Содержание

Как играть с ребенком зпр

Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

Елена Коновалова
Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

Игровая деятельность детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» – взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой). У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой насыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно – ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно – целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с задержкой психического развития

Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Сюжетно – ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми в классной комнате, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.

Для развития речи, воображения,образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4 штук, по игрушкам. В помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа,например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если…»

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют логопеды на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно – образова­тельные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно – игровой среды в группе. В игре.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Игры детей с задержкой психоречевого развития: особенности и примеры

На первый взгляд кажется, что игра для любого ребёнка – совершенно естественное состояние, которое не требует никаких усилий со стороны взрослого и даётся малышу легко и просто. Но каждый ли может играть? И есть ли особенности у игровой деятельности ребёнка с задержкой психоречевого развития?

Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро».

Что такое ЗПРР?

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы.

У детей с ЗПРР есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним.

Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Каковы особенности познавательного развития детей с ЗПРР?

Дети с задержкой психики и речи не очень любят познавать мир. У них есть проблемы с вниманием, памятью, концентрацией и волевой сферой. Зачастую игровая деятельность у них выше познавательной.

Например, школьник будет на уроке доставать свои игрушки. Сидеть и учиться ему очень сложно, не интересно. Двухлетний ребёнок с ЗПРР будет, в основном, катать машинки. Он не захочет собирать даже простые пазлы из двух комплектующих. Всегда игровая и познавательная деятельности у таких малышей будут отставать.

Чем отличается игровая деятельность детей с ЗПРР от норматипичных ребят?

В принципе, игровая деятельности ребёнка с задержкой психики идёт такими же этапами, как у обычных ребят. Но гораздо медленнее.

Например, обычный шестилетний ребёнок уже может развернуть сюжетно-ролевую игру. Допустим, поиграть с подружкой в доктора и пациента. При этом, участие взрослого необязательно – ребёнок может сам сказать: «А давай я тебя начну лечить!». Малыши сами придумают сюжет, распределят роли и так далее.

Могут ли дети с ЗПРР самостоятельно придумывать себе игры или им нужно помогать в этом?

Ребёнок 6 лет с задержкой психоречевого развития может использовать предметную игру. Например, резать овощи. Без помощи взрослого такой ребёнок может не понять, как играть во что-то сюжетно-ролевое: дочки-матери, доктор-пациент, продавец-покупатель и так далее.

Он сможет это сделать только если взрослый рядом сядет и скажет: «Давай я буду твоим пациентом, а ты врачом и будешь меня лечить». Возможно, ребёнок с задержкой психики лёгкой степени поймёт, что делать с предметами для игры – возьмёт молоточек, фонендоскоп, будет стучать, слушать. Но обычно для его игровой деятельности этого мало, ему скучно. Он захочет обратно вернуться к машинкам и лего.

Обычно на приёме я спрашиваю у родителей: если вашего ребёнка оставить в покое, во что он будет играть? Зачастую, если игровая деятельность однобокая и скучная, уже можно подозревать задержку психоречевого развития. Например, если малышу два с половиной года, а он только катает машинки и ему больше ничего неинтересно. Он не сортирует животных и предметы, не собирает пазлы. В случае скудности игровой деятельности ребёнка уже можно предполагать задержку развития.

Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР? Главные особенности, тонкости, о чём нужно помнить?

Вся терапия дефектологов, психологов и нейропсихологов проходит в игровой форме для детей с ЗПРР. Сам ребёнок из-за сниженной познавательной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности может не воспринимать многие игры. Но в компании со взрослыми он может поиграть.

В норме шестилетний ребёнок может найти себе игрушку-партнёра для игры. То есть даже не всегда нужен другой ребёнок или взрослый для этого. Но малышу с ЗПРР обычно это не по силам.

У детей с ЗПРР есть основные нарушения: например, слухового внимания. Также мы часто находим моторную неловкость: такие ребята не могут повторить какое-либо простое действие. Его нужно спланировать, представить и повторить. Зрительный анализатор при этом у них функционирует неплохо. Поэтому дефектологи часто используют картинки в работе с такими ребятами.

Приведите конкретные примеры игр для детей с ЗПРР?

Например, можно использовать игры на слуховое внимание с подвохом. Это отличный способ улучшения зрительного внимания, если ребёнку сложно удерживать глазами строчку.

Игра «Письмо Ежа» направлена на развитие зрительного внимания.

  • Взрослому: задача ребёнка – прочитать фразу, собирая буквы по стрелке.
  • В верхнем поле нарисованы 3 стрелки, показывающие путь слежения.

Нижнее поле заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза.

  • Чтобы прочитать текст по стрелке, ребёнку нужно мысленно совместить два поля.
  • Если это сделать трудно, пусть ребёнок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу.
  • Ребёнку: «Однажды Ёж гулял по лесу и встретил на своём пути очень много букв. Из них он составил пожелание для тебя. Чтобы его прочитать, проследи за дорожками, по которым шёл Ёжик (они указаны стрелками), и собери буквы точно в такой последовательности».

Хотите, чтобы ребёнок слушал более внимательно, сам исправлял свои оговорки? А для дошколят это отличный навык слухового внимания, который пригодится и в школе: писать диктанты, слушать задание от учителя.

Для дошкольников и школьников важны игры на слух с подвохом.

По сложности смотрите сами.

  • Простой: На пальме росли помидоры.
  • Средний: Два брата Оля и Дима пошли гулять в лес.
  • Сложный: На дорогу выбежал заяц, сел, посмотрел по сторонам и, помахав длинным пушистым хвостиком, побежал дальше.

Конечно, ребёнок от 5лет уже может понять подвох, в некоторых случаях раньше. Но основной возраст проверки – от 6 лет. Начинаете с простых, можно сочинять самим.

Добавим также, что опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как детям с ЗПРР сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.

Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, чем на выполнение определённых действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.

Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.

Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.

Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПРР – использование театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надёжной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.

Как играть с ребенком зпр

Детство – это важный этап в формировании личности, на котором закладываются основные навыки и знания, а также обнаруживаются критические проблемы. Например, задержка в психическом развитии. Сразу же начинается программа по восстановлению. Однако пока идет работа над памятью, когнитивными процессами, развитием речи и общими навыками, забывается такой важный аспект как общение.

Безусловно, у дошкольника есть тесные контакты с родственниками и педагогами, так как это необходимо для коррекционной работы. Но остается открытым вопрос общения со сверстниками.
Часто дети с ЗПР остаются на домашнем обучении с индивидуальным графиком или ходят в специальные детские садики (школы). Там нет возможностей для интенсивного развития взаимоотношения с другими людьми. А ведь именно этот опыт ляжет в основу поведения по отношению к людям во взрослой жизни.

Процессы, протекающие в детском коллективе

Чтобы понять важность коллектива, необходимо понять межличностные отношения дошкольников внутри группы.
Уже в 3 года происходит деление группы на подгруппы. Дети выбирают себе друзей. Также выделяются те, кого считают популярными или изгоями. Во многом именно эти процессы влияют на эмоциональное здоровье в детском саду.
У пациента с ЗПР наблюдается психологическое напряжение и поведенческое нарушение, что может вытолкнуть его из социальной группы. Поэтому важно научить дошкольника адаптироваться и создать оптимальные условия для взаимодействия детей.
Социализация может быть усложнена у некоторых категория детей с ЗПР. Выделяют три категории:

  • уравновешенные;
  • заторможенные;
  • возбудимые.

У неустойчивых и легковозбудимых детей есть незрелость психики, инфантильность, апатия. Это приводит к склонности к асоциальному поведению, от которого трудно избавиться даже правильным воспитанием.

При проработке коррекционной программы того, как следует вливаться в коллектив, учитывается особенности поведения пациентов с ЗПР:

  • непоследовательность;
  • конфликтность;
  • непредсказуемость;
  • неустойчивость;
  • соперничество;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • тревога.

Такие дети легче сходятся не со сверстниками, а с младшими, из-за взаимного понимания. Напомним, что ЗПР показывает отставание в развитии, а не нарушения. Поэтому процесс общения с теми, кто младше, проходит легче.

А вот активные сверстники или дети старше будут пугать, в особенности, если сформирована большая группа. Страх на такой почве может перерасти в пассивно-агрессивное поведение при попытке себя защитить. Из-за такого негатива возникает вопрос о том, стоит ли вообще вводить детей с замедленным развитием в круг обычных сверстников.

Доводы «За» Доводы «Против»
Перед глазами будет живой пример, стимулирующий к развитию. Не проявляется должный интерес к играм сверстников.
Для родителей подобный опыт тоже будет стимулом усерднее заниматься с сыном или дочерью. Конфликты могут усугубить психическое состояние.
Это возможность понять базовые социальные правила уже в детстве. Возможен негативный социальный опыт: насмешки, злость, игнорирование.

Лучшим вариантом все равно остается адаптация в социуме, чтобы научиться взаимодействовать со сверстниками.
Чтобы помочь влиться в коллектив, следует искусственно преодолевать поверхностность контактов, учить улавливать и понимать чужие эмоции, справляться с конфликтами.
Вместе с этим, нельзя настаивать на постоянном контакте с детьми. Известно, что при ЗПР не испытывается потребность в общении, так как не развиты коммуникативные навыки. Необходимо преодолевать это состояние, так как в будущем, неумение общаться и отсутствие социального опыта повлечет проблемы с контролем эмоций и подавленное психологическое состояние.
Исследователи этого вопроса сходятся во мнении, что хоть у малыша и нет нужды в общении, оно необходимо при ЗПР как никогда. Также есть потребность во внимательном воспитании и обучении ключевых для общения навыков: анализ, обобщение, перенос, абстракция. Даже в элементарной игровой деятельности дети без этих навыков не могут включиться в совместную деятельность.

От ЗПР страдает не только ментальное, но и физическое здоровье. Речь идет о мелкой моторике, качестве движений и умении владеть своим телом. Быстрота, ловкость, сила, точность – это то, что тяжело дается, но что надо развивать, если есть желание наладить взаимодействие детей с задержкой психического развития со сверстниками.
Можно увидеть, что отставания в психическом развитии носят общий характер и затрагивает все сферы. Поэтому процесс коррекции и помощи должен быть комплексным. При ЗПР недостаточно повседневного опыта для того, чтобы дальше развиваться, как это бывает у обычных детей. Необходимо целенаправленное формирование каждого отдельного навыка, а потом многократное повторение.
Таким образом можно выстроить и адаптацию в коллективе сверстников. Но коллектив состоит из группы детей, а отношения будут выстраиваться и с нормально развивающимися детьми. Поэтому в отношениях надо учитывать и их интересы тоже. Для этого грамотно планируется совместное времяпровождение, чтобы не были ущемлены интересы ни одной из групп.
Достичь этого можно, учитывая стандартные чувства:

  • желание привлечь к себе внимание;
  • готовность к восприятию и взаимодействию;
  • эмоциональность.

Несмотря на то, что чувства, в целом, положительны, они несут за собой негативные последствия и известную жестокость со стороны детей. Поэтому сверстника с ЗРП, требующего к себе внимания по объективным причинам, а также отличающегося от них, поджидают «сюрпризы». Например, над ним могут смеяться, обижать и не пускать в игру. Все это негативно скажется на состоянии при ЗПР. Поэтому родителям и преподавателям не рекомендуется ждать, пока дети сами разберутся. Их досуг необходимо выстраивать таким образом, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

Как помочь ребенку с ЗПР влиться в коллектив

Вне зависимости от изначального эмоционального состояния, попытки приобщить к дружбе будут бесполезны, если не налажен контакт. Требуется самый простой уровень взаимодействия – речь. При ЗПР часто нарушается способность к связной, грамотной и осмысленной речи, поэтому его просто не понимают. На это влияет, как неумение произносить звуки, так и неспособность к формулировке мысли.
Родители могут обратиться к логопедам и дефектологам, а также выполнять дома артикуляционные упражнения. Занимаясь корректировкой речи, нельзя перегибать палку – не принуждать к занятиям, не наказывать за ошибки, не срываться, если что-то не получается.
Учитывая проблемы с пониманием, неудивительно, что будет понижаться самооценка и развиваться неуверенность. Поэтому в паре с другим, более активным и смелым другом, тот начнет навязывать решения, а сам ребенок копировать манеру поведения. Чтобы не усугублять ситуацию надо забыть о сравнении с другими детьми. Чтобы он не чувствовал себя хуже других, требуется регулярно хвалить, даже за незначительные успехи.

Худший вариант развития событий, это когда над малышом издеваются и смеются, а он не способен дать отпор. Более того, он будет смиряться с ситуацией, и терпеть, лишь бы другие дети позволили играть с ними. Такое ранит любого. Тут требуется вмешательство родителей. Если насмешки возникли в детском саду, то его надо сменить на специализированный. Также хорошо найти товарища, близкого друга, который бы защищал его в компании. На эту роль обычно вызываются братья и сестры, дети из других семей, с которыми есть тесные отношения.

Как включиться в игру со сверстниками

При таком диагнозе замедляются реакции, а значит, новая информация долго поступает и обрабатывается. Подобная заторможенность не будет позитивно воспринята сверстниками и, скорее всего, неактивный участник будет исключен из игры.
Избежать этого можно, если заранее дома пробовать самые разные игры. Среди них должны быть сюжетно-ролевые, подвижные, игры по правилам и многие другие, популярные у детей. Можно столкнуться с тем, что дети с ЗПР не воспринимают игры сверстников, и попытки поиграть дома заканчиваются неудачей. Одновременно может проявиться интерес к игрушкам, предназначенным для младших детей.
Развитие происходит индивидуально, и к этому темпу стоит прислушиваться. Навязывать мнение родителя и взрослого противопоказано. Лучше постепенно в игры, к которым есть интерес, включать новые элементы, постепенно усложняя задачу.
Легче войти в игру с одногодками, когда у детей примерно одинаковый багаж знаний и интересов. Поэтому дети с ЗПР должны регулярно получать новую информацию от своих воспитателей и родителей. Для этого читают книги, смотрят познавательные и развивающие мультики, рассказывают истории и сказки.
Нельзя забывать и про физическую форму – учите прыгать, бросать и ловить предметы, быстро бегать и развивать силу. Все это поможет детям с ЗПР догнать сверстников и включиться в их игры.

Выводы

Только в результате продолжительной работы можно достичь результатов в социальной адаптации. Чтобы процесс общения с детьми проходил легче, заранее проигрываются все возможные ситуации. На примере общения с родителями и близкими людьми, дети с задержкой в развитии могут научиться вести себя, защищаться и контактировать.
Если наблюдаются проблемы с речью, рекомендуется посещать логопеда или дефектолога, которые поставят звукопроизношение и красивую речь. Когда очевидны признаки заниженной самооценки, дошкольник боится идти на контакт со сверстниками, нужна помощь психолога.
Включение в социум должно происходить постепенно, но качественно. Именно отношения в раннем возрасте зададут линию поведения с людьми во взрослой жизни.

Игры для детей с ЗПР

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый. В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

«Догонялки»

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

«Возьми, бросай, кати, дай»

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

«Сортировка»

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

«Найди одинаковое»

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

«Съедобное-несъедобное»

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

«Выполни по образцу»

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий