Где учатся дети с шизофренией

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием “раннее слабоумие” (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала “разрушим” некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет “по-взрослому” диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если “необычность” поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, “бедность” эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие “откаты в развитии”, утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному “перекосу” фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему “с ними скучно”. Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала “питаться правильно”, избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на “плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится”, “как будто все знания стерли из головы”. Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их “грязными”, говорит, что их грязь может “прилипнуть к нему”. Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе “грязные” дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что “грязь”это “не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно”. Старался не думать о “плохих вещах”, создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Где учатся дети с шизофренией

О таком психическом отклонении, как шизофрения, существует достаточно много информации. К сожалению, это заболевание способно развиваться и у взрослых людей, и у детей. Поэтому очень важно вовремя диагностировать патологию, определив ее форму.

Своевременно начатое лечение, поддержка ребенка со стороны родных, близких людей дают все шансы для больного в будущем вести полноценную, активную социальную деятельность.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СИМПТОМАТИКИ

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой. Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.

Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ В РАЗНЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

Первые симптомы шизофренииу детей проявляются по-разному, и зависят от возраста.

  1. Младенчество. У малыша отсутствует сфокусированный взгляд, часто возникает невозможность определить, что именно он наблюдает. Сон короткий и беспокойный. Нередко наблюдается торможение в развитии базовой моторики, способности говорить. Дети очень чувствительны к посторонним громким звукам, часто пугаются, раздражены, эмоционально холодны к родителям: не проявляют радости, когда их берут на руки или обнимают.
  2. От 1 до 3 лет. У детей проявляются двигательные особенности – они могут бесцельно и хаотично ходить из стороны в сторону, или по кругу, часто внезапно срываются с места и убегают. В эмоциональном плане выражается импульсивность, немотивированные слезы или радость, беспричинное чувство предметного страха.
  3. От 4 до 5 лет. Все разговорное время в этот период у ребенка занимают личные фантазии. Не прошедший с более раннего возраста страх трансформируется в фобии необычной тематики – малыш начинает бояться своей тени, языка, облаков и т. п. У больного появляются опасения, касающиеся его собственного или родительского благополучия – он боится быть потерянным, украденным, за жизнь близких людей.
  4. От 5 до 6 лет. Шизофреник много раз задает один и тот же вопрос, не нуждаясь в ответе, или, наоборот, требуя одной определенной реакции. Он навязчиво рифмует слова, придумывает новые словоформы, которые имеют бессмысленный характер. Появляются элементы асоциального поведения –ругательства, опасное для жизни и здоровья поведение, агрессия, направленная на окружающих людей и животных. Часто больные жалуются родителям на повторяющиеся, страшные сны.
  5. От 6 до 7 лет. В этом возрасте начинает отчетливо выражаться негативизм к социуму. Отношение неприязненности к определенному человеку может выражаться по-разному: ребенок становится суетливым, старается причинить вред несимпатичным ему людям. Не проходит страх, который начинает приобретать четкие очертания – больной хочет, но боится есть, потому что его отравят, не может купаться, потому что утонет, боится засыпать, потому что не хочет видеть страшные сны и т. д. Нередко наблюдается состояние гипомании, характеризующееся повышенным тонусом и двигательной суетливостью, которые не подразумевают целенаправленную деятельность.
  6. От 10 до 12 лет. Детская шизофрения, которая проявляется в эти годы жизни, наиболее похожа на взрослую ее форму, и характеризуется устойчивыми проблемами с концентрацией внимания, нарушениями периодами сна и бодрствования. Школьник избегает любого общения, надолго уединяется. Бессвязная речь сопровождается слуховыми, зрительными галлюцинациями, параноидальными проявлениями. В период обострения заболевания поведение шизофреника становится непредсказуемым для окружающих, агрессивным.
  7. От 12 до 15 лет. Риск развития отклонений психики в подростковом возрасте в несколько раз выше, чем в детском. У подростка начинают формироваться патологические психические и эмоциональные состояния, которые связаны с восприятием окружающей действительности. На первый план выходят признаки психопатии – сексуальная распущенность, агрессивность, непослушание. У подростка с шизофреническим расстройством наблюдаются изменения в эмоциональной сфере (он испытывает затруднения в выражении адекватных эмоций), появляются галлюцинации и бредовые идеи, нарушения поведенческого характера (пассивность, неуправляемость, примитивность интересов).

Вышеперечисленные симптомы у шизофреников могут проявляться не одновременно, а сменять друг друга в зависимости от фазы заболевания.

ФОРМЫ И ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

При диагностике данного психического заболевания психиатр не ориентируется на один признак, а на их комплексность, скорость развития и порядок проявления. В случае, когда психика находится только на стадии развития, сделать это своевременно и квалифицированно крайне важно.

В зависимости от симптоматики детская и подростковая форма шизофрении имеет такие формы:

  • простая. Ведущими симптомами являются обеднение в эмоциональном плане, угнетение воли и мотивации. Бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Дети с психическим отклонением такой формы максимально поддаются лечению;
  • параноидная. Отличительная черта данной формы болезни – наличие бреда, который связан с неправильным толкованием разных событий и переживаний – подростку кажется, что у него много дефектов внешности;
  • гебефренная. Характеризуется чрезмерной импульсивностью, вычурным кривлянием, протестностью, агрессивным поведением по отношению к себе и окружающим. Задержка в лечении таких детей приводит к практически полной утрате ими способности к обучению;
  • резидуальная. Острые проявления болезни отсутствуют, но остается равнодушие к своему внешнему виду, низкие показатели социальной активности, общая заторможенность;
  • кататоническая. Данной форме характерны нарушения в двигательной сфере – подросток либо чрезмерно активно, бессмысленно двигается, или, наоборот, на длительное время застывает в одной позе. Состояния буйства резко сменяются периодами апатии. Активизируются галлюцинации и бред.

Следует искать не только в момент обострения болезни, но и в межприступные периоды. Точный диагноз врач может поставить только после динамического контроля больного на протяжении определенного времени.

Симптомы детской психической патологии не относятся к специфическим, особенностями обладает только их взаимосвязь и комплексность. Поэтому диагностировать данную психическую патологию опираясь только на один или несколько признаков шизофрении у детей некорректно. Эта коварная болезнь, на первый взгляд, может быть похожей на депрессивное состояние, невроз или детское слабоумие.

Первые симптомы шизофренического процесса может обнаружить практикующий психолог после беседы с пациентом, в процессе которой врач выполняет патопсихологическое исследование. Оно заключается в тестировании когнитивных процессов, которые проходят у ребенка. Благодаря этому нарушения в области мышления можно обнаружить уже на ранних стадиях развития болезни.

Сопутствующим современным методом диагностирования психических отклонений является нейротестирование. С его помощью врач проводит исследование проб крови. У шизофреников показатель исследуемых веществ повышен, что дает возможность поставить окончательный диагноз.

ТЕРАПИЯ

Целью лечения детского шизофренического расстройства является минимизация проявления патологии, приостановление развития психического заболевания. Терапевтические мероприятия направлены на то, чтобы болезнь не препятствовала интеллектуальному развитию пациента. Значительно улучшить жизнь шизофреника и его социальную адаптацию помогут общие усилия врачей психологов, дефектологов и психиатров.

В качестве фармакологических препаратов назначают нейролептики, антидепрессанты, стабилизаторы настроения. Затруднение возникает в связи с тем, что большинство таких средств не рассчитано на применение их в детской практике. Поэтому очень важно регулярно посещать лечащего врача, который сможет оперативно подбирать препараты, их комбинации и дозировку, ориентируясь на изменение состояния пациента.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:

  • регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
  • обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
  • нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
  • дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
  • в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.

Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.

  1. Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
  2. Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
  3. Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
  4. Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
  5. Хороший результат показывает лечебная физкультура.

Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку. Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению. Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.

Ребенок с психическим диагнозом в обычной школе

#1 july1911

  • Участники
  • 64 сообщений
  • Здравствуйте! В классе моей дочери учится мальчик, у него подтвержден диагноз психического расстройства. Мальчик агрессивный, очень много с ним проблем, всех бьет, ведет себя неадекватно. Он из приемной семьи, которая не справляется с ним и его братьями. Как можно его изолировать от обычной школы?

    • 0
    • Наверх

    #2 tula-upravlenieobraz

  • ОМС
  • 366 сообщений
  • Здравствуйте! В классе моей дочери учится мальчик, у него подтвержден диагноз психического расстройства. Мальчик агрессивный, очень много с ним проблем, всех бьет, ведет себя неадекватно. Он из приемной семьи, которая не справляется с ним и его братьями. Как можно его изолировать от обычной школы?

    Применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося из образовательной организации, как меры дисциплинарного взыскания, допускается по достижении им возраста пятнадцати лет за неоднократное совершение дисциплинарных проступков.

    Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В целях защиты своих прав, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рекомендуем обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

    Вопросы поведения обучающихся рассматриваются на педагогическом консилиуме с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего района города Тулы, психологов центра психолого-педагогического и социального сопровождения для принятия плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.

    • 0
    • Наверх

    #3 Anna2012

  • Участники
  • 50 сообщений
  • С интересом ждала, что же ответят в этой ситуации органы управления образованием.

    Я же скажу Вам так: пока этот ребенок никого не убил или не искалечил, чтобы его закрыли в спец.учреждение или в психиатрическую больницу, сделать с ним ничего нельзя. Отчислить его невозможно – таков закон, защищающий права детей (только права прочих детей при этом защищены как-то. странно, на мой взгляд). Его психический диагноз не влияет на его возможность учиться в обычной школе, если его допустила туда психолого-педагогическая медицинская комиссия при оформлении документов в 1 класс. Напротив, это инклюзивность образования – вещь, которая весьма приветствуется сейчас на всех уровнях – чтобы больные дети, в том числе и инвалиды, учились вместе со здоровыми. А если в процессе обучения этот больной пробьет кому-нибудь голову стулом. виноват будет учитель и директор школы. Как всегда.

    Единственный выход для Вас – это чтобы приемные родители перевели этого ребенка куда-нибудь из Вашего класса. В идеале – на домашнее обучение. Но без их доброй воли сделать это их никто не заставит.

    Так что работайте с приемной семьей в этом направлении.

    • 0
    • Наверх

    #4 july1911

  • Участники
  • 64 сообщений
  • Здравствуйте! В классе моей дочери учится мальчик, у него подтвержден диагноз психического расстройства. Мальчик агрессивный, очень много с ним проблем, всех бьет, ведет себя неадекватно. Он из приемной семьи, которая не справляется с ним и его братьями. Как можно его изолировать от обычной школы?

    Применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося из образовательной организации, как меры дисциплинарного взыскания, допускается по достижении им возраста пятнадцати лет за неоднократное совершение дисциплинарных проступков.

    Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В целях защиты своих прав, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рекомендуем обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

    Вопросы поведения обучающихся рассматриваются на педагогическом консилиуме с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего района города Тулы, психологов центра психолого-педагогического и социального сопровождения для принятия плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.

    Речь идет о Чернском районе, а не о городе Тула. Недавно у него диагностировали диагноз. Неужели психически больной ребенок с официальным диагнозом может учиться в обычной школе. Еще раз повторюсь психически больной ребенок с официальным диагнозом, который подтвердили ему недавно! Нам нужны не меры дисциплинарного взыскания, как Вы пишите, а чтобы психбольной ребенок, который мешает учиться остальным, находился в специализированном учреждении в соответствии со своим диагнозом.

    • 0
    • Наверх

    #5 july1911

  • Участники
  • 64 сообщений
  • С интересом ждала, что же ответят в этой ситуации органы управления образованием.

    Я же скажу Вам так: пока этот ребенок никого не убил или не искалечил, чтобы его закрыли в спец.учреждение или в психиатрическую больницу, сделать с ним ничего нельзя. Отчислить его невозможно – таков закон, защищающий права детей (только права прочих детей при этом защищены как-то. странно, на мой взгляд). Его психический диагноз не влияет на его возможность учиться в обычной школе, если его допустила туда психолого-педагогическая медицинская комиссия при оформлении документов в 1 класс. Напротив, это инклюзивность образования – вещь, которая весьма приветствуется сейчас на всех уровнях – чтобы больные дети, в том числе и инвалиды, учились вместе со здоровыми. А если в процессе обучения этот больной пробьет кому-нибудь голову стулом. виноват будет учитель и директор школы. Как всегда.

    Единственный выход для Вас – это чтобы приемные родители перевели этого ребенка куда-нибудь из Вашего класса. В идеале – на домашнее обучение. Но без их доброй воли сделать это их никто не заставит.

    Так что работайте с приемной семьей в этом направлении.

    Спасибо за внимание к моей теме. Работать с приемными бесполезно-она хочет уже 3-ий год сдать их обратно в детдом. т. к. не справляется с ними, но что-то тянет. Пожилая уставшая женщина. В другой класс перевести не получится-мы живем в маленькой деревне. Если от правительства не будет нормального ответа, буду искать аналогичные ситуации у людей в интернете. Жалко классного руководителя, который вынужден много сил на таких тратить. Жалко детей, которые вынуждены терпеть его выходки! Вот действительно, не дай Бог, несчастный случай произойдет, кого будет винить?!

    • 0
    • Наверх

    #6 Anna2012

  • Участники
  • 50 сообщений
  • Сочувствую Вам и Вашему ребенку, и прочим детям в классе, и учителю, поскольку такой ситуации никому не пожелаешь. Поэтому и написала в теме. Внутренний голос мне подсказывает, что от официальных лиц внятный ответ Вам будет получить затруднительно.

    Смотрите – если диагноз был ребенку установлен уже после прохождения ПМПК, после поступления в первый класс, можно попробовать повторно направить его на эту комиссию, чтобы она показала ему обучение в специальном учреждении, где учатся нездоровые дети, а не в общеобразовательной школе. Но, опять же, обратиться на комиссию (ПМПК) должна приемная мать. Принудительно туда ребенка никто не отведет. Тогда, если она повторно пройдет комиссию и ей покажут спец. учреждение, она будет иметь право (но не обязана) его туда перевести по состоянию здоровья. Как проходить эту комиссию и направлять на нее, лучше уточнить в ветке Минздрава (они там отвечают на вопросы немного более внятно). Возможно, с таким направлением школа Вам поможет.

    Еще вариант – чтобы приемная мать положила его в больницу, желательно на длительный срок. При больницах имеются школы, где проходят обучение больные дети, так что право на образование ребенка нарушено не будет. Но лучше бы конечно, чтобы она забрала его на домашнее обучение.

    Если приемная мать на контакт не идет, для вас (всех родителей класса) есть вариант написать коллективное заявление в органы опеки и попечительства. чтобы они проверили, как она исполняет обязанности опекуна. Пишите, что ребенок неуправляем, того-то стукнул, того-то оскорбил, угрожает жизни и здоровью других детей. Выдумывать не надо, пишите как есть. Как одет ребенок, чисто ли, опрятно. Ругается ли матом. Все вышеназванное свидетельствует о том, что приемная мать ребенка не контролирует, с воспитанием не справляется, должной мед. помощи ему не оказывает (в больницу не кладет, то есть). В таком случае есть вариант, что органы опеки изымут ребенка назад в интернат. Особенно если жалоба будет коллективной – могут испугаться шума. И пишите, и пишите жалобы в опеку на нее (а не на ребенка) постоянно. Тогда, может, она устанет от них и вернет его в учреждение, откуда взяла.

    Посмотрите газете Слобода, в интернете есть портал Мусло. Там был целый сюжет про “мальчика-агрессора”. Там родители тоже долго бились, и ничего не добились. Скажу так – и Вы без согласия приемной матери не сделаете ничего. Либо чтобы ребенка у нее изъяли.

    “Тянет-то” ее, полагаю, выплата опекунских 10000 рублей в месяц, или я ошибаюсь?

    • 0
    • Наверх

    #7 Департамент образования ТО

  • Правительство
  • 831 сообщений
  • В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    Основанием для зачисления в образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендующее обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся определенной нозологической группы.

    В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.

    Несовершеннолетний в возрасте до пятнадцати лет или больной наркоманией несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет госпитализируется в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по просьбе или при наличии согласия на госпитализацию одного из родителей или иного законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя госпитализация несовершеннолетнего, указанного в настоящей части, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

    Добавить комментарий