Как научить рисовать ребенка с дцп

0

Как научить рисовать ребенка с дцп

Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски

Елена Андреевна Сметанина
Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски

Авторы статьи:

Малышева Валентина Николаевна – заместитель заведующего МБДОУ № 452

Сметанина Елена Андреевна – педагог дополнительного образования МБДОУ № 452

Акуличева Людмила Алексеевна – воспитатель МБДОУ № 452

Одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение высших кинестетических функций, определяющих развитие произвольных движений, в том числе движений рук. Это затрудняет процесс формирования изобразительной деятельности, в том числе графических навыков. Между тем, целенаправленная подготовительная работа на дошкольном этапе помогает избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе.

Несмотря на двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако их продукция весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Казалось бы, у педагога имеется целый арсенал средств и приемов для того, чтобы научить ребенка способам рисования, однако общепринятые способы в работе с детьми с ДЦП должного эффекта не дают.

Поэтому мы разработали систему игровых упражнений «Умные пальчики» на интерактивной доске, которая направлена на коррекцию изобразительных и графических навыков у детей с ДЦП. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки. Игры и упражнения проводятся 1 раз в неделю небольшими подгруппами по 4 человека. Каждое игровое упражнение длится 20-25 минут, из которых на работу с интерактивной доской отводится 5-7 минут. В изобразительные игры и упражнения обязательно включены разнообразные гимнастики, зрительные, пальчиковые и общефизические. Все занятия проводятся в игровой форме.

За основу мы взяли методики обучения рисованию детей с ДЦП Г. В. Кузнецовой и Касицыной «Рисующий гномик» [1, 2].

Каждое игровое упражнение, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция изобразительных и графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений, познавательное, эмоциональное, коммуникативное и социальное развитие дошкольников.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти упражнения мы разделили на три группы:

– упражнения, направленные на обучение проведения вертикальных и горизонтальных линий;

– упражнения, направленные на обучение рисованию геометрических фигур;

–упражнения, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Приведем примеры рисования детьми горизонтальных, вертикальных, кривых и ломаных линий на интерактивной доске. Эти линии представляют собой какой-либо путь: путь самоката, мяча (упражнения «Научим медвежонка играть в футбол, кататься на самокате», тропинки в лесу («Медвежонок собирает грибы») и т. д.

При обучении детей изображению геометрических форм мы использовали рисование на интерактивной доске с применением трафарета и рисование по намеченным точкам. Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем – рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для выработки навыков штриховки или закрашивания какой-либо фигуры мы подобрали такие интересные игры и упражнения, как «Нарисуй забор для зайчика», «Дождик, дождик, поливай!», «Бабочки-красавицы» и др.

С целью формирования пространственных представлений использовали разнообразные упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры (яблока, груши, снеговика).

Прием дорисовывания на экране использовался также и в сюжетном рисовании. Причем дети дополняли сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии, к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии, к зайцам – елочки (треугольники). На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.

Навыки, полученные при рисовании пальчиками на интерактивной доске, закреплялись при рисовании на бумаге, в лепке, аппликации.

Результатом применения данной системы работы стало то, что практически все дети с ДЦП овладели навыками рисования вертикальных, горизонтальных линий, геометрических фигур; у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Повысилась самооценка ребенка через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.

Список литературы:

1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.

2. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. / http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page45805.html

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Смотр — конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ» Итоги смотра – конкурса “Лучший мини – музей” среди групп МБДОУ д/с “Снежинка” 25.02.2013 года (приказ Учреждения от 15.01.2013 года.

Обучение рисованию детей с ДЦП

(Составитель — кандидат педагогических наук Г. В. Кузнецова)

Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисова­нию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черка­ния. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который

может быть назван подготовительным. Его задачами являются:

воспитание интереса и изодеятельности:

обогащение представлений о предметах изображения,

формирование навыков анализа изображаемых предметов,

освоение плоскости листа бумаги,

формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашива­ние плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направле­нии, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, выре­зание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, сло­весное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.

В связи с трудностями формирования у этой категории детей графи­ческих навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде.

Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гим­настики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное воспри­ятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специаль­ным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют форми­рованию графических навыков, но и производят лечебный эффект: спо­собствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профи­лактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.

В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ре­бенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур пред­мета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и пись­мо пальцем).

Для лучшего формирования графического образа изображаемого пред­мета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие за­нятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зритель­но-моторной координации, существенно расширяет графические воз­можности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригиру­ет нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На за­нятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображе­ний.

Требования к знаниям и умениям детей

1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности.

2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, дей­ствия, явления).

3. Различать и называть основные и промежуточные цвета.

4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

5. Владеть основными приемами работы красками.

6. Проводить карандашом линии в заданном направлении.

7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное поло­жение, основной цвет предметов.

8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание.

9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.

Примерное тематическое планирование

1. Карандаши цветные — 6 шт., простой — 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбом­ный лист).

«Что с этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно пра­вильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения на листе — линии, «следы», неслож­ные предметные изображения — дом, цветы и т.д.

2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:

удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м), складывание листа пополам, по диагонали;

складывание конвертика, самолетика и т.д.

закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа);

распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа);

формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;

формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»).

3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам.

4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплош­ная вертикальная, редкий — прерывистая линия.

5. Проведение горизонтальных линий:

дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета;

изготовление салфеток для куклы.

6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)

7. Соединение двух точек:

квадрат (четыре точки),

треугольник (три точки),

8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник).

9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии.

10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок».

11. Тренировочное графическое рисование:

разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии;

«зеленый лужок» автоматизация движения при проведении верти­кальной линии.

«Радуга-дуга» — коррекция тугоподвижности запястного сустава.

12. Лепка: «пирожок» — приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности.

13. Аппликация: «домик» из готовых форм.

14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету,

попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.).

15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» — у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек?

16. Лепка: «снеговик» — из шаров различной величины.

орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка.

18. Работа с трафаретом — изображение квадрата: обведение квадрата по трафарету;

чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета, рисование квадратных предметов — «домик», «тележка»

19. Аппликация: коллективная работа «улица».

20. Работа с трафаретом — изображение треугольника:

обведение треугольника по трафарету,

чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы

21. Декоративное рисование:

роспись круглой тарелочки (орнамент на круге),

роспись сказочного домика.

22. Тренировочное графические рисование: «облака» и «барашки»,

аппликация из готовых форм,

рисование по трафарету,

платье для куклы – одежда человека.

дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм.

25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц).

26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометричес­кого орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси).

27. Лепка: «три медведя» — из шаров разной величины.

28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками): осень (коричневая, желтая и красная краски),

зима (синяя и белая гамма), Новый год — праздник, весна — первые цветы.

29. Коллективная работа «три медведя» — композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппли­кацию) на тему сказки «Три медведя».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом (доречевой период). — М., 1989.

Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные пара­личи. — Киев, 1988.

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.

Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993.

Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.

Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.

Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным пара­личом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М., 1991

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с цереб­ральным параличом. — М., 1985.

Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. — М., 1991.

Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. — М., 1985

Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебраль­ным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989.

Семенова К. А., Мастюкова Е.В., Смуглин М.Я. Клиника и реабилита­ционная терапия детей

Специфика подбора индивидуальных методов обучения рисованию младших дошкольников с ДЦП

«Специфика подбора индивидуальных методов обучения рисованию младших дошкольников с ДЦП»

воспитатель МКОУ № 000

Одним из важных направлений на пути коррекции нарушений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и с детским церебральным параличом) является создание комплексной психолого – педагогической среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности ребёнка. Это формирует у него способность социализироваться в образовательной среде и среди своих сверстников.

Серьёзным препятствием к активной социальной жизни у этих детей является то, что приоритетом для родителей является восстановительное лечение и меньше значения уделяется ранней психолого-педагогической коррекции.

Нарушение ОДА, являясь ведущим дефектом при ДЦП, оказывает негативное воздействие на все сферы жизни ребёнка. Ограничение, а порой и невозможность активных движений, создаёт условия вынужденной изоляции от ровесников и взрослых вне семьи, значительно сужает круг представлений об окружающей действительности, определяет интересы, потребности ребёнка, мотивы деятельности. Нарушения мелкомоторных функций, а в некоторых случаях зрения и слуха лишает ребёнка с ДЦП многих детских занятий, а именно рисованием, лепкой и другими видами продуктивной деятельности. Нарушения речи, характерные для ДЦП, в свою очередь оказывают негативное воздействие на весь познавательный процесс этих детей.
Нарушения физического развития заставляют педагогов вносить изменения, как в организацию занятий, так и в содержание и в методы обучения. Кроме того, обучение дошкольников с ДЦП, учитывая сложную структуру дефекта, предполагает комплексное одновременное корригирующее воздействие на все нарушенные стороны, профилактику повторных нарушений и всестороннее развитие детей через совместные усилия врачей, психологов, дефектологов, логопедов и воспитателей.

Опираясь на современные исследования, мы понимаем что дети с ДЦП развиваются специфически (особенно), но основные тенденции развития сохраняются, что является основой для создания технологий, способствующих художественно – творческому развитию.

Целью нашей работы в данном направлении является – создание специальных условий развития творчества и обучения изобразительным умениям и навыкам дошкольников с ДЦП.

Задачи данного направления работы :

· Обучить необходимым навыкам изобразительной деятельности традиционными и специальными средствами и техниками;

· Улучшить средствами изобразительной деятельности познавательные возможности детей с двигательными нарушениями;

· Расширить представления об окружающей действительности;

· Воспитать эстетическое чувство, тождественное чувству прекрасного, доброжелательности по отношению к окружающим;

· Развивать чувства ответственности, самокритичности, положительного мироощущения.

Коррекционная направленность изобразительной деятельности направлена на:

· Соблюдение индивидуального ортопедического режима при организации изобразительной деятельности (поза, ограничители движений, утяжеления и т. д.)

· Использование специальных приспособлений для удержания изобразительных средств

· Дозированная нагрузка через включение предварительных, промежуточных и расслабляющих упражнений в изобразительный процесс

· Использование тренировочных упражнений для развития тактильной чувствительности и двигательной памяти

Нужно отметить достаточно широкий спектр нарушений кроме двигательных, это интеллектуальная и речевая задержка; генетические заболевания, сопровождающиеся своеобразными эмоциональными нарушениями. Около 90% воспитанников группы имеют неврологическую симптоматику и сенсорные нарушения ( зрение).

Для детей нашей группы, в возрасте от 3 до 4 лет характерны следующие трудности в развитии изобразительной деятельности:

– несформированность пространственных ориентировок, как на листе бумаги, так и относительно собственного тела; это проявляется в неразличении сторон и границ листа, рисование с угла, скученность и т. д.),

– нарушения тактильной чувствительности формируют неправильный захват карандаша, часто отмечается слабый или спастичный захват,

– неточность движений рук, нерегулирование собственными движениями (сила нажима),

– речевые нарушения не дают возможность объяснить желаемое рисовать и специфичность уже нарисованного,

– уровень сформированность изобразительных навыков значительно отстаёт от возрастной нормы, содержание изображаемого однообразно, дети часто зацикливаются на одном изображении (палочки, кругообразные штрихи и т. д.)

Изобразительная деятельность является продуктом не только двигательной и сенсорной деятельности, но и отражением внутреннего мира ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность является составной частью единого планирования процесса воспитания и обучения детей с ДЦП. Основная цель тематического планирования в соответствии с требованиями ФГТ, заключается в комплексном освоении детьми знаний и умений по определённой теме и отражении их в продуктах детской деятельности.

Важными составляющими рисунка ребёнка являются:

· использование плоскости листа

· полнота реализации замысла

· регулирующая роль речи, т. к в изобразительной деятельности речь часто «замещает» то, что не может выразить графический язык.

Наиболее эффективными изобразительными формами для детей младшего дошкольного возраста с ДЦП являются:

· рисование роллерами и пробкой, тычками

· использование яичной скорлупы

· изображения оттисками и трафаретами.

Для более успешного решения комплексных коррекционных задач чаще используются коллективные формы работы.

Пример тематических занятий: «Солнышко, которое мне светит» , «Встреча с колобком», «Ягодки и яблочки на тарелочке», «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Формы организации детей младшего дошкольного возраста в рисовании во многом зависят от тематики и способа изображения. Способ изображения всегда зависит от индивидуальных возможностей каждого ребёнка, поэтому наиболее сложным для воспитателя является подбор адекватных вспомогательных средств.

Вспомогательные методы и приёмы обучению рисованию младших дошкольников с ДЦП:

1. тренировочные упражнения, которые могут быть включены в задание на занятии, а могут выглядеть и как самостоятельное задание

2. использование внутренних и внешних трафаретов для заучивания приёмов рисования

3. рисование по опорным точкам и тонким линиям используют для обучения правильному изображению предметов и для освоения плоскости листа

4. использование различных насадок на карандаш для удобства удержания, специальные изогнутые карандаши

5. использование различных по захвату оттисков, печатей

6. приём «Рука в руке» для развития двигательно й памяти

7. использование разных по фактуре видов бумаги и изобразительных средств (фломастер, маркер, мел, восковой мелок, пальчиковые краски, песок или манка и т. д.)

В коррекционной работе с детьми с ДЦП мы широко используем метод оптимизации эмоциональной сферы в процессе изобразительной деятельности – демонстрация ярких картин, отражающих природу и эмоции героев; работа с цветовой палитрой, когда ребёнку даётся чёрно – белое изображение и он подбирает цвет сам или отображает своё настроение цветом по предложению воспитателя. Приём соотнесения эмоций с цветом используется не только при различении цветовой гаммы, но и определяет уровень выраженности эмоционального состояния (тревожность, страхи, импульсивность и т. д.)

В заключении предлагаем несколько советов по организации изобразительной деятельности, которые могут помочь разным категориям детей с ОВЗ:

· детям не умеющим концентрировать внимание дают задания на дорисовку, на изображение длинных предметов (рельсы, дороги), проговаривание нарисованного;

· детям торопливым и неаккуратным предлагается техника «Витражи» – заполнение цветом уже нарисованных объектов из нескольких составных частей;

· детям с нарушением пространственных представлений рисовать на плоскости параллельной телу: либо на стене (тогда ребёнок стоит), либо на полу (ребенок лежит на животе). При этом закрашивать большой лист руками или губкой. – море, небо, траву и потом приклеивать заранее вырезанных рыбок, птичек, листики, цветы и т. д. Таким детям полезно рисовать дерево снизу вверх, от земли к небу, орнаменты вокруг обозначенного центра. При игнорировании какой – то стороны – в первую очередь акцентировать на ней внимание, трогать эту руку и начинать рисование с игнорируемой стороны.

· Если ребёнок не воспринимает ближнюю зону пространства – начинать рисовать с панорамных картин (обои).

· Детям с ограниченным движением пальцами – показаны небольшие листы и мягкие кисти, изображение мелких деталей, штриховка и закрашивание

· Детям с вялой кистью – работа с тычками, жёсткими кистями, ватными палочками (дождик, листья и т. д.), рисование волнообразных линий, горизонтальных и вертикальных.

· У детей сенсорными проблемами (слух, зрение, тактильность) очень хорошим является приём раскрашивания собственного тела пальчиковыми красками (маски), а для родителей можно порекомендовать рисование в ванне.

Занимаясь изобразительным творчеством, ребёнок приходит в гармонию с окружающим миром. Он с удовольствием делится с окружающими своими чувствами, переживаниями, уходит с занятий с чувством удовлетворения. Мы считаем, что изобразительная деятельность способствует гармоничному психофизиологическому развитию ребёнка и даёт оздоровительный эффект при правильной её организации.

Добавить комментарий