Гиперактивность кто изучал

Гиперактивность кто изучал

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) известен с давних пор. Первое описание сделано 1844 г. немецким психиатром Генрихом Хофманом в его стихотворении «Непоседа Фил». В 1902 г. британский педиатр Джордж Стилл описал чрезмерно активных детей с поведенческими проблемами, которые, по-видимому, были подвержены так называемому синдрому «недостаточности морального контроля».

Стилл описал 20 детей (15 мальчиков и 5 девочек), чьи проблемы начались в возрасте семи лет и ранее, характерными признаками поведения которых являлись неповиновение, чрезмерная эмоциональность, несдержанность, недоброжелательность, слабая воля. Дети росли в благоприятных условиях, где о них «достаточно» заботились. Стилл полагал, что детское поведение базируется на биологической, а возможно, и генетической основе. Он также обнаружил, что некоторые члены семей этих детей страдали такими психическими нарушениями, как алкоголизм, депрессия, расстройство поведения.

В 1937 г. доктор Чарльз Бредли сообщает, что при назначении стимулятора бензедрина отмечается явное улучшение поведения детей, которое Стилл описал как улучшение школьной успеваемости. Его труды положили начало стандарту лечения СДВГ стимуляторами.

На протяжении последних 70 лет ряд расстройств поведения и обучения были объединены в одну категорию под неинформативным определением «минимальная дисфункция мозга» (МДМ). История этого неудачного диагностического термина началась в 1920 г., когда при исследовании детей с энцефалитом предположили, что характерный для этого заболевания синдром гиперактивности являлся результатом поражения мозга в период внутриутробного развития или раннего детства. Постепенно сформировалось и обратное заключение, что гиперактивность—признак поражения мозга ребенка.

Последующее эмпирическое исследование показало, что гиперактивность в ряде случаев не является признаком поражения мозга, а поражение мозга не обязательно ведет к гиперактивности (Rutter, 1982).

а) Синонимы. Комплексный обзор всех основных синонимов и частично схожих концепций не вошел в данную книгу. Приведем лишь перечень некоторых, наиболее часто встречающихся диагнозов, как введение в описание симптомного профиля у детей, которым на протяжении 50 лет (порой безосновательно) ставили диагноз МДМ.

Ряд диагнозов свидетельствует о путанице в этой области, но в последние годы единодушно употребляется термин СДВГ, хотя данная диагностическая концепция (DSM-IV) охватывает подтипы, которые не совсем подходят под общий диагностический знаменатель. Изучению СДВГ посвящены десятки тысяч исследований. Исследования же детей и взрослых с дефицитом внимания, нарушениями моторного контроля и восприятия (DAMP syndrome), являющихся подгруппой СДВГ, напротив, немногочисленны.

Еще меньше исследований было проведено в другой подгруппе «СДВГ-спектра», определяемой как гиперкинетическое расстройство (термин, по-прежнему используемый в МКБ-10).

Дополнительные сложности при постановке диагноза возникают из-за того, что множество других нейропсихических синдромов (например, аутистические состояния, большая часть поведенческо-фенотипных синдромов и синдром Туретта) часто содержат элементы СДВГ. В настоящее время наиболее часто проводится посиндромная диагностика. Например, если мальчик 10 лет страдает множественными моторными и вокальными тиками в сочетании с распространенным дефицитом внимания и дислексией, то вероятнее всего ему будет поставлен диагноз синдром Туретта, хотя этот случай подходит также под диагнозы СДВГ и дислексии.

Проблемы, связанные с постановкой диагноза, значительно уменьшатся после того, как существование коморбидности (т. е. одновременного наличия различных нарушений у одного индивидуума) станет общепризнанным в детской нейропсихиатрии.

б) Определение СДВГ. У некоторых детей с ранних лет жизни наблюдается стойкое нарушение внимания, часто сопровождающееся гиперактивностью и импульсивностью. Термины «синдром дефицита внимания» (ADD-APA, 1980) и СДВГ (АПА, 1994), охватывающие данный тип расстройств, стали широко использоваться в Северной Америке, а с недавних пор и во всем мире. Диагностический критерий стал широко применяться на практике. В последней версии «Диагностического и статистического руководства» (ДСР-IV, АПА 2000), выделяют три подтипа СДВГ:
1) преимущественно невнимательность,
2) преимущественно гиперактивность/импульсивность и
3) сочетанные и все остальные формы синдромы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В клинической практике и исследованиях врачи все чаще ставят множественные диагнозы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Даже в случаях «неклинических» СДВГ, степень «коморбидности» (т.е. критерия наличия как минимум одного случая ухудшения состояния больного) превышает 80% (Kadesjo и Gillberg, 2001).

в) Эпидемиология. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 3-9% детей школьного возраста, у мальчиков в разные периоды чаще. Коэффициент интеллекта имеет тенденцию к снижению, хотя у большинства детей с этим диагнозом интеллект в норме. От одного из шести до одного из семи детей с СДВГ имеют некоторую степень неспособности к обучению. Это соотношение больше среди детей с более тяжелыми формами гиперактивности.

Диагноз СДВГ оправдан с поведенческой точки зрения, хотя при этом часто характерно наслаивание симптомов «расстройства поведения» и «синдрома непослушания» (Gillberg, 1995; Kadesjo et al., 2001). Психосоциальный исход СДВГ неблагоприятен (Weiss et al., 2006). Он лучше прогнозируется на основе других сочетанных нарушений (специфические расстройства обучения и поведенческие проблемы), нежели на симптомах дефицита внимания perse (Hellgren et al., 1994).

Концепцию дефицита внимания стали связывать с гиперактивностью. Однако неизвестно, лежит ли в основе гиперактивности дефицит внимания в большинстве случаев, некоторые данные ставят это под сомнение (Taylor et al., 1991). Дефицит внимания часто сопровождается нормоактивным поведением, гипоактивностью и колебаниями уровня активности.

г) Определение гиперкинетического расстройства. Термин «гиперкинетическое расстройство» стал постепенно включать ряд симптомов, непосредственно напоминающих те, которые описаны под диагнозом СДВГ. Однако еще 30 лет назад расстройство считалось «редким» с чрезмерной гиперактивностью в качестве основного признака.

В соответствии с симптомами, гиперкинетическое расстройство в МКБ-10 (WHO, 1993) очень схоже с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в DSM-IV. Но алгоритм МКБ-10 таков (обязательно наличие всех трех подтипов гиперактивности, импульсивности и невнимательности), что действительное количество детей с данным диагнозом намного меньше.

Эпидемиология. Проведенное в 60-х годах на острове Уайт популяционное исследование показало, что гиперкинетический синдром встречается менее чем у 1 из 2000 детей 10-11 — летнего возраста без нейроэпилептических расстройств, посещающих нормальные школы. (Rutter et al., 1970).

В противоположность этому предполагалось, что 7% всех детей с нейроэпилептическими расстройствами и детей, исключенных из школы по причине умственного отставания, страдали гиперкинетическим синдромом. И лишь в начале 80-х годов повторное исследование материалов острова Уайт (Schachar et al., 1981) выявило, что около 2% населения проявляли гиперактивность как дома, так и в школе. Это привело к тому, что гиперактивность — включая распространенные формы — стала общей проблемой детей школьного возраста.

д) Определение ДВМП (дефицита внимания, моторного контроля и перцепции). Обзор литературы 70-х годов показал, что нарушения, характерные для данного синдрома, включали двигательные нарушения, дефицит восприятия и внимания при отсутствии отставания в умственном развитии и церебрального паралича. До появления терминов СДВГ в ДСМ или гиперкинетического расстройства в МКБ-10, стала использоваться концепция ДВМП с критерием и диагностическим алгоритмом для включения большинства синдромов, которые ранее относили к МДМ, но без включения этиологического фактора (Gillberg et al., 1989).

Эпидемиология. Современная концепция ДВМП описывает состояние, соответствующее критериям сочетания синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с нарушением выработки моторных навыков (НВМ). Около половины детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают НВМ, и примерно у половины детей с НВМ отмечается наличие СДВГ. Было выявлено, что СДВГ и НВМ вызывают эффект взаимодействия с риском возникновения расстройств речи, обучения и общения (Kadesjo и Gillberg, 1999), а также имеют общие аддитивные гены (Visscher et al, 2006). ДВМП может быть подразделен на тяжелые случаи с проявлением всех следующих расстройств:
1) СДВГ
2) нарушение выработки грубых двигательных навыков
3) нарушение выработки точных движений
4) расстройство восприятия и
5) речевые и языковые расстройства и случаи средней степени тяжести с одним или тремя, но не всеми из перечисленных расстройств в сочетании с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019

СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Классификация СДВГ

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской Психиатрической Ассоциации, выделяют несколько типов СДВГ:

  1. Невнимательный – для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Проявляется развитой фантазией, рассеянностью и замкнутостью.
  2. Гиперактивный – этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, повышенной моторной возбудимостью.
  3. Смешанный – самый распространенный тип расстройства, в котором сочетается симптоматика вышеуказанных разновидностей СДВГ.

Симптомы в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок может доставлять родителям массу дискомфорта, потому что его поведение часто бывает невыносимым. Гиперактивность проявляется в любых ситуациях: ребенок беспокоен и неусидчив дома, у незнакомых людей в гостях и в школе.

Симптомы СДВГ замечаются родителями в разном возрасте. Как правило, происходит это в 5-6 лет, но первые признаки можно заметить в 1,5-2 года.

Первая симптоматика у грудных детей выглядит следующим образом:

  • Повышенный мышечный тонус. Ребенок старается быстрее избавиться от тугой одежды и пеленок.
  • Беспокойный сон. Ребенок спит мало и урывками.
  • Младенец раньше положенного срока начинает держать голову, ползать, сидеть и т.д.
  • На резкие движения, громкие звуки, яркий свет и смену обстановки ребенок реагирует громким плачем.
  • В случае переутомления он не засыпает, а впадает в истерику.
  • Ребенок выбрасывает новые игрушки, даже не играя с ними.

Эти симптомы могут указывать не только на наличие СДВГ, поэтому на этом этапе рано диагностировать данное расстройство.

Симптомы СДВГ у дошкольников и школьников

У детей дошкольного и школьного возраста намного проще диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что признаки более явные. СДВГ не зря называют синдромом, потому что психологические и неврологические нарушения не единичны, а возникают в комплексе, затрагивая различные сферы жизни.

Основные симптомы СДВГ у детей следующие:

  • Нарушения внимания. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются при выполнении каких-либо заданий. При объяснении нового материала создается впечатление, что ребенок не слушает.
  • Гиперактивность. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, совершая действия, которые не имеют определенной цели, при этом он словно не замечает их.
  • Импульсивность. Для такого ребенка характерна нетерпеливость, он часто действует по первому побуждению. Часто выкрикивают со своего места, перебивают сверстников и взрослых.

Это 3 основных группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из этих групп включает в себя свою симптоматику.

Признаки нарушения внимания:

  • Избегание однообразных дел. Ребенок с СДВГ под любым предлогом избегает рутинных занятий: домашних дел, уроков и т.д. В зависимости от типа характера, могут начать истерику, либо замкнуться в себе.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Они могут проявляться по-разному: ребенок может перескакивать через строчку при чтении текста, бросать какое-либо занятие и переключаться на другое. Кроме того, дети с СДВГ часто теряют школьные принадлежности и личные вещи.
  • Цикличность внимания. В течение 7-10 минут они могут быть увлечены каким-либо занятием, по истечении которых им необходимо аналогичное количество времени на восстановление ресурсов нервной системы. Далее они вновь возвращаются к своему занятию.
  • Проблемы с самоорганизаций. Неумение планирования собственного распорядка приводит к тому, что все дела выполняются в спешке. Возникают проблемы в школе, конфликты и т.д.
  • Повышенная двигательная активность. Дети могут внезапно вставать со своего места на уроке, выполнять различные хаотичные действия: махать руками, дергать ногами, прыгать, стучать по предметам, бегать без цели и т.д.
  • Громкая речь. Ребенок может разговаривать слишком быстро и громко, проглатывать окончания слов. СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: неправильное звукопроизношение, трудности с пересказом, нарушение логики повествования и т.д.
  • Выразительность мимики. Повышенная эмоциональность приводит к тому, что ребенок сопровождает свою речь акти
  • Перепады настроения. Резкая смена настроения приводит к агрессии и вспыльчивости. Могут ударить обидчика, не задумываясь о последствиях такого поступка. Если не предпринимать никаких действий, то в дальнейшем у таких детей развивается асоциальное поведение.
  • Неумение ждать. Если ребенок с этим расстройством чего-то хочет, то он требует этого «здесь и сейчас». Если он не получает желаемого, то начинается истерика.
  • Отсутствие чувства самосохранения. Гиперактивные дети часто травмируются, потому что у них отсутствует понимание опасности. В раннем возрасте это еще может считаться нормой, но в школьном и подростковом возрасте это является признаком данного расстройства.
  • Игнорирование общепринятых норм. Бунтарство в подростковом возрасте является нормой, но если эти признаки наблюдаются у детей 7-8 лет (или в более раннем возрасте), то это должно вызвать беспокойство.

Некоторые из этих симптомов вполне могут встречаться и у здоровых детей, что обусловлено особенностями взросления и становления личности. Чтобы говорить о наличии данного расстройства у ребенка, необходимо проведение соответствующей диагностики.

Гиперактивный ребёнок? Или просто. неудобный

Поделиться:

В последнее время поведение ребёнка, выходящее за установленные взрослыми рамки, объясняется гиперактивностью. Число ребятишек, которые считаются слишком неугомонными, слишком активными и слишком непоседливыми с точки зрения нянь, воспитателей и педагогов, растёт. Родители пожимают плечами и, ссылаясь на «гиперактивность» своего чада, умывают руки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На самом деле СДВГ – это медицинский диагноз, который может поставить только доктор. Это неврологическое состояние, которое характеризуется задержкой развития мозга. Основные симптомы: импульсивность, проблемы с контролем своего поведения и дефицит внимания.

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз.

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение. Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве. Нам важно помнить, что большинство проблем с поведением детей связаны с незрелостью их мозга, и в наших силах помочь им преодолеть последствия этого явления.

Можно ли снизить градус активности?

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

  1. Режим дня. Соблюдать его вообще важно любому ребёнку, но особое значение режим приобретает для детей, склонных к гиперактивности. Некоторые дети ведут себя более активно и шумно на фоне других, потому что в их психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Таким деткам необходимы постоянство и предсказуемость. Это снижает тревожность и задаёт определённый ритм жизни, что помогает психике успокоиться. В этом поможет наличие и соблюдение ритуалов: пробуждение (потягушки, обнимашки и пр.), приём пищи в одно и то же время, ежедневные прогулки, отход ко сну (приём ванны, чтение книжки на ночь). Переутомление крайне нежелательно для всех деток, а для склонных к гиперактивности в особенности. Зачастую ребёнок не демонстрирует признаков усталости, а наоборот, становится ещё более подвижным и расторможенным. Для родителей это знак, что мозгу малыша нужна передышка. Лучше увести его с людной площадки или шумного детского праздника в более тихое, спокойное место. Держите в сумочке что-нибудь для перекуса и воду. Перевозбуждённый ребёнок, как правило, не может сам понять, что он устал и голоден. И это родительская задача – предвосхищать подобные проблемы и быть вооружёнными на все случаи жизни.
  2. Физические нагрузки. У гиперактивных детей очень много энергии. Если не давать ей выход, это может привести к эффекту «ядерного взрыва». Лучше это предупредить, подобрав ребёнку вид спорта, который придётся ему по душе. Да и вообще, детям чрезвычайно полезны длительные прогулки, бег, подвижные игры и другие активности.
  3. Отдых и расслабление. Они должны сменять любую активность. Массаж, поглаживания, спокойная музыка, пенная ванна нам в помощь. Чрезвычайно полезен дневной сон. Исследования показали, что младшие школьники, которые спят днём, гораздо легче адаптируются к школьным реалиям, успешнее учатся и вообще в целом их нервная система более устойчива к нагрузкам. Чем дольше вы сохраняете дневной сон у ребёнка, тем лучше.
  4. Ограничение экранного времени. Сколько ни говорится о вреде гаджетов, об их негативном влиянии на мозг человека (и взрослых, и детей), о необходимости ограничения экранного времени, но по-прежнему все перемены в школах дети проводят в своих телефонах, да и домашний досуг зачастую связан с электронными устройствами. Для деток, склонных к гиперактивности, это особенно критично. Их и так возбуждённый мозг просто накаляется от компьютерных игр и роликов на YouTube, они окончательно теряют самоконтроль, спокойный сон и возможность концентрировать внимание на по-настоящему важных вещах. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют родители! Ограничьте экранное время дома, контролируйте этот вопрос сами (дети пока не в состоянии делать это), примите на родительском совете твёрдое решение о запрете использования гаджетов в школе.

Почему важны отношения в семье?

Но самое главное – это ваши отношения с ребёнком. В системе ценностей они должны занимать первое место. Что бы ни случилось, как бы ни было вам неловко за поведение ребёнка, помните: дело в незрелости его мозга. Он ничего не делает специально, чтобы насолить вам. Это эмоции, хлещущие через край, заставляют его кричать, разбрасывать игрушки, дрыгаться и пинаться. В этот момент он нуждается в помощи как никогда.

Для начала взрослому нужно справиться со своими эмоциями и не срываться на крик. Уже потом, вспомнив, кто тут взрослый, и взяв ответственность за ситуацию на себя, родитель может увести ребёнка из людного места, прижать к себе и помочь успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать и отчитывать детей при посторонних людях. Всегда будьте на стороне своего ребёнка! Уже потом, когда он успокоится, можно обсудить неприятную ситуацию, договориться о действиях, которые помогут предотвратить подобное в следующий раз. Не забывайте, только тёплые, надёжные отношения с родителями дают мозгу ребёнка покой и уверенность. Только из таких взаимоотношений возможно его развитие.

Исследования подтвердили, что улучшение микроклимата в семье, потепление взаимоотношений между детьми и родителями помогает снять часть симптомов гиперактивности без применения каких-либо медикаментов.

Также взрослые должны помочь ребёнку построить взаимоотношения с окружающими. С активными детками сложно, и конечно, воспитатели, няни, учителя будут жаловаться на их поведение. Будьте с ними в контакте: сочувственно выслушивайте и делитесь своими тревогами о ребёнке, рассказывайте о его сильных и слабых сторонах, о его увлечениях и предпочтениях. Знакомьте их со своим ребёнком. Эти люди играют важную роль в воспитании наших детей, и здорово, если мы с ними в контакте, а не в конфронтации.

Всему своё время! Школе тоже

Часто родители отдают детей в школу, не дождавшись семи лет, опасаясь, что ребёнок упустит что-то важное, если придёт учиться на год позже. Для деток, склонных к гиперактивности, столь раннее поступление в школу может быть критично. Их мозг ещё не готов к школьной системе обучения, к необходимости концентрировать внимание, высиживать спокойно несколько уроков, работать с неинтересным материалом.

Проблемы с гиперактивностью, скорее всего, только обострятся, тем более с добавлением, кроме всего прочего, жалоб и недовольства учителей. У нас есть возможность создать лучшие условия для своих детей, отложив ненадолго обучение и подобрав максимально бережную среду: небольшой коллектив и безоценочное отношение. Это поможет избежать поведенческих проблем. Давая мозгу ребёнка дозреть, мы облегчаем жизнь не только своему чаду, но и себе.

В завершение хочу сказать: не стесняйтесь своего ребёнка. Верьте в своё дитя, в его жизненную силу и способности. В современном мире ценятся активность и кипучая энергия. Возможно, когда-нибудь качества характера, которые сегодня доставляют вам столько неудобств и неприятностей, помогут вашему ребёнку покорить не одну вершину!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.