Как отношения в семье влияют на личность ребенка с заиканием

0

Как отношения в семье влияют на личность ребенка с заиканием

Как отношения в семье влияют на личность ребенка с заиканием

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему следует серьезно задуматься над средствами устранения у детей этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами.

Проблема заикания в силу сложности и неоднородности дефекта (особенно в дошкольном возрасте) стоит как бы обособленно и требует более глубокого и всестороннего изучения со стороны специалистов различного профиля. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации. При наличии заикания создается особая социальная ситуация развития, связанная с несовершенной судорожной речью, затрудняющей коммуникацию. На этом фоне довольно часто возникают трудности социализации из-за проблем в коммуникативной деятельности, нередко сопряженной с логофобией. В данном случае, непосредственное значение имеет активизация личностных ресурсов компенсации как самого дефекта, так и связанных с ним нарушений социализации.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [1].

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся дошкольников внимания, памяти, мышления, психомоторики наглядно демонстрирует, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля. Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы. Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект [2].

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д. Неткачев, И.И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф.Г. Штоккерт, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Г.И. Ангушев, Л.З. Андронова, Э.М. Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.) [1].

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка. Заикание возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию [3].

Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Педагог-воспитатель формирует, прежде всего, знания и навыки, предусмотренные коррекционной программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребёнка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определённые моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление всё делать самому, понимание товарищества дружбы [4].

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Под ним понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. Содержание обследования может включать изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося. Это позволяет осуществить полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не должен быть оставлен без внимания. Большую роль на пути к преодолению данного речевого нарушения играет профилактическая работа: из беседы с родителями выясняются наиболее значимые события, произошедшие в семье, и в связи с этим уточняются особенности общего, моторного и речевого развития ребенка. Уделяется внимание изучению вопросов воспитания [5].

Одним из приоритетных направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой, на его эмоционально-волевую сферу. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе преодоления речевого нарушения и убеждение, что в конце концов успех будет полным. Большое значение в процессе работы с заикающимися дошкольниками имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить. Отношения к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет, ведущей деятельностью является игра. В ходе игровой деятельности происходит усвоение приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Следовательно, в отношении детей дошкольного возраста все более и более внедряются в практику специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии и психотерапии посредством рисунка.

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, которое до конца не раскрыто. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Необходимо помнить, что оно лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной социализации. Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания [4].

Требовательная мама и строгий папа: из-за чего дети начинают заикаться и как избавиться от недуга?

Ежегодно 22 октября в мире отмечается День заикающихся людей. Существует даже Международная ассоциация заикающихся людей (International Stuttering Association, ISA), которая позиционирует себя как «рупор всех заикающихся людей на международном уровне». Согласно данным этой ассоциации, около 1% населения мира страдает от этого недуга. Считается, что проблема заикания возникла, как только люди овладели речью, то есть около 40 тысяч лет назад. Соответственно, столько же времени люди пытались найти способ избавления от этого дефекта речи – в ход шли народные практики, а позже и помощь квалифицированных специалистов. Удалось ли человечеству продвинуться в лечении заикания и как сегодня помогают людям с этой проблемой, узнала корреспондент «МИР 24».

Для кого-то заикание – вовсе не проблема, а скорее, «изюминка», скажут многие. Ведь история знает множество видных деятелей, которым этот недуг не то что не мешал, а даже помог выделиться. Так, первым известным заикой был древнегреческий политик и оратор Демосфен. Он не мог выговаривать слова, его проблема усугублялась одышкой. Тогда мудрец решил усложнить себе задачу – он придумал набивать рот галькой, чтобы произносить слова по-другому. В итоге такой метод помог не только ему, но и стал самым распространенным в мире упражнением для дикции.

Публичные выступления английского политика Уинстона Черчилля до сих пор считаются одними из самых образцовых. Оратор умел удерживать внимание слушателя не только своими словами, но и самой манерой их произнесения. А ведь многие его коллеги рассказывают, что на самом деле премьер-министр страдал от заикания и шепелявости и всю жизнь боролся с недугами. Заранее прописывал речь, подолгу ее репетировал и избавлялся от «неудобных» моментов в тексте. Правда, по другой версии, у политика никаких проблем не было вовсе, он лишь считал, что небольшое заикание способно привлечь дополнительное внимание аудитории и активно пользовался этим приемом.

А вот наш современник певец и композитор Эд Ширан сам однажды признался, что начал заниматься музыкой как раз в попытке избавиться от проблем с заиканием. Как рассказал автор песен, его недуг развился после неудачной операции, перенесенной в детстве. Тогда отец Эда подарил девятилетнему сыну диск с композициями Эминема – ему настолько понравилась пластинка, что он наизусть выучил все песни на ней и постепенно смог нормализовать свою речь.

Истинную причину заикания (врачи его называют логоневрозом) установить очень сложно, считает логопед и клинический психолог Александра Кондрахина. «Этой проблемой занимаются очень давно, еще со времен Гиппократа. Исследователи пытались объяснить причину возникновения заикания по-разному: одни считали, что заикание является следствием несовершенства самого аппарата речи (твердого неба, языка, нижней челюсти), а другие находили связь заикания с нарушением функционирования речевых органов (судорожное закрытие голосовой щели, чрезмерно быстрый выдох, спазматическое сокращение мышц, приводящее к удержанию языка в полости рта и др.). Некоторые исследователи связывали логоневроз с нарушениями в протекании психических процессов», – говорит эксперт.

Большинство российских исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство речи или определяли его как психическое страдание, для которого характерны судорожные движения в речевом аппарате. А к концу XX века стали появляться исследовательские работы, в которых заикание рассматривалось с точки зрения междисциплинарных наук – психологии, педагогики, медицины. Однако среди ученых до сих пор нет единого мнения о точных причинах возникновения этой патологии.

Как рассказала Александра Кондрахина, сейчас ученые считают, что у заикания могут быть как физиологические, так и психологические причины возникновения. Например, ребенок мог таким родиться – значит, во время беременности могло произойти кислородное голодание или интоксикация, а также могли возникнуть проблемы и во время самих родов. Здесь же индивидуальные особенности речевого развития и слабость нервной системы (например, ребенок проявляет раздражительность, ранимость и нервозность). А вот в приобретенных (психосоциальных) причинах чаще всего виноваты родители малыша: авторитарный стиль воспитания, разногласия, эмоциональная холодность, недостаток внимания, психологический климат в семье. Заикание может также появиться у детей из-за сильного страха темноты или внезапного испуга. Психолог Наталья Никифорова утверждает, что в 90% случаев заикание имеет именно психологическую природу.

«Например, если у тревожного и ранимого мальчика слишком строгий отец, который пытается вырастить его «настоящим мужиком» и запрещает плакать, выражать эмоции и желания, это вполне может стать причиной заикания. Если любое слово и движение ребенка может вызвать крик и раздражение со стороны отца, ребенок привыкнет бояться говорить, и будет чувствовать осуждение за слова. В итоге слова «застревают в горле», вызывают невротические спазмы и заикание», – приводит пример из своей практики психолог Ксения Несютина.

Бывают и такие случаи, когда требовательная мама хочет, чтобы ребенок хорошо учился, развивался и достигал одного успеха за другим. Это тоже может сыграть свою роль в развитии у него заикания. «Например, мама занимается с ребенком 3-4 лет по каким-нибудь карточкам или развивающим методикам и испытывает разочарование, когда у ребенка что-то не получается. Тогда ребенок постоянно пытается предугадать, какую реакцию мамы вызовут его слова – огорчится ли она, рассердится ли, накажет ли, – и в конце концов либо замыкается в себе, начинает говорить все меньше и меньше, либо чувствует постоянный страх сказать что-то не то. И опять заикание – всего лишь телесное проявление этого страха», – поясняет Несютина.

Специалист отмечает, что работа над заиканием только с логопедом зачастую не совсем эффективна. «Есть риск, что ребенок научится плавно говорить только в спокойной и привычной обстановке. Но как только он попадет в другую ситуацию, где возможны какие-либо сильные эмоции, от плавной речи не остается и следа. Поэтому гораздо эффективнее будет, если к работе параллельно подключится детский психолог. Он может проанализировать отношения в семье и понять, не является ли семейная обстановка травматичной для ребенка, и не из-за нее ли возникло заикание», – советует эксперт.

Логопед Александра Кондрахина отметила, что заикание – это сложное психофизическое расстройство, а значит, лечение должно носить комплексный характер. Поэтому помимо психолога и логопеда к лечению стоит также подключать неврологов, массажистов и нейропсихологов. Чтобы грамотно составить схему лечения, очень важно определить истинную причину патологии.

Детское и взрослое заикание имеет схожие психологические причины. Однако если речь идет об испуге, нужно учитывать, что в зависимости от возраста люди по-разному реагируют на вещи или события. А значит, и причины возникновения заикания у них отличаются.

Психолог Наталья Никифорова приводит примеры из практики: «Маленькие дети пугались самых обычных явлений: змея заползла в палатку, на ребенка прыгнула лягушка, малыш услышал ночью рядом с кроватью страшный непонятный звук (ночевали в гостях, хозяин во сне скрипел зубами). Психика не смогла справиться с этими впечатлениями, дети начали заикаться. Страх удалось убрать с помощью арт-терапии: мы визуализировали страх на бумаге и разговаривали, психика справлялась с этим впечатлением».

Если детский страх не прорабатывать, он останется в подсознании. Поэтому во взрослом возрасте пациенты продолжают заикаться. У подростков этот недуг может возникнуть из-за сильных стрессов, проблем с формированием личности, самооценки, уверенности в себе. Так, Брюс Уиллис в подростковом возрасте начал заикаться на фоне развода родителей и справился с этим, развив свои личностные качества – стал президентом школьного совета.

Взрослые с заиканием, как правило, переживают некую детскую травму. Но это может быть и уже взрослый стресс, которой наложился на какие-то тонкие места в психике и проявляется заиканием.

Специалисты отмечают, в лечении самое главное, чтобы человек сам хотел избавиться от заикания. «У меня был случай, когда взрослый мужчина с очень сильным заиканием избавляться от него не захотел. Он к нему привык, приспособился, это не мешало ни в личной жизни, ни в работе. И для мужчины было проще оставить все, как есть, чем стать кем-то другим. Стать человеком без заикания», – рассказывает Никифорова.

Добавить комментарий