки, согнутые в локтевых суставах, прижимают к туловищу, затем поворачивают руки вокруг оси так, что ладони резко выворачиваются наружу, а тыл кисти прижимается к бедрам.

Походка в период возбуждения у них особенная, манерная: шаг вприскочку сменяется обычным, который может сочетаться с неправильной постановкой туловища боком. Размеренный шаг перемежается ускоренным, при этом дети периодически совершают быстрые пробежки. Возможен шаг с опорой не на всю ступню, а лишь на ее внутренний или наружный край, ИЗ носки. Наблюдается припадание то на одну, то на другую ногу, и тогда походка напоминает походку прихрамывающего человека. Иногда дети ходят на резко распрямленных в коленных суставах ногах, словно с анкилозом коленных суставов, или чрезмерно сгибают йоги в коленях, стукая себя пятками по ягодицам. Нередко однообразно бегают по кругу или по прямой. Глаза при этом то щурят, то почти закрывают, то широко открывают.

Перечислить все виды движений детей невозможно. Всем им свойственны разболтанность, и одновременно скованность, чрезмерность, гротескность размаха, ограниченность его, несоизмеримый ритм и темп и нецеленаправленность, что создает причудливость и вычурность движений. У каждого больного движения носят только ему свойственный характер, налет индивидуальности. Это своеобразие движений каждый раз ставило наблюдателя в тупик и постоянно требовало исключения неврологических расстройств. Манерность, неожиданное исчезновение своеобразия и сменяемости двигательных форм всегда отличаются от похожих патологических неврологических симптомов органического происхождения.

Такое моторное возбуждение сопровождается в разной степени выраженным негативизмом. Движения обычно трудно прервать, ребенок активно уходит от всех, кто пытается подойти к нему, усадить или уложить его; просьбу совершить какое-либо другое движение оставляет без внимания. Если ребенка в таком состоянии взять за руку, то он старается вырваться, освободиться от прикосновения, обычно не глядя на человека, держащего его, и не выражая желания просьбами. Игрушки в это время ребенок отталкивает, вложенные насильно в руку тут же или через короткое время отбрасывает или просто роняет, разжимая пальцы рук. Усадить таких Детей можно только силой. Отпущенные, они тут же поднимаются и начинают ходьбу, бег, которые прерываются прыжками, потряхиванием кистями рук, перемежаются возникающим импульсивно смехом, слезами, гортанными выкриками.

Если мать брала такого ребенка на руки, то он все равно пытался освободиться. Протест обычно недлительный, истощающийся; ребенок затихал на руках у матери, оставаясь некоторое время пассивным, затем снова повторял прежние попытки высвободиться. Характерно, что дети ходят и прыгают в течение всего дня, затихая на очень короткие промежутки времени и не обнаруживая видимого утомления. Эти состояния обрываются беспричинно, тогда ребенок становится вялым, подолгу сидит или лежит в бездействии, принимая вычурные положения. Например, может подолгу стоять в кроватке на четвереньках или, резко согнув шею, плотно прижав подбородок к груди, упираясь в подушку затылком, сгибается в поясе. Иногда, согнувшись пополам в поясе, полустоит, привалясь боком к стене. Некоторые дети стоят на голове, другие свертываются калачиком, не принимая эмбрионального положения. Будучи подняты, дети стоят, совершая амбитендентные движения, топчась на месте или делая шаг вперед и тут же отстраняясь назад. На просьбу показать язык плотно сжимают губы, закрывают глаза. Временами произносят невнятные звуки, не открывая рта.

При проверке мышечного тонуса дети не застывают в приданных позах, а совершают отталкивающие движения и лишь после этого пассивно подчиняются персоналу. В отдельные периоды они бывают настолько пассивны, что полностью подчиняются всем манипуляциям, покорно следуют за матерью, будучи усажены, длительное время не меняют позы. При этом истинной восковой гибкости с оцепенением у детей до 3 лет почти не наблюдается. Отмечается гипотония, иногда сменяющая мышечный тонус. В это время дети, словно глухие, не реагируют на зов, стук, хлопки; иногда у них все же можно заметить реакцию в виде движения глаз или легкого поворота головы. Взора на человеке, обращающемся к ним, не останавливают, смотрят в пространство, поверх или активно отворачиваются.

В течение дня у детей возникают стремления совершить направленное движение: они тянут руку к хлебу, игрушке. Нередко на полпути, не завершив движения, отводят руку назад, иногда повторяют несколько раз правильное и обратное действие. Если совершают правильное действие, то часто в ускоренном темпе, порывисто, угловато, но иногда по собственному желанию могут совершить сложное движение. Явных эмоциональных реакций у детей не бывает, кроме недовольства и протестности, ухода от всех. Попытки завязать с ними игру не вызывают у них ответных желаний, а только стремление уйти. Кормление и уход за ними воспринимают с протестом. В лице нет выражения заинтересованности, внимания, преобладает маскообразность.

Сон прерывистый, дети просыпаются под утро или в середине ночи и подолгу лежат без сна. Иногда в ночное время стремятся выбраться из кровати и ходить безостановочно по комнате. Эти состояния моторного возбуждения и аспонтанности перемежаются с более спокойными состояниями.

Кататонические состояния нередко сочетаются с расстройствами регрессивного типа. При дальнейшем развитии болезни моторные расстройства носят характер резидуальных стереотипных движений.

Выход из психотического состояния постепенный. Лишь на отдаленных этапах развития болезни моторное возбуждение у больных сменялось менее выраженными фазными колебаниями активности. Вначале на короткое, а затем на все более продолжительное время больные дети как бы «оживали». Возникал мимолетный интерес к родителям, игрушкам, постепенно возвращалась способность на секунды сосредоточиваться на простейших действиях и обращенной речи, восстанавливались реакции на голод и дискомфорт. Прежде всего дети начинали сами искать пищу, затем прибегали к жестикуляции, а позднее наступал прорыв мутизма и дети выражали желание в словесной форме. Первое слово обычно произносилось ими в условиях эмоционального напряжения, трудного выбора, во время психотерапевтической работы с ними. Но еще долго они испытывали затруднения в начале речи. Часто можно было наблюдать, как ребенок шептал, приоткрывал рот, шевелил языком, гримасничал, а слов не произносил. Постепенно накапливались слова, которыми дети пользовались более свободно. При этом, как и в начале при становлении мутизма, снова колебались темп речи, громкость произношения звуков, обнаруживались неустойчивые интонации и необычные ударения в словах, усвоенных до болезни, в первые годы жизни, и по возвращении этих слов дети произносили звуки лепетно, косноязычно, а в недавно выученных словах те же звуки произносили правильно. На многие годы тембр голоса сохранял оттенок «деревянности», смех оставался плохо модулированным, чрезмерно громким, высоким и монотонным. Восстанавливалась игра пальцами рук и частями тела. Моторное развитие больных задерживалось.

Сохранялась аутистическая отрешенность. Интерес к общению со сверстниками не восстанавливался.

На протяжении следующих лет наблюдалось однообразное малоизменчивое состояние. Дети нуждались в уходе и надзоре. В привычной домашней обстановке они почти не обращали внимания на окружающих, не откликались на свое имя, их не удавалось вовлечь в игру или другие занятия. Предоставленные сами себе, они пребывали в собственном мире, почти ничем не занимались.

Обычно они знали распорядок дня, при подаче пищи стремились к столу. Ели неряшливо. Аппетит у одних был извращен, снижен, у других — повышен. В периоде стабилизации болезни сон был достаточен. Одни дети пассивно подчинялись, другие — нередко противились смене привычного им ритма жизни. Таким монотонным отрешенно аутистическим состояние оставалось на протяжении многих последующих лет и было похоже на детский аутизм эволютивно-процессуального характера (типа синдрома Каннера).

После второго возрастного криза, который протекал по срокам позднее, чем в норме, т. е. между 8 и 9 годами, в некоторых случаях намечалось незначительное улучшение. У одних больных появлялась эхолалическая, подражательная речь, у других — способность напевать мотивы песен или воспроизводить слова песен, стихов. Коммуникативность речи у многих не восстанавливалась. У некоторых больных и на этом этапе периодически вновь возникали позитивные расстройства, кататоническое возбуждение с импульсивностью, вычурностью движений, амбивалентностью и негативизмом, или состояния страха, безотчетной тревоги, стертых колебаний активности, пассивность сменялись гиперкинезией с оживлением агрессивных влечений, стереотипных манеризмов в кистях рук. В периоды ухудшения больные дети нуждались в помещении их в отделения для лиц с хроническими поражениями ЦНС.

Аутизм

Пятница, 26 Марта 2021

Аутизм – это расстройство психики, возникающее при нарушениях в работе головного мозга и выражающееся в недостатке общения и социального взаимодействия. Проявляется постоянно повторяющимися действиями со стороны больного, а также ограничением сферы интересов. Простыми словами, аутисты склонны к уходу в свой собственный мир, не приветствуя вмешательства в него никакими способами.

Медики классифицируют аутизм, как одно из заболеваний нервной системы, однако существует и другое расхожее мнение о том, что это не болезнь, а состояние, характеризующееся отклонениями в развитии ребенка.

Аутизм может возникнуть не только у маленьких детей, но и у взрослых людей и чаще всего проявляется как один из симптомов шизофрении. Болезнь, возникшая у взрослого человека, носит название атипичный аутизм. Причины ее появления, как и в детском возрасте, также до конца не изучены.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

На сегодняшний день существуют четыре группы раннего детского аутизма , отличающихся между собой тяжестью заболевания:

Первая и самая тяжелая форма заболевания. Характеризуется полной отрешенностью, когда ребенок абсолютно не интересуется происходящим вокруг него. Он не реагирует на ощущения дискомфорта, ласковые слова родных, мокрые пеленки и даже на чувство голода. Они избегают любых телесных контактов и не выдерживают, когда смотрят им в глаза.

Следующая форма заболевания характеризуется активным отвержением пациентов окружающей их действительности. Такие дети подвержены очень тщательной избирательности при общении с внешним миром. Обычно они общаются только с близкими людьми, иногда исключительно с родителями. Для такой формы болезни характерно проявление избирательности не только в контактах, но и в одежде, и даже в еде. Вмешательство посторонних в жизнь ребенка приводит к появлению сильных страхов, на которые они реагируют агрессией или аутоагрессией. Дети с такой формой аутизма часто используют одни и те же слова в разговоре, повторяют фразы и движения. Но, тем не менее, такие пациенты более социально адаптированы, чем пациенты, относящиеся к первой группе.

Третья степень заболевания свойственна детям, которые склонны закрываться в себе, уходить в собственный придуманный мир. Таким образом они скрываются от внешнего мира. Их занятия и увлечения зациклены: они могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же картины и разговаривать на одни и те же темы. В некоторых случаях их интересы мрачные и устрашающие, иногда с примесью агрессии.

Четвертая, легкая степень аутизма объединяет в себе детей, испытывающих серьезные трудности во взаимодействии с действительностью и окружающим миром. Пациенты при этом чрезвычайно ранимы, эмоционально чувствительны и уязвимы. Они стараются избегать всех психологически негативных контактов, их страшат любые отношения. Также такие дети сильно реагируют на оценку других людей.

При этом следует отметить, что правильно организованная работа дает возможность продвижения детей от тяжелой к более легкой степени заболевания, и зачастую помогают адаптироваться в социальной сфере и окружающей его среде.

Аутизм в подростковом периоде протекает намного тяжелее, чем у пациентов младшего и дошкольного возраста. У более старших детей зачастую на почве заболевания возникают психозы, депрессии и немотивированная агрессия.

СИМПТОМАТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте.

Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.
  • Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявлений заболевания.

Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • снижение двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

СТАДИИ АУТИСТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

По мере развития и течения болезни пациент проходит следующие стадии заболевания:

Острая, начальная стадия. Или стадия психоза. Продолжительность ее обычно составляет от одного до шести месяцев. У пациента наблюдается снижение активности, изменение эмоционального фона, отрешенность от окружающей действительности, уход в себя, торможение развития.

Регрессивная стадия, продолжительность которой составляет от шести месяцев до года. Регрессивный аутизм характеризуется продолжением снижения активности, утратой приобретенных ранее навыков, потерей речи, появлением двигательных стереотипий: разжатие и сжатие кулаков, поднятие рук на высоту плеч или над головой, постоянное закладывание пальцев друг за друга, наличие примитивных действий, характерных для раннего периода развития, резкое напряжение мышц с последующими взмахами руками.

Кататоническая стадия длится от полутора до двух лет. Для нее характерно появление расстройств, характеризующихся чрезмерной двигательной активностью с присущей аутизму стереотипией и негативизмом: бег по кругу, раскачивания из стороны в сторону, постоянные кружения, лазание по мебели.

К окончанию последней стадии, как правило, у ребенка наблюдаются улучшения. При этом у него могут проявляться неврозы и психические расстройства, гиперактивность и импульсивность. Но при этом снова восстанавливается поврежденное развитие, что можно заметить по реакции больного на окружающих, регенерации речи в виде звуков или некоторых слогов при эмоциональных всплесках, а также по появлению навыков самообслуживания, ранее утраченных.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТИСТОВ

Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно. Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего.

Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.

Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».

Физическое развитие аутистов сопровождается наличием постоянно повторяющихся движений, нарушениями мелкой и крупной моторики, координации, характерна тяжелая походка, нередко переходящая в импульсивный бег. Их движения могут быть вялыми или скованными, руки не принимают участия в двигательной активности.

Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.

ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.

Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.

Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.

ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания.

Хорошо зарекомендовали себя:

  • логопедическая терапия;
  • игровая и поведенческая терапия;
  • трудовая терапия; семейная терапия;
  • использования различных моделей развития.

Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов. Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.

КАК ЖИТЬ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ

Очевидно, что родителям, имеющим ребенка аутиста достаточно тяжело вести обычную и привычную жизнь. Многие даже увольняются с работы, чтобы можно было полностью заниматься больным малышом. Какие же рекомендации и советы дают психологи, позволяющие справиться с этим нелегким заболеванием?

Памятка для родителей аутистов представляет собой следующие пункты:

  • Создать благоприятную обстановку в семье, чтобы максимально успокоить больного маленького пациента и подарить ему ощущения уюта и комфорта.
  • Научиться понимать ребенка, его речь и действия, чтобы способствовать впоследствии его лучшей адаптации в социальной среде.
  • Провоцировать вовлечение в коллективную деятельность посредством невербальных игр. Для этого хорошо подойдут пазлы, головоломки, конструктор.
  • Постоянно повторять с малышом пройденный материал.
  • При играх необходимо акцентировать внимание ребенка на правильности его поступков, и делать этого постоянно для лучшего запоминания.
  • Ставить перед ребенком следует лишь достижимые цели и с терпением относиться к возможным капризам и истерикам.
  • Обучать распознаванию эмоций других людей. Для этого хорошо использовать мультфильмы или театральные представления.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аутизм – тяжелое и неизлечимое психологическое заболевание, чаще всего развивающееся в детском возрасте. Иногда ему подвержены и взрослые пациенты. При своевременной диагностике и квалифицированном лечении люди, с таким диагнозом живут полноценной жизнью, получают высокооплачиваемую работу, вступают в брак и заводят детей.

Аутизм – не приговор, и отчаиваться при обнаружении у ребенка болезни ни в коем случае не стоит. Наоборот, следует приложить все усилия, чтобы помочь ему справиться с проблемой

Что такое регрессивный аутизм

Данные большинства исследований и наблюдений больных аутизмом свидетельствуют, что психологический прогноз этого состояния вариабелен, но зачастую крайне неблагоприятен.

а) Вероятная продолжительность жизни. Смертность при аутизме несколько выше обычных показателей (Gillberg, 1991b; Billstedt et al., 2005). Почти 8% больных аутизмом, выживших в первые два года жизни, умирают в возрасте моложе 40 лет. Из числа тех, кто живет значительно дольше, только немногие имеют работу, адаптированную для инвалидов.

Еще у 25% больных наблюдается выраженный прогресс, но и они во многих отношениях остаются зависимыми от других людей. Около 10% (эту группу составляют почти исключительно те, у кого в детстве уровень IQ был выше 60) живут самостоятельно и имеют обычную работу, но для окружающих стиль социального взаимодействия выглядит странным. Не более 5% в различных исследованиях считались «вылеченными», или, по крайней мере, у них со временем исчезли симптомы, связанные с аутизмом.

Что же касается синдрома Аспергера, то при всей малочисленности данных из уже опубликованных к настоящему времени результатов с очевидностью следует, что исход при этом состоянии в некоторых случаях может быть очень благоприятным. В исследовании 100 больных с этим расстройством, наблюдавшихся в детском, подростковом и раннем взрослом возрасте более чем у половины был удовлетворительный или очень благоприятный исход.

Тем не менее, немногим менее, чем у 50% пациентов исход был неудовлетворительный или в некоторых случаях неблагоприятный со значительными нарушениями психологической адаптации в раннем взрослом возрасте (Gillberg и Cederlung, 2005).

а – Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б – Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

б) Деградация. Около 10-20% детей с аутизмом деградируют в юности и примерно 60% остаются полностью зависимыми в повседневной жизни. Как оказалось, некоторые из них никогда не возвращаются к уровню до препубертатного периода. Еще у 30% в пубертатном периоде происходит ухудшение клинической картины. Ухудшения могут происходить периодически, но обычно к 25-30 годам практически прекращаются. Симптомы, усиливающиеся в период пубертатных изменений часто те же, что и наблюдавшиеся у ребенка в дошкольном возрасте, т.е. гиперактивность, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение, нарушения сна, бессвязная речь, недержание мочи и кала.

В некоторых случаях показано назначение рисперидона—или, при тяжелых перепадах настроения, лития — и иногда такая терапия может оказаться эффективной. Иногда эпилепсия является первым симптомом, за которым развивается деградация, хотя в некоторых случаях вслед за ухудшением симптоматики в сочетании с эпилепсией деградация не развивается. Причины развития деградации неизвестны (хотя иногда предполагают наличие неврологических/нейрометаболических расстройств) и обычно возможность лечения отсутствует. Часто назначают нейролептики, но эффект их применения минимален. Нередко положительный эффект наблюдается при назначении физических упражнений.

в) Регрессивный аутизм. Также существует подгруппа с ухудшением в течение первых нескольких лет жизни (Rapin, 1996). Хотя раньше этот факт вызывал бурные дебаты, сейчас установлено, что относительно небольшая группа детей (приблизительно 10-20%) с классическими симптомами аутизма деградирует в возрасте 16-24 месяцев. До начала дегенерации некоторые из них развиваются нормально, у других выявляются легкие симптомы аутизма. Вероятно, этот тип — иногда называемый «регрессивным аутизмом» — является отдельной нозологической единицей или состоянием, более близким к детскому дезинтегративному расстройству, чем к варианту аутизма, описанного Каннером.

Дегенерация может быть связана с периодически возникающей эпилептической активностью на ЭЭГ (или клинически проявляющимися судорожными припадками), но во многих случаях такая связь не выявляется.

а – Марат, 5 лет и 4 мес. Ранний детский аутизм. Мальчик часами совершает одни и те же действия: засовывает голову в бумажное ведро и стучит пальцами по его стенкам, при этом выбирает исключительно бумажные ведра.
б – Роберт, 9 лет. Ранний детский аутизм, зрение без патологии. Мальчик демонстрирует поведение, свойственное слепым или слабовидящим детям: «вращение глазами» (дигито-окулярный феномен), или надавливает пальцами на глаза (Weber).

г) Социальный стиль при аутизме. Среди взрослых пациентов с аутизмом можно выделить три большие группы (Wing, 1989): аутистичные во многих отношениях; пассивные и дружелюбные; и активные и странные. Пациентам из второй (пассивной) группы очень часто диагноз аутизма не выставляется, если только однозначный диагноз этого заболевания не был выставлен в раннем детстве. Также больным из третьей группы аутизм часто не диагностируется, но из-за имеющихся у них явных нарушений (например, они раздеваются или мастурбируют в общественных местах, прикасаются к людям необычным образом), они чаще попадают на прием к психиатру, который сможет разобраться в происхождении их болезни.

Эти три социальных стиля можно распознать еще в раннем детстве. Четвертая группа — строгие, холодные и неестественные — обычно определяется среди детей старшего возраста с синдромом Аспергера. Возможно, что такое деление на группы применимо не только к больным аутизмом, но любой из нас может подпадать под эти четыре категории, но только при аутизме такое деление становится наиболее отчетливым.

д) Исходы аутизма: заключение. Течение заболевания в каждом отдельном случае зависит, в том числе и от сопутствующего соматического заболевания (например, туберозный склероз, синдром ломкой Х-хромосомы). Наконец, симптоматика аутизма меняется со временем, даже у пациентов из подгруппы «аутистичных». Многие клиницисты были бы удивлены, увидев десятилетнего ребенка, которому в возрасте четырех лет был поставлен диагноз аутизма. Ребенок уже может не избегать взгляда другого человека (фактически, возможно, что он никогда явно не избегал встречи глазами с другими людьми, а всего лишь имел «странный» взгляд) и не избегает общества других людей, но даже пытается взаимодействовать с ними различными способами.

В такой ситуации врач часто самоуверенно заявляет родителям: «У этого ребенка нет аутизма», иногда добавляя: «и, думаю, никогда не было!». Симптоматика аутизма не может определяться «раз и навсегда».

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019

Добавить комментарий