Как научить ребенка с аутизмом одеваться
Содержание
21 способ научить одеваться самостоятельно ребёнка с РАС
Все родители проходили через это, когда стремились поскорее оказаться на улице и не хотели ждать, пока ребенок будет возиться с пуговицами. Самым легким и верным решением казалось взять дело в свои руки и застегнуть пуговицы за ребенка. Но терпение – великая добродетель. Поощряя детей одеваться самостоятельно и обучая их, как это делать, вы не только сэкономите в будущем немало времени, но и поможете ребенку ощутить радость от решения поставленной перед ним сложной задачи.
Умение самостоятельно одеваться – это важная веха в развитии детей. Этот навык требует от ребенка знать, как называются отдельные виды одежды, как продевать пуговицы в петли, как одеваться по погоде, и одежду какого вида надевать первой. Поэтому в формировании такого навыка никак не обойтись без терпения и настойчивости и со стороны родителей, и у самого ребёнка.
Мы предлагаем вам советы родителей особых детей по развитию этого умения. Каждый совет основан на реальном жизненном опыте, надеемся, что они вам помогут.
1. Правильное распределение одежды
Я разделила шкаф и комод моего ребенка на три разные секции: для школы, для прогулки и для домашней работы. Теперь он может сам решить, что одеть, и я не донимаю его упреками, когда он выбирает самую лучшую одежду, чтобы прибрать в чулане.
2. Сделайте ткань гладкой
Если у ребенка проблемы с натягиванием носков на ноги, используйте хороший кондиционер для ткани – носки станут лучше тянуться и их будет легче надеть.
3. Выбирайте правильное время
Раздеваться может быть проще, если для этого выбрано время, когда ребенок еще не успел устать. Лучше принять ванну перед ужином и надеть халат, чем ходить в повседневной одежде допоздна и не иметь сил ее стянуть.
4. Побольше похвалы
Когда Ваня одевается, мы хвалим его на каждом из этапов, чтобы обеспечить ему дополнительно поощрение. Кроме того, так он знает, что сделал все верно. Нужно проявлять терпение, но просто поразительно, что может сделать ребенок, если проявит настойчивость.
5. Застежка спереди
Попробуйте покупать дочке платья с застежкой спереди – их гораздо легче надеть.
6. Домашняя форма
Мой сын отказывался одеваться, когда ему не надо было идти в школу. Я решила, что если для него не составляет проблемы надевать школьную форму, то мы введем домашнюю форму — семь пар темно-синих спортивных штанов и семь спортивных кофт светло-синего оттенка (синий – его любимый цвет). Это великолепно сработало!
7. Предлагайте поддержку
Я даю Ире подпорку в виде спинки дивана, чтобы она могла балансировать, пока я одеваю или раздеваю ее.
8. Начинаем с носков
Когда надеваете брюки, первыми надевайте носки. Это поможет ноге легче скользить внутри штанины.
9. Предоставьте выбор
Мой четырехлетний сын с аутизмом часто противится, когда я надеваю на него определенные предметы одежды. Чтобы помочь ему ощутить контроль над ситуацией, предлагаю ему на выбор не один, а три предмета одежды.
10. Разложите одежду
Одеваться по утрам для моего сына было сложной задачей. Я подготовила для него одежду заранее, разложив ее на полу в форме тела. Это сработало – сын сказал мне: «Наконец-то я понял, что ты от меня хотела».
11. Выделяем пуговицы
Если ваш ребенок путается в пуговицах, то приклейте к обратной стороне самой нижней пуговицы яркую наклейку, а прорезь петельки чуть обведите ярким маркером. Этих отметок не будет видно, когда рубашка будет застегнута, но зато, ваш ребенок будет знать, с чего нужно начать, а дальше дела пойдут как по маслу.
12. Не забывай!
Мы приклеили большую разноцветную картину на дверь шкафа Наташи с указанием вещей, которые она забывает сделать, когда одевается. Это экономит и нам, и ей много времени.
13. Сначала правую
С самого раннего детства я сперва продевала правую руку Илюши в рукав пиджака или куртки, а потом бралась за левую. Это вошло у него в привычку, и это проще, чем начинать одеваться с левой руки.
14. Используйте уже достигнутое
У моего ребенка есть сенсорные проблемы, поэтому он носит под брюками мягкую пижаму. Он любит, как она прикасается к телу, а мы его в этом поддерживаем.
15. Носки с указателями
Мы покупаем носки с хорошо видными цветными пятками – и это помогает Паше правильно их надевать.
16. Какой стороной нижнее белье?
Если на трусиках нет картинки или четкого указания, где перед, нарисуйте спереди смайлик – и ребенку будет легче с ними разобраться.
17. Учимся в обратной последовательности
Отличный способ обучить особых детей самостоятельно одеваться – это предложить им выполнять отдельные действия в обратной последовательности. Сначала мы учим их как одевать туфли. Затем обучаем, как надевать носки, а потом туфли. Эта подход требует времени, но приносит хорошие результаты. Кроме того, такую технику обучения можно использовать и для других целей.
18. Ищите альтернативу
Игорю сложно застегивать брюки самому. Мы нашли ему изящно выглядящие поварские брюки, которые не надо застегивать, а можно просто стянуть вниз и вверх.
19. Колени вверх
Дети с напряженными мышцами ног могут испытывать сложности с разделением ног, чтобы надеть на них брюки. Покажите им, что если лечь на спину, поднять ноги и согнуть колени, то мышцы расслабляются, и ноги легче развести.
20. Подготовьте ребенка к новой одежде
Иногда может быть полезным показать ребенку новую одежду заранее, перед тем как требовать от него, чтобы он ее надел. Он может заранее узнать ее вид, запах, ощутить ее прикосновения к коже, чтобы не бояться носить на себе новый (и поначалу чуждый!) предмет.
21. Сначала капюшон
Моя дочь испытывала проблемы с надеванием куртки, пока я не научила ее сначала надевать на голову капюшон, а потом продевать руки в рукава. Когда капюшон на голове, куртка всегда расположена правильной стороной, и дочь не теряется, какую руку нужно просовывать в какой рукав.
Одевание
Многие родители жалуются, что дети не идут им навстречу и не пытаются научиться одеваться самостоятельно или сильно капризничают из-за одежды. То малышу не нравятся носки, то не подходит рубашка, то он вообще отказывается что-либо на себя надевать. Взрослым приходится одевать его, чтобы не опоздать в сад или в школу. Все утро проходит в препирательствах, которые сопровождаются слезами и криками. При этом все участники ссоры чувствуют себя несчастными. Описанная проблема особенно актуальна для семей, где растут дети с расстройствами аутистического спектра.
Еще раз повторим: прежде чем начинать учить ребенка чему-то новому, например, самостоятельному одеванию, проводите сеансы Floortime, пока ребенок не будет спокоен, доволен и готов к сотрудничеству со взрослым, а родители не придут в хорошее расположение духа. Примите во внимание индивидуальные особенности ребенка. Не исключено, что он не хочет одеваться, потому что очень чувствителен к прикосновениям и хорошо переносит только некоторые ткани. Возможно, он любит тесную одежду, потому что ему нравится ощущать некоторое сдавливание, а свободно сидящие, едва соприкасающиеся с кожей вещи ему не подходят. Или в силу чувствительности к визуальным раздражителям он предпочитает определенные цвета.
Помните, что ребенок, пребывающий в паническом состоянии, вряд ли будет с вами сотрудничать. Поэтому если по утрам вы всегда торопитесь, то заранее можно предсказать: спор с малышом вы проиграете. Нужно обсудить с ним проблемы утреннего поведения днем или вечером, когда у него хорошее настроение и когда у вас обоих достаточно времени. Например, предложите ему: «Давай выберем одежду на завтра», — и выложите перед ним несколько вариантов. Кроме того, надо постепенно тренироваться, обучаясь одеваться и раздеваться в спокойной обстановке. Можно начать с игры в куклы; или пусть сначала ребенок попробует одеть вас, а потом сам примерит разные вещи и попробует самостоятельно контролировать этот процесс. Вместе поработайте над этим навыком и подключите воображение: попробуйте одеть кукол и представить, будто они обсуждают, что им нравится и какие ощущения они испытывают. Затем потихоньку передавайте инициативу в руки ребенка. Если в первый день он наденет только один носок или у него получится продеть руку в рукав рубашки, это прекрасно! Спросите: «Хочешь, я тебе помогу надеть второй?» Пусть он подсказывает вам, что при этом нужно делать. Не спешите: если малыш ходит в школу, а вам нужно на работу, придется поднять его пораньше, чтобы не было лишней суеты.
Когда вы знакомите ребенка с новым навыком, будь то новая еда, горшок, самостоятельное одевание или что-нибудь другое, важно помнить главное правило: избегайте конфликтов и препирательств. Ребенок хозяин своего тела, и во всех спорах, касающихся этой темы, победа всегда будет на его стороне. Невозможно принудить его делать то, что вы хотите. Поэтому, когда вы близки к раздражению, сосчитайте до десяти, сделайте глубокий вдох и постарайтесь расслабиться. Потом снова вернитесь к базовым принципам: настройтесь на спокойный и конструктивный лад, будьте готовы совместно решать проблемы, связанные с тем, что ребенку приятно и важно, а затем потихоньку принимайтесь знакомить его с новыми вещами. В этом процессе вы должны быть для него самым надежным и верным партнером.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 24 Еда, туалет, одевание и адаптация к новым задачам
Глава 24 Еда, туалет, одевание и адаптация к новым задачам В течение целого года родители пытались приучить ходить в туалет своего четырехлетнего сына Карсона, которому был поставлен диагноз «легкая форма аутизма». Трогательный голубоглазый мальчик, с удовольствием
Как обучить ребенка с РАС навыку одевания.
ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа № 2»
Учитель , тьютор Яркина и. А
Как обучить ребенка с РАС навыку одевания.
Педагоги часто сталкиваются с проблемой: как научить ребенка одеваться? Прежде всего надо четко поставить себе цель: чего именно мы хотим добиться. Необходим ровный эмоциональный настрой тьютора или педагога, необходимо игнорировать нежелательное поведение ребёнка. Так как аутисты часто плохо понимают речь, нужно четко структурировать фразы, корректировать жесты, говорить коротко и давать команды. Для таких детей важен временной распорядок и ритм взаимодействия. На начальном этапе он должен быть коротким ( 1 – 2 минуты ). Необходимо многократно прорабатывать каждое движение. Обязательно используем метод безошибочного обучения. Малыш должен быть уверен, что у него всё получится, и он будет успешен. Обязательно используем подсказки. Начинаем с полной физической подсказки, но по мере овладения навыком, подсказки становятся частичными, используются вербальные, жестовые подсказки, моделирование. Постепенно подсказки убираем. Для аутиста очень важно социальное поощрение в гипертрофированной форме: « Ты такой молодец, так быстро надел ботинки!» При том взрослый должен находиться впереди ребенка, чтобы он хорошо видел лицо педагога и его эмоции.
Ребенок должен одеваться сидя на стуле. При этом тьютор находится сзади. Так у ребенка создается ощущение, что он выполняет действие самостоятельно.
Показать, как снимать штаны.. Штаны должны быть без застежек, лучше всего, если они будут на резинке. Пальчиками ребёнка надо с двух сторон зацепить за краешек, потянуть вниз и снять штанину сначала с одной стороны, потом с другой.
Посадить ребенка на стул, расправить штаны, взять ручками малыша за резинку и поочередно продеть ножку малыша в штанину.
Учим последовательно снимать колготки, носки, футболку, свитер. Повторяем все многократно. Необходимо разложить вещи в определенном порядке, чтобы ребенок мог последовательно надевать одну вещь за другой. Это позиционная подсказка. Можно разложить вещи на полу дорожкой в той последовательности, в какой происходит одевание.
Можно дать ощущение, что действие происходит совместно. « Мы вместе одеваемся, ты мне помогаешь!»
Надо хвалить ребенка за любой малейший успех. Однако, мы перестаем хвалить за те действия, которые стали автоматическими и переносить свое внимание на те действия, которые требуют освоения.
Важно придумывать игровые моменты. Можно использовать соревнование, песочные часы.
Прежде чем надевать брюки, сначала надеваем носки. Так брюки легче скользят по ноге и легче продевать ногу в штанину.
Обязательно тренироваться дома с родителями. При этом мама может предложить ребенку на выбор пазные варианты одежды.
Обязательно надо использовать зеркало и дать возможность малышу покрасоваться перед ним.
Если ребенок путается в пуговицах, то можно с обратной стороны одежды приклеить яркую наклейку на самую нижнюю пуговицу, а прорезь петельки обвести ярким фломастером.
Лучше всегда сначала надевать правый рукав. При этом малыш будет запоминать последовательность действий.
Необходимо обратить внимание на окраску одежды. Например, носки надр покупать с ярко выраженной пяткой, а трусики с картинкой впереди, чтобы малышу было легче ориентироваться.
Одеваем ботинки. Ботинки сначала пусть будут на липучке, а не на шнурках. Важно, чтобы ребенку было удобно нагибаться, и нога свободно пролезала в ботинок.
При обучении шнуровке надо использовать метод блоков, при этом делим сложное движение на несколько простых.
Надеваем курточку. При этом сначала надеваем капюшон, потом продеваем руки в рукава и застегиваем молнию.
Важно использовать пиктограммы и визуальные подсказки. Их можно раскладывать на полу или на столе в определенной последовательности.
Правильно использовать поощрения за выполнение заданий. Стремиться постепенно переходить от пищевых поощрений к социальным или игровым.