Как научить считать ребенка с синдромом дауна

0

Как научить считать ребенка с синдромом дауна

Может ли ребенок/ученик:
— Найти пару среди написанных цифр от 1 до 5 в ряду написанных цифр от 1 до 5. (Позже: от 1 до 10.)
— Соотнести написанные цифры с соответствующим количеством предметов (от 1 до 10).
— Узнать и назвать написанные числа 11-19.
— Узнать и назвать написанные числа 20-29. Понять логику написания чисел 30-39.
— Узнать и назвать написанные числа 39-100.
— Правильно вводить на калькуляторе однозначные и двузначные числа.

Здесь вашему вниманию предлагаются, в основном, игры, облегчающие усвоение вышеописанных навыков.

Имейте в виду, что описанные в разделе игры в основном учат цифрам 1-5, но вы можете возвратиться к этому разделу и применять эти же игры, изучая счет от 1 до 100!

Это следующий этап после освоения понятия числа, но с некоторыми детьми имеет смысл заниматься параллельно по упражнениям предыдущего и этого этапов. Это может пригодиться, если ученик не может разборчиво говорить, но в состоянии понять цифры: тогда он сможет показывать на написанные числа и вы таким образом проверите его понимание.
Если у ребенка хорошо развиты навыки общей и мелкой моторики, можно параллельно учиться писать цифры (подробнее об этом позже). Однако, как показывают исследования, у обычных первоклассников нередко возникают проблемы с написанием цифр правильно и четко; что касается детей с синдромом Дауна, эти трудности могут продолжаться дольше, чем у обычных детей. Поэтому важно предоставить им возможность познакомиться с цифрами и уверенно освоить их еще до того, как они смогут сами их писать.

Деанна Хорстмайер применяет следующий прием: еще до того, как она учит детей с синдромом Дауна называть, то есть распознавать цифры, она учит их запоминать и сравнивать внешний вид цифр как обычных фигур.
Кроме того, в работе она опирается на метод Яна Олсена, предлагавшего писать цифры в упрощенном виде, а именно: единицу как простую вертикальную черту, четверку – не замыкая ее сверху, а шестерку – с прямой «спинкой». При этом большинство цифр мы начинаем писать одинаково, с верхнего левого угла клеточки – детям с синдромом Дауна так легче запомнить, как их писать.

Упражнение: «Соотнесение цифр и количества»

Цель: Ребенок должен понимать, что количество предметов символически обозначается той или иной цифрой (сначала от 1 до 5, затем от 1 до 10).
Материалы: черный и красный маркеры; карточки с нарисованными на них крупными точками (как игральные кубики) – 5 карточек с 1, 2, 3, 4, 5 точками соответственно.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Покажите ребенку карточку с каким-либо количеством точек и спросите, сколько точек (предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали это умение). Похвалите ребенка за правильный ответ.
Что делать далее: Возьмите карточку с одной точкой. Покажите пальцем на точку, озвучьте: «Одна точка, одна». – Пусть ребенок повторит «одна» или «один» и укажет пальцем на точку. Вы говорите: «Пишем один» и маркером другого цвета рисуете цифру 1, как показано на картинках ниже. Пусть ребенок проведет пальцем по нарисованной вами линии.
Так же занимайтесь с картами 2-5 (рисунки см. ниже).
Повторяйте это краткое занятие почаще.

Упражнение: «Гостиница»

Материалы: Доска с 5 (10) пронумерованными крючками, 5 (10) карточек с дыркой сверху, можно в виде ключей.
Как играть: Возьмите карточки и нарисуйте вместе с ребенком на каждой от 1 до 5 (10) любых символов, например, бабочек или треугольничков. Можно наклеить от 1 до 5 (10) мелких наклеечек. Покажите ребенку, как развесить карточки с соответствующим количеством символов под крючком с нужным номером.

Чтобы запомнить внешний вид цифр, детям нередко требуются какие-либо мнемонические подсказки. (Мнемоника – наука, изучающая способы, позволяющие легче запомнить какую-то информацию, например, мы помним, что Италия на карте похожа на сапог, а цвета радуги учим по поговорке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».) Возможно, когда вы в детстве учили цифры, вам говорили, что двойка похожа на лебедя, а четверка – на перевернутый стульчик. Детям с синдромом Дауна могут помочь такие подсказки. Сейчас существует немало книг, где предлагаются такие мнемонические правила, подсказки и рисунки.
На сайте Мнемоника.ру приводятся следуюшие примеры:

0 – Солнце, мяч, воздушный шар,
1, I – столб, ручка, карандаш, копье, стрела,
2, II – гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, кроме того можно использовать любые предметы подразумевающие наличие пары: рельсы, близнецы, перила на мосту и пр.
3, III – сердце, якорь, колонны храма, забор
4, IV – стул, парусник, флаг
5, V – извилистая дорога, барабан с палочками, раскрытая ладонь – пятерня, рогатка, циркуль
6 – навесной замок, капля
7 – коса, топор, сапог
8 – снеговик, бинокль, очки, песочные часы
9 – слон, рулетка, свисток, сотовый телефон

Упражнение: «Классики»

Цель: Ребенок лучше запомнит числительные, если подключить к делу все его тело.
Материалы: Нарисованные на асфальте классики (одна клетка – две клетки – одна клетка – две клетки). Для начала расположите цифры по порядку, затем, когда ребенок будет чувствовать себя увереннее, можно написать цифры в любом порядке.
Как играть: Ребенок прыгает по классикам и называет цифру вслух.

Можно также использовать настольные игры-ходилки, «Монополию для маленьких», «Уно» и т.п. Хорошо помогает запомнить цифры/числа игра в лото.

Упражнение: «Учим числа 20-39»

Цель: Ребенок должен узнавать и правильно назыввать написанные числа 20-29. Ребенок должен понять логику написания чисел 30-39.
Материалы: Большие карты, на которых написаны числа: «20», «30». Карточки вполовину размера больших карт, на которых написаны цифры от 1 до 9.
Как играть: Прислоните карту «20» к доске. Скажите, что числу 20 нужны друзья. Возьмите карточку с единицей и прислоните ее к 20 так, чтобы единица закрывала ноль. Объясните, что это число 21. Повторяйте эти шаги до 25. Спросите у ученика, какое число идет следующим. (Предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали числительные). Предложите ей самой собрать числа 26-29. Еще раз покажите весь ряд от 21 до 29.
Если вы занимаетесь в группе, пусть первый студент составит число 21, второй – 22 и так далее.
Повторите это упражнение с числом 30. Можно заниматься таким же образом и с 40, 50, но вам нужно, чтобы ученики сами поняли логику образования этих чисел.

Для отработки этих числительных снова можно играть в лото, которое можно изготовить самим.

НУМИКОН – методика изучения математики для детей с синдромом Дауна. Практические советы применение для “солнечных детей”

Синдром Дауна – это генетическая аномалия, которая проявляет себя в присутствии лишней хромосомы в 21 паре. Пока нет окончательного утверждения какие именно факторы могут повлечь или предотвратить развитие этой аномалии.

Когда родители узнают о диагнозе своего ребенка, то часто впадают в панику, испытывают страх и волнения. Но несмотря на все, они мечтают о комфортной и счастливой жизни для своего ребенка. Перед ними стоит задача – создать достойные условия для жизни ребенка, сделать ее длительной и насыщенной, помочь ребенку приспособиться к этому миру. Благодаря совместной работе родителей и специалистов можно достичь значительных успехов в учебе, социализации. «Солнечные дети» ходят в детские сады, учатся в школе и даже вступают в высшие учебные заведения.

У многих детей, включая детей с синдромом Дауна возникают трудности при изучении математики. На помощь родителям и педагогам приходит программа Нумикон, которая имеет доказанную эффективность в обучении.

Начинать работать с Нумикон нужно как можно быстрее, но ребенок к этому должен быть подготовлен.

Что нужно знать до Нумикона?

Развиваем мышление через внимание, память и логику.

Прежде всего важна концентрация внимания – содержание информации об определенном объекте в кратковременной памяти. Это происходит не только из-за визуализации, но и через тактильные ощущения. Внимательно дышим, едим, играем. Без развития внимание не будет математики.

Пространственное восприятие – это возможность стоять, двигаться, ориентироваться, принимать решения, анализировать. Обычно происходит через детские игры – прятки, игры с мячом, кубиками, пальчиками и др. Ребенок учится пониманию – большой-маленький, узкий-широкий, низкий-высокий, ближе-дальше. Это и есть начальные математические представления.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может сосредоточиться на объекте или задаче, которую выполняет. Это можно проверить через игры с правилами или ролевые игры.

Развитие внимания очень важно, но это чрезвычайно сложный процесс для ребенка с синдромом Дауна. Поэтому нужно много общаться, хвалить, верить и поддерживать ребенка. Не допускать нервного напряжения, делать перерывы и при необходимости остановиться или даже вернуться на шаг назад.

Память

Информация должна быть яркой и образной. Обычно мы запоминаем то, что нас поразило и вызвало эмоции. Важно не только увидеть определенный объект, а прощупать, понюхать или даже попробовать на вкус. Нужно обеспечить применение этого предмета в быту. А еще здесь хорошо работают ассоциации. На примере Нумикона в дальнейшем можно применять такую ​​ассоциацию: четные числа – кроватки, нечетные – стульчики.

Логика

Книги и журналы с логическими задачами и загадками, кроссворды, сканворды, головоломки, настольные игры. Такого материала множество. Но с ним стоит подождать. Начинать развивать логическое мышление нужно с самого простого. Пригодятся игрушки, одежда, обувь, кухонные принадлежности и другие бытовые предметы. Самый простой пример с кубиком и шариком. Почему шарик катится, а кубик нет?

Этапы работы с Нумикон

На первом этапе (сенсорном) преобразуем математику в игру и важно здесь задействовать все органы чувств.

Основная задача – освоить формы, запомнить их имена – Один, Два, Три и т.д. Очень важно в дальнейшем так и называть детали.

Практические советы

– Сюжетные игры. Формы становятся героями сказок, игр, театра. Один идет в гости к Два, Три съезжает с горки, Пять гуляет с Сем. Из подручных средств делаем домики, в которых будут жить наши герои или транспорт, в котором они будут путешествовать. А также формы могут «оживать» на рисунках ребенка.

– Заполняем пространство – делаем квадрат, используя один набор от 1 до 10, заполняем формами уже заранее подготовленный рисунок, складываем формы в коробку.

– Выкладываем и чередуем узоры из форм и счетных трубочек. Можно воспользоваться примерами рисунков, которые есть в наборах Нумикон или подключать фантазию и создавать свои изображения.

– Сортируем формы по цвету и по разным емкостях.

– Готовим печенье и потом кушаем его.

– Прячем формы под подушку, в мешочек, носки, песок, крупы, воду. Затем достаем, угадываем на ощупь. Каждому ребенку может подойти разный тактильный материал.

– Обводим, отбиваем на кинетическом песке, пластилине, глине. Купаем в ванне, бассейне.

– Строим башни, высотные дома, лестницы.

– Чтобы ребенку было интереснее, добавляем к играм и занятиям стишки, песенки, считалки. А также меняем игры. Возможностей множество и это все прекрасно работает.

На сенсорном периоде нужно задержаться минимум на 3 месяца. Кроме игр, счет используем в быту, на прогулках, во время путешествий, в очередях и тому подобное.

На втором этапе выстраиваем числовой ряд, сопоставляем с цифрами, разбираем числовой ряд. На этом этапе постоянно все озвучиваем, обсуждаем, повторяем.

Практические советы

Повесить на стену числовую ленту и постоянно ею пользоваться. Ее можно сделать самостоятельно или использовать из набора Нумикон. По совету специалистов, ленту не нужно крепить около рабочего стола. Если она будет находиться в другой комнате, ребенок приложит больше усилий для того, чтобы запомнить и донести нужную информацию с первого или второго раза. Таким образом тренируется оперативная память.

– Строим числовой ряд в виде ступенек. Перечисляем его в прямом и обратном порядке. Для этого тоже придумываем интересный рассказ или игру – зайчик прыгает по ступенькам, космонавт летит на Луну. Ребенку будет интересно и весело, это будет побуждать его к повторению и лучшему запоминанию.

– Соединяем Нумикон с числами. Продолжаем использовать сенсорный материал. На этом моменте можно познакомить ребенка с понятием часа, а уже на следующих этапах научить ориентироваться во времени. Сопоставим цифры на часах с формами Нумикон.

– Начинаем учить «соседей» числа. Сравниваем числа – больше, меньше, поровну. Для знака больше-меньше используйте «крокодила», который захочет «съесть» больше число. Изучаем парные и непарные числа. Для занятий используем игрушки, сказки, рисунки. Также выполняем небольшие примеры, но только ради игры, не акцентируя внимания на математическом действие.

Занятия на втором этапе хорошо подготовят ребенка к школе и станут базой для дальнейшего изучения математики.

Третий этап направлен на изучение состава числа, перехода через десяток, счета до ста, математических действий – сложения, вычитания, умножения, деления.

Практические советы.

– Для зрительного узнавания количества предметов заполняем отверстия форм Нумикон шариками, изюмом, камешками, конфетами и перечисляем их. Ребенок поймет, что количество отверстий совпадает с количеством предметов. Такое занятие поможет понять хранения чисел и узнавания числовых множеств.

– Для понимания состава числа строим башни, дорожки из форм и трубочек Нумикон.

– Используем плакаты с изображением цифр и соответствующим количеством предметов.

– Для занятий на этом этапе подойдут весы Нумикон.

– Используем пластины Нумикон как материал для арифметических действий. Кроме этого печатаем примеры на карточках, пользуемся другими дидактическими материалами, играем в настольные игры: «Лото», «Домино», «Турбосчет», «Халли-Галли», «10 свинок», «Котосовы», «7на9», «Цветариум» и многие другие. Для игр – бродилок берем два кубика, таким образом кроме счета, ребенок будет выполнять действие сложения.

– Важным моментом является научить ребенка считать деньги. Для этого следует сделать или приобрести копилку, играть в магазин, а в будущем поручать мелкие покупки и спланировать вместе бюджет на месяц.

– Чтобы достичь хорошего результата на третьем этапе нужно решать много примеров и задач, заниматься регулярно. Придумайте вознаграждение за выполненную работу.

Нумикон прекрасно подойдет для всех детей. А игры с Нумикон заинтересуют и взрослых. Поэтому играйте всей семьей. Пусть ребенок будет уверен, что его поддерживают, верят в него, помогают ему. Это станет лучшей мотивацией для развития и обучения.

Наборы Нумикон доступны в интернет-магазине “инклюзии: реабилитационное и коррекционное оборудование” в разделе «Учебно-методические средства».

Синдром Дауна –приговор или надежда?

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, вызванная трисомией по 21 паре хромосом. По статистике, примерно 1 ребенок из 700 появляется на свет с синдромом Дауна.

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, вызванная трисомией по 21 паре хромосом. По статистике, примерно 1 ребенок из 700 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как более молодые матери рожают чаще, то среди родителей детей с синдромом Дауна в равной степени представлены все возрастные категории.

Этот синдром был описан Джоном Лангдоном Дауном в 1866 году как умственная отсталость, сочетающаяся с рядом характерных внешних признаков. А в 1959 году Жером Лежен выявил его генетическую природу.

К 1964 году стали известны три основных типа хромосомных нарушений при синдроме Дауна:

Предположительный диагноз, как правило, ставится сразу после рождения ребенка по ряду внешних признаков: «плоское» лицо (90%), брахицефалия (81%), кожная складка на шее у новорожденных (81%), антимонголоидный разрез глаз (80%), эпикант (80%), гиперподвижность суставов (80%), мышечная гипотония (80%), короткие конечности (70%), аркообразное небо (58%) и т. д. Поперечная ладонная складка, считающаяся универсальным признаком синдрома Дауна, встречается в 45% случаев, а пятна Брушфильда (пигментные пятна по краю радужки) в 19% случаев. Обычно у новорожденного с синдромом Дауна присутствует часть известных признаков, иногда некоторые признаки встречается и у обычных детей. Окончательный диагноз ставится после получения результатов анализа на кариотип.

Синдром Дауна часто сопровождается соматическими заболеваниями.

Многие дети часто рождаются с признаками морфофункциональной незрелости. Врожденные пороки сердца встречаются в 40–60% случаев. Частым нарушением является апноэ во сне (до 50%), возникающее из-за особенностей строения носоглотки, и обструкция ротоглотки корнем языка. Приобретенные формы гипотиреоза могут составлять до 35% и требуют особого внимания, так клинические признаки гипотиреоза маскируются проявлениями синдрома Дауна. Патология опорно-двигательного аппарата (в т. ч. мышечная гипотония и гиперэластичность связок) присутствует практически у всех детей. Офтальмологические проблемы встречаются в 45%, снижение слуха в 38–78%, аномалии желудочно-кишечного тракта в 12% случаев.

Развивающаяся пренатальная диагностика позволяет все лучше диагностировать синдром Дауна и становится более доступной для женщин в России. Однако этот метод не помогает решить вопрос о том, готова ли семья воспитывать ребенка с синдромом Дауна, а лишь переносит его на период до рождения ребенка. В наш Центр обращается все больше семей, в которых родители знали о синдроме Дауна до рождения ребенка и приняли решение сохранить беременность.

В течение многих лет синдром Дауна считался медицинской проблемой, что отражает его старое название «болезнь Дауна», а так как эта хромосомная аномалия не может быть излечена, то таких пациентов, как правило, с рождения помещали в интернаты, где за ними осуществлялся общий уход. Сопутствующие заболевания также считались частью синдрома и нередко оставались без лечения. Находящиеся в таких условиях дети с синдромом Дауна демонстрировали низкий уровень психофизического развития при средней продолжительности жизни около 10 лет.

Ситуация начала изменяться около 50 лет назад. На фоне гуманизации общества в развитых странах было признано, что условия содержания людей в закрытых учреждениях не удовлетворительны, их права часто нарушаются, а длительное пребывание в стационарных условиях оказывает неблагоприятное воздействие на их состояние. Кроме того, содержание людей с интеллектуальными нарушениями в стационарах требовало неоправданных финансовых затрат. В то же время психологические и педагогические исследования показали важность эмоциональной привязанности к взрослому и стимулирующей окружающей среды для развития ребенка. Родители пациентов с особенностями развития также выступали за право их детей жить дома и получать всю необходимую им помощь по месту жительства. Эти требования нашли широкую поддержку у врачей-педиатров. Все это привело к началу процесса деинституализации, т. е. расформированию системы интернатов и созданию служб помощи на местах. Эти изменения нашли свое отражение в документах ООН, определяющих права детей с нарушениями развития на жизнь в семье, получение образования и интеграцию в общество.

В России основная масса детей с синдромом Дауна продолжала находиться в государственных учреждениях и только около 10% детей воспитывались дома. Отношение к людям с синдромом Дауна стало изменяться с начала 90-х годов. Большую роль в этом сыграли родительские ассоциации и общественные организации. В 1997 году в Москве был создан благотворительный фонд, целью которого является улучшение качества жизни детей с синдромом Дауна в России. В 1998 году на базе этой организации был открыт Центр ранней помощи, оказывающий бесплатную психолого-педагогическую помощь детям от рождения до 8 лет. До этого времени семьям, воспитывающим своего ребенка дома, было трудно найти профессиональную поддержку, и уровень развития таких детей не исследовался. Все обследования уровня развития детей с синдромом Дауна проводились в интернатах, где для многих детей фактор депривации, т. е. отсутствия родительской любви и заботы, оказывается едва ли не ведущим в генезе их нарушений. С другой стороны, развитие системы помощи детям, живущим в семье, позволило добиваться хороших результатов в их реабилитации и изменило представление об их возможностях. Данные, приведенные ниже, заимствованы из иностранной литературы и подтверждены опытом работы Центра ранней помощи (табл.).

Таким образом, дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети, и при специальном обучении, хотя и несколько позже, осваивают те же навыки.

На сегодняшний день более 1000 семей из Москвы и регионов России получают информационную поддержку, с ними регулярно занимаются и оказывают консультативную помощь. Подобные программы получают все более широкое распространение в нашей стране и странах ближнего зарубежья.

В основе современного подхода к обучению детей с синдромом Дауна лежит семейно-центрированная модель ранней помощи, включающая психолого-педагогическую поддержку родителей и ориентированная на помощь родителям в воспитании их детей. Большое внимание уделяется развитию детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), профилактике вторичных нарушений, возникающих из-за сопутствующих заболеваний или неравномерности развития ребенка. С первых недель в сфере внимания педагогов находится взаимодействие родителей с ребенком, моторное развитие, познавательные процессы, развитие коммуникации. С 1,5 лет дети начинают посещать групповые занятия, направленные на социализацию и подготовку к детскому саду. К 3 годам дети, как правило, поступают в детские сады, продолжая при этом получать дополнительные специальные занятия. Все больше детских садов организуют интегративные группы, где дети с синдромом Дауна находятся вместе с обычными сверстниками, и отмечают их положительное влияние друг на друга. К 8 годам дети поступают в школы, подобранные в соответствии с уровнем их развития. Основная масса детей учится в специализированных школах, однако есть отдельные примеры обучения детей с синдромом Дауна в общеобразовательных школах.

Безусловно, только межведомственное взаимодействие, включающее органы здравоохранения, социальной защиты и образования, позволяет комплексно решать проблемы ребенка с нарушениями развития и его семьи.

С 2002 г. ведется активная работа, направленная на профилактику социального сиротства детей с синдромом Дауна, а также на изменение отношения к данной категории детей в профессиональной медицинской среде и в общественном сознании.

Основными компонентами программы являются:

Результатом реализации данной программы является устойчивое увеличение числа детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях. Так, в 2002 году в Москве в семьях оставалось примерно 15% детей, также как в среднем по России, а через 4 года работы программы — в 2006 году — 50% детей.

Поговорим об этом проекте более подробно.

Многие родители помнят те слова, которые они услышали в родильном доме, долгие годы. Поскольку синдром Дауна определяется сразу после рождения ребенка, родители узнают диагноз до того, как сформируются их отношения с ребенком, а часто даже раньше, чем они его в первый раз увидят. То, каким образом сообщается о диагнозе, во многом влияет на дальнейшее формирование детско-родительских отношений и принятие ребенка, даже если ребенок остается в семье.

Сообщение о синдроме Дауна разрушает образ того ребенка, о котором родители мечтали в течение беременности, их планы и представления о себе, как о родителях. Значимость этой утраты определяет интенсивность и продолжительность переживаний. Этот процесс имеет несколько фаз и, в конечном итоге, направлен на реорганизацию жизни в соответствии с новой ситуацией.

Первая фаза (шок) может быть описана словами: «Этого не может быть, это не со мной». Она может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Затем наступает фаза реакции, которая проявляется в чувстве гнева, конфликтности, недоверчивости, поисках «виноватого». Эти чувства часто обрушиваются на тех, кто оказался рядом, сообщил о диагнозе. Важно понимать, что подобное поведение является нормальным проявлением этого этапа переживания горя, и постараться эмоционально поддержать родителей. Эта фаза может длиться от нескольких дней до нескольких недель.

На следующем этапе начинается адаптивная фаза. Родители постепенно принимают факт синдрома Дауна у их ребенка, у них заметно снижается тревога, они начинают думать о насущных нуждах. Эта фаза может длиться до года. После этого наступает фаза ориентирования или реорганизации, когда семья осваивает роль родителей необычного ребенка, конструктивно подходит к решению своих проблем, ищет помощи у соответствующих служб, строит планы на будущее, завязывает новые отношения.

К сожалению, родители обычно должны принять решение о судьбе ребенка, пока он находится в родильном доме, т. е. в течение первых нескольких дней после его рождения. В это время они находятся в шоковой или реактивной фазе, и в таком состоянии практически невозможно принять взвешенное решение. Возможность отложить выбор дает им необходимое время для адаптации. В Центре ранней помощи зарегистрировано около 30 случаев, когда родители забирали ребенка домой через несколько дней или месяцев после отказа.

Врач в родильном доме, сообщающий о диагнозе, тоже находится в стрессе, вызванном несоответствием новорожденного его ожиданиям, необходимостью сообщать неприятную новость, предполагаемой реакцией и т. д. Кроме того, он оказывается тем единственным человеком, к которому родители могут обратиться, и ему приходится отвечать на вопрос: «Что это значит?», представляя педагогическую информацию о развитии и социализации ребенка, а также оказывать психологическую поддержку матери, отвечая на вопрос: «Что же теперь делать?».

Не имея достаточной психологической подготовки, врачи нередко действуют за счет своих душевных сил, «примеряя ситуацию на себя». Часто врачу трудно определить границы своей ответственности, и он, искренне желая помочь родителям, советует им отказаться от ребенка, исходя из собственных представлений и своего психологического ресурса. При этом получается, что врач советует отказаться от чужого ему ребенка, а родителям приходится отказываться от своего.

Реакция матери, растерянность, слезы, агрессивное поведение также вызывают желание помочь ей, и часто ей назначают препараты, снижающие интенсивность проявлений горя, но замедляющие его переживание.

Понимание границ своих возможностей и ответственности, возможность пригласить психолога, педагога или представителя родительской ассоциации облегчают врачам стоящую перед ними задачу.

Остановимся подробнее на том, что важно сделать в родильном доме:

Начало работы с семьей на этапе родильного дома, включение семьи в службу ранней помощи, с последующим переходом ребенка в детский сад, школу и проекты занятости для взрослых, обеспечивает развитие, обучение и социализацию детей, а также дает возможность их родителям работать и вести обычный образ жизни.

Т. П. Медведева Центр ранней помощи «Даунсайд Ап», Москва

Развитие ребенка с синдромом Дауна: от 0 до 19 месяцев

Наличие дополнительной, 47-й, хромосомы сказывается на развитии внутренних органов ребенка, его способностям к умственному и физическому развитию. Однако статистика гласит: 4 из 5 детей с этой геномной патологией обучаемы, а некоторые вполне могут добиться значительных успехов в жизни. Существует огромное количество вариаций синдрома, которые оказывают различное влияние на потенциал ребенка – иногда он и вовсе не нуждается в составлении специальных программ, а его развитие находится в рамках, применимых к возрасту.

И все же, в большинстве случаев у детей наблюдаются проблемы с речью – например, задержка между пониманием и воспроизведением слова. Также распространено медленное развитие мелкой моторики, которая уступает другим двигательным качествам в темпах их усовершенствования. Такие дети могут позже вставать на ножки – от 2-х до 4-х лет. Поэтому врачи придерживаются подхода раннего вмешательства: замечено, что чем раньше назначается физиотерапия и специальные занятия, чем раньше обследования выявляют сдерживающие факторы (например, проблемы со слухом), тем скорее идет развитие ребенка и тем меньше он отстает от сверстников.

Причины синдрома Дауна

Превышение генетического материала корреллирует с возрастом матери, отца и даже бабушки по материнской линии. Однако предугадать, родится ли ребенок здоровым или больным невозможно – его родители почти всегда оказываются здоровыми людьми, а патология обнаруживается только на этапе скрининга плода. Косвенно повлиять на развитие синдрома может:

  • зачатие в близкородственном браке;
  • наличие среди родственников человека с данной мутацией;
  • поздние роды при возрасте матери от 35 лет и отца от 40 лет;
  • наличие вредных привычек, нездоровое питание и образ жизни.

Синдром не связан с полом плода и диагностируется при помощи инвазивных и неинвазивных методик. При рождении развитие ребенка практически всегда соответствует нормальному, за исключением незначительных задержек. При этом братья и сестры с заболеванием похожи между собой, но не похожи на родителей.

Отличия с первых дней:

  • дети с заболеванием имеют уплощенное лицо и укороченный нос;
  • на укороченной шее имеется характерная складка;
  • у внутреннего уголка глаза заметен эпикантус, несвойственный детям немонголоидных рас;
  • уголки глаз имеют разную высоту, что нередко сопровождается косоглазием;
  • язык увеличен, из-за чего ребенку сложно держать рот закрытым;
  • наблюдается искривление мизинца, клинодактилия;
  • в 20% и более также диагностируется врожденный лейкоз, эпилепсия, проблемы с мочеполовой системой.

Особенности развития

В возрасте до 3 месяцев для ребенка с синдромом Дауна характерен следующий уровень развития:

  • выражает чувство голода плачем, а сытости – радостью;
  • эмоционально реагирует на внимание и появление значимых взрослых;
  • не наблюдается проблем с сосанием и глотанием молока;
  • при положении лежа на спине активно двигает ручками и ножками;
  • подъем головы не ниже 4-6 см от поверхности, время удержания головки – 8-12 секунд;
  • при положении лежа держит головку около минуты;
  • хорошо сжимает и разжимает кулачки;
  • может дотронуться пальчиками до собственного лица;
  • активно наблюдает за интересными предметами;
  • узнает голос матери и реагирует на него;
  • узнает знакомых людей и эмоционально выражает это.

В возрасте 4-6 месяцев:

  • делает попытки к общению с близкими, гулит и лепечет;
  • умеет смеяться;
  • демонстрирует опаску и сомнение при виде незнакомых людей;
  • активно тянет в рот ручки;
  • сидит и держит головку без особых затруднений;
  • наблюдает за интересными предметами;
  • хорошо отличает знакомых, вплоть до частых гостей, от незнакомцев;
  • следит за любимыми игрушками и другими интересующими предметами.

Старше 6 – до 10 месяцев:

  • реагирует на щекотку смехом;
  • улыбается при играх или в ответ на ласку;
  • учится говорить короткие слова из пары слогов;
  • знает, что если уронить предмет, его поднимут;
  • плачет или проявляет другие негативные эмоции, если у него отбирают игрушку;
  • умеет кушать из рук, пить из кружки, которую держит взрослый;
  • начинает самостоятельно ползать и вставать с поддержкой взрослого;
  • передает предметы одной или двумя руками;
  • проявляет любопытство к окружающему миру, познавательные попытки.

В возрасте 10-12 месяцев:

  • реагирует плачем на отчитывание или ругань;
  • понимает, что в ответ на просьбу можно отдавать предметы;
  • самостоятельно кушает;
  • обнимает родителей;
  • переворачивается со спинки на живот по собственному желанию;
  • ходит с поддержкой взрослых;
  • начинается развитие мелкой моторики в играх;
  • понимает, когда к нему обращаются.

От 13 до 15 месяцев:

  • машет ручками и хлопает в ладоши, в зависимости от ситуации;
  • может отвечать утвердительными или отрицательными движениями головы;
  • самостоятельно встает и ходит;
  • играет с мячом, конструктором, машинками, пирамидкой;
  • делает первые рисунки.

В возрасте 16-19 месяцев:

  • понимает простые поручения от взрослых и выполняет их сам или с чужой помощью;
  • отдает взрослым предметы при просьбе;
  • учится самостоятельно снимать одежду;
  • сам умывается;
  • умеет подниматься и спускаться по ступенькам с подстраховкой от взрослого.

Обращайтесь, чтобы получить индивидуальную программу Войта-терапии для Вашего малыша!

Добавить комментарий