Как отличить ЗПР от олигофрении (умственной отсталости)?

2

Психологические и интеллектуальные особенности в развитии обычно диагностируются в раннем дошкольном или школьном возрасте, когда признаки отклонения становятся максимально выраженными. Олигофрения и ЗПР обладают схожими чертами, а от правильности постановки диагноза будет зависеть дальнейшее лечение и коррекция.

В чем разница между ЗПР и олигофренией?

Олигофрения – общее постоянное умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга в утробный и постнатальный периоды. Проявляется в снижении интеллекта, эмоциональных, волевых, речевых и двигательных расстройствах.

Олигофрения – это полиэтиологическое заболевание, которое может развиться в результате генетических нарушений, травмы головного мозга.

Ребенок с признаками олигофрении фото
Ребенок с признаками олигофрении

Статья в тему: Какое отличие детей с ЗПР от УО?

В медицине различают три степени развития олигофрении:

  • имбецильность;
  • идиотия;
  • дебильность.

Все эти степени обладают 4 ступенями тяжести:

Степень тяжести Уровень IQ, баллы
Легкая 50-59
Умеренная 35 -34
Тяжелая 20-34
Глубокая не достигает и 20

ЗПР сопровождается нарушением темпов психического развития, которое возникает по причине социального или биологического воздействия. Детям с данным диагнозом намного сложнее даются навыки общения со сверстниками, навыки воображения, восприятия окружающего мира, самообслуживания, они сложно включаются в школьную деятельность.

ЗПР Олигофрения (УО)
Обратимое состояние Необратимое нарушение
Парциальность Тотальность
Развитие мозаичное (скачками) Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения Низкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев не поддается коррекции

Отсутствие навыка установления связей причина-следствие и обобщения информации

Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамика В большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не сопровождается успехом
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание Страдают функции мышления
Игровая деятельность способствует к развитию Игровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами возможностей ребенка
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции Полное безразличие к игровой и предметно-манипулятивной деятельности
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания Слабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении заданий
Овладевают навыками изобразительного искусства Без обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы: простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка Проявляется диспластичность
Нет грубых проявлений в неврологическом статусе Наблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица, венозная сеточка на переносице или висках

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

Категория Признак при ЗПР
Синдром психического инфантилизма Подавленные навыки познавательной деятельности

Преобладает интерес к игровой деятельности

Дурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивость

Проявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможности

Отрицание любых правил

Церебрастенический синдром Непереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шуму

Быстрая утомляемость

Скачкообразные успехи в учёбе

Подавленные навыки памяти, концентрации внимания

Психическая медлительность

Капризность, сонливость

Энцефалопатические расстройства Заторможенность, безразличие к окружающему миру, вялость

Судороги

Эмоциональная агрессия

Энурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи

Интеллект Моторика рук развита слабо

Графо-моторная координация отсутствует

Нарушено зрительно-пространственное восприятие

Отсутствие навыка составлять звукобуквенный анализ

Ограниченный словарный запас

Сложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятью

Сложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

Дети с диагнозом ЗПР фото
Дети с диагнозом ЗПР

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий – не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой – практические советы

Олигофрения и ЗПР: отзывы

В таблице собрали несколько популярных суждений, которые взяты из форумов:http://defectolog.ru/forum/108/?theme=2046,http://www.woman.ru/health/medley7/thread/4265007/,http://www.otrok.ru/forum/viewtopic.php4?t=2937,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/177069/.

Положительные Отрицательные
Первое, что важно сделать – это реально подобрать высококлассного специалиста, который не просто по первым признакам поставит диагноз и начнет пичкать вашего ребенка таблетками, а будет сопоставлять целый ряд факторов. Это очень важно, ведь ЗПР от олигофрении тяжело отличить.

Вот, например, сыну в 7 лет поставили именно умственную отсталость, понарассказывали мне страшилок, что все, полноценного человека не вырастет, и что можно совершенно ничего не предпринимать, нужно принять ситуацию как она есть.

А нееет, я так не могла, начала перебирать врачей, и попала на специалиста с большой буквы, который сказал, что у нас ЗПР и расписал целый комплекс занятий и дал направление в коррекционный центр. И да, у нас начало много получаться и стремительно быстро. Так что, девочки, ищите правильного врача! (Марго)

Для того чтобы правильно поставить диагноз, нужны компетентные врачи, которых в нашей стране к сожалению, я еще не встретила. Мы начали бить в колокола, когда дочери был год, ну не может ребенок в таком возрасте лежать и ничем не интересоваться и даже не пытаться ползать, садится, я уже молчу о ходьбе и элементарной речи.

Но на все мои рассказы и подозрения все врачи в один голос говорили «мамаша, не делайте из своего ребенка инвалида, это его особенности развития и не более, тем более ребенок у вас после кесарево, так бывает». Так мы обивали пороги клиник на протяжении двух лет, время шло, и ничего не менялось!

Пока муж не нашёл выход на клинику в Германии, где нам и поставили диагноз «олигофрения» и сказали, что мы потеряли очень много драгоценного времени! Вот как нашим докторам после этого верить!? (Анна)

Правильно везде пишут, ЗПР – это состояние, которое поддается коррекции, правда скорость восстановления будет напрямую зависеть от уровня сложности заболевания, возраста ребенка, и настойчивости в работе. Нельзя останавливаться, никто не говорит, что будет легко, но результаты вас обязательно порадуют. (Лиза) ЗПР и олигофрения – это сложные заболевания, лечить которые необходимо в специализированных центрах и ни при каких условиях не допускать их к обычных школам, так как эти дети с психическими отклонениями, и мало того, что не знаешь, чего от них ожидать, так еще и в школах нет специалистов, которые знали бы что с такими детками делать! (Мария)
Очень страшно слышать оба эти диагноза, но отчаиваться не стоит, в нашей стране очень много центров, которые занимаются профессионально развитием особенных деток.

Мы вот в 3 годика услышали диагноз «олигофрения тяжелой степени», и мы за 3 года сумели добиться того, что наша дочурка самостоятельно кушает, интересуется книгами, складывает пирамидки, кубики, говорит 27 слов и даже есть словосочетания.

Пусть для некоторых это маленькие достижения, а для нас это сравнительно с подъемом на Эверест. Не опускайте руки, и не вешайте на своих крох ярлыки. Важно окружить их любовью, лаской и заботой. (Оля)

Мы уже год занимаемся с психологом и логопедом и после первоначального диагноза «олигофрения» нам уже поставили «ЗПР». И в других случаях, я, наверное, бы возмущалась о некомпетентности врачей и неправильном диагнозе, а в данном случае я счастлива, ведь это показатель того, что шансы есть на выздоровление и немалые. (Полина)

Вывод

Олигофрения (умственная отсталость) и задержка психического развития – это схожие по определенным показателям заболевания, но с серьезными отличиями. Для определения точного диагноза рекомендуется пройти полное медицинское обследование (МРТ, КТ и т.д.), рассказать доктору о генетической предрасположенности родителей, о сложностях при беременностях и родах, провести ряд тестов.

Не доверяйте диагнозу одного врача, перепроверьте его у нескольких и сопоставьте результаты, ведь лечение и методы коррекции при двух рассмотренных отклонениях существенно отличаются.

Видео – обзор заболевания подобных олигофрении

2 комментария для “Как отличить ЗПР от олигофрении (умственной отсталости)?

    1. признаки ЗПР проявляются обычно в младшем школьном возрасте, когда у ребенка активно развивается целый ряд навыков и умений. Что касается олигофрении, то ее диагностировать можно в раннем дошкольном возрасте, начиная с 1 года. Чем раньше поставлен диагноз, тем проще будет с ним бороться.

Добавить комментарий