Программа по физкультуре адаптированная для детей с ОВЗ

2
физкультура овз

Физкультура – один из обязательных учебных предметов…

…которые ребенок начинает познавать еще с детского сада. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны ею заниматься по особой адаптированной программе, учитывающей проблемы вызванные основным заболеванием.

Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны

Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.

Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.

В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.

физкультура овз

Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ

Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:

  • обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
  • формирование физических навыков и умений;
  • воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
  • содействие развитию морально-волевых качеств.

Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.

Статья в темуИндивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ

Виды физкультуры, адаптируемой под детей с ОВЗ

В детском саду и начальной школе, все виды физкультуры могут подойти для детей с ОВЗ. Некоторые виды занятий наиболее часто используются в школах и детских садах – гимнастика, занятия на моторику, бег. При этом стоит помнить о том, что при интегрированном инклюзивном обучении надо следить за тем, чтобы к более сложным заданиям, школьник приступал только после разрешения врача.

Вид занятий Как влияет на ребенка с ОВЗ При каких нарушениях разрешено или запрещено
утренняя гимнастика в классе помогает расслабиться во время занятий, иногда делается в классе на переменах или в отведенное время, не требует подготовки разрешено при любом диагнозе
пальчиковая гимнастика направлена на развитие моторики, расслабление спастики мышц разрешено при любом диагнозе
бег/прыжки/ходьба улучшает работу кровеносной и дыхательной системы, развивает выносливость с осторожностью применяется к детям, у которых заболевание сопровождается нарушениями работы опорно-двигательного аппарата или неврологическими отклонениями, влияющими на контроль движений
учебная гимнастика укрепляет мускулатуру, повышает выносливость, расслабляет мышцы при длительном сидении за партой программа разминки и гимнастические упражнения подбираются с учетом физических способностей
инструментальная физкультура

(занятия с предметами)

развивает моторику, ориентацию в пространстве, мотивацию разрешена для школьников, обладающих адекватным контролем своих движений для выполнения поставленной задачи
подвижные игры развивает командный дух, координацию, позволяет расслабиться педагог сам решает, сможет ли ученик принимать активное участие в игре и продумывает для каждого участника свои роли

Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду

Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.

Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.

Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.

Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.

физкультура овз

Группы здоровья в школе

При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.

Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:

  • I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
  • II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
  • III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.

В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.

Статья в темуПрограмма по математике для детей с ОВЗ

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.

Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.

img_6149-large

Физкультура важна и отказываться от нее нельзя

Практически все дети школьного и дошкольного возраста должны заниматься физкультурой, она важна как для первого класса, так и для десятого. Повышенная физическая активность в умеренных количествах, должна присутствовать в жизни человека от рождения и до глубокой старости. Именно на это направлены все занятия в школе и детском саду, никто не требует от ребенка рекордов, но он должен быть мотивирован на них. Физкультура позволяет добиться правильного физического развития и лучше справляться с основным заболеванием.

2 комментария для “Программа по физкультуре адаптированная для детей с ОВЗ

  1. Добрый день, у меня сын относится к третьей группе здоровья, подскажите пожалуйста, он должен заниматься по общей программе для группы или индивидуальной?

    1. Ученики в третьей группе здоровья занимаются по общим принципам, но индивидуально разработанной программе. Ее составляет педагог, но с учетом всех физиологических и психологических особенностей, консультируясь с лечащим врачом. То есть, например, если весь класс сегодня бежит кросс, то он тоже бежит, если ему можно или хотя бы идет, если порекомендует врач.

Добавить комментарий