Изобразительное искусство как часть коррекционной работы с детьми с ЗПР

2

Первое, что может сделать ребенок, – это взять карандаш и начать рисовать: цветные каракули, примитивные рисунки и прочее. Такое привычное всем детское увлечение не только повышает настроение и занимает ваше чадо на какое-то время, но и способствует развитию ряда умений и навыков.

Рисование делает детей более выразительными

Дети с ЗПР не всегда могут выразить себя, используя слова и действия, поэтому рисование является еще одной важной формой общения.

Выражение эмоций в рисунках у малышей фото
Выражение эмоций в рисунках у малышей

Вы можете понять мысли и чувства вашего крохи через рисунки. Способность выражать свои чувства также повышает эмоциональный интеллект ребенка.

Положительно влияет на моторные навыки

От маленького каракуля до шедевра, который занимает почетное место на холодильнике, рисунок может улучшить моторные навыки вашего ребенка. Ранний интерес к данному творчеству положительно скажется на координации рук и глаз, а также настроит мышцы пальцев.

Рисование развивает навыки решения проблем

При рисовании ребенок сталкивается с несколькими решениями: «Какой цвет мне здесь использовать?» или «Как нарисовать животное и соединить одну часть его тела с другой?». Все эти вопросы требуют от них решения проблем. Попробуйте спросить ребенка, почему он нарисовал определенные части именно так, или почему использовал определенные цвета, и посмотрите, к каким решениям он пришел.

Рисование – это идеальный рычаг к развитию воображения

Данный творческий процесс позволяет воображению ребенка стать более активным. Каждый раз, когда он рисует, он получает доступ к своему воображению и делает физические представления о том, что у него на уме. Эти навыки важны в дальнейшем развитии творческой и креативной личности, которая может спрогнозировать любую ситуацию.

Готовит ваших малышей к школе

Рисование является одной из ранних основ логического или абстрактного мышления. Находится ли ребенок дома или уже в школе, изобразительное искусство помогает подготовиться к пониманию более сложных концепций. Изучение этих творческих способов мышления в раннем возрасте готовит ребенка к будущему образованию. Предоставьте различные материалы для творчества, например, карандаши, краски, мелки – и не забывайте о цифровых медиа-инструментах, чтобы помочь привыкнуть к планшетам и другим компьютерам, которые они наверняка будут часто использовать в будущем.

Рисование кисточкой фото

Рисование кисточкой

Есть много причин, почему раннее рисование может помочь детям развить творческие способности. А при диагнозе ЗПР – эта творческая деятельность как нельзя уместна, так как пациенты обычно страдают низким уровнем проявления волевой сферы, у них слабое воображение, низкое развитие памяти, они сложно концентрируют внимание и тяжело усваивают информацию из окружающего мира.

Статья в тему: Коррекционная ритмика для детей с ЗПР

Рабочая программа по ИЗО при ЗПР

На уроках ИЗО в группах с детьми ЗПР работа ведется по нескольким направлениям:

  • Предметное рисование – формирует познавательный интерес к окружающему миру, побуждает желание выразить свои эмоции и чувства в рисунке, формирует навыки изучения особенностей того или иного предмета, стимулирует творческие навыки в задумке образа.
  • Сюжетное – подразумевает изображение пейзажа или сюжета, формирует интерес к природным явлениям, стимулирует желание поделиться своими эмоциями, развивает связь «наблюдение=качество рисунка».
  • Декоративное – формирует интерес к народному искусству, стимулирует желание самостоятельно заняться творческой деятельностью с прорисовкой даже самых маленьких деталей (настойчивость и наблюдательность), формирование навыков чувствовать симметрию, форму, ритм.

Каждое учебное учреждение, которое занимается коррекционной работой с детьми ЗПР, с учетом индивидуальных способностей своих воспитанников разрабатывает рабочую программу по ИЗО.

Рабочая программа по ИЗО для детей с ЗПР 1-3 класс

В начальных классах программа разделена на 5 больших блоков:

  1. «Подготовительный период».
  2. «Композиционная деятельность».
  3. «Восприятие и изображение форм предметов, пропорций, конструкций».
  4. «Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи».
  5. «Восприятие произведений искусства».

Статья в тему: Занятие дефектолога с ребенком с ЗПР

В 1 классе основной спектр работ направлен на развитие моторики и воображения. Для этого используются:

  • пластилин;
  • геометрические фигуры;
  • работа с картоном и цветной бумагой (аппликация);
  • пальчиковое рисование красками;
  • рисование ручками, карандашами, маркерами, фломастерами, мелками (сравнивание результатов и ощущений) и прочее.
Рисование в игровой форме фото
Рисование в игровой форме

Если погода позволяет, занятия проводятся на природе для того чтобы позволить ребенку максимально погрузиться в творческий процесс и научиться воспринимать окружающие его краски.

Во 2 классе уже рассматриваются моменты композиции, и происходит знакомство с особенностями геометрических фигур. Все занятия по ИЗО для детей с ЗПР проводятся в игровой форме с демонстрацией красочного демонстративного материала. Просто начерченный на доске квадрат не привлечет внимание и не формирует интерес к познанию данного материала.

В 3 классе продолжаются занятия по выработке композиционного восприятия, прорабатываются более сложные геометрические фигуры и понятие «сочетание и смешение цветов».

В 4 классе проводится работа, направленная на восприятие цвета разных предметов и способность передавать эти навыки в живописи, а также происходит знакомство с произведениями искусств и вырабатывается навык их восприятия.

Статья в тему: Особенности лепки у детей с ЗПР

Полная программа по ссылке: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/03/05/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-izo-1-4-klassy-umstvennaya

Рабочая программа по ИЗО для детей с ЗПР 6-7 класс

В 6 классе работа производится по следующим темам:

  • Основы образного языка и виды ИЗО – изучаются вопросы пространственного искусства, понятие «рисунок» как способ самовыражения, ритмы линий, пятен, цветоведения.
  • Натюрморт – восприятие предметного мира, фантазии и реальности в работах художников, знакомство с понятиями: «линейная перспектива», «плоскость», «объем на плоскости», «свет и тень».
  • Портреты – портрет в искусстве, пропорции, портрет в пространстве, портрет в скульптуре, шарж, цвет в портретах.
  • Человек в пространстве – перспектива и правила изображения пространства.

Полная программа по ссылке: https://infourok.ru/adaptirovannaya-programma-po-izo-v-klasse-2171171.html

В 7 классе для детей с ЗПР изучается ИЗО в жизни человека:

  • образ человека;
  • художественный образ;
  • поэзия в повседневности (концепция, сюжетная линия, кульминационная точка рисунка);
  • великие темы жизни (живопись в разные эпохи).

Полная программа по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/01/09/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-0

По окончанию всего школьного адаптированного курса ИЗО для детей с ЗПР с 1 по 7 класс формируется:

  • пространственное восприятие;
  • восприятие цветов;
  • воображение;
  • память;
  • моторика;
  • усидчивость;
  • концентрация;
  • логическое, пространственное и критическое мышление.

ИЗО как одно из направлений коррекционной работы при ЗПР: отзывы

В таблице мы собрали некоторые из отзывов родителей, которые уже оценили весь спектр преимуществ и недостатков использования ИЗО для детей ЗПР в образовательном процессе.

Отзывы взяты с платформ: http://defectolog.ru/forum/108/?theme=1486, https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/79102919/, http://logoburg.com/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=535&forum=8&viewmode=flat&order=0, https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=191&i=239&t=239&page=3, http://liveangarsk.ru/forum/forumy-po-interesam/semya/396749.

Положительные Отрицательные
У нас сын не разговаривает совсем, поставили ЗПР (нам 5 лет). В 3 года так вообще было ощущение полной отрешенности от окружающего мира. Но мы несмотря на все предрассудки пошли в специализированный сад, где занимались с детками по разным методикам. Одно из любимых занятий сына стало рисование и лепка. Да, речь не появилась, но он начал коммуницировать с окружающими,  может показать цвета, может без слов показать, что ему нужно, начал по крайней мере впитывать информацию и использовать ее правильно. Надеюсь, что в скором времени у нас и речевой навык начнет проявляться. (Вита) Как не крути, без медикаментозной подпитки мозга, никакая методика не поможет справиться с симптомами ЗПР. (Маша)
Очень интересно, я даже не рассматривала ИЗО, как метод развития ребенка, постоянно забирала его со всех творческих уроков. Теперь пересмотрю свое видение ситуации, возможно, реально поможет нам справиться с нашими особенностями. (Оля)
Нам в 5 лет психолог посоветовал начать ребенка знакомить с разными текстурами, глиной, красками, мелками. Да, в пластилине мы были все, красками рисовали пальчиками, это было нечто, зато интерес мы все-таки вызвали, и рисовать нам понравилось. К 1 классу дочь, по крайней мере, умела держать карандаш в руке и могла сконцентрировать внимание на 15 минут на одном занятии. Сейчас мы уже в 3-ем классе, и прогресс просто колоссальный. Спасибо нашему педагогу, который уделяет уйму времени нашим особенным крохам. (Яна) Нам не повезло с педагогом, так и не смог мотивировать сына начать выполнять хотя бы элементарные художественные манипуляции. Не готовы пока наши педагоги к обучению деток с ЗПР или иными отклонениями в развитии.
Важно заниматься с ребенком во всех направлениях, и рисование, и музыка, и подвижные игры, и прочее, и в любом случае что-то «выстрелит», и будет отмечаться положительная динамика в развитии, какая бы сложная форма ЗПР не была. (Лина) Я против, чтобы дети с ЗПР или иными отклонениями в психическом развитии учились в общеобразовательной школе вместе с обычными детьми. Ни к чему хорошему это не приведет, да и педагог не сможет разорваться на всех, следовательно, уровень знаний у здоровых детей будет существенно ниже. (Юля)
Я никогда не думала, что наша дочь с диагнозом ЗПР во втором классе так увлеченно начнет рисовать в стиле «Петриковская роспись». В основном рисует сейчас пальчиками, но уже в свои 8 лет она создает как по мне целые шедевры. Все-таки, рисование может увлечь и развивать малышей с особенностями в развитии. Кстати, память тоже улучшилась, она стала напевать песенки в процессе рисования. (Наталья) На индивидуальном обучении у нас нет ИЗО, и я даже разговаривала по данному вопросу с директором нашей школы, на что услышала ответ, что на такие направления образования часов не выделяется. Вот и как применять методику, самостоятельно, дома? (Вера)

Вывод

Влияние ИЗО на развитие ребенка с ЗПР уже доказано неоднократными исследованиями. С одной стороны, эффективность методики подтверждается, а с другой – отмечаются недостатки организаторских моментов в общеобразовательных заведениях. В любом случае навыки рисования, пространственной ориентации, воображения, цветовосприятия необходимо развивать. Пусть это будут индивидуальные занятия или групповые, или просто рисование дома, но выпускать этот вид деятельности из общей коррекционной работы не стоит.

Видео – Индивидуальное психокоррекционное занятие

2 комментария для “Изобразительное искусство как часть коррекционной работы с детьми с ЗПР

    1. Подготовительный процесс в первую очередь должен быть направлен на развитие моторики (тактильных ощущений). Давайте ребенку пробовать разные текстуры: лепка, кинетический песок, игра с разными крупами, пальчиковое рисование красками и прочее. В первую очередь должен выработаться интерес к познанию нового. Рекомендуем по данному вопросу проконсультироваться с детским психологом.

Добавить комментарий