Оглавление

Приучение ребенка к горшку является важным этапом его развития и будущей социализации. Особые дети требуют от родителей большего терпения, большей креативности и наблюдательности.

Приучение к горшку ребенка с задержкой развития, с аутизмом, с другими нарушениями когнитивного и психоэмоционального развития усложняется индивидуальными возможностями малыша.

Есть ли общие рекомендации по приучению к хождению на горшок? В каком возрасте и как лучше к этому приступать?

rebenok-na-gorshke

В чем особенности приучения к горшку особых детей. 5 основных.

Родителям следует знать, что общие подходы приучения ребенка к горшку остаются такими же, как и для малышей с типичным развитием.

Методы приучения любого ребенка к горшку включают в себя следующие моменты:

  • Режим. Перед началом обучения малыша пользованию горшком, родителям следует понять и зафиксировать для себя периодичность испражнений малыша по-маленькому и по-большому. Приучение какать и писать на горшок следует начинать с высаживания в «критические моменты». Как правило, это сразу после сна, после еды, после прогулки.
  • Понимание «мокрых штанов». Если вы начинаете приучать к горшку, то от памперсов следует отказаться. На первом этапе это можно сделать только на день. Ребенок должен увидеть и почувствовать процесс и последствия, ощутить дискомфорт. Оговоримся сразу – для многих ребятишек с особенностями развития или нарушениями мокрые штаны не имеют значения, малыши не реагируют на дискомфорт.
  • Подражание. Хорошо работает «показ процесса» родителем соответствующего пола или старшим ребенком. Дети охотно копируют поведение взрослых. Здесь следует сказать, что для аутистов это часто не работает совсем.
  • Поощрение за правильно выполненную задачу, за удачную попытку, за попытку вообще. Поощрение работает всегда с любым малышом (кроме тяжелой степени патологии). Секрет в том, чтобы выбрать значимый вид поощрения. Для кого-то достаточно словесной похвалы и улыбки мамы, для кого-то более действенным будет получение любимого лакомства.
  • Наблюдение за изменением поведения ребенка, когда он хочет писать или какать. Очень важно уловить момент «подготовки» к процессу, успеть высадить в туалет, показать результат и поощрить. Это помогает сформировать осознанное отношение к туалету. Следует отметить, что с аутистами такой подход «наскоком» не работает.

Чего следует избегать при обучении малыша навыкам туалета:

  1. Наказание за неудачную попытку или мокрые штаны однозначно признают вредным и специалисты, и опытные родители. Попытки наказать оттягивают процесс приучения к горшку, формируют у ребенка стойкое отторжение, вызывают активное сопротивление процессу.
  2. Насильное удержание на горшке вызывает эффекты, подобные наказанию – отторжение, сопротивление, избегание.
  3. Превращение процесса в игру. Игра с горшком и на горшке дезориентирует малыша, мешает понять и осознать суть процесса.

Родителям следует понимать, что особый ребенок потребует от них неординарного подхода. Приучение к горшку малыша с особенностями развития, с нарушением аутистического спектра, когнитивными и поведенческими патологиями потребует более длительного процесса и может быть отложено во времени на несколько лет (в сравнении с типичным развитием). Иногда приучение особых детей к горшку остается невозможным.

rebenok-na-gorshke2

Обратите внимание!

Возраст для приучения типичного ребенка проситься на горшок колеблется в пределах 1,5-3 года. Научится просыпаться ночью на горшок «нормально» до 5 лет. Для особых детей временные рамки не имеют значения.

Приучение к горшку ребенка с задержкой в развитии

Задержка в развитии задерживает и формирование навыков самообслуживания. Родителям следует быть готовыми к тому, что приучение к горшку ребенка с задержкой развития будет длительным и постепенным. Для ребенка с задержкой в развитии следует использовать больше наглядных примеров, чем словесных инструкций.

Малыша следует побуждать, поощрять жестами, мимикой, «материальным» подкреплением. Маме нужно понимать, что, несмотря на свой возраст и внешний вид, малыш может быть далеко «не созревшим» для обучения самостоятельному туалету. В осознанности процессов следует ориентироваться на реальный, а не календарный уровень развития.

Особых рекомендаций по обучению писать и какать на горшок детей с задержкой развития нет. Методы остаются общими, с поправкой на более долгий и медленный процесс.

rebenok-na-gorshke3

Как ребенка с ЗПР, СДВГ приучить к горшку

Усидеть на горшке несколько минут для таких малышей часто равносильно пытке. Они не только не хотят сидеть, но активно сопротивляются любой попытке усадить писать.

Часто здесь «не работают» мокрые штаны, поскольку малыш их просто не замечает. Хороший результат может дать режимное посещение туалета и значимое поощрение. Чаще это любимое лакомство. Чем старше малыш, тем осознаннее происходит процесс приучения.

В раннем возрасте разницы между мальчиками и девочками в посещении туалета нет. Все испражняются сидя, поскольку дефекация и мочеиспускание происходят одновременно. Следует учесть пол при покупке горшка, поскольку девочкам достаточно обычного, круглого, а мальчикам лучше приобрести вариант со специальной перегородкой (или выпуклостью) против разбрызгивания. Обучение мальчика писать стоя в горшок следует поручить папе или родственнику-мужчине.

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок?

Аутизм у ребенка вносит значительные коррективы в процесс приучения к туалету в сравнении с типичным развитием. Аутисты не реагируют на просьбы, не умеют проситься на горшок, игнорируют дискомфорт от мокрых штанов. Проблемой в посещении туалета становятся пищевые предпочтения маленьких аутистов. Отсутствие в рационе достаточного количества клетчатки, заставляет ребенка сильно тужится, что пугает или вызывает боль, неприязнь.

Начинать процесс приучения к туалету следует с корректировки меню и питьевого режима. Следует добиваться ежедневного опорожнения кишечника и более частых позывов по-маленькому.

Обратите внимание!

Малыша-аутиста приучать лучше сразу к унитазу, поскольку, привыкнув к горшку, он может отказаться ходить на унитаз.

Примерный алгоритм того, как научить ребенка аутиста ходить на горшок, может выглядеть следующим образом:

  1. Спокойное нахождение в туалетной комнате до нескольких минут. Следует добиться того, чтобы не пугали громкие звуки спускаемой воды, специфика помещения в целом.
  2. Сидение на унитазе. Сначала в памперсе, потом без.
  3. Режимное высаживание на унитаз с поощрением в случае удачи.

Следует понимать, что обучение аутиста носит больше режимно-ритуальный характер, а не осознанно-подражательный. В процессе обучения следует создать рутину для посещения туалета и строго ей следовать. Так ребенок может привыкнуть выполнять необходимые действия без осознания цели.

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок в каждой семье решают по-своему. Родителям следует запастись терпением, наблюдательностью, творческим подходом. Специалисты в реабилитационных центрах охотно помогут в грамотном составлении рутины, в создании визуальных подсказок, во встраивании походов в туалет в ежедневное расписание. Иногда процесс обучения навыкам самообслуживания в туалете для аутиста может растянуться на годы и закончится ничем.

Приучение к горшку ребенка с умственной отсталостью

Как ребенка с умственной отсталостью приучить к горшку? Для таких детей применимы все рекомендации, с коррекцией на постепенность, длительность и характер. Малыши с когнитивным отставанием обычно очень дружелюбны, с радостью повторяют за взрослыми, чувствительны к похвале, одобрению и наказанию.

Девочку на горшок приучить, как правило, легче. Они спокойны, послушны и контактны. Мальчики более упрямы, замкнуты. Начинать обучение туалету следует с режимной «высадки» и корректировки питания. Каждый удачный поход в туалет сопровождают активным поощрением. Если ребенок обмочил штаны, следует дать ему почувствовать как неприятно в мокрых. Можно пожурить, посокрушаться, показать, что вы огорчены.

Процесс обучения считается завершенным, если малыш научился:

  1. проситься или самостоятельно снимать штаны перед горшком;
  2. сидеть до окончания процесса;
  3. самостоятельно одеться после.

Научить особого ребенка пользоваться горшком большой труд. Следует понимать, что быстро и типичные малыши приучаются редко.

Отзывы

Есть множество сайтов (например, беби.ру), где родители на форумах обсуждают трудности приучения к горшку детей с ЗПР, СДВГ и другими нарушениями развития. Изучение их позволяет сделать выводы о том, что наказание всегда негативно отражается на навыках.

Обсуждают медикаментозную помощь в развитии навыков самообслуживания. Отзывы здесь разные. Одни мамы утверждают, что назначение неврологом определенных медикаментов дало толчок к освоению туалета. Другие склоняются к тому, что решающую роль играет время, а не лекарства. Проконсультируйтесь с неврологом по поводу обучения туалету.

Многие мамы сообщают о том, что ребенок начал пользоваться горшком после отпуска у бабушки. Вероятно, бабушки обладают большей терпимостью к многократным повторениям и настойчивостью в достижении цели.

Родители описывают случаи, когда дети-аутисты не хотят расставаться с памперсом, поскольку они так привыкли, им комфортно. Известен случай, когда ребенок настолько не давал снять памперс, что пришлось вырезать в нем дырку. Выстригали постепенно, в течение нескольких недель, пока вокруг пояса не осталась только тонкая полоска.

В заключении отметим, что неумение контролировать мочевой пузырь или кишечник может быть связано с органической патологией. Обследуйте малыша, чтобы исключить заболевания и терпеливо, с любовью учите пользоваться горшком.

Видео — Как приучить аутиста ходить на горшок

1. Выбираем любимую игрушку. 2. Ведем дневник с какой периодичностью ходим в туалет. 3. Садим за 5-10 минут до времени Ч. 4. Игрушка увлекает, ребенок спокойно сидит. 5. Когда происходит процесс, активной хвалим и даем самое его любимое увлечение. 6. Повторяя изо дня в день добиваемся результата.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...
Посмотреть / оставить комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован.