Оглавление

Как помочь ребенку с ЗПР адаптироваться в кругу сверстников

Детство – это важный этап в формировании личности, на котором закладываются основные навыки и знания, а также обнаруживаются критические проблемы. Например, задержка в психическом развитии. Сразу же начинается программа по восстановлению. Однако пока идет работа над памятью, когнитивными процессами, развитием речи и общими навыками, забывается такой важный аспект как общение.

адаптация с ЗПР
Безусловно, у дошкольника есть тесные контакты с родственниками и педагогами, так как это необходимо для коррекционной работы. Но остается открытым вопрос общения со сверстниками.
Часто дети с ЗПР остаются на домашнем обучении с индивидуальным графиком или ходят в специальные детские садики (школы). Там нет возможностей для интенсивного развития взаимоотношения с другими людьми. А ведь именно этот опыт ляжет в основу поведения по отношению к людям во взрослой жизни.

Статья в тему: Подготовка к школе ребенка с ЗПР

Процессы, протекающие в детском коллективе

Чтобы понять важность коллектива, необходимо понять межличностные отношения дошкольников внутри группы.
Уже в 3 года происходит деление группы на подгруппы. Дети выбирают себе друзей. Также выделяются те, кого считают популярными или изгоями. Во многом именно эти процессы влияют на эмоциональное здоровье в детском саду.
У пациента с ЗПР наблюдается психологическое напряжение и поведенческое нарушение, что может вытолкнуть его из социальной группы. Поэтому важно научить дошкольника адаптироваться и создать оптимальные условия для взаимодействия детей.
Социализация может быть усложнена у некоторых категория детей с ЗПР. Выделяют три категории:

  • уравновешенные;
  • заторможенные;
  • возбудимые.

У неустойчивых и легковозбудимых детей есть незрелость психики, инфантильность, апатия. Это приводит к склонности к асоциальному поведению, от которого трудно избавиться даже правильным воспитанием.

ребенок с ЗПР как влиться в коллектив
При проработке коррекционной программы того, как следует вливаться в коллектив, учитывается особенности поведения пациентов с ЗПР:

  • непоследовательность;
  • конфликтность;
  • непредсказуемость;
  • неустойчивость;
  • соперничество;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • тревога.

Такие дети легче сходятся не со сверстниками, а с младшими, из-за взаимного понимания. Напомним, что ЗПР показывает отставание в развитии, а не нарушения. Поэтому процесс общения с теми, кто младше, проходит легче.

ребенок с ЗПР в коллективе
А вот активные сверстники или дети старше будут пугать, в особенности, если сформирована большая группа. Страх на такой почве может перерасти в пассивно-агрессивное поведение при попытке себя защитить. Из-за такого негатива возникает вопрос о том, стоит ли вообще вводить детей с замедленным развитием в круг обычных сверстников.

Доводы «За» Доводы «Против»
Перед глазами будет живой пример, стимулирующий к развитию. Не проявляется должный интерес к играм сверстников.
Для родителей подобный опыт тоже будет стимулом усерднее заниматься с сыном или дочерью. Конфликты могут усугубить психическое состояние.
Это возможность понять базовые социальные правила уже в детстве. Возможен негативный социальный опыт: насмешки, злость, игнорирование.

Лучшим вариантом все равно остается адаптация в социуме, чтобы научиться взаимодействовать со сверстниками.
Чтобы помочь влиться в коллектив, следует искусственно преодолевать поверхностность контактов, учить улавливать и понимать чужие эмоции, справляться с конфликтами.
Вместе с этим, нельзя настаивать на постоянном контакте с детьми. Известно, что при ЗПР не испытывается потребность в общении, так как не развиты коммуникативные навыки. Необходимо преодолевать это состояние, так как в будущем, неумение общаться и отсутствие социального опыта повлечет проблемы с контролем эмоций и подавленное психологическое состояние.
Исследователи этого вопроса сходятся во мнении, что хоть у малыша и нет нужды в общении, оно необходимо при ЗПР как никогда. Также есть потребность во внимательном воспитании и обучении ключевых для общения навыков: анализ, обобщение, перенос, абстракция. Даже в элементарной игровой деятельности дети без этих навыков не могут включиться в совместную деятельность.

адаптация с ЗПР
От ЗПР страдает не только ментальное, но и физическое здоровье. Речь идет о мелкой моторике, качестве движений и умении владеть своим телом. Быстрота, ловкость, сила, точность – это то, что тяжело дается, но что надо развивать, если есть желание наладить взаимодействие детей с задержкой психического развития со сверстниками.
Можно увидеть, что отставания в психическом развитии носят общий характер и затрагивает все сферы. Поэтому процесс коррекции и помощи должен быть комплексным. При ЗПР недостаточно повседневного опыта для того, чтобы дальше развиваться, как это бывает у обычных детей. Необходимо целенаправленное формирование каждого отдельного навыка, а потом многократное повторение.
Таким образом можно выстроить и адаптацию в коллективе сверстников. Но коллектив состоит из группы детей, а отношения будут выстраиваться и с нормально развивающимися детьми. Поэтому в отношениях надо учитывать и их интересы тоже. Для этого грамотно планируется совместное времяпровождение, чтобы не были ущемлены интересы ни одной из групп.
Достичь этого можно, учитывая стандартные чувства:

  • желание привлечь к себе внимание;
  • готовность к восприятию и взаимодействию;
  • эмоциональность.

Несмотря на то, что чувства, в целом, положительны, они несут за собой негативные последствия и известную жестокость со стороны детей. Поэтому сверстника с ЗРП, требующего к себе внимания по объективным причинам, а также отличающегося от них, поджидают «сюрпризы». Например, над ним могут смеяться, обижать и не пускать в игру. Все это негативно скажется на состоянии при ЗПР. Поэтому родителям и преподавателям не рекомендуется ждать, пока дети сами разберутся. Их досуг необходимо выстраивать таким образом, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

Как помочь ребенку с ЗПР влиться в коллектив

Вне зависимости от изначального эмоционального состояния, попытки приобщить к дружбе будут бесполезны, если не налажен контакт. Требуется самый простой уровень взаимодействия – речь. При ЗПР часто нарушается способность к связной, грамотной и осмысленной речи, поэтому его просто не понимают. На это влияет, как неумение произносить звуки, так и неспособность к формулировке мысли.
Родители могут обратиться к логопедам и дефектологам, а также выполнять дома артикуляционные упражнения. Занимаясь корректировкой речи, нельзя перегибать палку – не принуждать к занятиям, не наказывать за ошибки, не срываться, если что-то не получается.
Учитывая проблемы с пониманием, неудивительно, что будет понижаться самооценка и развиваться неуверенность. Поэтому в паре с другим, более активным и смелым другом, тот начнет навязывать решения, а сам ребенок копировать манеру поведения. Чтобы не усугублять ситуацию надо забыть о сравнении с другими детьми. Чтобы он не чувствовал себя хуже других, требуется регулярно хвалить, даже за незначительные успехи.

ЗПР адаптация
Худший вариант развития событий, это когда над малышом издеваются и смеются, а он не способен дать отпор. Более того, он будет смиряться с ситуацией, и терпеть, лишь бы другие дети позволили играть с ними. Такое ранит любого. Тут требуется вмешательство родителей. Если насмешки возникли в детском саду, то его надо сменить на специализированный. Также хорошо найти товарища, близкого друга, который бы защищал его в компании. На эту роль обычно вызываются братья и сестры, дети из других семей, с которыми есть тесные отношения.

Как включиться в игру со сверстниками

При таком диагнозе замедляются реакции, а значит, новая информация долго поступает и обрабатывается. Подобная заторможенность не будет позитивно воспринята сверстниками и, скорее всего, неактивный участник будет исключен из игры.
Избежать этого можно, если заранее дома пробовать самые разные игры. Среди них должны быть сюжетно-ролевые, подвижные, игры по правилам и многие другие, популярные у детей. Можно столкнуться с тем, что дети с ЗПР не воспринимают игры сверстников, и попытки поиграть дома заканчиваются неудачей. Одновременно может проявиться интерес к игрушкам, предназначенным для младших детей.
Развитие происходит индивидуально, и к этому темпу стоит прислушиваться. Навязывать мнение родителя и взрослого противопоказано. Лучше постепенно в игры, к которым есть интерес, включать новые элементы, постепенно усложняя задачу.
Легче войти в игру с одногодками, когда у детей примерно одинаковый багаж знаний и интересов. Поэтому дети с ЗПР должны регулярно получать новую информацию от своих воспитателей и родителей. Для этого читают книги, смотрят познавательные и развивающие мультики, рассказывают истории и сказки.
Нельзя забывать и про физическую форму – учите прыгать, бросать и ловить предметы, быстро бегать и развивать силу. Все это поможет детям с ЗПР догнать сверстников и включиться в их игры.

Выводы

Только в результате продолжительной работы можно достичь результатов в социальной адаптации. Чтобы процесс общения с детьми проходил легче, заранее проигрываются все возможные ситуации. На примере общения с родителями и близкими людьми, дети с задержкой в развитии могут научиться вести себя, защищаться и контактировать.
Если наблюдаются проблемы с речью, рекомендуется посещать логопеда или дефектолога, которые поставят звукопроизношение и красивую речь. Когда очевидны признаки заниженной самооценки, дошкольник боится идти на контакт со сверстниками, нужна помощь психолога.
Включение в социум должно происходить постепенно, но качественно. Именно отношения в раннем возрасте зададут линию поведения с людьми во взрослой жизни.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно 1 — Всего проголосовало. Средний бал: 0,00 из 5.
Загрузка...
2 комментариев для “Как помочь ребенку с ЗПР адаптироваться в кругу сверстников
    1. Гулять в то время, когда людей на площадке не слишком много, чтобы не было дополнительной эмоциональной нагрузки. Желательно найти близкого друга, который бы вводил ребенка в компанию.

Посмотреть / оставить комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован.