Как приучить ребенка с дцп к горшку

0

Содержание

Как приучить ребенка с дцп к горшку

Как научить ребенка со специальными нуждами ходить в туалет?

Клэр Киилер (дипломированная медсестра, диплом детского медсестринского дела, сертифицированный специалист по уходу за людьми с диабетом)

Родители часто сталкиваются с тем, что научить ребенка ходить в туалет оказывается сложной задачей. Некоторые дети учатся быстро, но многим на это требуется время. А если у ребенка есть какие-то специфические потребности, то процесс усложняется еще больше. Приучение к туалету даже для ребенка без особых потребностей может быть стрессовым процессом, но все же для каждого ребенка это важный шаг. Умение ходить в туалет повышает чувство собственного достоинства и независимость ребенка, особенно когда он или она идут в детский сад или школу. Хорошая новость в том, что обычно к двум-трем годам дети уже умеют ходить в туалет, независимо от их специфических нужд. Тем не менее, только Вы и Ваш ребенок можете определить, готовы ли Вы учиться этому.

Готов ли Ваш ребенок?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно сделать следующее:

  • Отведите ребенка к педиатру, пусть он его осмотрит и убедится, что он/она здоров, прежде чем Вы начнете приучать его/ее к горшку. Задержка обучения зависит от того, есть ли у Вашего ребенка заболевание, влияющее на работу кишечника или мочевого пузыря, или нет.
  • Также, убедитесь и сообщите Вашему медработнику или врачу, если ребенок жалуется на боль во время мочеиспускания или если в моче есть кровь или гной, она пахнет неприятно или иначе, она всегда выходит по капле или ребенку сложно начать писать. Этими проблемами стоит заняться до того, как приучать ребенка к туалету или же в любой момент во время процесса обучения.
  • Кроме того, боли во время мочеиспускания или испражнения могут препятствовать готовности ребенка учиться ходить в туалет. При использовании подгузника кожа может покраснеть, или же на ней может выступить раздражение. Это, в свою очередь, может вызвать боли во время мочеиспускания и способствовать воздержанию от этого. Очень важно всегда следить за тем, чтобы промежность была чистой и сухой, чтобы ребенку не хотелось сдерживать мочу.
  • Часто случается, что дети сдерживаются, если надо какать не в подгузник. Если настаивать на том, что надо какать только в туалете, дети вообще могут перестать хотеть это делать. Кроме того, если ребенку больно ходить в туалет из-за того, что у него твердый стул, он не захочет, чтобы это повторялось. Это может привести к замкнутому кругу. Может помочь небольшое изменение в питании ребенка, но, прежде чем это делать, проконсультируйтесь с Вашим врачом. Такие фрукты как груши, чернослив и персики, в которых много клетчатки, могут смягчить стул. Родители знают, какая еда подойдет их детям.

Иногда, при запоре необходимы лекарства, чтобы стул был мягким. Чаще всего в таких ситуациях используют такие слабительные средства, как докузат натрия, осмотические слабительные, вроде лактулозы, и стимуляторы, вроде сиропа «Сенокот». Другим детям могут помочь свечи и клизмы. И, как всегда, очень важно проконсультироваться с Вашим врачом или педиатром, чтобы понять какие лекарства, если таковые имеются, подойдут.
Контрольный список поможет Вам определить, готов ли ребенок учиться ходить в туалет.

Контрольный список для приучения ребенка со специальными нуждами к горшку

Готовность Вашего ребенка учиться ходить в туалет определяется его скоростью роста и уровнем развития. Далее следуют пункты, расположенные под шапками Моторика, Познание, Язык и Туалет в соответствии с развитием каждого из этих навыков. Некоторые пункты могут не относиться к Вашему ребенку, однако, чем больше пунктов соответствуют Вашему ребенку, тем больше вероятность, что он готов приступить к обучению.

Моторика

  • Ребенок может сидеть с поддержкой или без.
  • Ребенок сидит на корточках, не теряя равновесие.
  • Ребенок ходит самостоятельно.
  • Ребенок помогает одевать и раздевать его.

Познание

  • Ребенок ищет свои игрушки.
  • Ребенок изображает меня и/или других.
  • Ребенок играет понарошку.
  • Ребенок может сидеть и играть тихо сам с собой в течение пяти минут.
  • Ребенок понимает простые просьбы, вроде «Найди маму».
  • Ребенок может объяснить, что ему нужно, словами, знаками или жестами.
  • Ребенок придумал названия процессам мочеиспускания и испражнения.
  • Ребенок говорит мне, когда он описался или обкакался.

Туалет

  • Ребенок способен не писать, по меньшей мере, в течение часа.
  • Ребенок знает, для чего нужны горшок и туалет.
  • Ребенок осознает, если описался или обкакался.
  • Стул ребенка крепкий и хорошо сформированный.

Окружающие факторы, способствующие приучению детей со специальными нуждами к туалету.

Начинайте обучение, когда Ваш ребенок знакомится с принципами сотрудничества и когда дома спокойная обстановка. Например, не начинайте обучение в преддверии выходных, когда отучаете его/ее от бутылки или вскоре после того, как в доме родился братик или сестра. Также, если смотреть с практической стороны, приучать ребенка к горшку может быть легче, когда на улице тепло, потому что на нем будет меньше одежды.

Один из первых шагов при приучении к туалету предполагает ведение дневника в течение 3-5 дней. В дневник Вы записываете, когда Ваш ребенок ходит в туалет (писать или какать), когда он или она описался/обкакался и что и когда Ваш ребенок пьет. Это покажет Вам общую картину и подскажет, когда начинать приучать ребенка к горшку.

Даже если Ваш ребенок полностью обучен ходить в туалет, могут случаться неприятности. Это может произойти, если ребенок сильно возбужден, испуган, погружен в игру или разбужен кошмаром. Это также может произойти, если что-то изменилось в повседневной жизни: родился еще один ребенок, Вы переехали или ребенок пошел в школу. Будьте готовы к тому, что когда Вашему ребенку плохо, неприятные ситуации будут случаться до тех пор, пока ему не станет лучше. Тем не менее, если они повторяются и их нельзя объяснить, возможно, что это аллергическая реакция или заболевание. В таком случае, Вам необходимо связаться с медработником или врачом.

Ваш ребенок готов учиться ходить в горшок. Что дальше?

После того, как Вы и Ваш ребенок решили, что пора учиться ходить в туалет, приведите его/ее в магазин и выберете горшок. После того, как выберете стул для горшка, сажайте ребенка на горшок в одежде, а сами садитесь на туалет. (Если Вашему ребенку нужна специальная поддержка, вроде спинки, Вас может заинтересовать специальное оборудование, например, Туалетная система Рифтон «Голубая волна»). Чтобы ввести поход в туалет в распорядок дня, Вы можете дать ребенку лакомство или читать ему вслух, пока он/она сидит на горшке.

Потом, в течение недели или около того спрашивайте ребенка, снять ли подгузник, когда он сидит на горшке или нет. В течение еще двух недель, водите ребенка к туалету после того, как он покакает, и кладите в него фекалии. Так он/она понимает, что туалет предназначен для них. Не смывайте их при ребенке (некоторым детям смешно, когда их смывают, но других это может испугать или сбить с толку – а куда они делись?). Спустите воду, когда Ваш ребенок потеряет интерес и выйдет из комнаты.

Если Вы столкнетесь с сопротивлением на каком-либо из этих шагов, просто оставьте на несколько дней попытки приучить ребенка к горшку.

Следующий шаг – предложить напоминать ребенку ходить в горшок каждый час. Когда он/она делает это, оставьте его там и похвалите. Ночное обучение должно начаться только тогда, когда Ваш ребенок просыпается сухим или когда он остается сухим в течение 6 часов.

Независимо от того, какую систему Вы выберете, поощряйте успехи Вашего ребенка. Важно ободрять его и быть позитивным. Время от времени будут случаться неприятности. Важно то, как Вы с ними справитесь. Будет правильно показать небольшое разочарование, но никогда не ругайте и не наказывайте Вашего ребенка и не раздувайте из мухи слона. Скажите ребенку, что все хорошо, и что он сходит в горшок в следующий раз.

Инструменты для приучения к туалету детей со специальными нуждами

Существует множество техник, которые могут помочь родителям в процессе приучения ребенка к горшку:

«Ролевая модель», например, позволяет ребенку учиться посредством имитации.

  • Попробуйте политику «открытых дверей», чтобы ребенок мог видеть, как другие члены семьи пользуются туалетом.
  • Попробуйте поместить в подгузник ребенка ткань, плохо впитывающую влагу, чтобы ребенок мог почувствовать, когда описается.
  • Чтобы подбодрить ребенка, чтобы он сидел на горшке дольше или после того, как успешно сходит в туалет, можете давать ему маленькие вознаграждения. Например, один из родителей поставит на холодильник корзину с дешевыми безделушками, которые он запакует, как подарки. Каждый раз, когда ребенок сходит в туалет, один из родителей будет давать ему награду. Вы можете превратить процесс обучения в веселье и для себя, и для ребенка.
  • Существует много продуктов, призванных помочь с приучением к туалету. Также есть музыкальные горшки и календари обучения с веселыми разноцветными наклейками. Одна из идей – капнуть пару капель пищевого красителя в туалет и попросить ребенка угадать, как изменится цвет, если он/она пописает или покакает. Купите ребенку белье с его любимыми мультяшными персонажами. Сделайте из этого игру, в которой задачей ребенка будет не дать своему персонажу намокнуть. Активные в течение дня индикаторы намокания (сенсоры в трусиках ребенка, которые передают сигнал, когда он намок) помогут ребенку заметить, когда он описался.

Преодолевая трудности в обучении

Типы сложностей, с которыми сталкивается Ваш ребенок в процессе обучения (обучение какать, обучение писать или оба) и потенциальная возможность контролировать это зависят от специальных нужд Вашего ребенка и от того, сложно ли это физически или умственно, а также от того, насколько сильно ребенок болен. Некоторым детям может быть сложно добраться до туалета и сидеть на нем. В таком случае, родителям придется помочь им принять необходимое положение и удерживать его, пока ребенок ходит в туалет. Бывает, что детям сложно объяснить, что им нужно в туалет, а родителям сложно объяснить вещи, связанные с процессом похода в туалет.

Существует ряд приспособлений для туалета, которые помогут физически ограниченному ребенку сидеть на нем. (См. Туалетную систему). Для более старших или высоких детей существуют приподнятые сиденья с ручками безопасности, которые помогают ребенку принять необходимое положение на туалете. Для малышей есть несколько марок сидений для горшков со спинками, которые поддерживают ребенка, отклоняющегося назад. Разное позиционирование ребенка на туалете также может помочь. Некоторые эксперты предлагают детям оседлать туалетное сиденье или горшок. Если ребенок будет сидеть на туалете наискось, это также может помочь.

Приучение к горшку: советы Монтессори педагогов

Как и когда приучать ребенка к горшку – один из тех вопросов, который вызывает жаркие дебаты среди родителей и педагогов, придерживающихся разных подходов. Детский Монтессори центр «Созвездие» собрал рекомендации Монтессори педагогов: как понять, когда ребенок готов к самостоятельной регуляции естественных потребностей, какие методы приводят к стабильному результату и не травмируют психику и физиологию малыша, что ещё следует держать в голове.

Какие подходы существуют?

Приучение к горшку включает в себя умение ребенка произвольно регулировать отправление естественных потребностей и использовать для этих целей горшок или унитаз. Отношение к задаче сильно варьируется в зависимости от культурных особенностей и стиля воспитания конкретной семьи: пока одни предлагают полностью исключить использование памперсов для более быстрого и эффективного приучения к туалету, другие предлагают дождаться трёхлетнего возраста для начала обучения.

Подходы к обучению тоже различны: некоторые покупают настоящие горшки-троны и придумывают целую систему поощрений за «сухие штаны», другие же сосредотачиваются на системах наказаний за штаны мокрые.

Скорее всего вас уже не удивит, что Монтессори педагоги не поддерживают ни один из этих подходов. Как и во многих других случаях, мы стремимся создать ребенку подходящую среду для ознакомления и практики, при этом относимся к малышу с уважением, оказываем необходимую поддержку, но всегда позволяем справиться с посильными задачами самостоятельно

Именно поэтому первое, что нужно запомнить Монтессори родителям это то, что отправление естественных потребностей является нормальной частью жизни человека любого возраста. Поэтому не стоит преподносить ребенку этот процесс как позорный или грязный, но и особенно выделять его среди других сигналов человеческого тела также не стоит.

Заостренное внимание родителей на туалетных проблемах ребенка не поможет в освоении навыка, но легко сможет вызвать психологические проблемы у малыша или даже невротические нарушения. Самый главный совет в этой области – расслабиться и положиться на самого ребенка, у них есть все предпосылки для решения этой задачи.

Условия успешного освоения горшка

Для того, чтобы научиться произвольно контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.

Физиологическая готовность

Перед тем как начать произвольно контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать отправление естественных потребностей и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.

Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть на момент рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит и сигнал пока не отличается точностью и своевременностью), но приходят в полную рабочую готовность достаточно быстро. Неплохим признаком физиологической готовности является освоение ребенком передвижения на четвереньках и уверенное удержание равновесия в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает до достаточных размеров, чтобы начать скапливать в себе жидкость (до этого он скорее выполняет роль трубки, чем пузыря).

Начинать приучение к горшку можно после появления признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, так как зачастую у малышей больше интереса, они замотивированы и быстрее достигают результата, в то время как более старшие дети становятся упрямее, их сложнее отвлечь от игры или общения со сверстниками, чтобы отвести в уборную.

Психологическая готовность

Помимо физиологической возможности контролировать необходимые мышцы, ребенку нужно научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформируют у ребенка желание научиться пользоваться горшком или унитазом.

Именно сам малыш должен решить, что не хочет ходить с грязными подгузниками или бельем. Помните, что ещё совсем недавно он совершенно не переживал о подобных вещах, а вы радовались такому восхитительному изобретению человечества, как подгузники, поэтому для перенастройки может потребоваться время.

Попытки использовать внешнюю мотивацию в этом деле (похвала, поздравления, награды или наказания) является палкой о двух концах. С одной стороны, возможно, внешняя мотивация ускоряет процесс приучения к горшку, но с другой стороны надолго отодвигает формирование внутренней мотивации ребенка быть сухим и чистым. Только сам малыш может решить, что хочет быть чистым и сухим, в том числе здесь работает желание приобрести большую самостоятельность и быть похожим на маму и папу.

Создаём подходящую среду для ребенка

Теперь давайте поговорим, из каких элементов состоит среда, способствующая приучению ребенка к горшку.

Говорите с ребенком о его теле

Процесс приучения ребенка к горшку начинается ещё задолго до того, как мы его на этот горшок усадим, а главным условием обучения становится налаженная коммуникация. Смена подгузников, купание и борьба с газиками являются отличной возможностью рассказать малышу о собственном теле и особенностях его работы.

Возьмите за привычку говорить с ребенком о том, что происходит с его телом буквально с рождения. Да, вы можете почувствовать внутреннее сопротивление и нежелание говорить вслух о нелицеприятных вещах, но именно такие разговоры являются первым шагом на пути приучения ребенка к туалету. Малыш должен понимать, что происходит с его телом, а источником необходимых знаний являетесь именно вы.

Снимайте супервпитывающий памперс

Ещё один важный момент – это необходимость давать ребенку возможность замечать изменения в организме, в частности почувствовать на себе «мокрые штаны». Для этого нужно давать ребенку как можно больше времени походить без подгузника, а также отдать предпочтение многоразовым тканевым памперсам. Помимо всех прочих преимуществ такого типа подгузников (например, экономии денег и использования более экологичных и «дышащих» материалов), именно тканевая разновидность позволит ребенку почувствовать лёгкий дискомфорт после испражнения, в отличие от обычных одноразовых памперсов, которые мгновенно впитывают влагу. Несмотря на кажущиеся преимущества быстрого впитывания, такие подгузники имеют очень важный недостаток – малыши не имеют возможности связать ощущения тела с результатом, а если нет ощущений, то нет и понимания последовательности процесса от появления желания сходить в туалет до непосредственно испражнения.

Подберите подходящий горшок

Было бы здорово сразу оборудовать унитаз так, чтобы малышу было удобно и безопасно его использовать, но, к сожалению, в условиях наших квартир это, как правило, практически невозможно, поэтому первое время мы используем детские горшки.

Позаботьтесь о качестве горшка: он должен быть устойчивым, крепким, материал должно быть легко мыть. Также обратите внимание, насколько горшок будет удобен и гигиеничен, если у вас мальчик. А вот всевозможных мигалок, мелодий, рулей, кнопочек и других развлечений лучше избегать: все эти дополнения будут только отвлекать ребенка от основной задачи.

Как выбрать горшок для ребенка смотрите в приведённом видео ниже:

Мы рекомендуем разместить горшок в ванной комнате, а если её размеры совсем не позволяют этого сделать, то поставить его в комнате ребенка. Покупка нескольких горшков и расположение их по всему дому может показаться неплохой идеей, но только если это большой загородный дом в несколько этажей. В квартире же одного горшка абсолютно достаточно, ведь мы учим ребенка справлять свои потребности в отведенном для этого месте.

Отдельной головной болью может стать разматывание ребенком туалетной бумаги по всей квартире. Если такое хобби малыша сложно контролировать, подготовьте корзинку с отдельными салфетками на время, пока страсть к разматыванию не пройдёт.

Выбирайте удобную одежду

Правильно подобранная одежда – это не меньше чем половина успеха. Выбирайте одежду, которую малыш может легко снять самостоятельно: колготки, штаны и шорты на резинке, лосины. Избегайте вещей-головоломок: комбинезонов, боди, штанов на молниях, веревочках и пуговицах, помните, что в нашем деле промедления недопустимы.

Использование трусиков также рекомендуется как из гигиенических соображений, так и дня приучения ребенка к ношению нижнего белья. Первое время вместо обычных трусиков можно использовать специальные трусы для приучения к горшку: они дают ребенку необходимые ощущения влажности, но не дают промокнуть всей одежде.

Спокойно относитесь к «туалетному» юмору

В процессе приучения к горшку уже говорящие детки буквально изобилуют шутками, заставляющими краснеть всех взрослых в радиусе пары метров. Они обожают повторять слова из туалетного арсенала и заливаются от смеха, когда слышат их от кого-то другого. Относитесь к таким ситуациям спокойно: ваш малыш не сошёл с ума, он просто осваивает горшок, из-за чего крайне сосредоточен именно на этой теме.

Практические советы по приучению ребенка к горшку

Итак, ребенок обзавелся новым горшком и несколькими комплектами самой удобной одежды. Что дальше?

Первое время мы показываем ребенку горшок и высаживаем его в процессе смены подгузников. Это делается для того, чтобы связать горшок с процессом справления нужды и сделать его частью распорядка дня малыша. Если в момент нахождения на горшке «что-то произошло» проговорите с малышом, что он сделал и возвращайтесь к делам.

Через несколько дней или недель такого знакомства можно начать знакомство ребенка с трусиками. Обратите внимание малыша, что теперь на нём нет памперса и периодически отводите его на горшок (на этой стадии полезнее придерживаться регулярного распорядка, а не спрашивать малыша, хочет ли он на горшок). Если штаны всё же намокли, просто проследите, что малыш заметил этот момент и замените бельё.

В течение периода приучения к горшку мы рекомендуем хранить сменную одежду в ванной комнате. В процессе смены белья всегда высаживайте малыша на горшок, даже если «уже поздно». Ваша задача просто связать горшок и отправление естественных потребностей в голове малыша.

Давайте ребенку как можно больше самостоятельности в процессе: пусть он пробует самостоятельно одеваться и раздеваться (или хотя бы активно помогает вам одевать и раздевать его), складывает грязное белье в корзину или стиральную машинку, протирает пол тряпкой или шваброй.

Избегайте наказаний и не ругайте ребенка, если он не успел добежать до туалета или не заметил, что ему пора в уборную. Вместо этого положите свои силы, чтобы помочь ему заметить свои потребности. Например, если малыш справляет потребности через 15 минут после еды, просто отведите его на горшок через 10 минут, не дожидаясь инцидента. Чтобы лучше представлять процесс работы организма вашего ребенка можно отмечать в тетради время, когда малыш справил нужду: подобный дневник не только станет вашим помощником при приучении к туалету, но и при необходимости станет дополнительным источником информации в кабинете педиатра.

Помните, что процесс приучения к горшку энергозатратен для родителей лишь вначале. Здесь нет волшебных пилюль и методик с повышенной эффективностью, наоборот, чем более простым и понятным для ребенка будет процесс, тем быстрее будет результат. По этой же причине мы не рекомендуем использовать на горшке игрушки и планшеты – внимание ребенка должно быть направлено на работу собственного тела.

Как правило, малыши осваивают горшок в течение нескольких недель. Конечно, процесс требует от вас вложения времени и сил, но результат не заставит себя ждать. Со временем горшок можно будет сменить на унитаз, но, возможно, необходимо будет купить специальную ступеньку, чтобы малышу было удобно им пользоваться.

Заметка о сухой кровати

Способность контролировать процесс во время сна обычно приходит гораздо позже, чем освоение горшка в дневное время. В течение периода долгого сна мозг взрослого человека замедляет процесс производства мочи и «блокирует» сфинктеры. Дети достигают этой стадии физиологической зрелости в разном возрасте, но обычно речь идёт о промежутке между тремя и шестью годами.

До наступления физиологической зрелости малыш никак не может контролировать своё тело во время сна, поэтому родители вольны выбирать использовать ночной памперс или будить малыша в течение ночи. Оба метода имеют свои плюсы и минусы, поэтому становятся вопросом личных предпочтений.

Очень важно помнить, что, если малыш регулярно просыпался в сухой кровати на протяжении недель или даже месяцев, а затем ночные инциденты вернулись, это может быть тревожным звоночком, сигнализирующим о физиологических или психологических проблемах ребенка. Подобные события требуют незамедлительного визита педиатра. Ни в коем случае не ругайте ребенка и не подшучивайте над ним на эту тему!

Выводы

Приучению к горшку пусть и энергозатратный, но не самый сложный процесс в воспитании ребенка. Запаситесь терпением, не стесняйтесь обсуждать с малышом вопросы физиологии, приобретите удобный горшок и позаботьтесь об одежде, которую ребенок сможет снимать и надевать сам. Не рекомендуется использовать в процессе приучения к туалету любую внешнюю мотивацию: похвалу, награду, угрозы, критику или наказания. Вместо этого позаботьтесь, чтобы малыша ничего не отвлекало и регулярно высаживайте его на горшок. Уже буквально через несколько недель вашего мягкого, но настойчивого поведения малыш сам научится распознавать сигналы своего тела и вовремя отправляться в уборную.

Заключение

Приучение к горшку – это очень индивидуальный и деликатный процесс, в котором далеко не последнее место занимают доброжелательное отношение взрослых и их мягкая настойчивость. Большим вопросом для родителей становится ситуация, когда они вынуждены отдать в садик ребенка, который ещё не научился самостоятельно пользоваться туалетом. Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездия» готовы к подобным ситуациям, ведь наши детские садики рассчитаны на совсем маленьких деток, начиная уже с 1 года 7 месяцев. Все наши клубы оборудованы мебелью и сантехникой, подходящей даже самым маленьким посетителям, а небольшая численность групп позволяет педагогам уделять достаточное внимание каждому малышу. В детский сад «Созвездие» можно привести малыша на пару часов, на полдня или на целый день, а также подобрать отдельные творческие и развивающие занятия в соответствии с возрастом. Какие бы занятия в нашем детском клубе вы не выбрали бы для своего малыша, будьте уверены, что он будет окружен заботой и вниманием каждую минуту. Запишитесь на бесплатное пробное занятие и убедитесь в этом сами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Как приучить ребенка с дцп к горшку

Как узнать что ребенок готов?

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

  • установление более или менее стабильного режима дефекации
  • способность более 2 часов сохранять подгузники сухими
  • знание частей тела и названий предметов одежды
  • знание или понимание слов «пописать» и «покакать»
  • демонстрация отрицательных эмоций от пребывания в испачканных подгузниках
  • стремление самостоятельно одеваться и раздеваться
  • стремление подражать взрослым
  • интерес к туалетной комнате и процессам, происходящим там

Как устроен организм ребенка?

Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам, которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче.

Когда лучше начинать?

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения.

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка».

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

  1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
  2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  3. Купите удобный и теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.
  4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он показывает своим поведением, что ему пора.
  5. В случае успеха — очень-очень хвалим. В случае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
  6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
  7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
  8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
  9. Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».
  10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве.

Добавить комментарий