Как научить читать ребенка с умственной отсталостью

0

Как научить читать ребенка с умственной отсталостью

Как научить читать ребенка с умственной отсталостью Новаторская методика

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению. Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка, в домашних условиях? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? На эти непростые вопросы вы получите ответы из этого материала.

Характерные черты деток с умственной отсталостью

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля.

Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

Научить читать девочку, мальчика с легкой умственной отсталостью непросто, но возможно. Главное условие этого – активное участие и постоянные усилия родного, взрослого человека. А еще – верно выбранная методика.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Детально о технике Домана

Удивительно, но эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия), под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью.

Секрет в том, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Сегодня этот способ глобального чтения успешно применяют для всех – и для деток «особых», и для детей с дислексией, и для самых обычных. Вот главные плюсы метода:

  • он отлично убирает трудности в чтении;
  • детям с умственными нарушениями намного проще запомнить слово полностью, и отождествлять его с изображением на карточке;
  • идет одновременное восприятие слов зрительно и на слух;
  • форма занятий – игровая;
  • научить бегло и быстро читать так можно любого – и дошкольника, и первоклассника, и даже малыша;
  • также можно заниматься и в 6, и в 7 лет, ограничений нет;
  • карточки Домана сегодня доступны для всех;
  • упражнения здесь простые, а занятия короткие.

И самое главное — положительные результаты многократно доказаны, именно в работе с детьми с умственной отсталостью, и глобальными трудностями с обучением.

Основные правила занятий следующие:

  • ученик должен сидеть, и смотреть на того, кто его обучает, отвлекаться нельзя;
  • нельзя прерывать урок;
  • порядок ведения урока и правила надо строго соблюдать.

Как заниматься – основные этапы

Этап первый

Возьмите 5 карточек, с простыми, короткими словами. Показывайте их по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произносите каждый раз: «Это значит ПАПА», «Это значит КОТ» и так далее. Повторите эти упражнения по кругу, 3 раза. Но делайте перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут. Это – первый этап и первый день.

Этап второй

Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Этап третий

День третий. Добавьте к двум наборам новый, из 5 карточек. И примените в показе 3 набора, в каждом по 5 карточек. Каждый показывайте 3 раза. Всего теперь «уроков» будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы.

Слова из 15 первых карточек должны быть малышу знакомы, понятны. Плюс они должны быть предельно короткими и простыми. Результат первых трех дней – это то, что ребенок научился узнавать, то есть фактически читать все эти 15 слов.

Этап четвертый

Выберите следующие 25 карточек, разделите их на 5 наборов. Пусть это будут части тела, знакомые вашему чаду. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность, перерывы – все точно так же.

Следующим набором из 25 слов могут стать глаголы. Знакомьте ребенка ежедневно с 5 новыми словами. В среднем он обязан запоминать в день по 5 слов

Пятый этап

Этот раздел представляет собой чтение словосочетаний. Это – промежуточный этап, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что чадо уже выучило. Это может быть, например, перечень цветов и предметов: «белый кот», «красное яблоко», и так далее.

Можно дополнить прилагательными «большой», «маленький» и так далее. Эти понятия простые и понятные, даже для крохи с умственной отсталостью. Действуйте примерно так же, но сочетайте теперь карточки, составляя подходящие сочетания из двух слов.

Этап шестой

Теперь вы составляете простейшие предложения из двух слов, применяя те самые словосочетания. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Этап седьмой

Наконец вы уже составляете предложения уже из трех слов, и даже больше. И это – огромное достижение, ведь ученик уже способен различать слова, и прочитать целое предложение! Здесь вы должны будете создать дополнительные карточки сами, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух.

Наступил черед книг! Вы должны правильно выбрать книжку для обучения. Важно, чтобы в ней было от 50 до ста слов, плюс понятные картинки на каждой странице. Оптимальная высота шрифта — не меньше 1 сантиметра. И главное — в ней должны быть только знакомые ребенку слова и предложения.

Вы даже можете создать эту книжку сами, вместе с дочкой или сыном. Назвать ее, например, «Мой котенок», «Одежда», «Транспорт», «Мои игрушки» и так далее. Однако вы можете выбрать сначала книжку, а затем учить для нее слова, словосочетания и предложения.

Видео по методике Глена Домана

Дальнейшие перспективы

Безусловно, такая методика эффективна. Но это ведь не настоящее чтение, а запоминание конкретных слов, словосочетаний и предложений. А всех их все равно ребенок никогда не запомнит.

Тем не менее, такая техника будет позитивным толчком к развитию вашего сына или дочери. Когда малыш увидит, что у него получается и он на что-то способен — это будет вашей совместной победой.

В результате такие успехи вдохновят вас и вашего ребенка. А это, в свою очередь будет способствовать преодолению умственных отклонений. И вероятно, со временем, ваш ребенок будет способен даже осваивать чтение по слогам.

Техника изучения слогов с особенным ребенком на видео

Учим образ буквы — обучающее видео

Домашний учитель

И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.

Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!

Если этот материал оказался полезным для вас, обязательно подпишитесь на мой канал. В будущем здесь будет еще много полезных статей о развитии детей. Вы также можете поделиться полезными материалами с друзьями, через социальные сети. До новых встреч!

Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка

предлагаю материал для учителей, работающих в классах или индивидуально с детьми, имеющими глубокую интеллектуальную недостаточность (глубоко умственно отсталые дети) по обучению их чтению. методическая разработка

Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

1 .Значение обучения чтению ГУОД.

2 .Использование основных принципов коррекционного обучения.

3 .Программное обеспечение.

4. Задачи основного периода обучения.

5. Формирование навыка чтения у глубоко умственно отсталых детей (букварный период).

а) Приемы работы со звуком и буквой.

б) Чтение слогов и приёмы работы со слогом.

в) Чтение слов и приёмы работы со словом.

г) Образование и чтение предложений, коротких текстов.

6. Особенности коррекционной работы в классе по обучению грамоте детей с глубокой умственной отсталостью.

1. Значение обучения чтению ГУОД.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процесе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович).
Обучение детей с глубокой умственной отсталостью стало возможно в нашем городе и районе в 2007-2008 году. Я, одна из педагогов ,кто начал обучение глубоко умственно отсталых детей в нашем городе.

Количество детей со сложными дефектами постоянно растет, отсюда вытекают актуальные проблемы осуществления обучения и воспитания таких детей. Содержание образования детей с тяжелой умственной отсталостью должно полностью строится согласно принципам обучения и отвечать целям и задачам педагогической работы с этой категорией детей.

Имея огромный опыт работы с детьми 8 вида, хочется поделиться опытом работы и наблюдениями за глубоко умственно отсталыми детьми т.к. не так много литературы по обучению таких детей.

Последнее время стали больше внимания уделять коррекционному развитию детей с глубокой умственной отсталостью и их адаптации в обществе. Для их развития и адаптации открываются коррекционные классы при психоневрологических интернатах. В таком классе я и работаю.

Одним из необходимых предметов для коррекционного общего развития этих детей и для адаптации их в обществе я считаю чтение. Почему? Большинству детей с ГУО ( глубокая умственная отсталость) недоступны отвлеченные вычисления, письмо по памяти и многие другие процессы , требующие отвлеченного мышления. Чтение является таким предметом, которое даёт возможность этому ребенку-подростку-взрослому

  • -познавать окружающий мир
  • -ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.)
  • -прочитать программу для просмотра телевизора
  • -почитать самому (небольшой рассказ, сказку) или прочитать что-то не читающим, младшим воспитанникам
  • -во время экскурсий и поездок по городу, в поликлинику и др. прочитать вывески, ориентировочные названия
  • -помогать овладевать навыками чтения сверстникам и младшим обучающимся
  • -прочитать распространенные знаки безопасности и информации
  • -прочитать инструкцию по выполнению определенного задания
  • -пользования определенным прибором, рецепт кулинарии, лечения болезни и т.д.

2.Использование основных принципов коррекционного обучения.

В процессе обучения чтению ГУОД стараюсь соблюдать общие дидактические и специальные коррекционные принципы обучения:

  • -принцип доступности (любая инструкция, задание должны быть расчленены на части и отработаны учителем с учащимися до его полного понимания как части , так и всего целого; словарная работа должна быть необходимым компонентом каждого урока или даже его части)
  • -принцип наглядно-предметного обучения ( различные средства наглядности применяются на уроках чтения: предметы или их изображения-картинки, практическое использование этих предметов в жизни , знакомство с их назначением; экскурсии с ознакомлением с различными явлениями в природе и т.д.) При этом предлагаемый детям наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Все лишнее следует убирать или закрывать от взглядов учащихся. Внимание детей должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.
  • -при обучении чтению детей с глубоко умственной отсталостью следует широко использовать игровой и занимательный материал, предлагать задания в игровой форме
  • -принцип воспитывающего обучения ( урок чтения даёт возможность влиять на воспитание ученика средством словарной работы, чтения коротких рассказов, стихов ,статей, заметок поучающего характера; ход урока, разнообразие приемов и заданий дисциплинирует и организует ученика)
  • -принцип систематичности и интегрирующего обучения (почти все темы , разделы программы перекликаются, повторяются из класса в класс на уроках чтения, на уроках развития речи и других предметах, что позволяет лучше изучить эту тему), происходит поэтапное усложнение материала, что обеспечивает реализацию принципа концентризма и позволяет более прочно усвоить программный материал.
  • -принцип здоровье – сберегающего обучения ( программное обеспечение, насыщенность урока , методы и приёмы работы на уроке должны строиться с учетом здоровье – сберегающих технологий),задания ,части урока не должны быть затянутыми, урок не должен включать в себя обилие заданий (задания должны быть посильны, конкретизированы, разнообразны, поданы ребёнку в интересной форме, чтобы не пропала мотивация к уроку и урок достиг своей цели);физкультурные паузы, тренинг для глаз- необходимые компоненты урока
  • -принцип индивидуально – дифференцированного подхода (дифференцированный подход к учащимся — один и путей индивидуализации обучения с учётом психофизических особенностей детей с глубокой умственной отсталостью). Дифференциация включает работу учителя с разными клиническими группами тяжело умственно отсталых детей, что обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения. Учитывая различную структуру сложных нарушений у учащихся, их интеллектуальные и речевые возможности учащимся следует предлагать только те задания, которые они могут выполнить самостоятельно или с помощью педагога. В зависимости от возможностей учащихся темп прохождения программного материала может быть изменен (замедлен или даже расчленен на маленькие дозы или же несколько ускорен).
  • -принцип практической направленности обучения ( известно, что отдельная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению знаний и навыков в окружающей жизни, т. е. к разумному действию: прочитать отдельные ориентировочные слова, указания по выполнению действий, короткие стихи, сказки, поучающие тексты, режим дня, телепрограмму, задания и др. ).

3. Программное обеспечение.

Обучение в наших классах ведется по программе для глубоко умственно отсталых детей , разработанной научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР и утвержденной И.М. Косоножкиным от 1983 года с некоторой её коррекцией.

Целью работы в букварный период является формирование навыка правильного и осмысленного чтения на основе аналитико-синтетического, слогового и глобального методов обучения чтению. С учетом психофизического состояния здоровья учащихся, используя принцип коррекционного индивидуально-дифференцированного подхода при обучении грамоте, составляю к данному классу или отдельному ученику своё программное обеспечение, с учётом того ( после глубокой диагностики каждого ребёнка, состояния его психических функций и познавательных возможностей) , что он сможет усвоить данную программу.

4. Задачи основного периода обучения:

  1. Обогащение словарного запаса, повышение речевой мотивации учащихся.
  2. Развитие навыков правильной артикуляции и произношения звуков речи.
  3. Последовательное изучение звуков и букв.
  4. Формирование операций звукового анализа и синтеза как основы для овладения навыками чтения и письма.
  5. Формирование умения читать буквы, слоги, простые слова, предложения и букварные тексты. Понимать смысл прочитанного.
  6. Формирование и развитие графических умений и навыков.
  7. Овладение навыками слогового и глобального чтения.

5. Формирование навыка чтения у глубоко умственно отсталых детей

а) Приемы работы со звуком и буквой.

Навыки работы со звуком, слогом, словом и предложением полученные в подготовительный период, совершенствуются и закрепляются .

Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей – олигофренов. Обучение чтению ведется аналитико-синтетическим методом, наряду с которым широко используются элементы слогового метода, что создает оптимальные условия для восприятия слогов, узнавания их «в лицо». данный метод, как и метод глобального чтения, основан на процессах механической памяти, которая у глубоко умственно отсталых детей наиболее сохранна.

По программе обучающийся должен овладеть грамотой , в том числе и научиться читать по слогам. На практике не все дети( по состоянию здоровья) освоить грамоту . Основная цель уроков чтения –научить осознанно читать. Для достижения этой цели стараюсь использовать все действенные приемы и формы работы при изучении и закреплении звука и буквы .

-изучая звук, учимся правильно его произносить, находить его место среди других звуков, соотношу его с артикуляцией и буквой, провожу на каждом уроке артикуляционную зарядку или упражнения для лучшего проговаривания звука

-изучая букву , для её лучшего запоминания использую не только зрительно-слуховые анализаторы ,но и тактильные

-для запоминания начертания буквы использую различные коррекционные задания ( назови части буквы, какой части не хватает, убери лишнюю часть буквы, найди знакомую букву среди других букв и предметов, сложи букву из палочек, нитки , проволоки, полосок разной длины , найди в кассе букв ,назови знакомых соседей буквы в кассе ,слепи из пластилина, проведи пальцем по букве, вырезанной из нождачной или бархатной бумаги
-знакомство с буквами, сделанными из различных видов материалов, ощупывание, проговаривание
-чередование букв, резко отличных по начертанию, показ их в определённой последовательности
-обводка букв пальцами, карандашом, ручкой, звуко – буквенный анализ слов
-выяснение графического вида букв
-складывание изученных букв из элементов конструктора
-рисование изученных букв
-обводка букв по трафарету, раскрашивание
-наклеивание иллюстрации, изображающей предмет, название которого начинается с изученной буквы рядом с обведённой и раскрашенной буквой
-рисование букв палочкой, пальцами на песке, земле
-работа с букварём, цветной азбукой, кубиками
-обводка буквы пальцем, рисование её в воздухе, мелом на доске
-составление слогов, слов из букв с помощью магнитной доски, разрезной азбуки

Самое трудное для ГУОД это слияние звуков в слоги , особенно со стечением согласных.

б) Чтение слогов и приёмы работы со слогом.

1.Образование закрытых слогов путем протяжного наращивания и слияния. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц; игры с буквами.

2.Открытые двухбуквенные слоги. Сравнение с закрытыми двухбуквенными слогами. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц, игры с буквами

-«Найди свой домик (слог)»

-«Выбери картинку, предмет» (где есть такой слог)

-«Выбери друга» (для образования определенного слога)

-«Вставь гласную» (для получения слога к данной картинке)

3.Закрытые трехбуквенные слоги, составляющие слово. Задания для закрепления:

-добавь букву к слогу (путём наращивания ), чтобы получилось слово

-выбери недостающую букву для получения слова

-составь слово из 3-х букв

«Сад и огород» (выбрать слова на эту тему), «Почтальон»(разнести по домам письма с нужной буквой), «Дорисуй к картинке нужную часть, чтобы получилось слово (мак-лук)»

4.Слоги с мягкими согласными. Артикуляционные упражнения для проговаривания мягких согласных.

5.Слоги со стечением согласных. Здесь использую при чтении слогов графическую символику ( например, слово

Слон . Стрела. Мост.)

Образование новых слогов со стечением согласных путём наращивания

по таблице-табло со съёмными слогами, буквами

Образование с этими слогами слов

«Печатание» слогов в тетради по образцу, под диктовку, по следам анализа. Составление их в кассе букв.

Большую роль при работе со слогами имеют тренировочные упражнения по чтению слогов (особенно простых без стечения согласных), чтение которых должно дойти почти до автоматизма. На каждом уроке чтения и развития речи я несколько минут уделяю в игровой форме чтению слогов.

в) Чтение слов и приёмы работы со словом.

Знакомство с напечатанным словом начинается с первых дней при изучении букв (1-2). Использую следующие приемы и формы работы:

  1. Практическое знакомство со словом как единицей речи. Звуко-буквенный анализ слова. Деление слова на слоги. Большую роль в работе над словом я уделяю словарной работе ( так как словарный запас этих детей ограничен),значению слова ,употреблению его в речи, используем, по возможности ,это слово на других предметах.

Чтение слов, состоящих из изученных слоговых структур, по следам анализа, по подобию, изолированно с опорой на картинку. Нахождение картинки по данному слову. Здесь использую различные вариации со слогами, деление слов на слоги с использованием дополнительных анализаторов ( тактильные и слуховые).

  1. Составление слов из данных слогов с опорой на картинку и условно-графическое изображение слова в виде схем

Обучение чтению детей с нарушениями интеллектуального развития

Большинство методик обучения грамоте разработаны для обычных детей. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в особом подходе, особых методах и приемах при обучении чтению.

Обучение чтению детей с особенностями интеллектуального развития

Учитель-дефектолог: Смирнова Т. Н.

Формирование и коррекция навыков послогового чтения у детей с особенностями интеллектуального развития

  • наличие двигательной патологии,
  • различные нарушения интеллекта,
  • особенности эмоционально-волевой сферы,
  • отсутствие мотивации к обучению

Все это сужает круг возможностей детей – инвалидов.

Обучению чтению детей с особенностями интеллектуального развития

  • Дети, с диагнозом детский церебральный паралич
  • Дети с синдромом Дауна
  • Дети с задержками психического развития различной этиологии
  • Дети, имеющие умственную отсталость
  • Дети с ранним детским аутизмом

Это определенный способ формирования навыка чтения и письма.

Качественное обучение детей грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха. Еще К.Д. Ушинский предложил звуковой метод обучения детей грамоте. Этот метод сменил существовавший до него букво-слогательный метод.

Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению.

Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит их трех взаимосвязанных этапов:

  • Выделение в слове фонем , общая ориентировка в фонемной системе языка ;
  • Освоение системы гласных фонем , обозначение их буквами, формирование ориентации в фонемной системе языка;
  • Освоение системы согласных фонем , обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

 

 

Обзор некоторых методик обучения грамоте

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. Авторами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина, разработаны системы обучения грамоте детей с нарушениями речи.

Материал предлагается в такой последовательности:

  • сочетания двух гласных
  • сочетание гласного с согласным закрытом слоге
  • сочетания согласного с гласным в открытом слоге
  • односложные слова по типу C Г С
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов
  • двусложные слова со стечением согласных
  • трехсложные со стечением согласных

Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития

Большинство методик обучения грамоте ориентированы на обучение детей без патологии. Обучение детей с нарушениями интеллекта требует специальной методики .

Методика обучения чтению умственно отсталых детей разработана В.В. Воронковой и широко применяется для обучения детей в школах 8 вида.

Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития

Эффективности при обучению грамоте по мнению Л. С. Выгодского можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей:

  • Уровня его мышления
  • Восприятия
  • Речи
  • Памяти

 

Букварь Воронковой В. В. Букварь Жуковой Н.

 

Букварь Воронковой В. В.

Рассчитан на детей, имеющие умственную отсталость

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ

А У М О С Х

2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ

3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ

МА МУ МО СА СУ СО

Букварь Жуковой Н.

Рассчитан на дошкольников с интеллектуальной нормой

1.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ

А У О М С Х

2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ

3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ

МА МУ МО СА СУ СО

Предлагаемый подход к обучению чтению базируется на следующих условиях:

  • Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы). При усвоении артикуляции вводится буква. При знакомстве с буквой необходимо называть не ее алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
  • Последовательное формирование навыка слияния согласных звуков со всеми гласными.
  • Воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование механизма чтения, основанного на выделении одинаковых слогов в словах.

 

Обучение чтению по букварю тренажеру позволять решить следующие коррекционные задачи:

  • Развитие игровой и учебной деятельности у детей.
  • Активизация речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
  • Осуществление индивидуального подбора в выборе заданий, позволяющего учитывать особенности интеллектуального развития каждого ребенка.
  • Обучение навыку слияния букв в слоги. Тренировка чтения одинаковых слогов в разных словах.
  • Возможность подбора различных вариантов заданий для закрепления материала. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному»
  • Коррекция высших психических процессов ( восприятия, внимания, памяти и мышления)
  • Развитие стойкой мотивации к учебной деятельности, потребности в оценке собственной деятельности и навыков самоконтроля
  • Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие личности ребенка.

Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Сознательное усвоение артикуляции

 

2. Выделение первого звука в словах

 

3.Изучение звуков и соответствующих букв

4. Чтение слогов состоящих из двух гласных

5. Чтение закрытых слогов

6. Чтение слогов-слияний (согласные разные + гласная буква А )

7. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех букв

8. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех и более букв

9. Чтение слова и соотнесение его с картинкой

10. Работа со слоговой таблицей

Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья

Такая работа проводится с каждой новой гласной. Особое внимание следует уделить чтению слогов с буквами и, е, ё, ю, я.

Коррекционно-развивающие упражнения, способствующие активизации и автоматизации навыков формирования послогового чтения

  • Упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Упражнения на развитие внимания
  • Упражнения на понимание
  • Упражнения на коррекцию

В результате у ребенка вырабатывается определенный стереотип «легкого» чтения. Процесс чтения становится более легким, отсутствие мелких деталей позволяет ребенку сконцентрироваться на задании. Большое количество похожих слов способствует более прочному запоминанию и позволяет быстрее выработать навык чтения.

Основным преимуществом такого подхода является развитие высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи) в процессе формирования послогового чтения.

Добавить комментарий