Что такое зпр презентация

Задержки психического развития

Работа представляет собой обзор причин задержек развития детей раннего и дошкольного возраста, кроме того в ней представлены основные классификации и общие признаки задержек психического развития: анатомо-физиологические проявления, особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативного поведения, особенности игровой деятельности и готовности к обучению в школе.Презентация будет интересна специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологам, дефектологам, воспитателям, учителям начальных классов, а также студентам дефектологических ВУЗов.

Задержки развития детей дошкольного возраста Соловьева Ольга Васильевна Учитель-дефектолог Отделения ранней помощи «СЕМЬЯ» Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

Определения ЗПР: Задержка психического развития – особый тип нарушенного развития, который характеризуется нарушением познавательной сферы вследствие множества причин. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Количество детей с задержками развития неуклонно растет. Причины: 1. Вредности, способствующие нарушению в развитии ребенка (во время беременности, родов, в раннем возрасте). 2. Усложняющиеся школьные программы (требования к ребенку растут). 3. Методы диагностики становятся совершеннее (доступно выявление формы и степени нарушения)

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко , в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Изучением детей с задержками развития занимались: речи – В.И.Лубовский, Р.Д.Триггер, Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, мышления – С.А.Домишкевич, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова, Т.В.Егорова, памяти – Н.Г.Поддубная, Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед, игровой деятельности – Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович учебной деятельности – У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, изучением личности – Е.Е.Дмитриева, Е.Н.Васильева, Т.Н.Павлюк, Г.Н.Ефремова.

Вероятные причины ЗПР у детей: — легкие внутриутробные поражения, — легкие родовые травмы, — эндокринные нарушения, — хромосомные абберации (на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), — тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка, — недоношенность, — близнецовость , — алкоголизм родителей, — психические заболевания родителей, — патологические черты характера у родителей, — постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера , — асфиксии.

Распределение причин ЗПР по степени значимости ( У.В.Ульенкова ): 67,32% — патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни; 39% — внутриутробные инфекции; 33% — родовые и постнатальные травмы; 14% — стрессы во время беременности; до 14% — генетический фактор.

Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков ( В.В.Ковалев ): соматовегетативный (0-3 года), психомотрный ( 4-10лет), аффективный (7-12лет), эмоционально- идеаторный (12-16 лет).

На тяжесть задержки влияют: характер патогенного фактора, время его воздействия и интенсивность (сила), 2) социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.

Классификации ЗПР Классификация В.В.Лебединского : 1.Общее стойкое недоразвитие. 2.Задержанное развитие. 3.Поврежденное развитие. 4.Дефицитарное развитие. 5.Искаженное развитие. 6.Дисгармоническое развитие.

Классификация И.А.Юрковой : 1.Нестойкий вариант психофизического инфантилизма , при котором развитие с годами достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой ). 2.Психический инфантилизм в форме стойкой интеллектуальной недостаточности. Классификация Е.М.Мастюковой : 1. Доброкачественная неспецифическая ЗПР. 2.Специфическая или церебрально-органическая задержка развития.

Классификация М.С.Певзнер : 1.Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте. 2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. 3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности , осложненный нейродинамическими нарушениями. 4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции .

Классификация К.С.Лебединской : 1. ЗПР конституционального происхождения. 2. ЗПР соматогенного генеза . 3 . ЗПР психогенного генеза . 4 . ЗПР церебрально-органического генеза .

Общие признаки задержки психического развития 1.Анатомо-физиологические проявления ЗПР: — повышенная общая и вегетативная возбудимость, — гипердинамические расстройства, — малый рост и вес, -нарушение темпа созревания какой-либо системы.

Общие признаки задержки психического развития 2. Особенности ВНИМАНИЯ у детей с ЗПР : — неустойчивость, -ограниченный объем, -фрагментарность, -недостаточность концентрации.

Общие признаки задержки психического развития 3. Особенности ВОСПРИЯТИЯ у детей с ЗПР : — снижение скорости выполнения перцептивных операций , -фрагментарность зрительного восприятия, -снижение анализирующего восприятия, -замедленный темп формирования целостного образа предмета , — неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, -недостаточность межсенсорного взаимодействия.

Общие признаки задержки психического развития 4. Особенности ПАМЯТИ у детей с ЗПР : — неточность воспроизведения и быстрая утеря информации , -повышенная тормозимость мнемических следов, — сниженный объем памяти , -низкая скорость запоминания, -низкая продуктивность и устойчивость произвольного запоминания.

Общие признаки задержки психического развития 5. Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ у детей с ЗПР : — отставание в развитии всех видов мышления, -недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности , -общее недоразвитие речи, -задержка речи.

Общие признаки задержки психического развития 6. Особенности ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ у детей с ЗПР : — эмоциональная неустойчивость, -повышенная утомляемость, -нарушение самоконтроля, -неуверенность, -агрессивность.

Общие признаки задержки психического развития 7. Особенности КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей с ЗПР : — бедность содержания и средств общения, -преобладание деловых контактов в игре, -снижение потребности в общении.

Общие признаки задержки психического развития Специфические нарушения игры: -нарушения , связанные с недостаточной сформированностью игры как деятельности, — специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.

Специфические нарушения игры: трудности в формировании мотивационно-целевого компонента, сюжетная игра детей с ЗПР — малоподвижное образование, специфична операциональная сторона игровой деятельности, поверхностное моделирование мира отношений.

8.Особенности ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей с ЗПР : -резкое снижение активность в области самостоятельной игровой деятельности, -отсутствие интереса к игрушкам, -отсутствие совместной деятельности в рамках сюжетной игры, -для возникновения сюжетной игры необходимо вмешательство взрослого, -трудности в формировании воображаемой ситуации и пр.

Общие признаки задержки психического развития 9. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ детей с ЗПР: -отсутствие сформированности относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности, -отсутствие достаточного самоконтроля на всех этапах выполнения задания, — отсутствие речевой саморегуляции .

ВЫВОДЫ : нарушение наступает рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; для детей с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ; выражена неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ; низкая активность во всех видах деятельности; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность; в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; достаточно высокие потенциальные возможности развития, относительно хорошая обучаемость.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье приведены приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста .

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз.

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз.

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра.

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи.

Презентация на тему: Задержка психического развития

Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А.

Определение ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. У этих детей отмечаются: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженная способность к приему и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

Классификация ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний. Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера; Соматогенного характера; Психогенного характера; Церебрально-органического характера.

Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР. И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР: дети с психическим инфантилизмом; дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Психологические параметры ЗПР детей.

Психологические параметры ЗПР детей.

Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей с ЗПР на две принципиально различные подгруппы: «задержанное развитие» — замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально — личностной сфер; «парциальная несформированность ВПФ»: с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; с преимущественной несформированностью вербального и вербально- логического компонентов; с несформированностью смешанного типа. Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку.

ЗПР конституционального генеза Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.

ЗПР соматогенного генеза Причины: Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного генеза Причины: Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы. Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.

ЗПР церебрально-органического генеза Причины: Токсикозы беременных; Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт; ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка; Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики. Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Варианты: Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью; Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.

Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний: Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР: Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность. социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения; психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка: замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.; педагогические: педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.

Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог. Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся. Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель. При организации занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин.

Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения 1-е направление: Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР Задачи направления: 1) снять эмоциональную напряженность; 2) создать ситуацию успеха; 3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность); 4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе; 5) воспитывать чувство прекрасного. Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.

2-е направление Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР Задачи направления: 1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы; 2) коррекция поведения учащихся в коллективе; 3) формирование моральных представлений . Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

3-е направление Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

4-е направление Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения При выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец. Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений. Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал. Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.

Презентация на тему: » ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Педагог-психолог Печерская Ольга Владимировна.» — Транскрипт:

1 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Педагог-психолог Печерская Ольга Владимировна

2 ЗПР Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость!

3 ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗПР ОТ УО В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, Н. А. Цыпиной и др.) указывается, что при задержке психического раз­вития имеет место неравномерность формирования пси­хических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении (умственной отсталости) же характерны тотальность и иерар­хичность поражения. Возможности ребёнка с ОУ имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с УО не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». То есть его мышление никогда не сформируется до нормального уровня. Дети же с ЗПР могут компенсировать свой недостаток в процессе специального обучения и воспитания. Уровень обучаемости ребят с УО и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального ребёнка его возраста. При УО это невозможно.

4 ЧТО ТАКОЕ ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям- дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

5 ПРИЧИНЫ ЗПР Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления): Перинатальные патологии беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность алкоголизм родителей) и т.д.; В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка: гипертрофия, грипп, нейроинфекции, рахит, черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. Средовые (социальные) факторы, наличие которых не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми. Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

6 Классификация задержки психического развития (ЗПР) Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астенией, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

7 Классификация задержки психического развития (ЗПР) ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально- волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

8 Характеристика детей с ЗПР Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой. Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­ фицита внимания.

9 Характеристика детей с ЗПР Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Мышление: у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы. Речь: специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания и т.д.

10 Характеристика детей с ЗПР Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

11 Обучение детей с ЗПР Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Принципы: дозированность учебного материала; опора на наглядность; многократное повторение; частая смена видов деятельности; опора на сильные, сохранные стороны личности ребёнка; уважительное, доброе отношение к ребёнку; использование здоровьесберегающих технологий.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.