Инклюзивное образование в детском саду

2

Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

Инклюзивное образование в детском саду

Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

Как организована инклюзия в детских садах

Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.

Как организована инклюзия в детских садах

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Инклюзивное образование в ДОУ

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ – дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие – дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка – инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.

Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Задачи ИО в ДОУ

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности – это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности – равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями – уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества – доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Инклюзивные ценности в системе образования

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах – и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

  1. Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  2. Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
  3. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ

Плюсы Минусы
Поддержка индивидуальности воспитанников. Дефицит технического и дидактического обеспечения.
Развитие творческого потенциала воспитанников. Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательского состава.
Формирование культуры детей дошкольного возраста. Недостаточное финансирование со стороны государства.
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста. Отсутствие полноценного информирования родителей.
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе. Дефицит узких специалистов.
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях. Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

об инклюзивном детском саду в РФ

В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.

Садики о образовании России

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

инклюзивное обучение

В 2018 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в Украине

За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенных изменений, хотя, к сожалению, не все они положительные и результативны.

Садики о образовании

Приоритетом в развитии украинского дошкольного образования на сегодня является обеспечение ее качества и доступности для каждого ребенка соответствующего возраста независимо от индивидуального развития, места проживания, материального обеспечения, социального происхождения и тому подобное. С введением Закона Украины «О дошкольном образовании» возникла необходимость обновления нормативной базы и программно-методического обеспечение дошкольной отрасли.

инклюзивном детском саду в Украине

Ссылки на правовые акты:

Проблемы в Украине

Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:

  1. Большинство законов по вопросам образования закрепляют государственные гарантии по предоставлению в Украине образовательных возможностей детям с особыми потребностями. Однако законодательные положения в значительной степени остаются принципами и декларациями, не обеспеченными механизмами реализации.
  2. Дефицит финансирования.
  3. Ребенок с особыми потребностями может потребовать формирования совершенно иных навыков, чем обучение по индивидуальной программе ДОУ, а дидактические материалы находятся в дефиците.
  4. Отсутствие психологической и информационной готовности учителей, воспитателей, администрации и родителей.

О инклюзивном детском саду в Украине

Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.

Чек лист «Как оформить ребенка инклюзивный садик»

  1. Регистрация ребенка в электронном реестре ДОУ на сайте отдела образования. Очередь можно мониторить. Когда очередь подходит – родители получают сообщение.
  2. Получение вывода от психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), в которой указана рекомендуемая форма обучения и развития на основе потребностей ребенка.
  3. Собеседование в ДОУ + заявление на зачисление ребенка (зарегистрировать!) + справка с ПМПК. Руководителю ДОУ подается и обязательно регистрируется заявление на зачисление ребенка и заключение ПМПК (обязательный в настоящее время документ, формально подтверждающий заявленные родителями потребности ребенка).
  4. Руководитель детского сада подает ходатайство в соответствующий территориальный отдел / управление образованием о необходимости создания условий для обеспечения полноценной работы инклюзивной группы, где планирует обучение ребенок. Если руководитель ДОУ отказывается принимать ребенка в дошкольном учреждении, то он должен предоставить родителям письменный отказ с указанием причин отказа. Родители пишут жалобу в отдел Управления образованием, прилагают копию своего зарегистрированного заявления и отказ руководителя детского сада, с просьбой решить вопрос организации инклюзивного обучения ребенка.
  5. Органами управления образованием принимается решение о создании нужных условий пребывания воспитанника с особыми потребностями в ДОУ. При невозможности создания таких условий, местные органы образования могут предложить родителям другое дошкольное учреждение, в котором созданы условия, или есть возможность их создать. Ребенок имеет право посещать дошкольное учреждение, избранное родителями, но на данный момент при отсутствии возможности создания там соответствующих условий (или при отсутствии заключения ПМПК), родители ребенка самостоятельно обеспечивают коррекционный компонент: работу необходимых специалистов.
  6. Функция ассистента ребенка может выполнять один из родителей ребенка или лицо, их заменяющее. Работа ассистента ребенка оплачивается родителями. Ассистента воспитателя для инклюзивных групп ДОУ государство не финансирует.

Образование детский сад

Отзывы о внедрении ИО в ДОУ

Как и учителя, родители – участники дискуссий – оценивают уровень готовности образовательной системы к внедрению инклюзивного образования, независимо от ДС, который посещают дети, как крайне низкий, особенно на уровне государства. Высказываются серьезные сомнения в способности государственного аппарата обеспечить этот проект вообще. Заметим, что некоторые родители указывали на корень проблем – финансовая система страны не готова к внедрению инклюзивного образования, поскольку деньги не «ходят за ребенком», и в массовых ДОУ нет даже такой простой мотивации, как дополнительное финансирование.

Образование в дошкольных садиках

Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.

Как организовано инклюзивное ДОУ за границей

инклюзивное ДОУ за границей

В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.

инклюзивное ДОУ за границей США

Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.

Статья в тему – Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Статья в тему – Программа инклюзивного образования

Видео – Инклюзивное образование в условиях ДОУ

Видео – Инклюзивный детский сад: новый проект

Видео – Инклюзивное образование в детском саду №288

Видео – Смирнова И.А. | Инклюзивное образование в ДО

2 комментария для “Инклюзивное образование в детском саду

  1. Сколько детей входит в стандартную дошкольную группу? И могу ли я быть для своего ребенка личным помощником, и что для этого нужно предоставить?

    1. Обычно в инклюзивную дошкольную группу входит 20 детей, количество детей в группе с инвалидностью определяет администрация заведения, учитывая количество педагогического и воспитательного персонала. Каждый родитель может для своего ребенка выступать в роли личного помощника, для этого нужно написать на имя директора соответствующее заявление и пройти медицинскую комиссию.

Добавить комментарий