Экзистенциальная депрессия что такое

0

Содержание

Экзистенциальная депрессия что такое

Как пережить экзистенциальный кризис с пользой

Я HR-специалист в EPAM, психолог и уже несколько лет изучаю темы мотивации, эмоционального выгорания, жизненных кризисов и психологического здоровья в целом.

Мне кажется, если человек будет лучше понимать собственные эмоции, состояния, мотивы; будет внимательно относиться к себе и к своему психологическому здоровью, это улучшит как его жизнь, так и его окружения. Поэтому я считаю психологическое просвещение важным и пишу на темы психологии в своем блоге.

Читателям Клевера я хочу рассказать об экзистенциальном кризисе – что это такое, как проявляется, чем отличается от обычной усталости и выгорания и что делать, если вы столкнулись с таким кризисом.

Что такое экзистенциальный кризис

Это состояние повышенной тревожности и сильного дискомфорта, которое возникает, когда человек сталкивается с экзистенциальными вопросами: о смысле жизни, ценностях, одиночестве, смерти, свободе, ответственности.

В такие периоды люди часто задаются вопросами: «Что я здесь делаю?», «Для чего я живу?», «Так ли я живу, как хотел(а)?»

Если удовлетворяющих ответов нет, происходит внутриличностный конфликт, который может вести к экзистенциальному кризису.

Экзистенциальные вопросы сопровождают человека в разные периоды жизни. Многие испытывают экзистенциальный кризис или страдают от экзистенциальной тревоги, когда:

  • Проживают важные события и переходят на новый жизненный этап . Например, заканчивают школу или университет, заводят детей, меняют работу, выходят на пенсию.
  • Не могут удовлетворить социальные потребности . Это могут быть потребности в работе, семейной жизни, культурном досуге, политической активности.
  • Сталкиваются с фактом конечности жизни . Подтолкнуть к размышлениям о жизни и смерти может потеря близкого, серьезная болезнь.

Считается, что повседневные события не могут спровоцировать экзистенциальный кризис, так как этот тип кризиса следует за глубоким отчаянием или ситуацией, которая ставит под сомнение способ жить так, как жил до этого. А, например, пандемия или крупные трагические события в мире могут подтолкнуть к экзистенциальному кризису.

По мнению некоторых ученых (1), экзистенциальный кризис обычно переживают в зрелом возрасте – 30-50 лет. Его ещё называют «кризисом середины жизни» – когда внутренне человек начинает вести отсчет собственной жизни не от «начала рождения», а «до смерти».

Есть исследования (2), согласно которым люди могут переживать экзистенциальный кризис не один раз, и его причины не всегда связаны с возрастной переоценкой жизненных смыслов.

Во время экзистенциального кризиса человека могут сопровождать тревожность, ощущение одиночества и отстранённости от других, разочарование, потеря внутренней радости, апатия.

Более подробно общие признаки экзистенциального кризиса описаны здесь.

Связь экзистенциального кризиса с другими состояниями

Если человек столкнулся с экзистенциальным кризисом, можно предположить, что именно кризис вызывает развитие депрессивных симптомов, таких как апатия, затяжные периоды печали, беспомощность, потеря удовольствия от вещей, которые нравились раньше. С другой стороны, если человек страдает от депрессивного расстройства и чувствует разобщенность с миром, это может вызвать вопросы «В чем смысл моего существования?», «Имею ли я значение?», «Имеет ли моя жизнь ценность?»

Всё, что известно на данный момент, – то, что экзистенциальные кризисы связаны с психическим здоровьем. Они могут сопровождать такие проблемы с психическим здоровьем, как депрессия, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и эмоциональное выгорание. Однако вопрос о том, что является причиной, а что – следствием, всё еще остается дискуссионным и исследуется.

Как распознать и предотвратить выгорание

Экзистенциальные вопросы могут, с одной стороны, послужить причиной депрессии. С другой – быть началом переворота, нового жизненного этапа.

Экзистенциалисты рассматривают этот кризис как нечто неизбежное, но не патологическое. По их мнению, экзистенциальный кризис – это путешествие и необходимый опыт. Во время кризиса человек проводит переоценку взглядов, ценностей. Это может привести к положительным изменениям и улучшить качество жизни.

Как пережить экзистенциальный кризис с пользой

Некоторые люди проживают кризис неосознанно. Если говорить о крайних вариантах, это может быть как отказ от жизни, так и полное игнорирование кризиса – люди погружаются в деятельность, которая отвлекает от экзистенциальных вопросов.

Один из основателей экзистенциальной психотерапии, австрийский философ и психолог Виктор Франкл описывал три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной. Это ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Исходя их них, специалисты сформировали несколько рекомендаций для тех, кто столкнулся с кризисом. Что можно делать самостоятельно?

Разделить переживания с близкими . Попросите их рассказать, что они ценят в вас, в ваших отношениях. Через любовь близких и значимость для других можно почувствовать, что ваша жизнь и вы сами имеете значение.

Занять активную позицию в поиске ответов на вопросы . Смысл не обнаруживают, а «изготавливают» – ответ на вопрос о смысле находится не во вселенной, а в нас самих.

Попробуйте позадавать себе вопросы: «Какая деятельность дает мне ощущение осмысленности?», «В какие моменты у меня возникает чувство, что жизнь наполнена радостью?», «Какие проблемы волнуют меня и стимулируют что-то делать?»

Важно помнить, что не существует «правильного» пути, верных или неверных смыслов, универсального руководства по управлению жизнью.

Не пытайтесь найти универсальный ответ навсегда: экзистенциальные вопросы могут вставать перед вами на протяжении всей жизни. Сконцентрируйтесь на том, что происходит здесь и сейчас. То, что кажется важным в данный момент, может не иметь значения через 10, 20 лет, и наоборот.

Отслеживать пессимистические мысли («жизнь бессмысленна, а наши усилия ничего не стоят») и стараться в них не погружаться . По мнению В.Франкла, даже когда мы не можем изменить обстоятельства жизни, мы остаемся свободными в том, какую позицию занять по отношению к этим обстоятельствам.

Если вы понимаете, что не можете справиться с кризисом самостоятельно, что он вас разрушает, полезно будет обратиться к специалисту. В том числе может понадобиться помощь человека с медицинским образованием (психотерапевта, психиатра). Когда экзистенциальная тревога слишком сильная, возможно, необходимо сочетание разговорной психотерапии и фармакотерапии.

Проживание экзистенциального кризиса может включать сочетание техник самопомощи, поиска поддержки и психотерапии. Стратегии, как правило, варьируются в зависимости от возраста и жизненной ситуации.

Экзистенциальный кризис и работа

Трудоголизм и выгорание могут быть следствиями бегства от экзистенциальной тревоги. В таком случае, когда профессиональная активность прерывается (наступают выходные или отпуск), человек сталкивается с тревожным состоянием: работа больше не способна «защитить» от экзистенциальных вопросов. Виктор Франкл называл такой феномен «неврозом выходного дня» (3).

Некоторые специалисты считают (4), что одна из главных причин выгорания – неудавшийся поиск смысла в профессиональной деятельности. Психотерапевт Альфрид Лэнгле утверждал (5), что синдрому выгорания подвержены те, кто в профессиональной деятельности не реализует ценности, которые ощущает как собственные.

Как обрести смысл в работе?

Выше я уже описала три класса ценностей, которые, по мнению В.Франкла, позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности переживания, ценности отношения и ценности творчества. Остановимся подробнее на последних.

Ценность творчества В.Франкл понимает в широком контексте – это ценности созидания в целом, которые человек реализует в том числе в процессе работы.

«Если человек занят своим делом или реализует миссию, то высшим смыслом для человека становится поиск возможностей исполнить свою работу как можно качественнее (…) Решающими в восприятии ситуации становится не занимаемая должность, а то, что человек способен привнести в свой труд как уникальная личность».

В одних сферах найти смысл проще, в других – сложнее. Бывает трудно увидеть вклад и гордиться работой, когда вы один из десятка или сотни человек, которые работают над проектом.

Найти смысл в работе можно, осознанно связав её с конкретными людьми, которым мы служим. Спросите себя, что вы создаете, для кого, как это помогает окружающим? Если ответы совсем не устраивают – это повод обратиться к специалисту и, возможно, что-то поменять.

Обрести больший смысл можно, помогая другим. Согласно исследованиям (6), люди, которые помогают окружающим, чувствуют себя счастливее. Вы можете реализовать эту идею в своей работе. Например, предложить помощь коллеге, который уже не первый день бьется над сложной задачей, или помочь новому сотруднику разобраться в процессах компании и проекта.

На ощущение осмысленности в рутине влияет и то, каким образом мы выстраиваем собственную работу. Мы вкладываемся больше, когда в работе соединяются три вещи: реализация наших навыков, ценностей и интереса.

Подумайте, в чём заключаются эти три стороны и как вы можете их реализовать в работе. Речь идет не о кардинальном изменении вашей роли, а в осознании своих уникальных сильных сторон и того, каким образом вы можете использовать их, чтобы помочь команде и проекту достичь целей.

Как и куда расти IT-специалистам?

Об этом читайте в соцсетях IT-компании EPAM. Подборки полезных ресурсов, «внутренняя кухня», рассказы сотрудников о личном опыте

Экзистенциальный кризис: что это и как с ним бороться

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть экзистенции

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения — экзистенциализм. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис — что это?

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

Экзистенциальный кризис на примере населения

В наше время с экзистенциальным кризисом чаще других сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно.

Экзистенциальный кризис может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с экзистенциальным кризисом, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

Как бороться с экзистенциальным кризисом

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто кардинально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.

Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.

Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.

Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные

Варламова Дарья

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Добавить комментарий