Как бороться с фобией летать

0

Содержание

Как бороться с фобией летать

Как побороть фобию и победить страх

Обычный страх и фобия – есть ли между ними различие? Да, и очень большое. Страх – это состояние, эмоция, при котором человек испытывает сильную тревогу от реальной или вымышленной угрозы. В эти моменты в кровь поступает адреналин – гормон страха, который мобилизует скрытые резервы организма и позволяет избежать опасность.

Страх даже полезен, в тех случаях, когда он защищает от безрассудных поступков, тем самым сохраняя жизнь. Неверным будет задавать себе вопрос, как преодолеть страх в ситуации, когда налицо не придуманная, а вполне реальная угроза. Но в случаях возникновения страха без каких-либо существенных причин, когда он цикличен и его невозможно контролировать, то речь идет уже о фобии.

Фобии, рисующие в воображении человека опасности, которых чаще всего и нет, крайне негативно сказываются на его жизни, ограничивает свободу, подчиняя себе часть жизни человека.

Успевший перейти в фобию страх преодолеть самостоятельно практически невозможно, это расстройство психики, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Ранняя диагностика фобий во многом определяет эффективность терапии и то, как скоро они перестанут мешать вам жить полной жизнью. Не откладывайте визит к врачу!

Как побороть страх — рекомендации психологов нашей клиники

Стоит отметить, что при возникновении разного рода страхов, носящих эпизодический характер, и не «поработивших» волю человека, есть возможность попытаться справиться с ними самостоятельно. Зная, как победить страх, его вполне можно преодолеть.

Соберись и сделай. Какие бы сложными не были жизненные ситуации, действуйте, не обращая внимания на подступивший страх. Любые действия, которых вам не приходилось выполнять ранее, или что-то новое, могут породить неуверенность и страх. Каким вы почувствуете страх, слабым или сильным, на это влияет сила убеждения, которую нужно изменить действием. Только что-то предпринимая, вы прогоняете страх, а промедление увеличивает его. Смиритесь, что вам страшно, примите страх, но сделайте так, как задумали. Помните, долгие раздумья не смогут дать ответ, как преодолеть страх; просто надо действовать! Верьте в удачу.

Что может быть хуже, когда хуже не может быть. Когда необходимо что-то сделать, но страшно, представьте самый негативный поворот возможных событий. Поверьте, что это намного лучше, чем неизвестность, которую называют «самым разящим оружием страха». Только поняв и найдя источник страха, можно увидеть, что он не страшен. Но, страх также является защитной реакцией. Поэтому, если, просчитав все последствия самого нежелательного варианта, по которому будут развиваться события, страх остался, то стоит задуматься о нужности данных действий. Оцените собственный страх – если он не беспочвенный, то услышьте его, приняв нужное решение.

Решение принято – выполните его. Серьёзно настройтесь на выполнение какого-то дела, дав себе установку не отступать от задуманного – страха не будет, он уйдёт. Страх «питается» нашими сомнениями и неуверенностью. Он «шепчет» разуму, что всё будет плохо, негативно. Обдумывая действия и приняв решение, всегда надейтесь на хороший финал. Не допускайте негативных мыслей, гоните их прочь. Помните? Глазам страшно, но руки продолжают действовать. Без сомнения примите решение, сказав самому себе, что назад путей нет. Будьте решительны, и задача как побороть страх перестанет быть безответной.

Анализ страха. Не задавайте вопроса, как победить страх, а займитесь его анализом. Под страхом понимаются эмоции, которые сильнее логики. Даже понимая бессмысленность страха, можно продолжать бояться. «Прокрутите» в уме весь ход событий, преодолейте это чувство в воображении, такой приём поможет справиться с ним в реальности – модель событий закрепилась на подсознательном уровне. Методика, основанная на самовнушении – визуализация, очень действенная.

Тренируем отвагу. Идентифицируйте собственный «главный» страх. Затем разбить его на более мелкие страхи, которые начать преодолевать. Не получается? Снова разбейте тот страх, который есть на маленькие. Потом, шажок за шажочком преодолевайте их. Герои знают, как победить страх. Будьте отважны и вы сможете стать этим героем.

Повышение собственной самооценки – хороший ответ на вопрос как преодолеть страх. Думайте о себе только хорошо, пусть даже собственная оценка себя будет завышена. Замечено, что люди с высокой самооценкой, хоть и несколько необъективной, добиваются больше, чем те, кто себя оценивает адекватно.

Вера в высшие силы и охраняющего ангела. Страх уходит, если есть вера в то, что кто-то, очень сильный, заботится и защищает вас.

Чувство любви. Страха, который бы не смогла победить любовь, не существует.

Улыбайтесь всегда. Преодолеть страх могут только позитивные эмоции, а отрицательные делают его сильнее.

Зная, как побороть страх, у вас хватит сил с ним справиться. Но, запомните, что фобия требует обязательной помощи психотерапевта. Она коварна, с ней не стоит шутить.

Когнитивно-поведенческая терапия

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с фобиями, набирающим все большую популярность в России, является когнитивно-поведенческая терапия. Когнитивные методики помогают распознать и проанализировать механизмы возникновения фобий, а в дальнейшем изменить/скорректировать негативное восприятие человеком событий или ситуаций.

Когнитивно-поведенческая терапия – это совместная работа пациента и психолога, в ходе которой человек приобретает навыки самостоятельного контроля своего мышления, эмоций, поведения, физиологии. Отслеживая свое эмоциональное состояние и стараясь изменить негативные мышление, человек имеет возможность противостоять приступам неконтролируемого страха и преодолеть фатальность паники, которая этот страх сопровождает.

Запись на приём к специалисту – ваш первых смелый шаг в борьбе с фобией.

Аэрофобия – симптомы и лечение

Что такое аэрофобия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 12 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Аэрофобия — это боязнь перелёта на разного рода летательных устройствах. [1] Она может быть изолированной или являться составным компонентом других фобий. Очень близка к аэрофобии авиафобия (боязнь перелёта на самолёте), поэтому их часто объединяют в одно понятие.

Аэрофобия может сочетаться с другими психическими заболеваниями, что значительно усугубляет течение и утяжеляет процесс лечения, а также ухудшает прогноз расстройства.

Современный темп и уровень жизни, обуславливающие необходимость в течение короткого промежутка времени находиться в значительно удалённых друг от друга пунктах, делает востребованным наиболее быстрые способы передвижения, такие как авиаперелёты. Поэтому наличие аэрофобии у некоторых людей значительно осложняет их жизнь. Чтобы справиться с ней, необходимо понимать, с чем связано это расстройство.

Причины аэрофобии, как правило, сугубо индивидуальные, однако можно выделить несколько общих факторов развития данной фобии: [2]

  1. Различные стрессовые ситуации, реально пережитые во время полёта. Они могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, зонами повышенной турбулентности, неопытностью экипажа и т.д. В этот момент в подсознании человека закрепляется “отрицательный” опыт полёта, вызывающий в дальнейшем негативные ассоциации.
  2. Активное освещение масштабных авиакатастроф в средствах массовой информации. С появлением сети Интернет информация о происшествиях распространяется очень быстро, даже небольшие авиакатастрофы не остаются без внимания. Всё это вызывает у некоторых людей недоверительное отношение к перелётам.
  3. Страх за состояние собственного здоровья, особенно у людей с хроническими заболеваниями. С изменением высоты происходит изменение давления, что оказывает определённое влияние на организм человека.
  4. Недоверие к членам экипажа, обусловленное отсутствием собственного контроля над происходящими событиями. Особенно это выражено у людей, занимающих руководящие должности.
  5. Наличие других фобий, например акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства).
  6. Наличие других психических расстройств (посттравматическое стрессовое и тревожно-фобическое расстройство, депрессивный эпизод).
  7. Генетическая предрасположенность. Различные фобии наиболее часто развиваются у родственников, имеющих тревожное расстройство. Это было доказано при обследовании монозиготных и дизиготных близнецов и подсчёта конкордантности (общих признаков).
  8. Условия жизни (воспитание, формирование характера в раннем детстве).

Симптомы аэрофобии

Обычно люди с аэрофобией начинают испытывать тревогу за несколько дней до намеченного перелёта. Это может проявляться в нарушении у них сна и появлении кошмарных сновидений. Некоторые люди употребляют седативные препараты, что позволяет снизить тягостные внутренние ощущения только на короткий промежуток времени. [3]

Считается, что симптомы аэрофобии обусловлены не реальной действительностью, а страхом перед возможным будущим, так как человек представляет себе отрицательные последствия полёта. При этом женщины больше всего боятся самой ситуации авиакатастрофы, а мужчины боятся высоты и невозможности собственного контроля над происходящей ситуацией. Пожилые люди испытывают панику, которая обусловлена страхом полёта и смерти. Многие из этих людей никогда не совершали перелёты и, тем более, не попадали в авиакатастрофы. Следовательно, данный страх является необоснованным.

Все симптомы аэрофобии можно разделить на вегетативные и психические. [4]

К вегетативным симптомам относятся:

  • тахикардия;
  • боли в предсердечной области, напоминающие стенокардию;
  • избыточная потливость ладоней и стоп;
  • увеличение частоты дыхательных движений;
  • приступы бронхоспазма;
  • непроизвольное сокращение мышц, рефлекторная дрожь;
  • полакиурия (учащённое мочеиспускание);
  • боли в животе, тошнота;
  • гиперемия или бледность кожных покровов;
  • головные боли, преимущественно в височной области.

К психическим симптомам относятся:

  • беспокойство;
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания;
  • снижение качества сна, ночные кошмары;
  • утомляемость, сниженная трудоспособность.

Патогенез аэрофобии

Аэрофобия развивается не сразу. Под влиянием наследственной предрасположенности, воспитания, обуславливающего формирование характера в раннем детстве, возникает определённая модель поведения и мышления по отношению к перелётам. В дальнейшем у таких людей возникает избыточная тревожность при упоминании о возможности авиаперелёта, большинство из них никогда не решится на полёт. Та часть, которая всё-таки вынуждена будет совершить перелёт, попытается выяснить все подробности об авиакомпании, осуществляющей перелёты. На этот процесс они тратят большое количество времени и все равно остаются неудовлетворёнными собственным выбором. На этом этапе у них возникают нарушение сна и кошмарные сновидения. Зачастую страдающие аэрофобией принимают седативные препараты и алкоголь, что, по сути, не является решением проблемы. [5]

Даже убедившись в надёжности авиакомпании, люди, страдающие аэрофобией, обязательно начнут рисовать в голове негативные картины будущей авиакатастрофы, сопровождающейся гибелью людей. Вспоминают кадры крушения самолетов, показанных в средствах массовой информации и сети Интернет.

На следующем этапе происходит окончательное формирование аэрофобии. Люди стараются любыми способами избегать авиаперелётов. Они с удовольствием выберут любой другой вид транспорта. Разубеждению со стороны окружающих людей не поддаются.

Если же человеку с аэрофобией всё же пришлось лететь, то в таком случае следует возникновение паники в салоне самолёта. При этом активизируются все функциональные резервы, возможности которых превышают компенсаторно-приспособительные процессы в организме. Это неизменно ведёт к истощению защитных сил, возникновению реакции стресса, которая вновь запускает процесс с самого начала перед следующим полётом. Так замыкается порочный круг.

Классификация и стадии развития аэрофобии

Выделяют изолированную и сочетанную аэрофобию.

Изолированная аэрофобия — это достаточно редкое явление, при котором наблюдаются только симптомы аэрофобии. Такое состояние имеет обычно посттравматический генез (имеется в виду возникновение после психотравмирующей ситуации, связанной с аэроперелётами).

Намного чаще в клинике наблюдается сочетанная аэрофобия. В таком случае она является лишь отдельным проявлением тревожных расстройств обсессивно-компульсивного спектра. Обычно боязнь перелётов — это декомпенсация обсессивно-компульсивного расстройства личности, при котором тревожные черты личности можно проследить у человека с самых ранних этапов его жизни, либо вновь появившееся невротическое расстройство, которое формируется у людей с различным личностным преморбидом. До сих пор в этом вопросе не поставлена окончательная точка и дискуссии исследователей продолжаются.

Развитие аэрофобии происходит по следующему принципу: [6]

  1. Возникновение избыточной тревожности.
  2. Воображение негативных картин будущего. На этом этапе страдающий аэрофобией в ярких красках представляет себе картины падения самолета, возможную гибель пассажиров.
  3. Формирование аэрофобии. На этом этапе фобия полностью сформирована. Поэтому данные люди будут стараться любыми способами избегать полётов.
  4. Паника в салоне самолёта. Такие люди будут доставлять неудобство членам экипажа и остальным пассажирам.

Осложнения аэрофобии

Самым неприятным осложнением аэрофобии является избегающее поведение, при котором человек начинает избегать авиаперелетов, а иногда и всего, что связано или напоминает ему об авиаперелётах. [7] Это значительно ограничивает человека, не даёт ему возможности отдыхать, путешествовать, вести активный образ жизни. В тяжёлых случаях это может вызывать вторичную депрессию от осознания своей “неполноценности”, значительно снижать качество жизни.

Аэрофобия не способна вызывать ничего, что угрожало бы жизни и здоровью. Самым сильным проявлением аэрофобии может стать паническая атака, возникающая в момент авиаперелёта. Это состояние представляет собой сильные, сконцентированные по времени возникновения эмоции тревоги и страха. Признаками панической атаки также являются такие соматические симптомы, как тахикардия (учащённое сердцебиение), тахипноэ (учащённое поверхностное дыхание), головокружение, головная боль и др. Эти обычные симптомы тревоги могут быть интерпретированы человеком с панической атакой как признаки тяжёлого заболевания, что ещё больше усиливает тревогу, которая, в свою очередь, усиливает тахикардию и прочие симптомы.

Получается, что в патогенезе панической атаки основную роль играют “патологические круги”, разрыв которых и является первой помощью при этом состоянии. Для этого рекомендуется нормализовать дыхание (дышать медленно и глубоко, используя для этого специальные техники (например, они представлены в приложении Антипаника). Также хорошо помогает приём “обратного дыхания”, когда просят дышать в герметичный мешок. За счёт этого проще контролировать своё дыхание (все дыхательные движения хорошо видны глазами), к тому же во вдыхаемом воздухе выше концентрация углекислого газа, что помогает прервать патологический круг гипервентиляции.

Помимо прочего можно использовать приём отвлечения внимания, контроля тревожных автоматических мыслей и прочие техники, обучение которым происходит в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии.

Из фармакологических средств можно использовать бензодиазепины быстрого действия.

Диагностика аэрофобии

Зачастую аэрофобии сопутствуют другие психические расстройства, поэтому целью диагностики является более точное определение причины заболевания. Также важно установить, является ли аэрофобия первичным заболеванием или вторичным заболеванием, возникшим на основе другого психического расстройства. [7]

Диагноз аэрофобии выставляется на основании симптомов заболевания и анамнеза. Ведущими являются вегетативные и психические симптомы, указанные выше. В настоящее время существует также специальное тестирование, позволяющее установить предрасположенность к аэрофобии.

Во время беседы с пациентом необходимо тщательно уточнять все детали. Необходимо выяснить, с чем именно связана непереносимость полёта: с боязнью авикатастрофы, страхом за состояние собственного здоровья, боязнью высоты или закрытого пространства. Это позволяет дифференцировать аэрофобию от других видов фобических расстройств. Если у врача имеются подозрения на наличие сопутствующих заболеваний, необходимо направить пациента на консультацию к смежным специалистам.

Следует дифференцировать аэрофобию от обычного волнения перед полётом, которое является нормальным проявлением инстинкта самосохранения. В этом случае вегетативные реакции не выходят за пределы компенсаторных возможностей и проявляются в виде незначительной тахикардии, повышения артериального давления и частоты дыхательных движений. После волнения все показатели жизнедеятельности быстро приходят в норму.

Лечение аэрофобии

Психотерапия — наиболее эффективный метод лечения аэрофобии. Среди методов психотерапии наибольшее распространение имеют когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия.

Во время бесед с пациентом корректно внушается факт безопасности авиаперелёта. Психотерапевт позволяет пациенту найти несоответствующие действительности негативные убеждения и сформировать новую позитивную модель мышления и поведения. [8]

Людям, страдающим аэрофобией, рекомендуют соблюдать простейшую последовательность действий, которые будут вызывать у него чувство безопасности. Например, выбор пассажирского сидения, которое кажется наиболее приемлемым: при боязни высоты сесть подальше от иллюминатора, при боязни замкнутого пространства — поближе к запасному выходу и т.д. В пассажирском кресле необходимо принять удобную для себя позу, расслабить мышцы головы, шеи, контролировать своё дыхание. Дышать нужно медленно и глубоко.

Пациентам советуют понаблюдать за собой и составить перечень занятий, которые позволяют отвлечь внимание: чтение литературы, разгадывание сканвордов, прослушивание аудиоплеера, устный счёт, аутогенная тренировка. Можно также посмотреть на пассажиров вокруг себя и проникнуться их спокойствием.

В качестве метода отвлечения внимания можно использовать разговор с соседом на нейтральные темы или, если он расположен к вам, то можно поделиться с ним своими страхами. Также помогает самообразование в области аэродинамики. Необходимо чётко представить себе процесс работы самолёта, узнать как можно больше об объекте своего страха. Можно изучить статистику и прийти к выводу о том, что авиакатастрофы гораздо реже являются причиной смерти по сравнению с автомобильными авариями.

В тяжёлых случаях и в при сочетании аэрофобии с другим психическим заболеванием прибегают к фармакотерапии. Препаратами выбора являются транквилизаторы, которые назначают однократно на время полёта из-за возможности развития привыкания, и бета-адреноблокаторы, влияющие на вегетативную симптоматику.

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от интенсивности и длительности приступов, а также от наличия сопутствующих психических заболеваний. Чем больше сопутствующих заболеваний, тем тяжелее процесс лечения. Наиболее благоприятный прогноз имеют пациенты с изолированной фобией и те, кто своевременно начал лечение патологического состояния. [8]

Профилактика аэрофобии, как и профилактика любого другого невротического расстройства, должна строиться и исходить из психогигиенических мероприятий:

  • соблюдение режима “сон-бодрствование”;
  • достаточные физические нагрузки и физкультура;
  • гармонизация семейных взаимоотношений и т. д.

К специфическим методам первичной профилактики аэрофобии можно отнести изучение соответствующей статистики и опыт первых перелётов в сопровождении близких людей, которым можно довериться и которые помогают справляться со страхами.

Авиаперелёты становятся неотъемлемой частью жизни современного человека и всё больше входят в нашу жизнь. Поэтому становится важным и актуальным “приучение” к такому роду передвижения с самых ранних лет жизни: если дети в сопровождении родителей совершают такие перелёты с ранних лет, то у них вырабатывается здоровое отношение к этому роду передвижения, и аэрофобия в дальнейшем не возникает.

В любом случае, аэрофобия, как и любое другое фобическое расстройство, формируется на основании имеющихся ранее установок и предрассудков человека по этому поводу (патологических убеждений). Если не допускать возникновение и закрепление таких убеждений, то эти действия будут являться самым лучшим способом профилактики аэрофобии.

Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов

«Афиша Daily» поговорила с людьми, у которых путешествия на самолете вызывают страх, об их ощущениях на борту и способах преодоления тревожности, а психолог и разработчик приложения для аэрофобов объяснили, чем страх отличается от фобии и как справиться с нервозным состоянием.

Истории аэрофобов

«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.

Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.

Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.

Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.

Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».

«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.

После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.

До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.

Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.

Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.

Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».

«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.

Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.

Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.

Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.

До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».

Способы справиться с аэрофобией

Почему возникает аэрофобия?

«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое — это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние — это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.

Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.

Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.

На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.

Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.

Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).

Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.

В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).

Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.

Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».

Как избавиться от фобии?

«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.

Врач определит, какой вид терапии наиболее эффективен в конкретном случае: медикаментозная, краткосрочная медицинская психотерапия или курс длительной работы с психологом для пересмотра и изменения отношений с собой и значимыми людьми. Медикаментозный путь дает быстрый результат, но не гарантирует, что в новой стрессовой ситуации симптом не вернется. Медицинская психотерапия позволяет справиться с самими симптомами фобии, работа с психологом меняет целостное ощущения себя.

Справиться с фобиями можно, и, конечно, это не приговор — важно найти тот путь, который подходит именно вам».

А мне летать неохота: как избавиться от аэрофобии

Автор статьи: Казанцева Вероника Витальевна , детский психолог, психолог

Современную жизнь сложно представить без полетов на самолете. Командировки, путешествия – перелеты во многом облегчают передвижения по миру, соединяя города и расстояния

Однако есть те, кто готов отказаться от дальних путешествий вовсе, лишь бы не лететь на самолете – люди, страдающие аэрофобией.

О том, откуда появляется сам страх полета, какими методами можно побороть аэрофобию и как унять волнение тем, кто не страдает фобией, но все равно некомфортно чувствует себя в самолете, рассказала психолог сети клиник «Семейная» Вероника Витальевна Казанцева.

1. Это нормально – просто волноваться перед полетом? Как просто волнение перерастает в фобию?

Естественно, человек волнуется и испытывает тревогу, особенно, в случаях, когда у него не хватает информации, ведь он не знает, как это все пройдет. Человек сам себя загоняет в фобию, потому что начинает постоянно переживать, накручивает себя. Исходя из этого, его тревоги, страхи, опасения, недоверия переходят в фобию. А если еще где-то вдруг случилась травмирующая ситуация, или просто он увидел такую по телевизору (а наши современные СМИ часто показывают всякие ужасы), естественно, человек на этом зацикливается, и его простой страх перерастает в фобию и закрепляется перед каждой поездкой. Самое страшное, что фобия может начинаться уже тогда, когда он просто подумал купить билеты.

2. Что отличает действительно фобию?

Когда у человека есть проблема, и это пока не мешает его качеству жизни и он с этим справляется – это норма. Но когда у него из-за какого-то переживания, из-за какого-то страха меняется качество жизни – это уже не просто тревоги, а фобия. В нашем случае человек полностью отказывается от полетов. Он предпочитает либо вообще никуда не ездить, либо начинает передвигаться только наземным видом транспорта. Это уже не норма, а фобия, с которой, конечно же, необходимо работать.

3. Как проявляется аэрофобия? Может ли он проявиться просто при упоминании самолета без необходимости лететь на нем?

Проявления аэрофобии – это очень сильные переживания, вегетативные проявления (повышение сердцебиения, давления), человек не может думать ни о чем, кроме того, что сейчас может что-то произойти, не может переключиться. Он погружен в себя, никого не слышит, ни на что не обращает внимания и только прислушивается к своим ощущениям. Часто люди с аэрофобией очень внимательно слушают звук самолета. Они не могут расслабиться ни на секунду, потому что должны держать всё под контролем. У них есть ощущение, что если всё под контролем, то ничего не произойдет, но на самом деле это, конечно же, заблуждение, часть нагнетания себя.

Без необходимости лететь на самолете фобия не проявится, ведь пациент четко знает, что ему ничего не угрожает. Но если полетят его близкие, то у него будут очень сильные переживания, которые будут длиться все часы полета – у него не будет ни сна, ни спокойствия, сплошной стресс. Если же больной аэрофобией сам окажется в самолете, у него может случиться истерика, она может начаться уже перед полетом. При крайней степени фобии он может даже убежать из аэропорта.

4. Аэрофобия – распространенный вид страха?

Да, на данный момент в связи с большим количеством информации в СМИ о различных трагедиях, аэрофобий становится всё больше и больше. Это я наблюдаю и по своим клиентам – с такой проблемой обращаются всё чаще.

5. В чем причины возникновения аэрофобии?

Глубинные причины лежат в том, что люди не доверяют обстоятельствам, не доверяют профессиональности пилота. Аэрофобии зачастую подвержены те люди, у которых очень много недоверия по жизни. Плюс, на страхи влияют травматичные ситуации, которые где-то с кем-то произошли – с самим человеком или с его близкими – если вдруг кто-то попадал в катастрофу.

6. Как строится психологическая работа с теми, кто страдает аэрофобией? Это длительный процесс?

Длительность зависит от того, как долго человек был подвержен этой фобии. Если она появилась совершенно недавно и была без травмирующего эпизода, то с этим человеком работается очень успешно и быстро. Если же человек уже 10 лет избегает полетов на самолете, то его лечение – это долгий и глубинный процесс. Расскажу примеры из своей практики. Одна женщина не летала несколько лет, и буквально за одну встречу мы сняли эту проблему, и она сразу благополучно улетела в путешествие. Еще один пациент – мужчина – полностью отказался принимать то, что фобия ему мешает. Он, наоборот, ее оправдывал: «Да, я никому не доверяю, но это здесь ни при чем. Да, я не доверяю пилоту, но это ни при чем, ведь я боюсь самолет.» Он не принимал эту ситуацию. В итоге он решил для себя, что ему могут помочь курсы, которые сейчас проводят пилоты. Их суть – полное погружение в реальность, нахождение в кабине самолета. Ведь страх – это нехватка информации, и для того, чтобы страх побороть, нам нужно получить как можно больше информации. И если мы узнаём больше о самолете, узнаём статистику (например, чтобы разбиться, самолету нужно находиться в воздухе 33 года непрерывно, и что по статистике самолет – самый безопасный вид транспорта), узнаём, как устроен самолет, почему он держится в воздухе, знакомимся с пилотами и понимаем, что это очень умные, грамотные и адекватные люди, которые несут ответственность за свою жизнь и за жизни тех людей, которые находятся на борту – мы получаем полезную информацию, которая очень хорошо помогает при работе с фобиями.

7. Требуются ли для лечения лекарственные препараты или достаточно других методов?

Я считаю, что лекарства нужны только в очень редких случаях. Зачастую при фобиях лекарства работают как плацебо – для успокоения, как волшебный амулет, который можно взять с собой и он якобы будет охранять. Я думаю, что лекарства могут приглушить тревогу лишь временно и не помогут, пока человек не начнет сам в себе разбираться.

8. Какие методы лечения самые популярные и почему?

В первую очередь, как я уже сказала, страх – это нехватка информации. Поэтому мы, психологи, сами стараемся получить как можно больше информации о самолетах, о статистике, и делимся этой информацией с пациентами.

Есть еще одна методика – постараться донести до человека, что тревога просто так не появляется. Она возникает от нагнетания, когда человек начинает о ней постоянно размышлять и доводить самого себя до страха, до каких-то вегетативных проявлений. В процессе общения с пациентом мы посекундно описываем его переживания, которые из тревоги перерастают в страх, а страх перерастает в панику, а паника приводит к тому, что он начинает себя плохо чувствовать. Получается, что человексам себя доводит до этого состояния. Можно сказать, что это якобы обстоятельства, но на самом деле, это не так. Например, бывает так, что если человек увлечен каким-то делом, то он просто забывает бояться. Я учу их прерывать эту схему формирования страха. Для этого существует несколько методик. Одна из них, моя авторская методика, как я ее называю «Язык чукчи».

Наша задача – не думать про самолет и про страх, не раскручивать в голове, что может произойти, потому что когда мы думаем об этом, мы погружаемся в себя, не слышим, что происходит вокруг, и в какой-то степени не можем нормально реагировать. Методика же заставляет человека переключиться на «здесь и сейчас» (как чукча – «что вижу, то пою»). Нужно описывать окружающую реальность через 5 органов чувств, сосредоточиться на каком-то объекте и начать описывать его зрительно – что я вижу, какой он цветом, размером. Потом прислушаться к звуку. Потом почувствовать запах. Потом описать вкус во рту и тактильные ощущения – душно или холодно, комфортно или нет. В итоге мозг настолько будет занят отыскиванием и пониманием того, что вокруг происходит, что для страха просто не останется места.

Еще одно из упражнений – аутогенная тренировка. Оно заключается в том, что наше тело реагирует на все наши переживания. Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам страшно, мы начинаем трястись, в гневе у нас сжимаются кулаки. Нужно пойти от обратного – начать расслаблять кулаки и все мышцы силком, заставляя себя расслабиться, и поверьте мне, внутри тоже все расслабляется и тревога потихоньку уходит.

На самом деле существует целая программа, направленная на формирования нового поведения, нового восприятия.

9. Можно ли что-то посоветовать тем, кто просто сильно волнуется перед полетом? Как взять себя в руки и спокойно полететь куда-либо?
Во-первых, нужно понять, что мы сами себя заставляем переживать. Важно хотя бы отложить все свои переживания на потом. Как говорила Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра», то есть ход мыслей должен быть таким: «Да, мой полет будет через неделю и сегодня мне уже страшно. Но в данный момент я никуда не лечу, поэтому сегодня я не буду думать об этом и тревожиться. Завтра потревожусь». И так нужно переносить эти переживания каждый день, потому что они вам не нужны. Нужно подбадривать себя, что полет вы совершите ради чего-то хорошего, возможно, даже самому себя уговаривать. Так к самому дню полета вы подойдете уже с гораздо меньшим страхом и волнением, чем, если бы вы себя до него накручивали.

В самом полете также главное – переключаться на здесь и сейчас. Смотрите, что происходит вокруг, возьмите с собой какой-нибудь интересный фильм, книгу, веселую музыку. Чем больше вы будете избегать мыслей и переживаний, тем вам будет легче. Ну, а если ваш страх уже мешает качеству вашей жизни, здесь нужна помощь специалиста.

Запись на прием к врачу психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области нервных заболеваний в клинике «Семейная».

Добавить комментарий