Лепка – творческий процесс, который заключается в создании объемных фигур руками или с помощью специальных инструментов за счет использования соленого теста, пластилина, глины. Данный базовый прием скульптуры позволяет развить у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыки моделирования, воображения и мелкой моторики пальцев рук.

Дети с ЗПР испытывают трудности в усвоении вышеперечисленных навыков, следовательно, с помощью творческого моделирования им можно помочь стать полноценно развивающейся личностью.

Комплексное воздействие лепки на развитие ребенка с ЗПР

Один комок пластилина в детских ручках может превратиться в любой образ, который нарисует воображение ребенка. Благодаря пластичности материала малыш передает динамику движений, поскольку под воздействием пальцев форма меняет свои очертания, фигурка приобретает различные позы, повороты, наклоны и тому подобное.

Ощущение пластилина ладонями дети ЗПР

Ощущение пластилина ладонями

Реальность объема, ощущение его ладонями, кончиками пальцев способствуют активным действиям ребенка с вылепленной фигуркой. Он легко передвигает ее в пространстве (ближе, дальше от себя), осматривает, обследует те со всех сторон. Если ребенка правильно заинтересовать, и при этом рядом окажется деликатный взрослый, готовый в любое время прийти на помощь, можно:

  • повысить сенсорную чувствительность: тонкое восприятие пластики, веса, цвета, фактуры и формы;
  • развить воображение, мелкую моторику, общую умелость делать что-то руками, пространственное мышление;
  • синхронизировать работу рук;
  • сформировать целеустремленность и при любых условиях доводить задумку до конца;
  • развить ребенка с эстетической стороны, так как он учится чувствовать и видеть прекрасное.

Многие педагоги-корректоры утверждают, что использование пластических материалов при ЗПР – это доступный материал как по цене, так и с точки зрения техники (можно проводить занятия как дома, так и в детском саду/школе).

В повседневной жизни ребенка должно быть и рисование, и конструирование, и разнообразные игры, и лепка. Что касается лепки при ЗПР, то существует ряд разных техник, позволяющие создавать самые невероятные фигурки и модели, масштаб которых зависит не только от воображения, но и от индивидуальных особенностей и умений. Некоторые предпочитают выполнять фигурки в миниатюре, а для некоторых предпочтительнее более крупные поделки.

Приемы лепки для развития творчества и моторики

В процессе коррекционной работы с детьми ЗПР используют следующие приемы лепки:

  • разминание – на небольшие кусочки соленого теста или пластилина оказывают надавливание сначала пальчиками, а потом и целой рукой, в такой способ подготавливаются к работе мышцы рук, а также делает материал более эластичным и податливым;
  • отщипывание – от большого куска теста или пластилина необходимо кончиками пальцев (участвует большой и указательный пальцы) отщипывать небольшие кусочки;
  • «шлепанье» – ладонь напряженная, пальцы прямые, необходимо энергично хлопать по эластичному материалу, при этом можно давать рекомендации детям относительно размаха рук;
  • сплющивание – задача с одного куска эластичного материала сделать плоскую лепешку, данная манипуляция может проводиться как пальчиками, так и с помощью подручных материалов, например, специальной скалочки или карандаша.

На занятиях формируются и волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность и умение доводить начатое до конца.

Организация работы детей дошкольного возраста с ЗПР

Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми ЗПР – это выбор соответствующих программ по использованию лепки в дошкольных заведениях. Именно по этой причине каждое заведение старается разработать комплекс занятий, которые будут направлены на развитие навыка лепки у детей с ЗПР в возрасте от 3 до 6 лет.

Некоторые детские сады открывают целые группы с уклоном развития творческих навыков: рисование, танцы, моделирование, лепка, как способ развития детей с задержкой психического развития. Работа проводится комплексная:

  1. Со стороны учителя дефектолога проводится работа по составлению годового тематического планирования, в котором будут расписаны занятия по сенсорному и речевому развитию и ознакомлению с окружающим миром, проведение соответствующих занятий.
  2. Задача учителя-логопеда формировать правильное произношение, развивать мелкую моторику.
  3. Воспитатель выполняет все задания, которые запланировали логопед и дефектолог, а также проводит творческие занятия (конструирование, аппликацию, лепку и рисование).

Дети, которые не могут усвоить материал сразу в группе, переводятся на дополнительные индивидуальные занятия. Важно учитывать, что у каждого ребенка разный уровень способностей к познанию нового и усвоению навыков и умений.

Для подготовки пальцев ежедневно проводятся пальчиковые упражнения и игры, которые сопровождаются потешками, стихами, скороговорками. Раз в неделю рекомендуется проводить сенсорные занятия (с магнитами, песком, крупами, водой и т.д.).

Пальчиковые упражнения в игровой форме фото

Пальчиковые упражнения в игровой форме

В конце каждого полугодия проводятся диагностические работы, чтобы определить эффективность занятий, а в случае ее отсутствия подбираются индивидуальные дополнительные занятия.

По результатам дошкольного курса дети должны:

  • уметь различать понятия «скульптура», «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство»;
  • уметь различать и компоновать цвета;
  • уметь работать как индивидуально, так и в коллективе;
  • выполнять рельефные изделия;
  • создавать сюжетные композиции.

Умения оцениваются с помощью шкалы мониторинга:

  1. Низкий уровень овладения навыка – частичное выполнение заданий, но только с помощью сторонней помощи взрослых.
  2. Средний уровень овладения навыка – задания выполняются в полной мере, и иногда прибегают к помощи взрослых.
  3. Высокий уровень – самостоятельное и в полной мере выполнение заданий.

Особенности лепки в процессе коррекционной работы детей с ЗПР: отзывы

В таблице мы отобразили некоторые отзывы с данной темы, которые оставляют родители и педагоги на тематических форумах, таких как: https://psycheforum.ru/topic36966.html, https://forum.gorod.dp.ua/showthread.php?t=253133&page=3, https://deti.mail.ru/forum/zdorove/osobye_deti/igry_pri_zpr/.

Положительные Отрицательные
Сын долго не интересовался совсем ничем, ни игрушками, ни иной деятельностью, обычно он только перебирал в руках платочек и смотрел мультики или наблюдал за происходящим за окном. Я решила попытаться ему самостоятельно начинать развивать моторику, и вместо платочка начала ему давать пробовать разные текстуры. Начали мы с кинетического песка, и так постепенно методом перебора мы дошли до обычного соленого теста. Именно на нем у нас началось оживление. Сын с удовольствием сначала его просто мял в руке, потом начал концентрировать внимание, и мы вместе лепили с ним элементарные фигурки. Мы постепенно начали выходить из состояния замкнутости, отрешенности и ступора. Продолжаем работу дальше, верю, что у нас все получится. (Екатерина) Не подскажите, где брать время на проведение всех занятий, и ритмика, и музыка, и математика, и чтение, и труды, а тут еще и лепка – тут здоровый взвоет от такой нагрузки, я уже молчу о детях с особенностями. В данном случае лучше не перегружать, а выбрать одну методику развития и в полной мере ее отрабатывать. (София)
Я только за, чтобы в дошкольных учреждениях и не только для деток с особенностями, а и для остальных, активно проводились занятия по развитию творческих навыков и не только на основе кружков, как это часто практикуется в дошкольных учреждениях, а на постоянной основе. (Лилия Степановна) Да, моторику развивать нужно, но детям с ЗПР лучше получать необходимые навыки не в рамках обычного детского сада или школы, а в специализированном заведении. Ведь не все классические педагоги умеют работать с «особенными» детьми. (Юля)
Уже второй год ходим на занятия скульптуры и художественной лепки, и замечаю, что начали появляться отдельные слова, дочь чувствует себя более спокойно, она воспринимает коллектив и вообще посторонних людей. Да, это не только эти занятия показывают такие результаты, мы работаем по многим направлениям, но эффект я вижу, и мы будем двигаться дальше. (Марина) Нашему сыну вообще не нравится лепить, сразу выбрасывает все мягкое с рук, выбираем альтернативные методы развития: перебираем крупы, изучаем твердые рельефы и текстуры, надеюсь, это сможет помочь нам в развитии. (Ира)
В сад мы не ходили, старалась дома пытаться развивать всесторонне дочь, а вот когда пошли в школу, поняла, сколько может дать сад, ведь у нас в классе есть еще один ребенок с диагностированным ЗПР, который по развитию нас опережает ох как сильно. Теперь вот пытаемся догнать упущенное за счет творческих дополнительных занятий. (Лиза) Как ребенок может начать лепить, если при ЗПР практически вообще не срабатывает воображение, извините, но я реально не понимаю, как мотивировать полностью замкнутого ребенка и многое другое, а вот специалиста толкового днем с огнем не сыщешь. (Рената)
Навыки лепки лучше развивать с возраста 2-3 лет, постепенно знакомя своего кроху с новыми текстурами, рельефами, формами, изгибами, цветами. Чем раньше начнете развивать творческую сторону и мелкую моторику, тем быстрее получится преодолеть брешь в психологическом развитии. (Яна) Дома заниматься лепкой и моделированием – да, а вот в учебных заведениях хватает и так занятий. (Алина)
Лепка снеговика на улице фото

Лепка снеговика на улице

Вывод

Многочисленные исследования, да и отзывы родителей показывают, что правильно организованные занятий с использованием пластичных материалов могут помочь развить у ребенка с ЗПР пространственное и логическое мышление, воображение, память, моторику, что положительно влияет на речь. И как показывает практика, занятия нужно проводить на регулярной основе как со специалистами, так и дома (для закрепления). И чем раньше, тем лучше.

Видео — Лепим из пластилина

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно 1 — Всего проголосовало. Средний бал: 0,00 из 5.
Загрузка...
2 комментариев для “Формирование навыков лепки у детей с ЗПР
    1. Все зависит от способностей и умений вашего ребенка. Начинать рекомендуется с 5 минут, постепенно повышая время до получаса. Учите ребенка чувствовать текстуры, воспринимать цвета, компоновать, все выполняя постепенно, шаг за шагом. В этом деле спешка может спровоцировать полный отказ от выполнения заданий.

Посмотреть / оставить комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован.