Формирование навыков лепки у детей с ЗПР
Лепка – творческий процесс, который заключается в создании объемных фигур руками или с помощью специальных инструментов за счет использования соленого теста, пластилина, глины. Данный базовый прием скульптуры позволяет развить у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыки моделирования, воображения и мелкой моторики пальцев рук.
Дети с ЗПР испытывают трудности в усвоении вышеперечисленных навыков, следовательно, с помощью творческого моделирования им можно помочь стать полноценно развивающейся личностью.
Комплексное воздействие лепки на развитие ребенка с ЗПР
Один комок пластилина в детских ручках может превратиться в любой образ, который нарисует воображение ребенка. Благодаря пластичности материала малыш передает динамику движений, поскольку под воздействием пальцев форма меняет свои очертания, фигурка приобретает различные позы, повороты, наклоны и тому подобное.
Реальность объема, ощущение его ладонями, кончиками пальцев способствуют активным действиям ребенка с вылепленной фигуркой. Он легко передвигает ее в пространстве (ближе, дальше от себя), осматривает, обследует те со всех сторон. Если ребенка правильно заинтересовать, и при этом рядом окажется деликатный взрослый, готовый в любое время прийти на помощь, можно:
- повысить сенсорную чувствительность: тонкое восприятие пластики, веса, цвета, фактуры и формы;
- развить воображение, мелкую моторику, общую умелость делать что-то руками, пространственное мышление;
- синхронизировать работу рук;
- сформировать целеустремленность и при любых условиях доводить задумку до конца;
- развить ребенка с эстетической стороны, так как он учится чувствовать и видеть прекрасное.
Многие педагоги-корректоры утверждают, что использование пластических материалов при ЗПР – это доступный материал как по цене, так и с точки зрения техники (можно проводить занятия как дома, так и в детском саду/школе).
В повседневной жизни ребенка должно быть и рисование, и конструирование, и разнообразные игры, и лепка. Что касается лепки при ЗПР, то существует ряд разных техник, позволяющие создавать самые невероятные фигурки и модели, масштаб которых зависит не только от воображения, но и от индивидуальных особенностей и умений. Некоторые предпочитают выполнять фигурки в миниатюре, а для некоторых предпочтительнее более крупные поделки.
Приемы лепки для развития творчества и моторики
В процессе коррекционной работы с детьми ЗПР используют следующие приемы лепки:
- разминание – на небольшие кусочки соленого теста или пластилина оказывают надавливание сначала пальчиками, а потом и целой рукой, в такой способ подготавливаются к работе мышцы рук, а также делает материал более эластичным и податливым;
- отщипывание – от большого куска теста или пластилина необходимо кончиками пальцев (участвует большой и указательный пальцы) отщипывать небольшие кусочки;
- «шлепанье» – ладонь напряженная, пальцы прямые, необходимо энергично хлопать по эластичному материалу, при этом можно давать рекомендации детям относительно размаха рук;
- сплющивание – задача с одного куска эластичного материала сделать плоскую лепешку, данная манипуляция может проводиться как пальчиками, так и с помощью подручных материалов, например, специальной скалочки или карандаша.
На занятиях формируются и волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность и умение доводить начатое до конца.
Организация работы детей дошкольного возраста с ЗПР
Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми ЗПР – это выбор соответствующих программ по использованию лепки в дошкольных заведениях. Именно по этой причине каждое заведение старается разработать комплекс занятий, которые будут направлены на развитие навыка лепки у детей с ЗПР в возрасте от 3 до 6 лет.
Некоторые детские сады открывают целые группы с уклоном развития творческих навыков: рисование, танцы, моделирование, лепка, как способ развития детей с задержкой психического развития. Работа проводится комплексная:
- Со стороны учителя дефектолога проводится работа по составлению годового тематического планирования, в котором будут расписаны занятия по сенсорному и речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром, проведение соответствующих занятий.
- Задача учителя-логопеда формировать правильное произношение, развивать мелкую моторику.
- Воспитатель выполняет все задания, которые запланировали логопед и дефектолог, а также проводит творческие занятия (конструирование, аппликацию, лепку и рисование).
Дети, которые не могут усвоить материал сразу в группе, переводятся на дополнительные индивидуальные занятия. Важно учитывать, что у каждого ребенка разный уровень способностей к познанию нового и усвоению навыков и умений.
Для подготовки пальцев ежедневно проводятся пальчиковые упражнения и игры, которые сопровождаются потешками, стихами, скороговорками. Раз в неделю рекомендуется проводить сенсорные занятия (с магнитами, песком, крупами, водой и т.д.).
В конце каждого полугодия проводятся диагностические работы, чтобы определить эффективность занятий, а в случае ее отсутствия подбираются индивидуальные дополнительные занятия.
По результатам дошкольного курса дети должны:
- уметь различать понятия «скульптура», «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство»;
- уметь различать и компоновать цвета;
- уметь работать как индивидуально, так и в коллективе;
- выполнять рельефные изделия;
- создавать сюжетные композиции.
Умения оцениваются с помощью шкалы мониторинга:
- Низкий уровень овладения навыка – частичное выполнение заданий, но только с помощью сторонней помощи взрослых.
- Средний уровень овладения навыка – задания выполняются в полной мере, и иногда прибегают к помощи взрослых.
- Высокий уровень – самостоятельное и в полной мере выполнение заданий.
Особенности лепки в процессе коррекционной работы детей с ЗПР: отзывы
В таблице мы отобразили некоторые отзывы с данной темы, которые оставляют родители и педагоги на тематических форумах, таких как: https://psycheforum.ru/topic36966.html, https://forum.gorod.dp.ua/showthread.php?t=253133&page=3, https://deti.mail.ru/forum/zdorove/osobye_deti/igry_pri_zpr/.
Положительные | Отрицательные |
Сын долго не интересовался совсем ничем, ни игрушками, ни иной деятельностью, обычно он только перебирал в руках платочек и смотрел мультики или наблюдал за происходящим за окном. Я решила попытаться ему самостоятельно начинать развивать моторику, и вместо платочка начала ему давать пробовать разные текстуры. Начали мы с кинетического песка, и так постепенно методом перебора мы дошли до обычного соленого теста. Именно на нем у нас началось оживление. Сын с удовольствием сначала его просто мял в руке, потом начал концентрировать внимание, и мы вместе лепили с ним элементарные фигурки. Мы постепенно начали выходить из состояния замкнутости, отрешенности и ступора. Продолжаем работу дальше, верю, что у нас все получится. (Екатерина) | Не подскажите, где брать время на проведение всех занятий, и ритмика, и музыка, и математика, и чтение, и труды, а тут еще и лепка – тут здоровый взвоет от такой нагрузки, я уже молчу о детях с особенностями. В данном случае лучше не перегружать, а выбрать одну методику развития и в полной мере ее отрабатывать. (София) |
Я только за, чтобы в дошкольных учреждениях и не только для деток с особенностями, а и для остальных, активно проводились занятия по развитию творческих навыков и не только на основе кружков, как это часто практикуется в дошкольных учреждениях, а на постоянной основе. (Лилия Степановна) | Да, моторику развивать нужно, но детям с ЗПР лучше получать необходимые навыки не в рамках обычного детского сада или школы, а в специализированном заведении. Ведь не все классические педагоги умеют работать с «особенными» детьми. (Юля) |
Уже второй год ходим на занятия скульптуры и художественной лепки, и замечаю, что начали появляться отдельные слова, дочь чувствует себя более спокойно, она воспринимает коллектив и вообще посторонних людей. Да, это не только эти занятия показывают такие результаты, мы работаем по многим направлениям, но эффект я вижу, и мы будем двигаться дальше. (Марина) | Нашему сыну вообще не нравится лепить, сразу выбрасывает все мягкое с рук, выбираем альтернативные методы развития: перебираем крупы, изучаем твердые рельефы и текстуры, надеюсь, это сможет помочь нам в развитии. (Ира) |
В сад мы не ходили, старалась дома пытаться развивать всесторонне дочь, а вот когда пошли в школу, поняла, сколько может дать сад, ведь у нас в классе есть еще один ребенок с диагностированным ЗПР, который по развитию нас опережает ох как сильно. Теперь вот пытаемся догнать упущенное за счет творческих дополнительных занятий. (Лиза) | Как ребенок может начать лепить, если при ЗПР практически вообще не срабатывает воображение, извините, но я реально не понимаю, как мотивировать полностью замкнутого ребенка и многое другое, а вот специалиста толкового днем с огнем не сыщешь. (Рената) |
Навыки лепки лучше развивать с возраста 2-3 лет, постепенно знакомя своего кроху с новыми текстурами, рельефами, формами, изгибами, цветами. Чем раньше начнете развивать творческую сторону и мелкую моторику, тем быстрее получится преодолеть брешь в психологическом развитии. (Яна) | Дома заниматься лепкой и моделированием – да, а вот в учебных заведениях хватает и так занятий. (Алина) |
Вывод
Многочисленные исследования, да и отзывы родителей показывают, что правильно организованные занятий с использованием пластичных материалов могут помочь развить у ребенка с ЗПР пространственное и логическое мышление, воображение, память, моторику, что положительно влияет на речь. И как показывает практика, занятия нужно проводить на регулярной основе как со специалистами, так и дома (для закрепления). И чем раньше, тем лучше.
Сколько времени нужно уделять дома лепке?
Все зависит от способностей и умений вашего ребенка. Начинать рекомендуется с 5 минут, постепенно повышая время до получаса. Учите ребенка чувствовать текстуры, воспринимать цвета, компоновать, все выполняя постепенно, шаг за шагом. В этом деле спешка может спровоцировать полный отказ от выполнения заданий.