Как научить ребенка с аутизмом чистить зубы

Как научить ребенка с аутизмом чистить зубы

Неприятные, а иногда даже болезненные ощущения может вызвать обычная чистка зубов у детей с расстройствами аутистического спектра. Помочь ребенку подружиться с зубной щеткой – задача непростая, но выполнимая.

Ребенок может протестовать против чистки зубов по разным причинам: гипочувствительность, гиперчувствительность и защитные реакции при стимуляции ротовой полости. При гипочувствительности детям сложно понять, что именно происходит у них во рту, это вызывает сильную тревожность. А при гиперчувствительности, напротив, дети воспринимают любые ощущения во рту как очень сильные, и даже мягкое прикосновение может быть для них неприятным.

1. Возможно, причина дискомфорта – щетина зубной щетки. Попробуйте подобрать мягкую щетку (например, с силиконовой щетиной). «Переходным» инструментом, который поможет ребенку привыкнуть к чистке зубов, может стать зубная щетка для младенцев

2. Сократите время чистки зубов: попробуйте трехсторонние зубные щетки. Одно движение таким инструментом позволяет чистить все три стороны зубов, также у них обычно очень мягкая щетина.

3. Экспериментируйте с различными зубными пастами. Классический мятный вкус редко нравится детям. Попробуйте пасты со вкусом клубники, банана, апельсина, подберите ту, которая больше понравится ребенку. Обратите внимание на цвет, возможно, яркая зубная паста привлечет ребенка, ему захочется чистить зубки. Можно сразу купить несколько разных тюбиков пасты, чтобы у ребенка был выбор.

4. При повышенной оральной чувствительности любой вкус может оказаться неприятным. Некоторым не нравится ощущением от того, как паста пенится во рту. В этом случае подойдет специальная паста или зубной порошок без вкуса.

5. Щетка должна быть удобная. Ее рукоятка должна подходить маленькой ручке. Некоторым нравится электрическая щетка, а кого-то привлекает модель с таймером.

6. Обратите внимание на температуру воды. Возможно, вы предлагаете ребенку полоскать зубы холодной водой. Попробуйте использовать только теплую, но не горячую воду. Некоторые дети негативное реагируют именно на ощущение от холодной воды.

7. Если ребенок любит музыку, то ему можно подарить зубную щетку с музыкальным сопровождением. Или просто включать музыку, напевать ребенку песни во время чистки зубов.

8. Попробуйте чистить свои зубы вместе с ребенком. Старайтесь делать это с энтузиазмом, покажите, что это веселое занятие. Можно почистить зубы друг другу: дайте ребенку свою зубную щетку и предложите почистить зубы вам, а сами почистите зубы ему

9. Чистите ребенку зубы, когда он принимает ванну. Дети в этот момент обычно расслаблены и увлечены играми в воде и это может оказаться подходящим моментом, чтобы «тайком» преподнести чистку зубов.

10. Чистите ребенку зубы перед зеркалом. Это может создать у него иллюзию большего контроля над ситуацией, ведь он будет видеть зубную щетку и ваши движения.

11. Используйте визуализацию. Например, можно сфотографировать этапы чистки зубов, заламинировать снимок и показывать ребенку.

Если, все же, чистка зубов вызывает протест, то нужно начать с самой маленькой цели: почистить только один зуб, не дольше двух секунд (можно даже силиконовой щеткой для младенцев). Через пару дней можно перейти к двум зубам и увеличить продолжительность до нескольких секунд. Нормально, если вы прибегнете к такому подходу, и будете продвигаться очень-очень медленно. Такой процесс называется «десенситизацией», он требует времени и терпения.

Навыки личной гигиены: чистка зубов

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте. Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.

В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка — купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать.
Хорошо, если ребенок мог понаблюдать как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту. Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако, здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено. Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

1. Включить воду
2. Открыть пасту
3. Взять зубную щетку и смочить ее
4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
5. Почистить зубы слева
6. Почистить зубы справа
7. Почистить зубы спереди
8. Положить щетку
9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
10. Поставить стакан на место
11. Вымыть щетку и поставить в стакан
12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
13. Умыться
14. Закрыть кран
15. Вытереть лицо и руки
16. Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу несмотря на сохранившиеся трудности поведения.»

ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ «ДОБРО»

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК — ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМ НАВЫКАМ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ)

Лечение зубов детям с ДЦП, аутизмом, эпилепсией и синдромом Дауна

Наша огромная страна переживала разные времена. И в каждой эпохе было что-то свое – хорошее и плохое. Если говорить о нашем недавнем советском прошлом, то, наверное, можно с уверенностью сказать, что возможности лечения и реабилитации людей с ограниченными возможностями у специалистов – медиков, психологов – были весьма ограничены в силу различных социальных причин. Безусловно, это довольно болезненно сказывалось как на здоровье и качестве жизни самих пациентов, так и их близких.

К счастью, времена изменились. Сегодня общество, то есть мы с вами, во многом пересмотрело свои взгляды на проблемы инвалидов. В первую очередь, мы признали, что особенные люди существуют! Многим из нас стали небезразличны их проблемы, мы научились их понимать, но не жалеть, сегодня мы готовы им помогать. Мы становимся добрее и милосерднее. Для многих стало откровением, что за физической неспособностью быть «такими, как все», спрятан потрясающий интеллект и кроются всевозможные таланты. Эти люди пишут книги, сочиняют музыку, рисуют картины, играют в театре. И все это, конечно, же благодаря тем, кто сумел остановиться, приглядеться, понять и помочь им раскрыть эти способности. К счастью, сегодня существуют всевозможные реабилитационные центры и специалисты – врачи, психологи, реабилитологи, которые готовы и способны в той или иной степени адаптировать такого ребенка или взрослого человека к жизни в социуме и т.д. Постепенно инфраструктура больших городов становится более или менее пригодной для физического перемещения по улицам и в общественном транспорте, да и в целом ассимилирования в это общество людей с ограниченными возможностями.

Тем не менее, с какими только непредвиденными трудностями не приходится сталкиваться этим особым людям и их родителям. Например, даже для здорового человека поход в стоматологическую клинику зачастую вызывает сильнейший стресс, то для инвалида или его родителей зачастую это становится практически неразрешимой задачей.

Представьте себе человека с глубокой умственной отсталостью, с различными психическими нарушениями. Основной проблемой здесь выступает даже не страх посещения стоматолога (хотя и он чаще всего присутствует), а в принципе сама возможность общения, способность высидеть в стоматологическом кресле от получаса и более, да еще с открытым ртом, и выполнять все инструкции лечащего врача… Это трудно для доктора, это пугает и приводит в ступор близких такого пациента, и это совершенно невыносимо для него самого.

Еще со времен СССР существовал единственный способ решения подобных проблем – удаление больных зубов, зачастую, хотя и не всегда, под общим наркозом. Причем на прием к стоматологу такие пациенты попадали чаще всего уже с острой болью, такой острой, что терпеть ее сил просто не было. Ни о каком лечении или профилактике речи даже не шло. Результат? Примерно к 25 годам человек, чаще всего находящийся на попечении государства, оставался практически беззубым.

Собственно, и в современной стоматологической практике лечение, а чаще удаление зубов людям с ограниченными возможностями происходит обычно под общим наркозом. Действительно, «удержать» такого человека в кресле может только он. Но тут же возникает совершенно справедливый вопрос: о каком общем наркозе вообще может идти речь у человека с таким набором основных и сопутствующих заболеваний?

Поэтому максимально подробно и честно рассказывать об общем наркозе и особенностях его применения в нашей стоматологической клинике для людей с ограниченными возможностями, будет врач-анестезиолог клиники «Рудента» Аскар Саиткамилович Махмутходжаев.

О наркозе – в деталях

Да, наркозы у наших особых пациентов – действительно самые сложные наркозы. У таких людей частыми спутниками бывают различные заболевания, такие как пороки сердца, эпилепсия, бронхиальная астма, гидроцефалия. Поэтому мы всегда ориентируемся в первую очередь именно на эти патологии и у нас всегда под рукой все необходимые лекарства – по-другому и быть не может. Более того, мы контролируем даже такие показатели, как влажность и температуру в помещении к моменту пробуждения.

Еще один краеугольный камень – страх родителей, что после наркоза у ребенка, в которого было вложено много усилий в плане интеллектуального развития, физической реабилитации или социальной адаптации, произойдет «откат» назад. То есть все успехи и прогресс, достигнутые ценой огромных усилий, а зачастую и ценой довольно приличных материальных вложений, будут сведены на нет. Так вот мы хотим вас заверить: в нашей практике мы не наблюдали ни одного случая даже малейшего ухудшения по основному заболеванию или какого-либо ухудшения самочувствия по сопутствующим патологиям. Причем чаще всего мы говорим о детях, которые лечились под общим наркозом на протяжении 3-4 часов за один прием.

Про безопасность

Хочется начать с того, что специалисты клиники «Рудента» – врачи-стоматологи и анестезиологи – изо дня в день занимаются лечением зубов у людей с ограниченными возможностями. Они кропотливо изучали и сегодня прекрасно понимают их проблемы, знают, как справиться с той или иной задачей, предвосхитить и устранить риски возникновения осложнений.

Помимо этого, они постоянно учатся в прямом смысле слова. Они кропотливо изучают новые подходы и разработки (в том числе западные) в области лечения людей с ограниченными возможностями, стараются быть в курсе последних нововведений и применяют полученные знания на практике, учитывая все тонкости и особенности.

Для контроля над работой жизненно важных органов в процессе лечения мы используем расширенный Гарвардский стандарт мониторинга. Он включает в себя показатели артериального давления, электрокардиограммы, температуры тела, показатели газовой смеси, а также волюмоспирометрию и .т.д.

Кроме того, в «Руденте» сегодня используется один из самых современных и безопасных препаратов для наркоза – газ Севоран. Это очень надежный и нетоксичный препарат, который поступает в организм через дыхательные пути, то есть это так называемый ингаляционный наркоз. Для его подачи используется аппарат для искусственной вентиляции легких, произведенный в Германии одной из самых прогрессивных компаний «Дрегер».

После наркоза таким пациентам уделяется особо пристальное внимание. После окончания наркоза мы не отпускаем их сразу домой, как это происходит обычно со здоровыми людьми, а более длительное время наблюдаем у нас в клинике, пока не только врач, но и родители или сопровождающие такого пациента не поймут, что с ним все хорошо.

Наше мнение

По нашему глубокому убеждению, жить с больными зубами небезопасно как для обычного человека, так и для человека с ограниченными способностями. Точнее, зачастую это гораздо вреднее и опаснее, чем пройти санацию полости рта под общим наркозом. Ведь не секрет, что больные зубы являются сами по себе причиной заболеваний, а также могут стать входными воротами для различных инфекций.

Кроме того, хотелось бы отметить, что нормальная гигиена нужна абсолютно всем. В ряде случаев самостоятельно в домашних условиях ее соблюдать сложно. Поэтому современная стоматология предлагает ряд процедур, которые можно и нужно проводить в условиях клиники. И делать это необходимо регулярно – то есть примерно раз в полгода.

При возникновении даже минимальных проблем с зубами нужно немедленно идти к стоматологу, а не дожидаться такого состояния, когда единственным «лекарством» станет удаление зубов (тем более что протезирование или имплантация зубов для людей с рядом тяжелых психических заболеваний не всегда возможно). Мы убеждены, что лучше решать маленькие проблемы по мере их поступления. Тогда удастся избежать как осложнений со стороны стоматологических заболеваний, так и длительных наркозов, когда объем лечения будет большим.

Одним словом, режим профосмотров и необходимого лечения должен быть таким же, как у обычных людей. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше и безопаснее!

Нам приходится говорить нет

Да, бывают и такие случаи, когда нам приходится отказывать нашим пациентам. Есть целый список общих противопоказаний к проведению общего наркоза. Это недавно перенесенные тяжелые инфаркты, почечная недостаточность в терминальной стадии, цирроз печени. В случае с людьми с ограниченными возможностями этот список можно дополнить таким диагнозом, как декомпенсированная гидроцефалия. То есть это те заболевания, которые требуют наблюдения в условиях реанимации в течение суток.

Также приходится отказывать пациентам с тремя и более тяжелыми патологиями одновременно – например, ДЦП, бронхиальной астмой и пороком сердца, так как риск осложнений слишком высок. В таких случаях требуется стационар.

О сложностях

Многих родителей беспокоит вопрос, как вообще прийти в клинику первый раз, они не знают, как ребенок с глубокой умственной отсталостью или, например, агрессивный ребенок с аутизмом прореагирует на врачей, на обстановку в клинике, как на него возможно будет надеть маску, сделать укол и т.п.

Эти опасения вполне оправданы. Однако в нашей детской стоматологии на практике не было еще такого случая, когда нам не удалось бы «наладить отношения» даже с самым «несговорчивым» пациентом. Мы научились находить к ним подход. А со взрослыми такой проблемы чаще всего вообще не возникает.

Но для тех, кто все равно опасается неадекватной реакции со стороны ребенка, мы хотим успокоить: засыпание «под маской» происходит очень быстро – в течение всего 30-60 секунд.

Про скидки

Мы понимаем, что стоимость и лечения, и наркоза довольно высоки. И зачастую семья с особым ребенком попросту не может себе этого позволить.

Поэтому со своей стороны мы стараемся максимально идти навстречу и предоставляем 20-процентную скидку на все услуги клиники. Кроме того, введение по необходимости дополнительных препаратов ни в коем случае не увеличивает стоимость лечения.

При работе с нашими особыми пациентами в 99% случаев используется общий наркоз, а не седация. Дело в том, что, как правило, отсутствует контакт с ребенком. Кроме того, у таких пациентов хватает усидчивости не более чем на 10 минут. А объем лечения чаще всего такой, что врачу приходится трудиться не меньше часа. Поэтому и для детей, и для взрослых используется именно наркоз.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.