Как научить считать ребенка с дцп

0

Как научить считать ребенка с дцп

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП
методическая разработка по теме

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу, но и качественным изменением контингента учащихся.

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . Это является не только следствием изменений , внесенных в новую программу ( включены новые элементы теории , и многие вопросы рассматриваются на достаточно высоком уровне обобщения ), но и качественным изменением контингента учащихся .

Дети с церебральными параличами , двигательные расстройства которых нередко сочетаются с нарушениями психических функций , составляют основную группу учащихся специальных школ .

Дефектность развития двигательного анализатора , ограничивающая предметно – практическую деятельность ребенка с церебральным параличом , в сочетании с нарушениями речи и других высших корковых функций ( особенно пространственного восприятия ) создает своеобразную картину психического развития этих детей и определяет трудности формирования математических представлений в дошкольном возрасте .

Важнейшим условием формирования счетных навыков у здорового ребенка является развитие практических навыков манипулирования совокупностями предметов , в процессе которого ребенок приходит к открытию операции взаимно – однозначного соответствия , являющейся первичной в процессе построения числа . Овладение этой операцией дает возможность ребенку производить количественную оценку предметов и явлений , устанавливать равенство или неравенство совокупностей без использования названий числового ряда , путем прикладывания ( накладывания ) каждого элемента одной группы к каждому из элементов другой .

Сравнение двух величин способом установления элементов во взаимно – однозначное соответствие рассматривается в настоящее время как составная часть определения самого целого числа , так как такое сравнение дает простейшее и непосредственное измерение эквивалентности множеств . Формирование полноценного счета предполагает наличие у учащихся пропедевтики числа . Основой для формирования понятия о натуральном числе и арифметических действиях служит опыт предметно – практической деятельности учащихся . Знакомство с различными способами сравнения чисел , нахождение их суммы и разности непременно предполагает выполнение операций с соответствующими множествами предметов путем их сопоставления , объединения и т . д .

Таким образом , сформированность практических навыков манипулирования множествами в процессе первоначального ознакомления с понятием числа выдвигается в начальном обучении математике на первый план . У детей , страдающих церебральными параличами , отмечается некоторое своеобразие первоначальных понятий о числе , что является , как можно полагать , следствием ограниченности движений , сужения опыта предметно – практической деятельности и замедленного психического развития .

В специальной литературе имеются указания на то , что детям с церебральными параличами нередко свойственны нарушения счетной деятельности ( Р . Я . Абрамович – Лехтман , 1965; Г . С . Гуменная , 1978; Е . М . Мастюкова , К . А . Семенова , 1965; М . Б . Эйдинова , 1959). Об этом свидетельствуют также педагогические наблюдения различных авторов , которые , характеризуя особенности формирования числовых представлений у детей с церебральными параличами , обращают внимание на необходимость длительной отработки понятий в процессе выполнения различного рода упражнений .

У детей , страдающих церебральными параличами , ввиду двигательной недостаточности и своеобразия предметных действий , к началу обучения в школе не заканчивается пропедевтика числа . Это выражается в задержке формирования самого простейшего и непосредственного измерения эквивалентности множеств : сравнения двух величин способом установления элементов во взаимно – однозначное соответствие .

Наличие дефекта и особенности дошкольной подготовки этих детей ( неправомерно скорое введение счета как основного способа количественной оценки ) приводят к сокращению этапа практических действий , необходимого в освоении понятия о числе . Это главным образом выражается в оторванности количественных представлений от реальных предметов , в трудностях оперирования наглядно представленными множествами .

Большое место в уроке должно отводиться предметно – практической деятельности учащихся , что обеспечивает наглядную оценку формирования математических понятий и создает предпосылки для применения полученных знаний на практике .

Выполнение упражнений с группами предметов способствует усвоению способа количественной оценки нескольких множеств путем установления поэлементного соответствия между их составляющими . Уравнивание различных количеств путем добавления недостающего , убавления лишнего , перекладывания части от одного количества к другому ( при уравнивании групп одинаковых предметов ) — задания такого рода могут быть предложены в качестве практических упражнений .

Аналогично строится пропедевтическая работа по усвоению состава числа , т . е . знакомство со структурой того или иного числа проходит как манипуляция предметами внутри совокупности : разложение ее на составные элементы и объединение нескольких групп в единое целое .

Завершением подготовительного периода является знакомство учащихся со счетом в пределах пяти на конкретном материале .

Работу по развитию у учащихся с церебральными параличами навыка пересчитывания элементов множеств целесообразно строить с учетом следующих моментов :

1. Опора на ручное действие . Выделение каждого элемента множества , показ его и соотнесение с числительным одновременно с дотрагиванием рукой до каждого предмета .

2. Активизация зрительной функции : применение целенаправленного усилия удерживать взор на каждом элементе множества .

3. Замедленный темп пересчитывания с использованием речи , акцентирование внимания учащегося на каждом элементе множества .

Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа , затрудняются в осмыслении задач , путают цифры , близкие по своему графическому образу , строят цифровой ряд справа налево .

У детей наблюдается особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза , праксиса , счетных способностей и других высших корковых функций , имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков ( Е . И . Кириченко , 1965; Е . М . Мастюкова , 1974; С . С . Калижнюк и др ., 1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

В тесной связи с нарушениями зрительно- пространственного синтеза находится слабость функций счета . Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения , замедленной автоматизации механического счета , неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении .

Работу по изучению состава числа рекомендуется вести следующим образом : показать цифру , обозначающую новое число , показать различные варианты состава данного числа , пользуясь подсобным материалом ( палочками , пуговицами и т . п .), и предложить ребенку подобрать несколько других вариантов , затем обязательно дать возможность пересчитать подобранный материал без зрительного контроля . На следующем этапе необходимо учить детей подбирать число «на один больше» , «на один меньше» , пользуясь наглядными объектами .

Важно дать детям представление , что число не зависит от величины предметов , расстояния между ними , их пространственного расположения и направления счета . В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета : пересчитать количество хлопков , ударов в бубен , шагов , взмахов руки и т . п .

В процессе обучения счету необходимо уточнить и автоматизировать в речи детей такие понятия , как «больше—меньше» , «прибавить—отнять» , «уменьшить—увеличить» .

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений . На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради , учебника , в окружающей обстановке . Например , сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности . Особо выделяются отношения порядка : перед—после —между и т . д .

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр . Эффективным приемом является обведение пальцем цифры , вырезанной из бархатной и наждачной бумаги , а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности ( наждачная бумага , бархатная бумага наклеенные на картон ). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения : сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого , который с усилием воздействует на руку ребенка , обучая соответствующему движению ; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно . Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина , теста или глины .

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда . Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо , дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево .

Особенности развития мышления большинства учащихся делают необходимым применение чертежей , схем , рисунков . Недостаточная сформированное пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений при обучении к записи примеров в столбик : размещение одних предметов под другими , рисование фигур в клетках и т . д .

Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений . В ходе выполнения практических упражнений дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах , на рисунках , моделях ; овладевают графическими умениями , приобретают практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера .

Таким образом , практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . У детей наблюдается замедленное усвоение числа и его разрядного строения , замедленная автоматизация механического счета , неузнавание или смешение арифметических знаков и цифр при письме и чтении . Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

Комплекс игр для формирования образа цифры у детей с ДЦП

Галина Тихомолова
Комплекс игр для формирования образа цифры у детей с ДЦП

Не секрет, что ДЦП становится все более распространенным заболеванием. На каждые 1000 новорожденных появляется на свет 6 и более малышей с ДЦП. Детский церебральный паралич – это не только проблемы с руками и ногами. Из-за нарушения нервных связей у детей с ДЦП хуже развита либо вообще отсутствует речь, они с трудом устанавливают логические связи. Нередко, овладев в достаточной мере счетом, такие дети с большим трудом запоминают образ цифры, испытывают затруднения при установлении связи между числом (цифрой) и количеством предметов. Данный комплекс игр разработан воспитателями МАДОУ № 103 «Тургай» г. Набережные Челны Тихомоловой Г. Г., Азизовой Н. А, Задорожной Е. А.

Задачи:

помочь детям в запоминании образа цифры;

упражнять в умении находить нужную цифру по заданию педагога;

формировать умение выкладывать числовой ряд и пользоваться им для запоминания образа цифры;

закреплять умение соотносить число (цифру) и количество предметов.

Кроме того, данные игры помогают:

Закреплять знание основных цветов;

Развивают мелкую моторику рук;

Формируют навыки логического мышления;

Помогают в развитии связной речи.

Карты «Парочки»

Ход игры

Комплект карточек с цифрами разного цвета и разного размера (большие и маленькие) раздаются всем играющим. Парные карты (например. с цифрами 3 и 3 -обе большие и одного цвета, 2 и 2 – обе маленькие и одного цвета и т. д.) дети убирают каждый в свою коробочку. Оставшиеся карты располагают веером цифрой к себе и по очереди вытаскивают друг у друга по одной карте, убирая одновременно парные. Игра проводится до тех пор, пока не выйдут все парные цифры. Игрок, у которого на руках останется карта с черной цифрой 6, считается проигравшим. Но, если дети расстраиваются, можно обладателю этой карты предложить сделать что-то интересное: прочитать стихотворение, загадать загадку, скорчить рожицу и т. д.

Цифровой кубик

Ход игры

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого расположены цифры. В свой стаканчик ребенок опускает такое количество фишек – пробок, которое соответствует цифре на верхней грани брошенного кубика. Через некоторое время игра прерывается. Из фишек – пробок каждый ребенок выкладывает «бусы». Дети сравнивают, чьи «бусы» длиннее.

Гусеница

Ход игры

Играть можно с одним ребенком или с группой. Сегменты гусеницы прикрепляются в определенном порядке по заданию воспитателя или желанию ребенка либо на магнитно-маркерную доску, либо с помощью контактной ленты (липучки) к коврографу.

Задания: выложи гусеничку…

– расположив цифры от 1 до 5 (6,7,8,9)

– от самого маленького числа до самого большого

– от самого большого числа до самого маленького

– от 2 до 7 (от 3 до 6 и т. д.)

– какая цифра потерялась

Цифровое лото

Ход игры

Всем играющим раздаются карточки – игровые поля. Ведущий поднимает маленькую карточку, спрашивает: «Чье?». Дети пересчитывают количество изображенных на ней предметов (кубиков, звездочек, кругов). Карточку забирает тот, у кого количество и цвет предметов на карточке совпадает с цифрой того же цвета на игровом поле.

Выигрывает тот, чье игровое поле окажется заполненным быстрее.

Лишняя цифра

(игра с игровизорами)

Ход игры

Ребенок берет карточку, вставляет ее в игровизор (полиэтиленовый уголок, рассматривает и зачеркивает маркером цифру, которая, как он считает, лишняя в этом числовом ряду.

Катание на санках Катание на санках по ровной поверхности Упражнения: 1. Проехать лёжа на животе, отталкиваясь ногами. 2. Проехать лёжа на животе, отталкиваясь.

Обучение математике детей с ДЦП

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получать полноценное образование и развиваться.

Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но современные темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться дистанционное обучение. Для детей-инвалидов физические заболевания ― большая преграда к получению образования, поэтому именно дистанционное образование играет важную роль в работе с детьми-инвалидами. Благодаря такой форме образования, дети-инвалиды могут обучаться, не выходя из дома, независимо от расстояния от образовательного учреждения до места проживания ребенка. Теперь на уроках не «сухие» схемы и таблицы, а более близкая детям игра, пусть даже и научно-познавательная(например такая программа, как «Живая математика», позволяющая детям решать математические задания в онлайн-режиме).

Более подробно останавлюсь на тех трудностях, которые дети могут испытывать при овладении навыками письма.Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие учащиеся при письме обычно держат ручку неправильно, часто в кулаке ― письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку. Что несомненно вызывает трудности у школьников при составлении чертежей в курсе математики. Конечно я могу использовать на уроке программу для удаленного доступа и самостоятельно составить нужный рисунок для решения задачи, но как правило дети с ограниченными возможностями здоровья стараются самостоятельно выполнять задания, так они чувствуют себя более успешными. В этом случае на помощь мне приходит программа “Живая математика”. Так я создаю на уроке ситуацию успеха у обучаюшегося, ведь с помощью нажатия даже одной клавиши ребенок без посторонней помощи справляется с заданием. Математика является ведущим образовательным и коррекционным предметом в школе. Я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи.

Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядногоматериала, чертежей, схем, рисунков.

Важное место в обучении должно занимать формирование геометрических представлений. В ходе выполнения практических упражнений детей следует научить распознавать геометрические фигуры на рисунках, моделях, окружающих предметах, овладевать графическими умениями, приобретать практические умения.

Первая группа «Теоремы и задачи школьного курса» включает альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий 46 уроков по темам: начальные геометрические сведения, треугольники, четырехугольники; площади, подобие, окружность. Альбом «Стереометрия» содержит более 100 стереометрических моделей. В альбоме «Демонстрационные модели» представлено свыше 40 динамических чертежей, показывающих дидактические возможности «Живой Математики». Их можно рассматривать в качестве примера нового методического пособия, включающего демонстрации, сборник задач, учебник и сборник проектов. Работая с подобными материалами, ученики усваивают новые понятия, отрабатывают навыки их использования в различных конфигурациях, решают задачи на развитие геометрической интуиции и геометрического воображения, имея инструментом деятельности лишь компьютерную мышь..При изучении различных графиков функций, я использую данный УМК. В компьютерной программе есть возможность задать систему координат, построить точки по заданным координатам, и выполнить обратную задачу: найти координаты построенных точек. Курс алгебры в 9 классе начинается с темы «Квадратичная функция». На первых уроках актуализируется понятие «функция» с помощью примеров изученных ранее функций: y = kx + b, y = x2, y = x3, Обобщая изученный материал на конкретных примерах, иллюстрированных графиками приведенных функций, формулируются общие свойства функций, такие как область определения функции, область значений функций, возрастание и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства функции. Затем эти свойства анализируются для любых функций. Составляется алгоритм исследования функций. Опорой для работы по этой теме служат готовые графики функций.

Сложность выполнения заданий учащимися состоит в том,нарушены пространственные представления и координация движений, что отражается на работе с прямоугольной системой координат.Следует уделять внимание формированию умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Ведущей целью при изучении этого учебного материала ставится умение описать этапы построения, схематичного изображения от руки графика квадратичной функции, принимая во внимание значительные двигательные нарушения у детей вследствие ДЦП. А следовательно, ответы на вопросы о преобразовании графиков функций вообще носят описательный характер. Возможность использования УМК на уроках алгебры существенно облегчает работу по данной теме.

Добавить комментарий