Как научить читать ребенка с дцп

0

Как научить читать ребенка с дцп

Важные советы по речевой реабилитации детей с ДЦП

Тамара Николаевна Тищенко – такая же “особенная мама”, как и мы с вами. Много лет назад, когда ее сын потерял слух в результате осложнения после перенесенного гриппа, она нашла в себе силы стать для него не только мамой, но и главным врачом и педагогом. Она смогла сохранить и развить его речь, несмотря на то, что мир звуков для мальчика навсегда потерян. Теперь Тамара Николаевна, получив дополнительное образование дефектолога–сурдопедагога, успешно обучает “особенных деток” с различными диагнозами (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и т.п.), а также объясняет их родителям, как заниматься с ребенком и развивать его понимание и речь.

Любой малыш ОБУЧАЕМ!

Тамара Николаевна старается объяснить каждой маме, что любой, даже самый “безнадежный”, малыш имеет шанс научиться говорить и понимать, но только если ему будет уделяться достаточно времени и родители постараются заниматься с ребенком ежедневно. Каждый желающий может бесплатно скачать книги Тамары Николаевны на сайте: http://tischenko.ucoz.ru/

Мамины уроки

После завтрака можно посвятить несколько минут занятиям. Мама удобно устраивается перед зеркалом (лучше большое зеркало до пола), малыша сажает к себе на колени, чтобы он мог видеть свое и мамино отражение. Для начала следует провести легкий массаж его лица и шеи, позже вы можете попытаться массировать ротовую полость ребенка, но делать это нужно очень осторожно, особенно если у него бывают эпилептические припадки.

Далее разомните ладошки, а потом сделайте легкую гимнастику для пальчиков, которая развивает также и мелкую моторику. По очереди прижимаем к подушечке большого пальчика другие пальчики (как при пинцетном захвате) и читаем ритмичные стишки:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим (указательный) пальцем в лес ходил,

С этим (средний) пальцем суп варил,

С этим (безымянный) пальцем кашку ел,

С этим (мизинчик) пальцем песни пел.

И так с каждой ладошкой. Потом разминаем каждый пальчик и приговариваем:

– Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, а этот пальчик – я (имя ребенка).

Попадаем в ритм

Любой ребенок любит ритмичные звучные стихотворения, и этим надо пользоваться. Занятия фонетической ритмикой могут превратиться для вас в сплошное удовольствие. Продолжая сидеть в той же позе, читайте любой детский стишок, который вам нравится, например “Аты–Баты” (я читала и “Муху–Цокотуху”, любое произведение Агнии Барто – они все достаточно ритмичны), при этом нужно хлопать ладошками по коленкам ребенка или же по всему телу.

Соединение звука и движения

Как показать вашему малышу все разнообразие фонетических звуков? Легко и просто – можно использовать алфавит. Чтобы он легче воспринимал и запоминал звуки, соединяйте их с различными движениями. Согласные звуки произносите в сочетании с гласными (ба, ра, да и т.д.), а гласные нараспев (а–а–а, о–о–о). Каждый звук нужно сопровождать каким–либо ритмичным движением рук. Вы можете прочитать об этом в книге Тамары Николаевны или же придумать эти движения сами. Главное – не путать, чтобы у ребенка сложились четкие представления о каждом звуке, связанном с определенным движением.

Также вы можете показывать и даже давать потрогать ваш язык, когда он занимает какое–либо положение для произнесения звука, прикладывайте ладони ребенка к своему горлу и произносите звуки, чтобы он чувствовал вибрацию ваших голосовых связок.

Мама – лучший педагог

Часто родители тратят массу времени на лечение “особенных деток”, но при этом совершенно не уделяя его обучению малышей. Занятия, которые были описаны ранее, проводить нетрудно. Нужно выделить время в ваших повседневных делах и проводить эти минуты с маленьким учеником.

Кроме того что уже было рассказано, также вы можете ввести в занятия различные стишки, которые побуждают к совершению действий. Например, “Мишка косолапый” Агнии Барто: читая стихотворение, можно повторять движения за мишкой.

Есть и другие стишки, которые привлекут внимание ребенка:

Мы ногами ТОП–ТОП,

А руками ХЛОП–ХЛОП,

Постучали В ГРУДЬ, В ГРУДЬ.

Мы конфетку НЯМ–НЯМ

И погладим по бокам,

А потом животики.

А на улице мороз

Заморозил деткам НОС,

ЩЕЧКИ словно плюшки (можно указательными пальчиками трогать носик, ушки и щечки).

Эти веселые стишки можно повторять по нескольку раз в день. Память малыша будет развиваться, так как слова, связанные с действиями и образами, запоминаются гораздо легче!

Учить нужно все одновременно

Чтобы научить ребенка произносить слова, нужно четко связать между собой слова со звуками, которые мы произносим, с теми предметами или образами, которые они обозначают, и с написанием этих слов. Например: после логоритмики (соединение звука, движения и ритма) вы показываете ребенку большие буквы, обозначающие звук, повторяете несколько раз, предлагаете на выбор малышу. Называете звук – а он пусть покажет на букву, соответствующую этому звуку. Далее вы показываете слово, начинающееся с этого звука (“К” – корова), а затем картинку с изображением предмета или образа (изображение коровы), также можно добавить и сам предмет (можно игрушечный – пластмассовую корову).

Первые музыкальные клипы

Вашему ребенку будет интересно заучивать звуки и слова с помощью веселых музыкальных клипов с субтитрами. Включив клипы на компьютере или DVD, можно дать малышу немного самостоятельности, пусть он смотрит и напевает сам.

Клипы с субтитрами можно бесплатно скачать по ссылке:

Как научить читать ребенка с овз и с чего начать?

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Безусловно, научить ребенка читать – важнейшая задача и для родителей, и для педагогов. Но часто сделать это бывает крайне сложно. К тому же, если речь идет о ребенке особенном, с ограниченными возможностями здоровья.

Методики для работы с такими детьми существуют. Но как научить читать ребенка с овз эффективно, и в домашних условиях?

В этом материале я расскажу, как проводить обучение в игровой форме. И опишу несколько методик, наиболее действенных и эффективных.

Важные принципы

Дети с ОВЗ – это дети, у которых инвалидность официально диагностирована. Либо те, у кого есть нарушения – развития психического либо физического, постоянные или временные.

Как правило, им намного сложнее концентрироваться, они быстрее утомляются. Поэтому такие дети не могут выдерживать нагрузку, которая считается приемлемой для других детей.

Но это не значит, что их образованию нужно уделять меньше внимания. К счастью, времена, когда физические ограничения фактически выводили человека из социума, давно прошли.

В таком случае, крайне важен индивидуальный подход и учет всех нюансов здоровья маленького ученика. А еще – применение специальных техник и программ.

С чего начать?

Итак, с чего же начать обучение? Прежде всего, нужно выбрать подходящую методику.При этом, выбор способа должен зависеть от:

  • типа проблемы (слабое зрение, глухота, проблемы с аппаратом опорно-двигательным, задержки психического развития, прочее);
  • степени дефекта и время его появления;
  • уровня социализации;
  • уже имеющихся навыков.

Метод для детей с тяжелыми отклонениями развития

Данный метод разработала педагог-логопед А.А. Магутина, на основе трудов физиотерапевта Гленна Домана и иных специалистов. Он подходит для тех детей, у которых нарушена техника речи. Также для аутистов, детей с ДЦП и речевыми сложностями. Начинать работу можно в 5 лет и в 6 лет, и даже позже.

Главный принцип здесь в том, что обучение идет наоборот — от слова к звукам и буквам.

Вот основные этапы:

  1. Нужно подготовить «Альбом глобального чтения», с карточками образов. Структура: каждая страница – это 2 картинки и таблички под ними. Каждая табличка – это слово, напечатанное черными буквами на белом. Высота букв – 2 сантиметра.
  2. Теперь ученику нужно показывать картинку, подкрепляя ее жестом. Затем перед учеником нужно положить картинку с напечатанным словом.
  3. Далее картинку учитель подносит к своим губам, и четко читает слово, громко, вслух и несколько раз. По мере чтения нужно проводить по буквам пальцем.
  4. Теперь задача побудить ученика повторить все действия, и жесты, и проведение пальцем по слову.
  5. Далее картинка подкладывается под слово, и ученику делается предложение его прочесть – провести по нему пальчиком. Так он научится понимать слова и как бы читать их. Такие действия надо повторять каждый день, чередуя слова.
  6. Обучение проходит от простого к сложному. Упражнения повторяются каждый день, и ребенок далее осваивает глаголы, прилагательные и так далее, учится связывать все это в предложения – из 2-х слов, затем из 3-х.

Такая программа «глобальное чтение» дает положительный, а главное стойкий эффект (дополнительно по ссылке).

Методика Монтессори для деток с нарушениями интеллекта

Современные ученые-дефектологи создали специальную программу для таких особенных детей. Ее основа – методика Марии Монтессори.

Ее цель – научить их писать по памяти, на слух и самостоятельно слова и даже короткие предложения, а также быстро читать простые тексты.

Программа включает в себя 2 подготовительных этапа:

  1. Первый – это игры. Их цель – развитие восприятия слухового и зрительного, мелкой моторики, а также речевых навыков, внимания, памяти. Это могут быть игры с пластилином, игры пальчиковые с орешками, занятия с крупами и конструкторами. Игры можно разнообразить, подкрепляя их потешками и стишками.
  2. Этап второй — это работа с вкладышами и рамками Марии Монтессори. Он включает помещение вкладышей в рамки, работу с фигурами, штриховку фигур и их обведение по контуру. А также развитие речи и слуха, по ходу таких упражнений.

Затем приходит время приступить к обучению непосредственно. Причем чадо знакомится с письменным вариантом букв. Особенным детям легче повторять формы именно скругленные, без углов. Вначале взрослый рисует букву (пальцем в крупе, либо мелом, либо на экране), и называет ее. Ребенок должен повторить жест и звук.

Когда выучит несколько букв, сможет выбирать знакомую, из нескольких предложенных, и самостоятельно ее писать.Такое обучение может растянуться на много дней. До тех пор, пока не будет выучена азбука целиком. Затем нужно плавно перейти к словам, действуя таким же образом.

Делая главный упор на ассоциацию между написанием и произношением слова.

Обучение по букварю Жуковой

Главное – приступить к обучению вовремя, считает Надежда Сергеевна Жукова, педагог и логопед со стажем, автор собственной методики и специального букваря. Приступать нужно, когда чадо умеет уверенно говорить, формулировать собственные мысли, а книга вызывает явный интерес. Важно не спешить, ведь успешно освоить чтение можно и в 7 лет. Первоклассника обучить легче, чем малыша-пятилетку.

Как научить читать ребенка с овз, по Жуковой, с чего начать? Методика достаточно проста. Для хорошего результата достаточно следовать советам, подсказкам и указаниям, которые содержит букварь Жуковой.

Обучает как бы сама книга, ведь каждая ее страница – это нужные детали и объекты, для маленького ученика. А также буква (вначале), далее слоги и предложения. Лучше выбирать букварь достаточно большого формата.

Интересный прием. Многим деткам сложно объединить в слог 2 буквы, и прочитать слитно. В книге проблема легко решается – тянуть первую букву и перейти плавно ко второй поможет человечек, бегущий по дорожке, вместе с пальчиком ребенка! Отзывы родителей подтверждают, что этот прием работает.

Кстати, у моих знакомых, замечательной многодетной семьи, растет особенный ребенок, это девочка Юля. Сейчас ей уже 7 лет. И ее мама смогла обучить дочку чтению и письму, применяя как раз букварь Жуковой. Несмотря на некоторые сложности с речью и пониманием, и благодаря колоссальному труду мамы и самой Юлечки, все получилось!

Также видео как научить читать ребенка с овз в домашних условиях (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

Советы родителям

Применяя приведенные выше методики, придерживайтесь следующих правил:

  • строго следуйте советам, подсказкам и инструкциям;
  • следите, чтобы занятия не стали скучной обязаловкой, а были скорее интересной игрой для чада;
  • не доводите дело до усталости и раздражения, лучше меньше – но с удовольствием;
  • по этой же причине не устанавливайте точное время уроков – просто следите за состоянием сына (дочки);
  • делайте перерывы, и хвалите чадо – даже за малейшее достижение.

В нынешние времена намного легче увидеть ребенка, увлеченного гаджетами, чем ребенка, читающего книгу в укромном уголке. Тем не менее, чтение – полезный навык, и приучать к нему нужно с детства, как и ко всему остальному. Оно развивает мышление и фантазию, учит думать, стимулирует мозг.

В итоге, читающий ребенок становится со временем умным эрудированным взрослым, интересным собеседником, с которым всегда приятно поговорить. Поэтому, дорогие родители, я приветствую ваше желание научить читать ребенка даже с овз. Также рекомендую статью как научить ребенка читать словами.

И полезное видео об эффективности работы с карточками, а значит метода глобального чтения. Таким образом, особенный ребенок учиться не только читать, но и общаться с окружающими.

Несомненно, это будет мощный толчок для его дальнейшего развития. Доказано что такое доброжелательное обучение будет способствовать нивелированию нарушений, а также преодолению отклонений и различных расстройств.

На этом все! Трудитесь, старайтесь, применяйте современные методики, книги и материалы, и все получится. Я от души вам этого желаю. Не забудьте подписаться на этот блок, если заинтересованы в получении важной, нужной информации – о саморазвитии и развитии детей. Удачи вам!

Речевые нарушения при ДЦП: причины и лечение

Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
  • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

«Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

  • Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
  • Активизирование слухового внимания у ребенка;
  • Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
  • Работа над моторными реакциями.
  • Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
  • Улучшение формирования связной речи.

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Дата публикации: 21.06.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Добавить комментарий