Как научить рисовать ребенка с дцп
Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски
Елена Андреевна Сметанина
Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски
Авторы статьи:
Малышева Валентина Николаевна – заместитель заведующего МБДОУ № 452
Сметанина Елена Андреевна – педагог дополнительного образования МБДОУ № 452
Акуличева Людмила Алексеевна – воспитатель МБДОУ № 452
Одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение высших кинестетических функций, определяющих развитие произвольных движений, в том числе движений рук. Это затрудняет процесс формирования изобразительной деятельности, в том числе графических навыков. Между тем, целенаправленная подготовительная работа на дошкольном этапе помогает избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе.
Несмотря на двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако их продукция весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.
Казалось бы, у педагога имеется целый арсенал средств и приемов для того, чтобы научить ребенка способам рисования, однако общепринятые способы в работе с детьми с ДЦП должного эффекта не дают.
Поэтому мы разработали систему игровых упражнений «Умные пальчики» на интерактивной доске, которая направлена на коррекцию изобразительных и графических навыков у детей с ДЦП. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки. Игры и упражнения проводятся 1 раз в неделю небольшими подгруппами по 4 человека. Каждое игровое упражнение длится 20-25 минут, из которых на работу с интерактивной доской отводится 5-7 минут. В изобразительные игры и упражнения обязательно включены разнообразные гимнастики, зрительные, пальчиковые и общефизические. Все занятия проводятся в игровой форме.
За основу мы взяли методики обучения рисованию детей с ДЦП Г. В. Кузнецовой и Касицыной «Рисующий гномик» [1, 2].
Каждое игровое упражнение, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция изобразительных и графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений, познавательное, эмоциональное, коммуникативное и социальное развитие дошкольников.
По отношению к задаче по формированию графических навыков эти упражнения мы разделили на три группы:
– упражнения, направленные на обучение проведения вертикальных и горизонтальных линий;
– упражнения, направленные на обучение рисованию геометрических фигур;
–упражнения, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.
Приведем примеры рисования детьми горизонтальных, вертикальных, кривых и ломаных линий на интерактивной доске. Эти линии представляют собой какой-либо путь: путь самоката, мяча (упражнения «Научим медвежонка играть в футбол, кататься на самокате», тропинки в лесу («Медвежонок собирает грибы») и т. д.
При обучении детей изображению геометрических форм мы использовали рисование на интерактивной доске с применением трафарета и рисование по намеченным точкам. Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем – рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.
Для выработки навыков штриховки или закрашивания какой-либо фигуры мы подобрали такие интересные игры и упражнения, как «Нарисуй забор для зайчика», «Дождик, дождик, поливай!», «Бабочки-красавицы» и др.
С целью формирования пространственных представлений использовали разнообразные упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры (яблока, груши, снеговика).
Прием дорисовывания на экране использовался также и в сюжетном рисовании. Причем дети дополняли сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии, к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии, к зайцам – елочки (треугольники). На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.
Навыки, полученные при рисовании пальчиками на интерактивной доске, закреплялись при рисовании на бумаге, в лепке, аппликации.
Результатом применения данной системы работы стало то, что практически все дети с ДЦП овладели навыками рисования вертикальных, горизонтальных линий, геометрических фигур; у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Повысилась самооценка ребенка через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.
Список литературы:
1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.
2. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. / http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page45805.html
Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.
Смотр — конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ» Итоги смотра – конкурса “Лучший мини – музей” среди групп МБДОУ д/с “Снежинка” 25.02.2013 года (приказ Учреждения от 15.01.2013 года.
Обучение рисованию детей с ДЦП
(Составитель — кандидат педагогических наук Г. В. Кузнецова)
Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который
может быть назван подготовительным. Его задачами являются:
воспитание интереса и изодеятельности:
обогащение представлений о предметах изображения,
формирование навыков анализа изображаемых предметов,
освоение плоскости листа бумаги,
формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).
Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, вырезание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.
В связи с трудностями формирования у этой категории детей графических навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде.
Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.
Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.
В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.
Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и письмо пальцем).
Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображений.
Требования к знаниям и умениям детей
1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности.
2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, действия, явления).
3. Различать и называть основные и промежуточные цвета.
4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
5. Владеть основными приемами работы красками.
6. Проводить карандашом линии в заданном направлении.
7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное положение, основной цвет предметов.
8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание.
9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.
Примерное тематическое планирование
1. Карандаши цветные — 6 шт., простой — 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист).
«Что с этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно правильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения на листе — линии, «следы», несложные предметные изображения — дом, цветы и т.д.
2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:
удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м), складывание листа пополам, по диагонали;
складывание конвертика, самолетика и т.д.
закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа);
распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа);
формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;
формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»).
3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам.
4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплошная вертикальная, редкий — прерывистая линия.
5. Проведение горизонтальных линий:
дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета;
изготовление салфеток для куклы.
6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)
7. Соединение двух точек:
квадрат (четыре точки),
треугольник (три точки),
8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник).
9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии.
10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок».
11. Тренировочное графическое рисование:
разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии;
«зеленый лужок» автоматизация движения при проведении вертикальной линии.
«Радуга-дуга» — коррекция тугоподвижности запястного сустава.
12. Лепка: «пирожок» — приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности.
13. Аппликация: «домик» из готовых форм.
14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету,
попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.).
15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» — у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек?
16. Лепка: «снеговик» — из шаров различной величины.
орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка.
18. Работа с трафаретом — изображение квадрата: обведение квадрата по трафарету;
чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета, рисование квадратных предметов — «домик», «тележка»
19. Аппликация: коллективная работа «улица».
20. Работа с трафаретом — изображение треугольника:
обведение треугольника по трафарету,
чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы
21. Декоративное рисование:
роспись круглой тарелочки (орнамент на круге),
роспись сказочного домика.
22. Тренировочное графические рисование: «облака» и «барашки»,
аппликация из готовых форм,
рисование по трафарету,
платье для куклы – одежда человека.
дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм.
25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц).
26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометрического орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси).
27. Лепка: «три медведя» — из шаров разной величины.
28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками): осень (коричневая, желтая и красная краски),
зима (синяя и белая гамма), Новый год — праздник, весна — первые цветы.
29. Коллективная работа «три медведя» — композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппликацию) на тему сказки «Три медведя».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.
Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.
Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993.
Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.
Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М., 1991
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. — М., 1991.
Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. — М., 1985
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989.
Семенова К. А., Мастюкова Е.В., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей
Специфика подбора индивидуальных методов обучения рисованию младших дошкольников с ДЦП
«Специфика подбора индивидуальных методов обучения рисованию младших дошкольников с ДЦП»
воспитатель МКОУ № 000
Одним из важных направлений на пути коррекции нарушений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и с детским церебральным параличом) является создание комплексной психолого – педагогической среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности ребёнка. Это формирует у него способность социализироваться в образовательной среде и среди своих сверстников.
Серьёзным препятствием к активной социальной жизни у этих детей является то, что приоритетом для родителей является восстановительное лечение и меньше значения уделяется ранней психолого-педагогической коррекции.
Нарушение ОДА, являясь ведущим дефектом при ДЦП, оказывает негативное воздействие на все сферы жизни ребёнка. Ограничение, а порой и невозможность активных движений, создаёт условия вынужденной изоляции от ровесников и взрослых вне семьи, значительно сужает круг представлений об окружающей действительности, определяет интересы, потребности ребёнка, мотивы деятельности. Нарушения мелкомоторных функций, а в некоторых случаях зрения и слуха лишает ребёнка с ДЦП многих детских занятий, а именно рисованием, лепкой и другими видами продуктивной деятельности. Нарушения речи, характерные для ДЦП, в свою очередь оказывают негативное воздействие на весь познавательный процесс этих детей.
Нарушения физического развития заставляют педагогов вносить изменения, как в организацию занятий, так и в содержание и в методы обучения. Кроме того, обучение дошкольников с ДЦП, учитывая сложную структуру дефекта, предполагает комплексное одновременное корригирующее воздействие на все нарушенные стороны, профилактику повторных нарушений и всестороннее развитие детей через совместные усилия врачей, психологов, дефектологов, логопедов и воспитателей.
Опираясь на современные исследования, мы понимаем что дети с ДЦП развиваются специфически (особенно), но основные тенденции развития сохраняются, что является основой для создания технологий, способствующих художественно – творческому развитию.
Целью нашей работы в данном направлении является – создание специальных условий развития творчества и обучения изобразительным умениям и навыкам дошкольников с ДЦП.
Задачи данного направления работы :
· Обучить необходимым навыкам изобразительной деятельности традиционными и специальными средствами и техниками;
· Улучшить средствами изобразительной деятельности познавательные возможности детей с двигательными нарушениями;
· Расширить представления об окружающей действительности;
· Воспитать эстетическое чувство, тождественное чувству прекрасного, доброжелательности по отношению к окружающим;
· Развивать чувства ответственности, самокритичности, положительного мироощущения.
Коррекционная направленность изобразительной деятельности направлена на:
· Соблюдение индивидуального ортопедического режима при организации изобразительной деятельности (поза, ограничители движений, утяжеления и т. д.)
· Использование специальных приспособлений для удержания изобразительных средств
· Дозированная нагрузка через включение предварительных, промежуточных и расслабляющих упражнений в изобразительный процесс
· Использование тренировочных упражнений для развития тактильной чувствительности и двигательной памяти
Нужно отметить достаточно широкий спектр нарушений кроме двигательных, это интеллектуальная и речевая задержка; генетические заболевания, сопровождающиеся своеобразными эмоциональными нарушениями. Около 90% воспитанников группы имеют неврологическую симптоматику и сенсорные нарушения ( зрение).
Для детей нашей группы, в возрасте от 3 до 4 лет характерны следующие трудности в развитии изобразительной деятельности:
– несформированность пространственных ориентировок, как на листе бумаги, так и относительно собственного тела; это проявляется в неразличении сторон и границ листа, рисование с угла, скученность и т. д.),
– нарушения тактильной чувствительности формируют неправильный захват карандаша, часто отмечается слабый или спастичный захват,
– неточность движений рук, нерегулирование собственными движениями (сила нажима),
– речевые нарушения не дают возможность объяснить желаемое рисовать и специфичность уже нарисованного,
– уровень сформированность изобразительных навыков значительно отстаёт от возрастной нормы, содержание изображаемого однообразно, дети часто зацикливаются на одном изображении (палочки, кругообразные штрихи и т. д.)
Изобразительная деятельность является продуктом не только двигательной и сенсорной деятельности, но и отражением внутреннего мира ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность является составной частью единого планирования процесса воспитания и обучения детей с ДЦП. Основная цель тематического планирования в соответствии с требованиями ФГТ, заключается в комплексном освоении детьми знаний и умений по определённой теме и отражении их в продуктах детской деятельности.
Важными составляющими рисунка ребёнка являются:
· использование плоскости листа
· полнота реализации замысла
· регулирующая роль речи, т. к в изобразительной деятельности речь часто «замещает» то, что не может выразить графический язык.
Наиболее эффективными изобразительными формами для детей младшего дошкольного возраста с ДЦП являются:
· рисование роллерами и пробкой, тычками
· использование яичной скорлупы
· изображения оттисками и трафаретами.
Для более успешного решения комплексных коррекционных задач чаще используются коллективные формы работы.
Пример тематических занятий: «Солнышко, которое мне светит» , «Встреча с колобком», «Ягодки и яблочки на тарелочке», «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Формы организации детей младшего дошкольного возраста в рисовании во многом зависят от тематики и способа изображения. Способ изображения всегда зависит от индивидуальных возможностей каждого ребёнка, поэтому наиболее сложным для воспитателя является подбор адекватных вспомогательных средств.
Вспомогательные методы и приёмы обучению рисованию младших дошкольников с ДЦП:
1. тренировочные упражнения, которые могут быть включены в задание на занятии, а могут выглядеть и как самостоятельное задание
2. использование внутренних и внешних трафаретов для заучивания приёмов рисования
3. рисование по опорным точкам и тонким линиям используют для обучения правильному изображению предметов и для освоения плоскости листа
4. использование различных насадок на карандаш для удобства удержания, специальные изогнутые карандаши
5. использование различных по захвату оттисков, печатей
6. приём «Рука в руке» для развития двигательно й памяти
7. использование разных по фактуре видов бумаги и изобразительных средств (фломастер, маркер, мел, восковой мелок, пальчиковые краски, песок или манка и т. д.)
В коррекционной работе с детьми с ДЦП мы широко используем метод оптимизации эмоциональной сферы в процессе изобразительной деятельности – демонстрация ярких картин, отражающих природу и эмоции героев; работа с цветовой палитрой, когда ребёнку даётся чёрно – белое изображение и он подбирает цвет сам или отображает своё настроение цветом по предложению воспитателя. Приём соотнесения эмоций с цветом используется не только при различении цветовой гаммы, но и определяет уровень выраженности эмоционального состояния (тревожность, страхи, импульсивность и т. д.)
В заключении предлагаем несколько советов по организации изобразительной деятельности, которые могут помочь разным категориям детей с ОВЗ:
· детям не умеющим концентрировать внимание дают задания на дорисовку, на изображение длинных предметов (рельсы, дороги), проговаривание нарисованного;
· детям торопливым и неаккуратным предлагается техника «Витражи» – заполнение цветом уже нарисованных объектов из нескольких составных частей;
· детям с нарушением пространственных представлений рисовать на плоскости параллельной телу: либо на стене (тогда ребёнок стоит), либо на полу (ребенок лежит на животе). При этом закрашивать большой лист руками или губкой. – море, небо, траву и потом приклеивать заранее вырезанных рыбок, птичек, листики, цветы и т. д. Таким детям полезно рисовать дерево снизу вверх, от земли к небу, орнаменты вокруг обозначенного центра. При игнорировании какой – то стороны – в первую очередь акцентировать на ней внимание, трогать эту руку и начинать рисование с игнорируемой стороны.
· Если ребёнок не воспринимает ближнюю зону пространства – начинать рисовать с панорамных картин (обои).
· Детям с ограниченным движением пальцами – показаны небольшие листы и мягкие кисти, изображение мелких деталей, штриховка и закрашивание
· Детям с вялой кистью – работа с тычками, жёсткими кистями, ватными палочками (дождик, листья и т. д.), рисование волнообразных линий, горизонтальных и вертикальных.
· У детей сенсорными проблемами (слух, зрение, тактильность) очень хорошим является приём раскрашивания собственного тела пальчиковыми красками (маски), а для родителей можно порекомендовать рисование в ванне.
Занимаясь изобразительным творчеством, ребёнок приходит в гармонию с окружающим миром. Он с удовольствием делится с окружающими своими чувствами, переживаниями, уходит с занятий с чувством удовлетворения. Мы считаем, что изобразительная деятельность способствует гармоничному психофизиологическому развитию ребёнка и даёт оздоровительный эффект при правильной её организации.