Как приучить к горшку ребенка с зпр

Как научить особого ребенка ходить на горшок

Приучение ребенка к горшку является важным этапом его развития и будущей социализации. Особые дети требуют от родителей большего терпения, большей креативности и наблюдательности.

Приучение к горшку ребенка с задержкой развития, с аутизмом, с другими нарушениями когнитивного и психоэмоционального развития усложняется индивидуальными возможностями малыша.

Есть ли общие рекомендации по приучению к хождению на горшок? В каком возрасте и как лучше к этому приступать?

В чем особенности приучения к горшку особых детей. 5 основных.

Родителям следует знать, что общие подходы приучения ребенка к горшку остаются такими же, как и для малышей с типичным развитием.

Методы приучения любого ребенка к горшку включают в себя следующие моменты:

  • Режим. Перед началом обучения малыша пользованию горшком, родителям следует понять и зафиксировать для себя периодичность испражнений малыша по-маленькому и по-большому. Приучение какать и писать на горшок следует начинать с высаживания в «критические моменты». Как правило, это сразу после сна, после еды, после прогулки.
  • Понимание «мокрых штанов». Если вы начинаете приучать к горшку, то от памперсов следует отказаться. На первом этапе это можно сделать только на день. Ребенок должен увидеть и почувствовать процесс и последствия, ощутить дискомфорт. Оговоримся сразу – для многих ребятишек с особенностями развития или нарушениями мокрые штаны не имеют значения, малыши не реагируют на дискомфорт.
  • Подражание. Хорошо работает «показ процесса» родителем соответствующего пола или старшим ребенком. Дети охотно копируют поведение взрослых. Здесь следует сказать, что для аутистов это часто не работает совсем.
  • Поощрение за правильно выполненную задачу, за удачную попытку, за попытку вообще. Поощрение работает всегда с любым малышом (кроме тяжелой степени патологии). Секрет в том, чтобы выбрать значимый вид поощрения. Для кого-то достаточно словесной похвалы и улыбки мамы, для кого-то более действенным будет получение любимого лакомства.
  • Наблюдение за изменением поведения ребенка, когда он хочет писать или какать. Очень важно уловить момент «подготовки» к процессу, успеть высадить в туалет, показать результат и поощрить. Это помогает сформировать осознанное отношение к туалету. Следует отметить, что с аутистами такой подход «наскоком» не работает.

Чего следует избегать при обучении малыша навыкам туалета:

  1. Наказание за неудачную попытку или мокрые штаны однозначно признают вредным и специалисты, и опытные родители. Попытки наказать оттягивают процесс приучения к горшку, формируют у ребенка стойкое отторжение, вызывают активное сопротивление процессу.
  2. Насильное удержание на горшке вызывает эффекты, подобные наказанию – отторжение, сопротивление, избегание.
  3. Превращение процесса в игру. Игра с горшком и на горшке дезориентирует малыша, мешает понять и осознать суть процесса.

Родителям следует понимать, что особый ребенок потребует от них неординарного подхода. Приучение к горшку малыша с особенностями развития, с нарушением аутистического спектра, когнитивными и поведенческими патологиями потребует более длительного процесса и может быть отложено во времени на несколько лет (в сравнении с типичным развитием). Иногда приучение особых детей к горшку остается невозможным.

Обратите внимание!

Возраст для приучения типичного ребенка проситься на горшок колеблется в пределах 1,5-3 года. Научится просыпаться ночью на горшок «нормально» до 5 лет. Для особых детей временные рамки не имеют значения.

Приучение к горшку ребенка с задержкой в развитии

Задержка в развитии задерживает и формирование навыков самообслуживания. Родителям следует быть готовыми к тому, что приучение к горшку ребенка с задержкой развития будет длительным и постепенным. Для ребенка с задержкой в развитии следует использовать больше наглядных примеров, чем словесных инструкций.

Малыша следует побуждать, поощрять жестами, мимикой, «материальным» подкреплением. Маме нужно понимать, что, несмотря на свой возраст и внешний вид, малыш может быть далеко «не созревшим» для обучения самостоятельному туалету. В осознанности процессов следует ориентироваться на реальный, а не календарный уровень развития.

Особых рекомендаций по обучению писать и какать на горшок детей с задержкой развития нет. Методы остаются общими, с поправкой на более долгий и медленный процесс.

Как ребенка с ЗПР, СДВГ приучить к горшку

Усидеть на горшке несколько минут для таких малышей часто равносильно пытке. Они не только не хотят сидеть, но активно сопротивляются любой попытке усадить писать.

Часто здесь «не работают» мокрые штаны, поскольку малыш их просто не замечает. Хороший результат может дать режимное посещение туалета и значимое поощрение. Чаще это любимое лакомство. Чем старше малыш, тем осознаннее происходит процесс приучения.

В раннем возрасте разницы между мальчиками и девочками в посещении туалета нет. Все испражняются сидя, поскольку дефекация и мочеиспускание происходят одновременно. Следует учесть пол при покупке горшка, поскольку девочкам достаточно обычного, круглого, а мальчикам лучше приобрести вариант со специальной перегородкой (или выпуклостью) против разбрызгивания. Обучение мальчика писать стоя в горшок следует поручить папе или родственнику-мужчине.

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок?

Аутизм у ребенка вносит значительные коррективы в процесс приучения к туалету в сравнении с типичным развитием. Аутисты не реагируют на просьбы, не умеют проситься на горшок, игнорируют дискомфорт от мокрых штанов. Проблемой в посещении туалета становятся пищевые предпочтения маленьких аутистов. Отсутствие в рационе достаточного количества клетчатки, заставляет ребенка сильно тужится, что пугает или вызывает боль, неприязнь.

Начинать процесс приучения к туалету следует с корректировки меню и питьевого режима. Следует добиваться ежедневного опорожнения кишечника и более частых позывов по-маленькому.

Обратите внимание!

Малыша-аутиста приучать лучше сразу к унитазу, поскольку, привыкнув к горшку, он может отказаться ходить на унитаз.

Примерный алгоритм того, как научить ребенка аутиста ходить на горшок, может выглядеть следующим образом:

  1. Спокойное нахождение в туалетной комнате до нескольких минут. Следует добиться того, чтобы не пугали громкие звуки спускаемой воды, специфика помещения в целом.
  2. Сидение на унитазе. Сначала в памперсе, потом без.
  3. Режимное высаживание на унитаз с поощрением в случае удачи.

Следует понимать, что обучение аутиста носит больше режимно-ритуальный характер, а не осознанно-подражательный. В процессе обучения следует создать рутину для посещения туалета и строго ей следовать. Так ребенок может привыкнуть выполнять необходимые действия без осознания цели.

Как научить ребенка аутиста ходить на горшок в каждой семье решают по-своему. Родителям следует запастись терпением, наблюдательностью, творческим подходом. Специалисты в реабилитационных центрах охотно помогут в грамотном составлении рутины, в создании визуальных подсказок, во встраивании походов в туалет в ежедневное расписание. Иногда процесс обучения навыкам самообслуживания в туалете для аутиста может растянуться на годы и закончится ничем.

Приучение к горшку ребенка с умственной отсталостью

Как ребенка с умственной отсталостью приучить к горшку? Для таких детей применимы все рекомендации, с коррекцией на постепенность, длительность и характер. Малыши с когнитивным отставанием обычно очень дружелюбны, с радостью повторяют за взрослыми, чувствительны к похвале, одобрению и наказанию.

Девочку на горшок приучить, как правило, легче. Они спокойны, послушны и контактны. Мальчики более упрямы, замкнуты. Начинать обучение туалету следует с режимной «высадки» и корректировки питания. Каждый удачный поход в туалет сопровождают активным поощрением. Если ребенок обмочил штаны, следует дать ему почувствовать как неприятно в мокрых. Можно пожурить, посокрушаться, показать, что вы огорчены.

Процесс обучения считается завершенным, если малыш научился:

  1. проситься или самостоятельно снимать штаны перед горшком;
  2. сидеть до окончания процесса;
  3. самостоятельно одеться после.

Научить особого ребенка пользоваться горшком большой труд. Следует понимать, что быстро и типичные малыши приучаются редко.

Отзывы

Есть множество сайтов (например, беби.ру), где родители на форумах обсуждают трудности приучения к горшку детей с ЗПР, СДВГ и другими нарушениями развития. Изучение их позволяет сделать выводы о том, что наказание всегда негативно отражается на навыках.

Обсуждают медикаментозную помощь в развитии навыков самообслуживания. Отзывы здесь разные. Одни мамы утверждают, что назначение неврологом определенных медикаментов дало толчок к освоению туалета. Другие склоняются к тому, что решающую роль играет время, а не лекарства. Проконсультируйтесь с неврологом по поводу обучения туалету.

Многие мамы сообщают о том, что ребенок начал пользоваться горшком после отпуска у бабушки. Вероятно, бабушки обладают большей терпимостью к многократным повторениям и настойчивостью в достижении цели.

Родители описывают случаи, когда дети-аутисты не хотят расставаться с памперсом, поскольку они так привыкли, им комфортно. Известен случай, когда ребенок настолько не давал снять памперс, что пришлось вырезать в нем дырку. Выстригали постепенно, в течение нескольких недель, пока вокруг пояса не осталась только тонкая полоска.

В заключении отметим, что неумение контролировать мочевой пузырь или кишечник может быть связано с органической патологией. Обследуйте малыша, чтобы исключить заболевания и терпеливо, с любовью учите пользоваться горшком.

Видео — Как приучить аутиста ходить на горшок

1. Выбираем любимую игрушку. 2. Ведем дневник с какой периодичностью ходим в туалет. 3. Садим за 5-10 минут до времени Ч. 4. Игрушка увлекает, ребенок спокойно сидит. 5. Когда происходит процесс, активной хвалим и даем самое его любимое увлечение. 6. Повторяя изо дня в день добиваемся результата.

Вопрос мамам, у кого дети с ЗПР и аутичными чертами

Добрый день. занималась с мальчиком аутистом( но он гораздо старше вашего был, ему почти 7 было).
научить чему либо сложно. повышать голос нельзя(все время говорила почти шепотом, так как иначе даже когда я смеялась, сначала он закрывал ушки и начинал мычать и часкачиваться такие детки МЕГА чувствительны к звукам, у них даже шум барабанящего дождя может вызывать сильные головные боли-мигрени)
для того чтобы что-то научить необходимо много раз показывать, объяснять, причем как я поняла все детки понимают по разному. кто-то на картинках понимает( как ваш п примеру, может ему необходимо рисовать как малыш идет на горшок и т.д.- тоесть они визуалы и лучше воспринимают то, что могут увидеть)
мой малыш слышал что ему говорят и хорошо воспринимал звуки( но сам не разговаривал)
так же и фрукты. попробуйте рисовать как мальчик берет в руки фрукты, как подносит ко рту, как ест, как после этого улыбается.
просто у таких деток зачастую незнакомые предметы-люди-животные , одним словом неизвестное вызывают сильный приступ паники.

Вы навернякак знаете что его успокаевает в этом случае( пение какой-то песенки, игрушка еще что-то)

Добрый день. занималась с мальчиком аутистом( но он гораздо старше вашего был, ему почти 7 было).
научить чему либо сложно. повышать голос нельзя(все время говорила почти шепотом, так как иначе даже когда я смеялась, сначала он закрывал ушки и начинал мычать и часкачиваться такие детки МЕГА чувствительны к звукам, у них даже шум барабанящего дождя может вызывать сильные головные боли-мигрени)
для того чтобы что-то научить необходимо много раз показывать, объяснять, причем как я поняла все детки понимают по разному. кто-то на картинках понимает( как ваш п примеру, может ему необходимо рисовать как малыш идет на горшок и т.д.- тоесть они визуалы и лучше воспринимают то, что могут увидеть)
мой малыш слышал что ему говорят и хорошо воспринимал звуки( но сам не разговаривал)
так же и фрукты. попробуйте рисовать как мальчик берет в руки фрукты, как подносит ко рту, как ест, как после этого улыбается.
просто у таких деток зачастую незнакомые предметы-люди-животные , одним словом неизвестное вызывают сильный приступ паники.

Вы навернякак знаете что его успокаевает в этом случае( пение какой-то песенки, игрушка еще что-то)

еще частоэти детки расскрываются в ем-то одном. кто-то очень хорошо понимает логические задачки( и видет связь где обычный человек ее не видит) у кого-то память (запоминает и воспроизводит огромные участки текста-это те детки которые согут говорить) был мальчик который общался красками( он все время рисовал и все вокруг него происходила отображал цветами( не картинками , а именно цветами).

попробуйте с вашим малышем позаниматься кубиками (методика никитиных) там узоры можно складывать разные, может это вашему малышу подойдет.

Если музыка. можно на планшет попробовать установить муз. програму( там нажимаешь на циферки и каждая циферка-это звук их можно складывать в мелодии)

По еде у таких деток тоже очень точные предпочтения. Мой к примеру каждое утро пил апельсиновый сок и бегл намазаные крем сыром и какао, причем бегл нужно было разрезать на четное количество частей, если ошибся- он есть его не будет

мне сложно сказать про развитие речи.( я собственно просто волонтер, который занимался с конкретным ребенком, поскольку он сам меня выбрал)

Насколько мне объяснили одного рецепта нет. Многие из этих деток могут говорить, но речь их несвязна и смысла вкладываемого в нее нами самими они не видят.Им просто могут нравится конкретные звуки или слова (мой любил слово гипопотам- и оно у него значило что он чем-то доволен) каждый ребенок очень особенный и что сработало на одном не работает на другом.

Вам правильно про диету советуют,многие продукты которые едят дети очень плохо на них влияют. у разных деток неусваиваются разные элементы, их необходимо исключать.

пишу как делали мы и чего добились:
! Горшок. Самое сложное для нас было его одолеть. Мы начали писать в душе, ему это было как забава, очень нравился звук журчания. Потом в душ мы поставили горшочек, далее уже вынесли с душа просто на пол. Было много промахов но сейчас (4 года) ходит сам как игра ему это занятие пописать.
2. Ложку и вилку мы так и не одолели. Вот не хочет их брать и все. Ест плохо, вот вы написали как научить не боятся, сама в догадках. Ему страшно попробовать что то новое. Попытки были когда я ему просто маскировала бурячок под кашу. Сразу сработал рвотный рефлекс.
3. Мелкой занимаемся только не пойму эффективны ли они. У нас горох, фасоль, бусинки обязательно на шнурочку. Я заказала в девочки слингобусы большие разного диаметра. А еще у него любимое занятие это отрывать стразы с моих кофточек, футболочек. Хотя видимо не очень помагает. КАрандаш держит не правильно, рисовать для нас проблема. Раскраска тоже самое.
3. Речь есть, поставили дизартрию, не внятно говорит слова и предложения. Хотя смысл их понимает. У нас начал говорить после 3 осознано до этого это было просто повтор как попугай.
Повтор одной фразы остался, что скажи ему или особенно если куда собираться и сказать заранее сыну то в день его вопрос куда и когда мы поедем услышать можно раз 100.
Еда тоже проблема просто держим за щекой. У нас каждая такая процедура длится час. При этом сесть может 100 грам.
Звуки проблема особенно на улице. Истерики. Сигнализация машин, лай собак, вот недавно у мальчика лопнул шарик. Наш очень испугался и расплакался.

Нам вот 4 и я ума не приложу что будет дальше. Одеваться не умеем, есть тоже и то едим только выборочно. Продукты одни и те же. Ноет целыми днями и плачет по любому поводу. Не ругаем его вообще, толку нет абсолютно. Вроде и понимает. Научился говорить мама присти я не буду и давай дальше делать свое дело. Слова знает а значение наверное нет. На улице с ним сложнее всего. Идем на звук обернется и падает от испуга. Цвета понимает не дальтоник но выучить мы их не можем. Занимались, в тетрадке писали палочки косые. Он не понимает зачем это и что я от него хочу. Пишет не то что нужно и не там где показываю. Хоть раз 100 повтори и покажи. Стишки и книжки это ужас для нас, только рвем, картинки ему не интересны. Умеет рисовать колобка с глазками и ротиком. Со сказочек знает только 3 и то смешивает их воедино.

Забыла вам написать, чтобы вы не пугались.

Пишу о своем малыше в прошедшем времени, не потому что его физически нет, а потому что он вышел из этого состояния почти 7 лет назад.

Да, он до сих пор особенныей но:

он вырос и стал виолончелистом, он разговариват совсем как обычный молодой человек(хотя до сих пор не терпит прикосновения чужих людей и часто не смотрит в глаза собеседнику).

И все так же ест на завтрак свою булочку сок и какао

Горшок при ЗПРР

Комментарии

Елена, у нас Зпр, аутичные черты если вкратце. В 3 года днём я перестала надевать подгузник, постоянно предлагала горшок. Ему понравилось стоя писать. Комментировала: писать, писать и тд. Ну то есть каждый час предлагала горшок. С пониманием речи у нас не очень. Так вот. Где-то через месяц он привык писать в горшок. Были промахи, чаще, конечно, он просто писал туда потому что я его ему предлагала. Но! Через два месяца мой практически не говорящий ребёнок сказал слово «писик» и принёс мне горшок. С более серьёзным делом было хуже. Он это делал стоя, прятался. Но через полгода освоил и это. Я думаю, что он просто созрел. Сейчас у нас эта проблема вообще не стоит. Даже если на улице захочет — терпит до туалета. Поэтому вы не расстраивайтесь, у вас отличный возраст для освоения этого агрегата.

Спасибо большое. Ваш комментарий вселяет надежду

Мне психолог сказала, что полностью приучить к горшку можно только при достижении определенного уровня понимания речи.

О, да, тема тяжелая… Я своего кое как поиучтла к 3,5 к горшку, но только по маленькому… Да и в сад ходили со своим горшком? ♀️ но при этом какал ое исключительно только в памперс. Просил(показывал) на памперс, одевали и он шел в уголок, это был ужас, только к 5 годам удалось пересадить на унитаз)) сейчас проблема частично решена. Какает исключительно только дома, терпит.

а никак… я этот горшок только что на голову себе не одевала — бес-по-лез-но… пока не дозрела сама. Итог — на горшок по-маленькому — с 2 лет, по-большому 3,8.

Лена, это телеска, нарушение чувствительности, нужно прокачивать тело, нужны массаж, батуты, вот они на постоянной основе, хотя бы по полчаса, но 3 раза в неделю, а то и каждый день интенсивом… почувствует тело и будет лететь на горшок, унитаз или куда прикажешь))))))

Да -да — да, у нас есть нарушения сенсорных ощущений. Узнала это из Книги « сенсорная интеграция в диалоге « но как-то с горшком я это не связывала. Батут купили, но зимой запрятала ( на днях верну. Массажи только в ноябре закончили, говорят нужно делать не ранее чем через пол года в идеале.

Елена, а что за книга?, кто автор? Если можно, поделитесь информацией про связь батута с туалетом?

Как я Вас понимаю. Вы бы только знали! Тоже и руки опускались и слезы и прочее. Куда-либо идти-это памперсы… А вся родня и подруги, тоже «особо умные» меня всяко разно, да ты что, ребёнку 2 года, а она в памперсе… Но я продолжала показывать и предлагать и горшок и сидушку, но она сидела, а потом вставала и где хотела, там и писала и какала, и хоть убейся об стену, я просто вижу, что она не понимает, что я ей прошу делать… И вот нам исполнилось 3 в октябре и спустя 2 недели, в один прекрасный день, я перед тем как ехать к бабушке, предложила ей сходить и пописать, что бы одеть ей трусики, ииии, она пописала… Я сдержанно похвалила её и скрестила пальчики) и с этого дня она ходит на унитаз, иногда и в горшок. Нам, правда, меньше чуть, чем Вам, но вот поверьте, не отчаивайтесь! Показывайте, включайте мультики на эту тему, об’ясняйте и ваши труды не пройдут даром! Я желаю Вам совсем скоро достичь своих горшочных умений.

Спасибо большое, Ваши слова, как бальзам на душу, буду терпеливо ждать и продолжать доносить разными способами

У меня то родственники особо не критикуют ( зная, какой тяжелый путь мы прошли при рождении ), но один звонок свекрови с вопросом « как там дела с горшком «? Могут довести до слез

Понимаю! У меня тоже, вроде, все все видят и понимают, но никогда родитель с нормотипичные ребёнком, не поймёт родителя особого ребёнка, никогда. Все равно будет постоянное фиии

Мой в 3 с мелочью начал ходить, не без промахов но все же… Когда пошли вместе с ним и выбрали горшок который ему нравится… Но это по маленькому… А по большому — проблемы… Делает свои дела только в подгуз или штаны((( Вот сейчас тоже думаю.

До сих пор проблема.
По большому пойдет, по маленькому нужно водить и то, села встала. Ужас как дальше не знаю

У Вас тоже задержка или РАС?

Аутизм, зрр, сенсорная алалия
(Прям зпрр не один врач не писал, но его не может не быть, отставание есть)
Понимает, же что делать на унитазе. Но проще под себя. Хоть на улице в мороз (но чаще конечно терпит)

Особенок. Какает с 1,3 четко только на горшок, не знаю, как получилось, просто самому стало неудобно какать в памперс. Очень расстраивается, когда нет горшка под рукой и приходится какать в памперс, возможно реально на горшке ему удобнее — ноги расставил и сидит по минут 15-20 как на троне, даже ездит на нем, какая?? ♀️? писиет в горшок только дома и просится — но сам не снимает штаны, просто говорит «пистть»-мы должны отвести и подставить горшок, чтоб стоя с 2 ровно. На улице, дневной сон и ночной, в магазине, гостях — памперс, не просится там, не просыпается. Иногда просыпается — пустой пампер,(если не пил перед сном), тогда сразу снимаю и веду писить. Приучали с лета, не чувствовал позывов. Ночью спит крепко, будить пока не вижу смысла, придет мож само по себе. Приучали именно стоя писить в ковшик сначала, ходил без памперса, на улицу одевали. Как -то вот к 2 стал хотя бы дома проситься, иногда и аварии случаются. Под утро вообще даж памперс протекает.

У моих знакомых у ребёнка было моментальное сильное раздражение кожи после всех делов, то он тоже быстро научился. Моего же кроме неудобства в походке ничего не смущает

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.