Семейный врач обязательно должен знать о специфических расстройствах психологического развития детей, вызывающих у них трудности в учебе.

По Международной классификации болезней выделяют следующие нарушения:

  • специфическое расстройство способности к письму, правописанию;
  • специфическое расстройство способности к чтению;
  • специфическое расстройство способностей к математике.

Что такое дисграфия?

Специфическое расстройство способностей к письму, правописанию — это частичное (дисграфия) или полное (аграфия) нарушение формирования навыков письма вследствие недоразвития или поражения заднего участка средней (второй) лобной извилины доминантного полушария и ее связей с гностическими участками коры головного мозга. При этом может проявляться сложная апраксия (задержка речевого развития), недоразвитие акустического анализа и речи.

Ошибки на письме фото

Ошибки на письме

Дисграфия – один из симптомов ЗПР, который может проявляться в следующем:

  • Затруднения в сопоставлении звуков и букв на письме – так называемое «зеркальное письмо», неправильное очертание букв и тому подобное. При этом ошибки не связаны с правилами правописания или слухом.
  • Ребенок без аномалий слуха (акустическая форма) не в состоянии различить похожие звуки-фонемы: (б) — (п), (д) — (т) и др.
  • Поздно появляющаяся речь с трудностями в отдельном произношении звуков, наблюдается замена их другими, а именно — проявляются признаки общего недоразвития речи.

Такие недостатки в речи становятся для ребенка большой проблемой при усвоении письма. Например, ребенок пишет «кожка», а при изменении слова на «кошечка» все равно пишет «кожечка». Он не распознает звуков «ж» и «ш» и при любом изменении слова будет слышать и писать звук «ж».

Такие ошибки на письме называются дисграфичными. Чаще всего они случаются при написании диктанта в первые месяцы обучения. Но и в дальнейшем, даже при списывании с учебника ситуация не меняется, потому что ребенок не «рисует» буквы, а читает их «про себя», а потом пишет под собственную диктовку. И обязательно делает ошибки.

Следствие — низкая самооценка ребенка и беспокойство родных. Иногда близкие заставляют маленького школьника многократно переписывать текст, упрекают его за невнимательность или отсутствие усердия. Однако такие меры не приносят успеха и только мешают усвоению ребенком навыков письма.

Безусловно, фонематический слух поддается тренировке и реально получить определенные положительные результаты, хотя эта работа очень кропотливая и долговременная. Поэтому при наличии затруднений с письменными работами, рекомендуется подключить специалиста — логопеда.

Трудности в обучении детей

Трудности в обучении

В тех случаях, когда неправильно обозначается фонема буквами, ребенок может учиться в классической школе. Если же дисграфия имеет тяжелую форму и напоминает написание бессмысленного набора букв или связана с другими речевыми расстройствами, то ребенку лучше учиться в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Главное для родных и учителей младших классов — своевременно диагностировать расстройство. Иначе у ребенка могут появиться вторичные психогенные реакции на трудности в обучении — расстройства сна, раздражительность, отказ делать письменные задания или даже отказ ходить в школу.

Формы дисграфии

  1. Артикуляционно-акустическая – при этой форме ребенок путает фонемы, похожие по произношению (артикуляции), и «пишет, как слышит».
  2. Аграмматичная – эта форма встречается у ребенка с недоразвитием грамматических речевых навыков: неправильное использование префиксов, суффиксов, падежных окончаний и тому подобное.
  3. Особое место в развитии письма занимает оптическая форма дисграфии, которая вызывается из-за недостаточности представлений окружающего мира. Проблема при этом заключается в том, что ребенок не может точно различить схожие буквы: б-в, н-п, и-н, м л и т.д. Ребенок также путает буквы в период чтения.

Трудности в период обучения усложняются также наличием дискалькуличних расстройств при решении упражнений по математике. Диагностика и коррекция этой формы, как и при дискалькулии – компетенция психолога, который проводит коррекцию в направлении развития пространственного анализа и синтеза.

Советы родителям детей с проблемами письменной речи:

  1. Своевременно заметить, что ребенок имеет проблемы в написании букв и текстов, и вместе с учителем проанализировать причины такого явления — плохой почерк, невнимательность ученика, медленный темп письма, неправильное написание букв и слов и тому подобное.
  2. Обратиться к школьному психологу и логопеду.
  3. Получив советы от логопеда, выполнять их не менее 15-20 минут ежедневно.
Проблемы в написании букв - фото ребенка

Проблемы в написании букв

Иногда бывает, что в начале усвоения навыков письма дети не всегда быстро запоминают написание некоторых букв. Но это еще не свидетельствует о наличии дисграфии. Такое явление может быть при замедленном усвоении навыков письма вследствие:

  • медлительности;
  • недостаточности двигательных навыков;
  • рассеянности;
  • быстрой истощаемости;
  • отсутствия интереса к учебе в принципе;
  • неусидчивости.

Однако если школьник в конце 1 класса не может усвоить навыки письма, путает отдельные буквы, нужно обязательно посоветоваться со специалистом.

Дисграфия у детей ЗПР: отзывы родителей

Дисграфия часто проявляется как следствие задержки психического развития у детей, так как при данном диагнозе наблюдается плохая концентрация внимания, невосприятие информации на слух, плохая память и прочие нарушения, которые приводят к тяжелому усвоению письма.

На тематических форумах ведутся целые дискуссии относительно методик лечения и целесообразности помещать ребенка в специализированное учебное учреждение. Некоторые отзывы мы вынесли в таблицу. Источники:https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/626015/,https://efl-forum.ru/boards/viewtopic.php?t=22,http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=7703,http://forum.uaua.info/children/2343056-disgrafiyadisleksiya/.

Положительные Отрицательные
У нас сын стабильно пропускал шипящие и цифру 6 при написании. Логопед сказал, что причиной всему наша ЗПР, и когда решим проблему с психическим созреванием, решим проблему и с письмом. И знаете, так оно и произошло. Правильно подобранная коррекция и регулярное выполнение заданий творит чудеса. (Марта) Нам в 6 лет поставили дисграфию, я считаю рано еще ставить подобные диагнозы, тем более учебный год только начался, ну не получаются у нас некоторые закорючки, это не беда. В остальных параметрах ребенок полностью здоров. Не спешите вешать на ребенка ярлыки. (Аня)
Нам ЗПР поставили в 3 года, к 7 годам начали выползать и проблемы с чтением, и с письмом. Хорошо, что были к этому готовы и нашли специалиста, который помог нам побороть всю эту симптоматику. К окончанию 1 класса сын читал плавно, медленно, зато выговаривая все звуки и слова, а также писал без ошибок несложный текст, при умеренной скорости диктовки – это прогресс! (Ира) Ничего общего не вижу между ЗПР и сложностью в письме. Да, поведенческие особенности развития могут сказываться на процессе обучения, но я считаю не так кардинально. (Зина)
Логопедический сад решает большую часть проблем как с ЗПР, так и с дисграфией. (Даша) У нас у ребенка ЗПР, но при этом сын очень любит писать, рисовать, и при этом не только ручкой или карандашами, но и красками. Так что не всегда эти два заболевания взаимосвязаны. (Ника)
У нас педагог от Бога, мало того, что она согласилась заниматься с ребенком ЗПР, плюс ко всему она разработала отдельные задания, оставалась после уроков, расписывала как нам учить уроки дома для того чтобы побороть сложности в овладении письмом. Все-таки специалист с большой буквы «С» – это уже 80% успеха! (Алина) Как не боролись, уже дочери 13 лет, а она как не воспринимала на слух гласные буквы, так и не воспринимает. Еще если гласная стоит на первом месте, она ее напишет, но остальные будут только согласные. Может кто знает эффективную методику, ведь экзамены близко (кстати, ЗПР мы побороли к 10 годам). (Нина)
А у нас вообще странное проявление дисграфии было. На русском языке проблем не было, а вот на английском прямо-таки кошмар начался. Сын реально не мог сообразить, почему буквы на разных языках пишутся по-разному и т.д. Пришлось перевести его в класс, где с иностранными языками начинают знакомить не с 1-го класса, а с 5-го и усиленно заниматься его восприятием. Знаю точно, что само это понимание не придет, нужно работать. (Ксения) Речь правильная, рисовать любит, а вот с буквами и диктантами ну полная беда. Походить бы в специализированную группу, но у нас в городе таких нет, нужно ехать за 50 километров в одну сторону. Так несправедливо. (Яна)

Вывод

Не надо экспериментировать, навязывая ребенку свои «тренинги письма». Любая работа требует профессиональной подготовки и знаний, поэтому лучше обратиться к специалисту-логопеду. В том случае, когда у ребенка оказывается тяжелая форма дисграфии, особенно в сочетании с другими речевыми расстройствами, целесообразно обучать ребенка в специализированной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Видео — Диагностика и причины нарушений письма

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно 1 — Всего проголосовало. Средний бал: 0,00 из 5.
Загрузка...
2 комментариев для “Дисграфия при ЗПР: понятие, симптомы, диагностика
    1. Дисграфия – это проблема с овладением навыков письма, следовательно, самый оптимальный период определения проблем – это окончание 1-го класса, когда все буквы выучены, и проводятся буквенные и словарные диктанты.

Посмотреть / оставить комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован.