Как научить разговаривать ребенка с тугоухостью

0

Содержание

Как научить разговаривать ребенка с тугоухостью

Как обучать детей с нарушениями слуха

Елена Юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ:

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог).Он включает в себя:

• Создание предметно-развивающей среды;

• Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.

• Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы.Она включает в себя четыре основных направления:

I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового)в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детейважное место отведено классификации:

-глухие без речи (ранооглохшие);

-глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

  1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц
  2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц
  3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить,ему необходимо развивать:

  • Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов
  • Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)
  • Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова
  • Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение). Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.

Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения,поэтому с самого начала нужно у малыша развивать:

У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение, сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться.

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

  •  При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка
  •  Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);
  •  Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;
  •  Следуйте за направлением внимания ребёнка;
  •  Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;
  •  Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;
  •  Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;
  •  Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;
  •  Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;
  •  Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;
  •  Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;
  •  Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;
  •  Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;
  •  В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;
  •  Используйте при обучении случайные ситуации;
  •  Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;
  •  При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;
  • Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;
  •  Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;
  •  Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе для детей с нарушениями слуха «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 465 Конспект интегрированного занятия.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с нарушениями слуха по теме «Профессии» Направления развития: Познавательное Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое Цель: закреплять представления детей о профессиях.

Конспект НОД по ручному труду с использованием бросового материала «Ландыш» в старшей группе детей с нарушениями слуха Цель: Учить детей делать цветок ландыш по показу из бросового материала (полоска резины, проволока) и картона. Направления развития: Познавательное.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха «Зимний лес» Тема: «Зимний лес» (по представлению) Цель: Учить детей создавать сюжет по представлению. Задачи: Образовательные: – Продолжать учить.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Консультация «Следует ли обучать детей нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте?» Следует ли обучать детей нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте? За продолжительное время работы в детском саду пришлось.

Воспитание дисциплинированности у дошкольников с нарушениями слуха Особенности воспитания дисциплинированности у дошкольников. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным.

Этикет: «Стоит ли обучать с малых лет?» Этикет: «Стоит ли обучать с малых лет?» Многие люди считают, что придёт время – тогда и научится всему! Так ли это? Дети – это всегда радость,.

Тугоухость у ребенка: на какие аспекты воспитания обратить внимание и как заниматься дома

Автор: Редакция Мастерслух

Уделите воспитанию ребенка с тугоухостью особое внимание. Остатки его слуха – база для формирования речи и познавательной деятельности. Поэтому не допускайте стихийности в воспитании и обучении: занимайтесь ежедневно и по плану. Причем мы не имеем в виду занятия по типу школьных уроков – важно развить общие навыки: умение ориентироваться в пространстве, находить контакты с людьми, способность определять связи между источниками звуков и действиями, словами, предметами. Расскажем, как заниматься с ребенком в разные периоды развития и на какие аспекты воспитания обратить внимание в первую очередь.

Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью

Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.

Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.

Если слух снизился незначительно и при этом ребенок хорошо говорит, носить слуховой аппарат целый день нежелательно. Обсудите оптимальное время использования с сурдопедагогом и лечащим врачом.

Что должны делать родители в период доречевого развития

В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.

Ежедневно делайте упражнения:

  1. Положите малыша в кроватку или на колени лицом к себе. Улыбайтесь, смотрите в глаза. Двигайте его ручками и ножками, синхронно произносите ритмичные слоги и слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «ла-ла». В результате вырабатывается положительная реакция на голос. Позже ребенок начнет копировать гласные и согласные звуки. Повторяйте 3–4 раза в день по 7–10 минут.
  2. Пойте песни с четким ритмом: «Баю-баюшки-баю-ю-ю… Не ложись ты на краю-ю-ю». Когда младенец без слухового аппарата, приблизьтесь к его ушкам и отдалитесь, когда ребенок в нем. Не должно быть препятствий в виде локонов волос, подушек, одеял и пр., чтобы звук не искажался.
  3. Сопровождайте действия словами, чтобы ребенок формировал слухоречевые связи (рассказывайте, что делаете, куда идете, что видите и пр.).

Если ребенок родился с нормальным слухом и начал терять его в процессе взросления, развивать слухоречевую систему при реабилитации нужно с занятий для новорожденных. Вернитесь к повторам, ритмичным разговорам и песням. Дети, потерявшие слух, забывают, как звучит речь, поэтому повторить упражнения доречевого периода необходимо.

По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.

Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы

Период различения на слух речевых и неречевых звучаний

Детям с тугоухостью тяжело не столько слышать абстрактные звуки, сколько понимать речь. Каждый раз слова и предлоги оказываются в новом окружении, их звучание меняется. Только методом проб и ошибок ребенок может «приноровиться» к слову, научиться различать его в устах любого человека. Категорически запрещено навязывать модель звучания какого-либо слова, иначе ребенок запомнит его и будет угадывать. В незнакомой обстановке он окажется беспомощным: угадывать непривычную интонацию станет сложнее.

  1. Отберите значимые и интересные для ребенка слова из ежедневного словесного фона. Например, если в семье есть любимая собака, сделайте слово «собака» тренировочным. Включайте его в каждое занятие, но произносите всегда по-разному. Ребенок должен привыкнуть к множеству вариаций.
  2. По мере взросления усложняйте тренировки: делайте группы непохожих слов («стол-сова-красный-ехал-пришел-здесь»). На каждом занятии меняйте слова местами, чтобы усложнить угадывание и представить их в новой обстановке.
  3. Подселяйте к старым словам новые. Стройте короткие фразы со свободным порядком слов.
  4. После каждого повторения слов стимулируйте в ребенке интерес к их воспроизведению. Важно, чтобы ребенок слышал себя: только так он сможет развить устойчивую слухоречевую связь.

В этом периоде ребенок находит ориентиры, чтобы понимать слова в речи. Его словарный запас расширяется, пропадает страх перед общением с незнакомцами – теперь он лучше понимает их.

Рекомендации для следующих периодов развития

Следующие периоды развития – идентификация любых действий со словами и совершенствование речи. Образцом выступает речь взрослых: с правильной структурой в предложениях, хорошей интонацией и ритмом.

Верьте в своего ребенка, и тогда у него и у вас все получится

Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому периоды могут наступить как в 3–4 года, так и в 7. Не форсируйте события, ждите результата и придерживайтесь рекомендаций:

  • воспитывайте в ребенке самостоятельность: позволяйте обслуживать себя, мотивируйте на разговоры с людьми в общественных местах – у ребенка должен возникнуть положительный опыт взаимодействия с незнакомцами;
  • давайте ребенку возможность «разбалтываться». Не ругайте, если он лепечет несуществующие слова, иначе малыш будет бояться говорить то, что не тренировал ранее;
  • предпочтите домашнее дошкольное обучение интернату: ребенок в комфортных психологических условиях добьется больших результатов за меньшее время.

Создайте благоприятную среду для занятий и жизни ребенка, поддерживайте и мотивируйте, и тогда успехи не заставят себя ждать. Удачи!

А это сюжет, в котором мамы рассказывают об историях успеха своих детей со сниженным слухом:

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Почему важно раннее педагогическое воздействие

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года. Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях – более 70), к двум годам – короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом – в начале второго года жизни.

Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха – пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: “Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше – еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь – в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков”.

Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха – значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать – взгляд исподлобья: “Пусть мама сделает!” Но потом детское любопытство пересиливает: “О! Это береза! А это? Волк?”

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: “Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: “Уходи, собака! Уходи большая черная собака”.

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Учимся общению.

В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.

В первом полугодии жизни – это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.

Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения – ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения – общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.

Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом. Детей младенческого и раннего возраста желательно протезировать двумя аппаратами заушного типа. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет режим работы индивидуальных слуховых аппаратов. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходимо возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. Поэтому предпочтение отдается максимально широкому диапазону частот; лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).

Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.

Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: “. вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились. С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать”.

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.

Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста – обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.

Тугоухость: симптомы, причины и лечение

Что такое тугоухость

Тугоухость у детей – это понижение слуха разной степени выраженности, которое затрудняет восприятие речи и окружающих звуков. Данная патология может быть диагностирована у ребенка разного возраста, к тому же она встречается и у новорожденных. Возникает это расстройство в результате нарушений слуховой системы на различных ее уровнях. Слуховая система включает в себя систему от наружного уха до нейроэпителиальных структур внутреннего уха, заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга.

В подавляющем большинстве случаев расстройство возникает у малышей в первые 3 года жизни. Проблемы со слухом приводят к отсутствию коммуникации ребенка с родителями, сверстниками и окружающими людьми. Кроме того, это нарушение напрямую влияет на развитие речевой функции и интеллекта малыша, поэтому крайне важно раннее выявление проблемы и соответствующая коррекция.

Классификация тугоухости

Тугоухость может быть наследственной, врожденной и приобретенной. В первом случае, патология передается от родителей к ребенку, наблюдаются необратимые, но не склонные к прогрессированию изменения со стороны органов слуха. Как правило, наследственная форма является изолированной, но в некоторых случаях она составляет клиническую картину других генетических синдромов.

Врожденная тугоухость является следствием влияния негативных факторов на ребенка во время внутриутробного развития. Что касается приобретенной тугоухости, то здесь имеет место влияние негативных факторов на полноценно сформированный слуховой орган.

Помимо этих разновидностей патологии, существует классификация по локализации повреждения в слуховом анализаторе. Выделяют следующие формы:

  • Нейросенсорная (сенсоневральная). Развивается по причине поражения звуковоспринимающего аппарата: слухового нерва, внутреннего уха или центральных отделов слухового анализатора.
  • Кондуктивная. Развивается на фоне поражения звукопроводящей системы: барабанная перепонка, наружное ухо и среднее ухо.
  • Смешанная. Диагностируется у пациентов, у которых одновременно встречаются нарушения функций звукопроведения и звуковосприятия.

В детской отоларингологии также принято разделять данную патологию по степеням тяжести нарушения слуховой функции:

  • Первая степень (26-40 дБ). Ребенок слышит разговорную речь на расстоянии 4-6 метров, шепот – на расстоянии 1-3 метров. Не различает речь, произнесенную на фоне шума.
  • Вторая степень (41-55 дБ). Разговорная речь различается на расстоянии 2-4 метров, шепотная речь – на расстоянии одного метра.
  • Третья степень (56-70 дБ). Разговорная речь слышна на расстоянии 1-2 метров, шепот уже не различается.
  • Четвертая степень (71-90 дБ). При такой тяжести нарушения дети уже не в состоянии различить разговорную речь.

Необходимо отметить, что возрастание слухового порога свыше 90 дБ уже считается полной глухотой.

По времени формирования нарушения слуховой функции различают две формы тугоухости – прелингвальная (формируется до того, как ребенок научился говорить) и постлингвальная (возникает после появления речи).

Основные симптомы тугоухости

Распознавание данного расстройства имеет свои сложности, ведь есть ряд патологий, которые сходи с тугоухостью по симптоматике. Основная роль в выявлении этой проблемы отводится аудиологическому скринингу, который может быть проведен в любом возрасте и позволяет установить, находится ли слух на нормальном уровне или снижен. В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Кроме того, внимательность родителей, которых должна насторожить симптоматика, также имеет большое значение.

Насторожить должны следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции малыша на голос матери и другие громкие звуки в возрасте до 4 месяцев.
  • Ребенок не лепечет и не произносит простейшие звуки к 4-6 месяцам.
  • Малыш не может определить направление источника речи (к 7-9 месяцам).
  • Отсутствие словарного запаса к 1-2 годам.
  • Такие дети говорят намного громче, чем это необходимо.
  • Отсутствие реакции на шепотную или разговорную речь, обращенную сзади.
  • Привычка по несколько раз переспрашивать одно и то же.
  • «Чтение с губ», т.е. при разговоре ребенок смотрит на губы собеседника – для него это единственная возможность понять разговорную речь.
  • Первыми признаками тугоухости часто выступают вестибулярные нарушения: шаткость походки, шум в ушах, головокружение.

Для детей с данной патологией характерно системное недоразвитие речи: трудности слуховой дифференциации фонем, нарушение звукопроизношения. Присутствуют грубые искажения звуко-слоговой структуры слова и скудность словарного запаса. Все это формирует у детей с данного рода нарушением расстройства процесса письма и навыков чтения.

Причины патологии

Наследственная форма нейросенсорной тугоухости передается по аутосомно-рецессивному, реже – по доминантному типу.

Врожденная форма возникает из-за патологий внутриутробного развития. В группу риска входят дети, чьи матери в 1 триместре беременности перенесли следующие заболевания:

  • корь и грипп;
  • краснуха;
  • герпес;
  • сифилис;
  • токсоплазмоз;
  • туберкулез;
  • цитомегаловирусная инфекция.

Данные заболевания, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора ребенка.

Кроме того, врожденная тугоухость может быть следствием и других факторов:

  • Хронические заболевания матери: сахарный диабет, тиреотоксикоз, гиповитаминоз, анемия.
  • Пристрастие матери к спиртным напиткам, что спровоцировало алкогольную интоксикацию.
  • Неконтролируемый прием ототоксических препаратов.
  • Внутричерепные травмы плода, которые были получены во время родовой деятельности.
  • Асфиксия плода.
  • Гемолитическая болезнь.
  • Недоношенность плода (если вес ребенка менее 1,5 кг).

Приобретенная форма является следствием следующих негативных факторов:

  • Серные пробки.
  • Проникновение инородного тела в ухо.
  • Перфорация барабанной перепонки.
  • Аденоиды.
  • Тонзиллит.
  • Ринит в хронической форме.
  • Рецидивирующий отит среднего уха.
  • Травмы различных отделов уха.

Кроме того, приобретенная тугоухость может быть следствием осложнений ОРВИ, энцефалита, менингита, скарлатины, дифтерии, эпидемического паротита, сепсиса и гидроцефалии.

В меньшей степени на развитие приобретенной сенсоневральной тугоухости влияет склонность ребенка к прослушиванию громкой музыки через наушники, а также индивидуальная реакция детского организма на вакцинацию.

Добавить комментарий