Характеристика тяжелых нарушений речи

2

Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У маленьких пациентов обычно не наблюдаются нарушения интеллекта, проблемы со слухом, но отмечаются серьезные дефекты речи, что в свою очередь оказывает влияние и на психическое становление.

Понятие тяжелые нарушения речи

Диагноз «ТНР» относится к детям:

  • с ограниченным и слабым словарным запасом;
  • с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
  • с ограниченностью мышления и воображения;
  • с отсутствием навыка общения;
  • с трудностями в письме и чтении.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение речи у мальчика фото
Нарушение речи у мальчика

Характеристика тяжелых нарушений речи

Подробная характеристика ТНР:

  1. Алалия, сложная дислалия – это сложные системные нарушения речи, предпосылки к возникновению которых возможно диагностировать у новорожденных детей. Доказано, что причинами алалии и сложной дислалии у детей являются локальные поражения коры головного мозга. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и т.д.) позволяет определить их у новорожденных.

По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить, в соответствии с местом локализации поражения в коре головного мозга, возможные системные задержки в развитии психической сферы в целом, и речи (в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга и структура дефекта будет разной).

Однако у детей раннего перед дошкольного и даже дошкольного возраста невозможно точно определить динамику восстановления нарушений, а поэтому принято до трех лет указывать, что развитие речи задержано, но не нарушено.

  1. Дизартрия – сопровождается нарушением произношения по причине недостаточности иннервации речевого аппарата (РА).
  2. Логоневроз – сопровождается нарушениями темпа и ритма речи по причине судорожного состояния РА.

Логопеды условно разделяют общее нарушение развитие речи на 3 уровня. Дети, у которых отмечают признаки ТНР, относятся к первому уровню, и им присущи:

  • активное использование вместо речи мимики и жестов;
  • в словарном запасе только звуковые комплексы, и часто произносимые в обиходе слова с нечетким произношением.

ТНР у школьников

Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.

У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.

Работа специалиста с ребенком фото
Работа специалиста с ребенком

ТНР у дошкольников

В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).

Сложный дефект, как указывает “Дефектологический словарь” – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.

Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.

Правильная постановка диагноза позволяет:

  • планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);
  • четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях того заведения, которое он посещает.
Процедура диагностики ТНР фото

Процедура диагностики ТНР

Диагностики при тяжелых нарушениях речи

Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).

Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:

  • тестирование динамики развития психики ребенка;
  • электроэнцефалографическое исследование.

Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия

ТНР и УО: сравнительная таблица

ТНР УО
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ Нарушение словесно-логического мышления
Диагностика у логопеда-дефектолога Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога

Причины ТНР

Некоторые причины расстройств общения включают:

  • потерю слуха;
  • неврологические расстройства;
  • травмы головного мозга и голосовых связок;
  • аутизм, умственную отсталость;
  • злоупотребление лекарствами;
  • физические нарушения, такие как заячья губа или волчья пасть;
  • эмоциональные или психические расстройства, расстройства развития.

Тяжелые нарушения речи – отзывы

Отзывы взяты с форумов и отзовиков: https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=17755, http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4255220, http://defectolog.ru/forum/107/?theme=815

Положительные Отрицательные
Нам 6 лет, и только сейчас перед школой поставили диагноз ТНР (3 степень) на фоне ЗПР. Сын глотает буквы, неправильно использует в речи предлоги. Усидчивость, внимательность, память, логическое мышление в норме, и вот у меня назревает вопрос, нам идти в обычную школу или желательно в заведение, где есть логопедические группы. Может ли сын самостоятельно выговориться без посторонней поддержки? (Анита) Нам тоже поставили диагноз ТНР, в садик мы ходили специализированный, а вот в школы, уже в третью подаем заявку и от всех поступает отказ, с отпиской, что у них нет соответствующих классов и специалистов. А вот в логопедический центр очередь на годы вперед, вот теперь думаем, может еще годик в садике посидеть, может что-то измениться. (Лариса)
Я бы рекомендовала все же в логопедический класс. Так как возможно вы замечаете только минимальное количество ошибок, которые в дальнейшем будут нарастать как снежный ком в период обучения письма и чтения. Тем более, а что вы теряете, такие классы открываются практически во всех образовательных учреждениях, и классы небольшие, и занимаются детками более усиленно и ответственно. Мы сами уже третий год ходим в логопедическую группу, и нам все нравится.(Снежана) У нас только платные классы логопедические, и если сильно хочешь, чтобы ребенок развивался полноценно, и избавился от речевых дефектов, то нужно отвалить кругленькую сумму. А где ее брать семьям, у которых еще и не один ребенок. Надоела эта дискриминация. (Марго)
Мы не только в школе занимались, но и усиленно на дому, и знаете, смогли преодолеть процентов 70 проблем с речью, сейчас в 6 классе. Да, проблем с мышлением нет, память гениальная, вот только стих наизусть, или вопрос-ответ даются ну очень сложно, но важно не останавливаться и все получится. (Александра) А нам директор школы в открытую не отказала, но своими действиями показала, что в школу нас не зачислят. Позвонила и сказала, что якобы нам лучше будет посещать специальное речевое заведение, и с местом для нас уже все решено и договорено. А я лично хотела, чтобы дочь была в полноценном обществе, нам кроме речевых проблем нужно еще побороть кучу комплексов.(Галина)
Нам только 2 года, и уже есть предположение на нарушение речи, так как кроме звуков, никакие слова не выговаривает, а вот логопед пока с нами работать не хочет. Хорошо, что в садик взяли с 1,5 лет, и директор меня поняла, дала прямое распоряжение логопеду с личным контролем. Так что теперь я уверена, что мы эту проблему решим до 6 лет. (Оля)

Подводим итоги

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в процессе коррекции тяжелых речевых нарушений важно своевременно диагностировать и определить степень нарушения, а затем подобрать соответствующую программу восстановления.

Видео – ТНР – тяжелые нарушения речи. Работа логопеда с ТНР и концентрацией внимания.

Видео – Психолого-педагогическая характеристика (с тяжелыми нарушениями речи)

2 комментария для “Характеристика тяжелых нарушений речи

    1. Здравствуйте! Нет, по законодательству РФ и Украины, ребенок имеет право на обучение, а вот форму обучения будут подбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Добавить комментарий