Как научить ребенка с синдромом дауна жевать

0

Содержание

Как научить ребенка с синдромом дауна жевать

Эмилия Сценаси: Помощь детям с трудностями жевания и глотания

University of New Mexico

У многих детей с двигательными нарушениями и особенностями развития встречаются значительные трудности с жеванием и глотанием. О том, как правильно их преодолевать, рассказывает Эмилия Сценаси – логопед, специалист по нарушениям речи из Университета Нью-Мексико (США).

Обучение навыкам жевания и глотания

Обычно детям трудно пережевывать твердую пищу из-за недостатка контроля над тем, что происходит во рту. По той же причине у некоторых детей сложности и с питьем. Специалист оценивает особенности орально-моторной координации и артикуляцию ребенка и помогает ему освоить эти навыки. Существуют безопасные инструменты для тренировки, например специальная щетка, трубка для жевания и вибрационная погремушка. Для обучения питью можно использовать чашки с вырезом для носа, которые позволяют ребенку не запрокидывать голову, а держать ее в нейтральном положении. Как правило, на освоение жевания и глотания у детей с нарушениями развития уходит несколько месяцев.

Аспирация

Аспирация – попадание жидкости или пищи в дыхательные пути – очень опасна, поэтому так важно пережевывать еду. Помимо кашля, которого может и не быть, на аспирацию могут указывать и другие признаки:

  • свистящие звуки;
  • изменение цвета лица;
  • слезы в глазах;
  • красный ободок вокруг глаз;
  • частое дыхание.

Особенно пристально необходимо следить за детьми с нарушениями, которые характеризуются низким тонусом в лице и теле, такими как синдром Мебиуса или синдром Прадера-Вилли.

Кормление детей с аутизмом, церебральным параличом и синдромом Дауна

Дети с аутизмом могут нормально проглатывать еду, но иметь сенсорные и поведенческие нарушения, связанные с кормлением. Они чувствуют себя более безопасно, когда едят пищу одной консистенции, или предпочитают какой-то один вкус и хотят только его.

В работе с детьми с церебральным параличом используются инструменты из особого вида пластика, очень прочные, чтобы невозможно было откусить от них кусочек. У детей с синдромом Дауна наблюдается гипотония, их рот часто приоткрыт, язык немного выступает, поэтому специалисты работают над контролем губ и языка, стремясь создать необходимую поддержку для челюсти и губ.

Любые, даже незначительные изменения должны вводиться очень медленно и с осторожностью, поскольку для ребенка с трудностями в обработке сенсорной информации они могут быть существенными.

В работе с детьми с церебральным параличом используются инструменты из особого вида пластика, очень прочные, чтобы невозможно было откусить от них кусочек. У детей с синдромом Дауна наблюдается гипотония, их рот часто приоткрыт, язык немного выступает, поэтому специалисты работают над контролем губ и языка, стремясь создать необходимую поддержку для челюсти и губ.

Как правильно жевать?

У современного человека есть большая проблема — мы не умеем есть. У взрослых на нормальный прием пищи в спокойном темпе не хватает времени, а детей в большинстве случаев жевать даже не учат. Многие родители специально кормят малышей мягкой или протертой едой. Все боятся, что ребенок будет капризничать или подавится. Разберемся — в чем ошибка такого подхода и почему жевать так важно?

Процесс переваривания пищи начинается уже в ротовой полости. Во рту выделяется слюна, которая содержит ферменты и расщепляет легкорастворимые вещества и смягчает более плотные. Зубы и язык перемалывают и измельчают пищу. К тому моменту, как еда попадет в желудок, переварить и усвоить ее будет значительно легче, чем если просто проглотить продукт (иначе он будет бродить, что негативно скажется на работе ЖКТ).

Не едой едины

Жевание не только обеспечивает нормальный пищеварительный процесс, но и имеет ряд других преимуществ. Если вовремя (с 6-7 месяцев) начать учить малыша жевать, у него будет формироваться прикус. Более того, как показало бельгийское исследование, опубликованное в журнале J Voice, жевание способствует правильному развитию речи. Когда ребенок жует, кусает или облизывает, у него работают губы, язык, щеки и челюсти. Так развиваются те же двигательные навыки, что и при говорении. На практике получается, что процесс потребления пищи — самый приятный вид артикуляционной гимнастики.

О других функциях жевания нам рассказала педиатр высшей категории Юлия Викторовна Андронникова:

  1. Медленное жевание позволяет насытиться меньшим количеством еды, так как сигнал успеет поступить в центры регуляции голода и аппетита.
  2. Жевательные движения активизируют участки коры головного мозга, которые отвечают за когнитивные способности. У детей жевание стимулирует развитие. Если же этот процесс нарушен, в пожилом возрасте может прогрессировать деменция.
  3. Жевательные движения формируют лицевой скелет, что очень важно для правильного дыхания и кровоснабжения ЦНС.
  4. Ни одна косметологическая процедура не поможет держать в тонусе и улучшать кровоснабжение мимических мышц лица так, как правильное (медленное) жевание.

А как жевать

Существует метод лечебного жевания:

  • первая неделя — каждая ложка пищи жуется ОДНУ минуту
  • вторая неделя — ДВЕ минуты
  • третья неделя — ТРИ
  • четвертая — ДВЕ
  • пятая — ОДНУ

Когда и как учить ребенка

Чтобы подготовить ребенка к жеванию, можно строить рожицы, гримасничать и совершать жевательные движения. Когда малыш «разговаривает на младенческом», отвечайте ему. Ребенок будет повторять за вами и активно двигать челюстями, языком и губами.

Чем раньше родители познакомят ребенка с пищей разной твердости, тем охотнее он будет пробовать новые продукты. Как только ребенок начал совершать жевательные движения, чавкать и чмокать, у него появился пищевой интерес, и особенно, когда появятся первые зубы, можно давать кусочки еды (мягкие отварные овощи, например, морковь). Оптимальный возраст для первого знакомства с едой — 6-7 месяцев. Дети уже достаточно взрослые, чтобы принять новую еду, но еще слишком маленькие, чтобы начать капризничать и возмущаться за столом.

Чем кормить

Подводные камни

До полугода у детей активно действует рефлекс выталкивания — естественная защита от удушения. Поэтому в начале «общения» с полутвердой пищей ребенок может давиться и выплевывать еду. Пугаться и резко возвращаться к пюре и перемолотым продуктам не нужно! Жевание — это навык, и его нужно выработать.

Если вы достаточно давно ввели полутвердую пищу, а ребенок все равно давится, дайте ему время. Положите перед малышом еду и наблюдайте — пусть он пробует класть еду в рот рукой самостоятельно. Детей нужно хвалить и нельзя ругать за столом! Иначе питание может начать ассоциироваться с насилием и привести к расстройству пищевого поведения.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания. В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды. Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

А у нас в пять-шесть месяцев было уже 6 зубов. Я яблоко очищала от кожуры и давала «зубки почесать». Супы-борщи немного вилкой разминала и всё, не доводила до однородной консистенции… Ну и корочки хлеба, сушки, сухарики… Что ещё? Макаронины длинные сахаром посыпала и разрешала руками в них «повозить», естественно, что-то в рот попадало. До-о-о-о-олго сидел смаковал макаронины кусочек. А в год мы тоже ели всё не перетёртое, а кусочками.

Буськина

http://www.stranamam.ru/post/3342277/

Мы начали с банана в ниблере в 7 месяцев, так она поняла, что дёснами нужно молоть пищу. Потом дали огурец в 8 месяцев, когда зубы только резались. Она его сосала и немного мяла дёснами, потом перешли на хлебушек «свойский», я ей по чуть-чуть мякушку давала, она уже хорошо жевала, ну а потом сушки купила обычные, яблоки твёрдые обрезала, чтобы в руку ложились… Если откусывает большой кусок и понимает, что прожевать не может, то выплёвывает без тени сомнения. Вот так постепенно ребёнок понял для чего ей дёсны и зубки… Я сама боялась, но муж настоял, что пора и был прав. Но тут надо за ребёнком наблюдать постоянно, быть начеку каждую секунду и смотреть, готов ли ребёнок к следующему этапу…

Евгения

https://www.babyblog.ru/community/post/baby_food/1615668

Мелкому год и 2 месяца, примерно месяцев с 11 ребёнкиных у меня было нечто вроде лёгкой паники, как только дело касалось жевания или чего-нибудь погрызть, муж ругался, говорил, что так сын никогда не начнёт жевать сам. Но это скорее была моя психологическая неготовность к научению дитя жеванию — из-за того, что старший в своё время очень сильно подавился в таком возрасте). Начинали с сушек (покупала не такие, которые легко грызутся, а которые «размусоливаются» во рту), детского печенья «Агуша». Супы сначала на блендере, потом толкушкой толочь стала, овощи постепенно не в пюре, а кусочками, сначала помельче, потом всё крупнее и крупнее. Сейчас жуём и откусываем (хотя в 11 месяцев было 6 зубов, а сейчас на 1 больше — я думала что неудобно дитю с таким количеством зубов жевать, ан нет — ещё как грызёт всё. Ни в коем случае куски не запихиваю: усаживаю за стол, ставлю перед ним тарелку с едой, даю детскую вилку и ложку — сам выбирает в процессе чем есть будет, не исключено, что руками. В итоге сейчас даже супы уже может кушать сам. Правда, не без потерь — всё кругом в еде, но мастерство придёт со временем.

Olga_V_A

https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html

Мой тоже очень долго давился, приучались на кашах Любопышки (Хайнз) (там шарики маленькие воздушные) плюс макароны звёздочки тоже Любопышки. А вообще, нам уже 2,6, едим уже практически всё, а той едой, которая не нравится (борщ, гречка) до сих пор может давиться. А вот с конфетами, вафлями и печеньем таких проблем нет.

Uyliya

https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html

У нас тоже долгое время давилась и её рвало при этом. Но потом как-то само прошло. Одно время давала ей фрукты в ниблере. Сейчас ей полтора года, кушает детские печеньки (они во рту подтаивают), любит корочку хлеба, кушает банан (он мягкий), может погрызть немножко грушу или яблоко, огурчик (без кожуры). Варёные овощи я давлю вилкой, остаются кусочки, но не огромные, ест с удовольствием.

НеБука

http://www.stranamam.ru/post/3342277/

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка. Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

Проблемы кормления. Вторая часть

Описание:

Продолжаем беседу о том, как помочь ребенку сформировать правильные навыки еды, питья, чистки зубов и о том, какое влияние все это оказывает на развитие общения и речи. Мы уже обсудили кормление из бутылочки и теперь поговорим о том, как научить правильно есть детишек более старшего возраста. Во всех публикациях на эту тему обычно пишут о том, какую пищу когда вводить, меньше останавливаясь на самой процедуре кормления. Мы же постараемся более подробно осветить именно эти вопросы.

Автор:

Правообладатель:

Продолжаем беседу о том, как помочь ребенку сформировать правильные навыки еды, питья, чистки зубов и о том, какое влияние все это оказывает на развитие общения и речи.
Мы уже обсудили кормление из бутылочки и теперь поговорим о том, как научить правильно есть детишек более старшего возраста. Во всех публикациях на эту тему обычно пишут о том, какую пищу когда вводить, меньше останавливаясь на самой процедуре кормления. Мы же постараемся более подробно осветить именно эти вопросы.

Поза при кормлении.

Малыш должен находиться в стабильной и удобной позе. Если ребенок еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спинкой. Если ваш малыш уверенно держит спинку, лучше всего подойдет высокий детский стульчик. Мама во время кормления должна сидеть лицом к малышу чуть ниже, чем ребенок.
Мы уже говорили о том, что во время кормления создается благоприятная ситуация для общения. Я наблюдала за одной мамой, которая умудрялась кормить ребенка, стоя сзади, обхватив его одной рукой захватом опытного борца, а другой быстро закидывала еду ложкой в рот. Закончив это мероприятие, она с облегчением сказала, что теперь у нее есть время позаниматься с малышом. Мысль о том, что все, чего она хочет достигнуть во время занятия, гораздо легче и естественнее можно добиться во время еды, просто не приходила ей в голову. Когда я предложила ей представить себе, что некто в десять раз больше и сильнее ее силой заталкивает ей в рот еду, она с ужасом сказала: “Какой кошмар!”

Общение во время еды.

Вот некоторые советы, которые помогут вам организовать общение во время еды:

  • Во время кормления называйте продукты, которые вы предлагаете малышу.
  • Комментарий происходящего за столом должен быть ясным и достаточно кратким.
  • Предлагайте ребенку выбор во время еды. Если у вас один вид еды, всегда можно предложить ему выбрать еду или питье.
  • Если малыш не знает, как ответить, помогите ему. Он может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ребенком и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
  • Научите его, как он может отказаться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплевыванием пищи и возмущенным криком.

Когда малыш поймет, что он не объект, в который “закидывают” еду, а полноправный участник, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

Как только малыш захочет есть ложкой сам, пойдите ему на встречу. Конечно, все будет не так аккуратно, как вам бы хотелось, но период, когда малыш хочет есть сам, может очень быстро пройти, и тогда приучить его есть самостоятельно станет действительно большой проблемой.

Подбор посуды и формирование правильного навыка еды.

Ложка – используется ложка по размерам близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка не должна быть слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту.

Начинать кормить с ложки можно густым пюре ровной консистенции, кусочками картошки и бисквита.

Не давайте из той же ложки лекарства, их вообще лучше давать с помощью пипетки, чтобы у малыша не возникало неприятных ассоциаций.

Мы уже говорили о том, как кормить, напомним лишь, что положив ложку на язык, слегка надавливаем вниз и ждем, пока малыш сам снимет еду верхней губой.

Чашка – должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такие чашки мы делали сами, вырезая отверстие в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или густого сока. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если малыш не поймет, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток.

Еда руками – у вашего малыша будет период, когда он хватает игрушки или другие предметы и тянет их в рот. Если вы предложите ему вместо игрушки печенье, возможно, он потянет его в рот. Если вкус ему понравится, он повторит это действие снова. Если вы боитесь, что малыш поперхнется, используйте песочное рассыпчатое печенье, оно растворяется во рту практически сразу. Сначала малыш будет держать еду в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью или пинцетным захватом (указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать – иногда это становится проблемой.

Малыш, откусив кусочек, выталкивает его изо рта движением языка вперед. Дело в том, что такое движение он всегда совершал при сосании. Для пережевывания пищи нужны движения языка из стороны в сторону. Кстати, это очень важно и для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать такие движения? Поместите кусочек печенья за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш начнет боковые движения языка. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно, во время каждой еды по 3-4 кусочка с каждой стороны, вы заметите у своего малыша появление правильного жевания. Не жалейте времени на приучение малыша жеванию, ведь движения, совершаемые при жевании – это модель произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, закрывается – согласный.

Чистка зубов.

Чистка зубов – это очень важная процедура и приучать к ней малыша нужно как можно раньше. Как ни абсурдно это звучит, но начинать чистить зубы лучше, пока их мало или нет совсем.

Легко приучить к зубной щетке именно в то время, когда ребенок все тащит в рот. Побуждайте ребенка играть зубной щеткой, помогите ему взять щетку за ручку, чтобы он вставил ее в рот рабочим концом. Скорее всего, его удивят, но не испугают ощущения, получаемые при прикосновении щетки к деснам и зубам.

Начинать лучше с резиновой щетки – вместо щетины у нее резиновые выступы. Сейчас такие щетки появились в продаже в аптеках. Если ребенок переносит ощущения обычной щетки, вам нужно выбрать самый маленький размер. Покупайте щетки только в аптеках, при использовании щетки, купленной на рынке существует опасность попадания в рот инфекции со щетины и непищевой пластмассы.

Если ребенку приятна стимуляция рта, зарубежные коллеги рекомендуют использовать электрические щетки, которые лучше выполняют массажные функции.

Начинать чистить зубы нужно без пасты. Просто окуните щетку в воду и дайте малышу. Войдите с малышом в ванную и начните чистить зубы. Скорее всего, он потянется за щеткой, и тогда вы дадите ему его щетку. Научите малыша узнавать свою щетку, держите ее в отдельном стаканчике.

Покажите вашему ребенку, как нужно полоскать зубы. Скорее всего, он проглотит воду, поэтому лучше, если она будет питьевой.

К пасте нужно приучать ребенка осторожно, чтобы у него не пропало желание чистить зубы. Купите специальную детскую пасту. Выдавите немного на палец и дайте попробовать малышу. Если ему понравился вкус, выдавите совсем немного на зубную щетку. Если все прошло удачно, выдавливайте обычное количество.

Помогите ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым сначала в одну, а затем в другую сторону.

Мы надеемся, что приведенные здесь советы помогут вам избежать трудностей, связанных с кормлением и чисткой зубов. Если у вас возникнут какие-то вопросы, мы будем рады помочь вам.

Добавить комментарий