Как получить инвалидность по аутизму

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Аутизм и инвалидность

К сожалению, в наше время, в силу разных причин, рождается немало малышей с аутизмом, грубыми отклонениями здоровья. Государство в таких случаях поддерживает таких деток, присваивая статус инвалида. Тем самым давая право на выплаты и льготы.

Получить статус возможно, пройдя специальную медицинскую комиссию и доказав, что человек имеет ограничения, предусмотренные в специальных законодательных актах. После подтверждения диагноза и его тяжести, обратившемуся присваивается определенная группа инвалидности.

Дают ли инвалидность детям при аутизме или нет – это главный вопрос, возникающий у родителей, столкнувшихся с такой проблемой. В зависимости от степени выраженности патологии, у пациента есть право оформить статус инвалида. И получать предусмотренную государством помощь для реабилитации, повышения качества жизни.

Льготы по инвалидности ребенку с аутизмом

Получение особого статуса для детей с подобным диагнозом – это не только подтверждение необходимости в специализированном медицинском сопровождении. Но и финансовая, материальная помощь от государства.

Инвалид будет получать пенсию, которую его официальные представители используют на содержание и организацию лечения. Кроме того, подразумевается еще ряд льгот:

  • возможность без очереди попасть в садик с логопедическими группами;
  • снижение или полная отмена платы за садик;
  • организация школьного обучения на дому;
  • преимущество в получении бесплатного средне-специального или высшего образования;
  • посещение лечащих врачей вне очереди;

  • скидки на проезд в общественном транспорте и транспорте дальнего следования;
  • бесплатные лекарства для компенсации нарушений, возможность получить бесплатную путевку на лечение в санаторий;
  • помощь сотрудников соц. служб.

Дополнительные льготы и отдельные условия, в том числе – для родителей, зависят от региона проживания семьи. Местные власти могут расширять список льгот. Но не могут ограничивать предусмотренные законодательством.

Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом?

Как получить инвалидность ребенку-аутисту и какую дают при этом группу – расскажет лечащий врач. Фактически всегда это – детский психиатр, установивший диагноз и его тяжесть.

Нужно понимать, что далеко не каждый аутист настолько ограничен в возможностях, чтоб получить инвалидность.

Людьми с ограниченными способностями признаются те, кто не могут:

  1. обслуживать сами себя;
  2. самостоятельно находиться в социуме;
  3. проходить обучение, усваивать новые навыки;
  4. контролировать свои поступки;
  5. получать трудовые навыки;
  6. вести трудовую деятельность.

То есть, поставленный диагноз автоматически не приводит к получению особого статуса. Для этого необходимо пройти освидетельствование, медицинскую экспертизу.

Порядок получения – отработанная процедура:

  • Первоначально нужно обратиться в поликлинику и получить официальный диагноз, поставленный профильным доктором после диагностики аутизма. В данном случае это – психолог или психиатр.
  • Лечащий врач направляет пациента на МСЭ (медико-санитарную экспертизу). Одновременно посещаются специалисты по списку, проводятся функциональные тесты, сдаются анализы. Все нужно выполнить в определенные сжатые сроки.
  • Полученные результаты возвращаются к лечащему врачу, и он готовит документы на представление пациента комиссии по МСЭ.
  • В назначенное время, ребенок с официальными представителями и собранными документами приезжает на комиссию. Коллектив докторов, на основе представления, присваивает ребенку-аутисту инвалидность и предоставляет подтверждающий документ. Также разрабатывается план реабилитации.
  • Затем родители должны сходить в Пенсионный фонд, чтобы получить официальное удостоверение. В отделе соцзащиты уточняются пособия и льготы, а соцстрах оформляет ИПР (индивидуальную программу реабилитации).

В зависимости от полученного статуса – временного или бессрочного –всю процедуру повторяют через 5 лет или после того, как ребенку исполнится 18 лет.

Нужные документы

Разобравшись, где и как получить инвалидность при аутизме у детей, определимся со списком документов для оформления.

В список требуемых медицинской комиссией для присвоения инвалидности при аутизме у детей и определения, какую группу присвоить пациенту, входят:

  • Заявление по стандартной форме. Его пишут родители или опекуны ребенка, где излагают желание пройти медицинскую экспертизу.
  • Свидетельство о рождении ребенка. По достижении 14 лет нужно предоставлять паспорт гражданина Российской Федерации.
  • Результаты медицинских обследований профильными докторами. Данные анализов и тестов, подтверждающих наличие у ребенка стойких проблем со здоровьем.
  • Направление от лечащего врача – психолога по форме 088/у-06.

  • Характеристику, если маленький пациент посещал государственные или частные образовательные учреждения: детский сад, школу. В случаях, когда малыш находится под домашним присмотром родителей, характеристика не требуется.

Какие-либо дополнительные документы, требовать государственная комиссия не вправе.

Переоформление после наступления 18 лет

Современное законодательство предписывает устанавливать особый статус для детей-аутистов с подтверждением патологического состояния каждые 5 лет, проходя всю комиссию заново, или бессрочно до достижения 18 лет.

Раньше, до 2015 года, наибольшим вопросом в сфере определения статуса человека с подобным диагнозом был: взрослый аутист – это инвалид или нет?

Недавно, при переосвидетельствовании, совершеннолетним больным или отменяли диагноз вообще, либо меняли на «шизофрению», «расстройство личности» или «умственную отсталость». Но аутизм и умственная отсталость – разные состояния.

С недавнего времени, психиатры применяют шифр для обозначения наличия подобной болезни и у взрослых людей. Соответственно сегодня в документах представлены коды:

Они были установлены в Международной Классификации Болезней уже в 2010 году, но в нашей стране стали использоваться значительно позже.

Проходя комиссию, родители или официальные представители должны с вниманием отнестись к диагнозу, который вносится в документы. Так как далеко не все специалисты – психиатры вносят правильный код, предпочитая использовать старую традиционную замену названия болезни.

Но группа не означает, что ребенок навсегда останется ограниченным в возможностях.

Список использованной литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 339 г. Москва “О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом”.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N 585н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”
  3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.09.2019 № 728н “О внесении изменения в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 991н”

Развеиваем мифы о детях с расстройством аутистического спектра: рекомендации для их родителей и близких

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. В последние годы стали все чаще звучать термины «аутизм» и «расстройство аутистического спектра». Еще лет 20 назад о них мало кто знал, даже специалисты редко ставили такие диагнозы, особенно людям в возрасте старше 18 лет. В столичных ЦССВ и центрах социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов комплексную помощь получают ребята с аутизмом или РАС. Специалисты из социальных центров рассказали о самых распространенных мифах об аутизме и дали рекомендации родителям таких детей.

Миф № 1: Причина возникновения РАС — вакцинация.

«Современные эпидемиологические исследования однозначно указывают на то, что причинно-следственная связь между возникновением РАС и вакцинацией отсутствует. Изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов никак не влияло на частоту распространения РАС. Чаще всего это заболевание появляется из-за генетических и средовых (недоношенность, гестационный диабет и т.д.) факторов. В настоящее время выявлено более ста генов, ассоциированных с РАС. Средовые факторы имеют значение при взаимодействии с генетической предрасположенностью», − поясняет руководитель службы медицинской помощи детям ЦСПР «Дом детей» Александр Белов.

Миф № 2. Безглютеновые, кетогенная и безказеиновые диеты, вывод тяжелых металлов из организма (хелатирование), иппотерапия и дельфинотерапия вылечат аутизм.

В результате разных исследований эти методики не доказали свою эффективность. У детей с РАС, как и у других детей без этого диагноза, могут быть гастроэнтерологические заболевания, ферментопатии, пищевая аллергия, непереносимость молока и лактозы. Но с РАС это никак не связано.

Если у ребенка имеются гастроэнтерологические расстройства (боли в животе, тошнота, тяжесть, метеоризм), то любой ребенок будет беспокойно себя вести. Дети с РАС, которым из-за нарушения социального взаимодействия и коммуникации намного сложнее выразить свои жалобы, также ведут себя беспокойно. Лечебная диета и лекарства (спазмолитики, обезболивающие) снимают неприятные ощущения, и ребенок успокаивается. Опосредованно улучшается и его поведение.

Методика вывода тяжелых металлов не доказала свою эффективность, кроме того, она сопряжена с риском серьезных побочных эффектов. Иппотерапия и дельфинотерапия могут улучшить эмоциональное состояние ребенка, увлечь — как и любого другого ребенка при общении с животными. Но вылечить РАС они не могут.

«К таким же вмешательствам, не имеющим достаточных доказательств эффективности, также относятся остеопатия, иглорефлексотерапия, арт-терапия, метод Томатис и биоакустическая коррекция, микрополяризация головного мозга, методика биологической обратной связи, мозжечковая стимуляция, гипербарическая оксигеннация и многие другие», − отмечает Александр Белов.

Миф № 3. Лекарства вылечат аутизм.

Нет ни одного лекарства, которое могло бы повлиять на главные симптомы РАС — отсутствие социального взаимодействия и коммуникации, ограниченное и стереотипное поведение. В некоторых случаях применение лекарств обосновано. При РАС могут быть другие сопутствующие расстройства, например, нежелательное поведение. В таких случаях лекарства могут помогать ребенку и опосредованно улучшать его социальную адаптацию. И он сможет эффективно заниматься с другими специалистами — логопедами, дефектологами, психологами и так далее.

Советы для родителей, воспитывающих детей с РАС

  • Будете последовательны. Вам необходимо быть на одной волне с психологами, дефектологами, которые работают с вашим ребенком.
  • Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него.
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение или выполняет вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык.
  • Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире, где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться.

«Выбирая варианты занятий с ребенком, помните, что нет методов, которые одинаково подходили бы всем. У нас в Центре мы развиваем детей с аутизмом и РАС с помощью занятий с карточками, на которых изображены те или иные действия, они помогают составить понятное ребенку визуальное расписание. Таким детям очень важно развивать тактильное восприятие. Наши ребята любят нанизывать бусы, лепить из теста и пластилина, собирать пазлы», отмечает воспитатель ЦССВ «Юнона» Наталья Белоножкина.

Как играть с ребенком с аутизмом и РАС

«В нашем Центре воспитываются малыши-дошкольники, поэтому основной упор в занятиях с детьми с аутизмом и РАС мы делаем на игру. Наш опыт может быть полезен как кровным, так и приемным родителям таких крох», − отмечает дефектолог ЦССВ «Петровский парк» Алла Петрова.

Специалисты советуют использовать эмоциональные и простые потешки «Проснулись», «Мини-зарядка», «Конфеточки» − они формируют подражание взрослому, вызывают эмоциональный отклик ребенка. Изначально для включения ребенка с аутистическими расстройствами в игру необходимо ориентироваться на то, что ему нравится. Это могут быть и не веселые стишки, а, например, эпизод из мультика, запомнившийся малышу. Важно помнить, что для развития ребенка учебный материал надо все время менять: место проведения игры, сами потешки, эмоции взрослых периодически должны быть разными.

Игры для каждого ребенка должны быть ориентированы на него самого. Сначала взрослый присоединяется к его игре, итог − совместно-разделенное переживание.

«Совместное сюжетное рисование с ребенком — важная методика работы нашего Центра. Дети очень его любят. Мы рисуем сюжеты, которые привлекательны, наглядно доступны детишкам. Например, торт именинника, машина, которую видели на прогулке, и т.д. Наши малыши становятся активными, появляется устойчивый интерес к общению со взрослыми, что особенно важно со сверстниками», − говорит Алла Петрова.

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должно быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Постоянно разговаривайте с ним, комментируйте свои действия, стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру, научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.