Как работать с детьми с умственной отсталостью

Рекомендации педагогам, работающим с УО детьми.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью.

Главные правила в воспитании и обучении детей .

  • Постарайтесь построить занятия с малышом в игровой форме. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
  • На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.
  • Главное в воспитании – это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например, ребенку 4-6 лет предложите игрушки, картинки, палочки. Учите его складывать эти предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки.
  • Занимаясь с ребенком, помните, что каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.
  • Хвалите ребенка, поглаживайте его по голове, поощряйте в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием.

Дидактические игры для детей с умственной отсталостью.

Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих) игр, во время которых педагог в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. С обучающей целью можно использовать:

Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.

Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.

Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.

Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий. Пальчиковая гимнастика может включать:

Упражнение 1. Пересчитывание пальцев. Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их вслух. Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.

Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе, чтобы они также соприкасались, а после этого возвращаться к исходному положению.

Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.

Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.

Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

Игры для развития двигательной сферы и пространственной ориентировки.

«Поздоровайся с мишкой»
Выложите дорожку из клеенки или начертите мелом две параллельные линии. В конце дорожки усадите плюшевого мишку. Малышу предложите пойти в гости, напомните о необходимости поздороваться с ним, а уходя, попрощаться и помахать рукой. Учите ребенка сохранять направление движения, ходить по прямой.

«По дороге едут машины»
Подготовьте две длинные дорожки из клеенки, шнуров или линий, нанесенных мелом, — широкую и узкую. Малышу предложите провезти по ним машины, держа их за веревочку. Скажите: «Вот широкая дорожка, машины по ней поедут быстро. Поехали: би-би-би. А эта дорожка узкая, машины по ней едут медленно, осторожно».

«Помоги зверятам»
Расскажите ребенку, что у зайчика и мышки нет домика. Когда в лесу идет дождь, они промокают. Зверята хотели бы построить домик, но кирпичики лежат в другом месте. «Помоги зверятам перевезти кирпичики для их домика на своей машине», – обращаетесь вы к малышу, – «Ехать нужно по этой дорожке. Видишь, там зайчик и мышка живут».
Ребенок накладывает кирпичики в грузовик и перевозит их до тех пор, пока они не закончатся. Потом он помогает зверятам строить домик.

По комнате разбросайте мелкие предметы (грибки, орешки, поролоновые шарики и др.). Предложите ребенку собрать все в корзину. Собирая игрушки, малыш приседает и поднимается, переходит из одной части комнаты в другую. Предложите собрать грибы и орешки для белочки.

«Догони мишку»
Вы убегаете от ребенка с игрушечным мишкой в руках. Малыш в игре пытается догнать мишку. После 10-15 секунд бега – отдых. Затем предложите ребенку догнать зайчика.

«Догони мяч»
Покажите малышу большой яркий мяч, опустите его на пол и катите в направлении от ребенка. Малыш догоняет и приносит его вам. В этом упражнении закрепляются умения брать мяч, удерживать его в руках и переносить в определенном направлении.

«Поймай бабочку»
Вы держите в руке плоскостное изображение бабочки на нитке (резинке, шнуре) на высоте поднятых вверх рук ребенка. Малыш поднимается на носки, тянется вверх, стараясь дотронуться до бабочки.

«Короткие ноги — длинные ноги»
Ребенок садится на пол, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками – это «короткие ноги», выпрямляет их – это «длинные ноги».

«Елочка»
Вы просите ребенка присесть и говорите: «Получилась маленькая елочка. А теперь елочка растет, выросла елочка, стала большая». Ребенок вначале поднимается на носки, затем тянет руки вверх.

Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами. Необходимый элемент этой деятельности – хватание, развитие которого осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы. Очень часто, имея в руках ту или иную игрушку, малыш тянет ее в рот, бросает на пол, производит с ней бессмысленные манипуляции. Поэтому много времени следует уделять осмыслению этих действий.
Прежде всего, научите малыша захвату предметов, отличающихся по форме, величине, весу. Упражняйте в перекладывании их с одного места на другое, катании мяча от вас к ребенку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Научите его брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Вещи должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребенка выделять их свойства (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый), держать в обеих руках, в одной, перекладывать предметы из одной руки в другую.
Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол).
Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.

Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности.

  • Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).
  • Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию: с повторяющимися гласными, согласными, слогами; с противопоставлением твердого и мягкого, звонкого и глухого согласного; трехбуквенных, различающихся одним звуком; двусложных, различающихся одним слогом.
  • Пение слоговых цепочек, слов близких по звучанию на знакомые мотивы детских и народных песен.
  • Понятие о громкой и тихой речи.
  • Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации.
  • Практическое использование интонаций повествовательной и восклицательной речи при выполнении учебных заданий и в игровых ситуациях.
  • Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).
  • Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.
  • Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.
  • Описание предмета по основным признакам сопорой на символический план: «Это мяч. Он большой и круглый».
  • Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.
  • Полные ответы на вопросы с использованием слов вопроса.
  • Постановка вопроса по образцу, данному учителем.
  • Словесные отчеты о выполняемом или выполненном действии.
  • Оформление в речи просьбы, желания.
  • Выражение приветствия, благодарности в типовых этикетных речевых формах.
  • Разучивание детских стихотворений, потешек, чистоговорок, мини – диалогов с последующим воспроизведением их в играх – драматизациях.
  • Слушание коротких сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на в опросы по содержанию прослушанного текста.
  • Выбор из двух схожих по сюжету картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.
  • Выбор из двух высказываний, которое соответствует предъявленной картине.
  • Составление простых предложений по сюжетным и ситуационным картинкам, иллюстрациям к детским книгам.
  • Игры – драматизации с использованием сюжетов и лексики изученных сказок, рассказов, стихотворений.
  • Пересказывание сказок, рассказов с помощью педагога, с опорой на наглядность.

Активизация познавательной деятельности.

  • Различение предметов по цвету, форме, величине, оформление наблюдений в речи.
  • Различение предметов на основе слуховых, зрительных восприятий, оформление наблюдений в речи.
  • Различение слов, отличающихся одним звуком. Соотнесение их с предметами и предметными картинками.
  • Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур.
  • Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
  • Узнавание предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении.
  • Запоминание и воспроизведение предложения с постепенным его распространением.
  • Запоминание на слух и точное воспроизведение 2-3 слов, сходных по звуковому составу; двух коротких предложений, близких по содержанию (с опорой на наглядность и без нее).
  • Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д.
  • Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
  • Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.)
  • Построение смысловых рядов из серий предметных картинок с обоснованием выбора, например: «Что понадобится во время обеда?».
  • Последовательное расположение двух-трех картинок с объяснением причины и следствия изображенных ситуаций: «Что было в начале? Что стало?»

Как работать с детьми с умственной отсталостью

У детей с тяжёлым нарушением интеллекта грубо нарушены все стороны психики: восприятие, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера, внимание.

Для этих детей характерно поверхностное глобальное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложнённого материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают обычно достаточно хорошо. При необходимости воспринимать, отличать от других новый предмет, обладающий незнакомыми свойствами, ребёнок не справляется с заданием. Он, скорее всего либо, отказывается от выполнения задачи, либо с лёгкостью решает её ошибочно.

Вся деятельность детей по восприятию предмета характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Специальная работа по развитию восприятия этих детей должна быть направлена на переход от хаотичной, нецеленаправленной их деятельности к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач.

Изучение психики детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне не развита. Вместе с тем имеются случаи гипертрофической механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа. При запоминании и воспроизведении связанного текста для детей с тяжёлой умственной отсталостью, так же как для детей с лёгкой степенью умственного недоразвития, характерна тенденция к улучшению результатов по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов. Это означает, что дети с глубоким поражением ЦНС, хотя и в минимальной степени, устанавливают простейшие связи в предложенном тексте, что помогает им в его запоминании.

В ходе обучения долговременная память у этих детей совершенствуется явно значительнее как в количественном, так и в качественном отношении, чем кратковременная память.

С грубыми нарушениями интеллекта тесно связано глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего физического недоразвития. В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливают только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.

Самостоятельная речь детей младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. В ходе обучения словарь детей обогощается: они знают названия различных предметов, владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило, они связывают слово только с определённым предметом или группой предметов, отражающих ситуационные отношения. Без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Наиболее резкое недоразвитие этих детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях мышления. Их чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся знаний.

Дети с тяжёлой умственной отсталостью способны лишь к самым, элементарным обобщениям. При обучении они могут объединить предметы в определённые группы (одежда, животные, птицы и т.д.) Если детям не прошедшим специального обучения, предлагают рассказать содержание простой сюжетной картинки, то они в лучшем случае называют отдельные предметы. Составить связанный рассказ из нескольких сюжетных картинок они также не могут. С особой полнотой недостатки мышления детей проявляются при обучении их грамоте и счёту. Они могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Дети с тяжёлым нарушением интеллекта овладевают порядковым счётом, но отвлечённый счёт им недоступен. Особенно большие трудности испытывают дети при решении задач. Они с трудом удерживают в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей и «соскальзывают» на выполнение отдельных арифметических действий. Весьма характерным для мышления этих детей является слабое восприятие задания, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задания, психическая пассивность.

У умственно отсталых детей, страдающих нарушением интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера. Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому.

Эмоции у них обнаруживают относительную сохранность. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоции таких детей не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

Внимание детей с тяжёлой умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чём-либо чрезвычайно трудно. При создании благоприятных условий и соблюдения специфики работы, большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, переключаются с одного вида деятельности на другой.

Вышеописанные особенности различных сторон психики детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта характерны для всей категории этих детей и являются их общими чертами. Залогом успеха педагога в работе с ними может быть только знание потенциальных возможностей каждого ребёнка и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих детей.

Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в интеллектуальном развитии.

Умственная отсталость – это не болезнь и её нельзя рассматривать как собственно сущность человека. Она распространяется прежде всего на интеллектуальную сферу, но не на свойства личности. Определяют развитие личности общественные условия воспитания, конкретная среда, в которой ребенок развивается.

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, в специальных производственных цехах выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.

Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Эффективные социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности, взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализуются всеми специалистами. Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности, но и позволяет в целом повысить качество жизни получателя услуг.

В работе с детьми с умственной отсталостью большое внимание уделяется кружковой работе по различным видам арт-терапии (работа с природным и декоративным материалом, лепка, аппликация, вышивка, вязание и т. д.).

Арт-терапия влияет на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, оттиск смятой бумаги, обрывание, скатывание бумаги и др. Используемые на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью помогают выполнять терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, печальных событий, обид; снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; благотворно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления.

Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Для этой цели применяются технологии: арт-терапии (рисование красками и кисточками, пальцами рук), лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация (из круп и кинестетического цветного песка, бисера, стразов).

Благодаря творческим технологиям ребёнок с УО получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. От развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.

Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» развивает внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, готовит руку к письму, способствует речевому и сенсорному развитию ребенка (украшение рисунков пуговицами, монетами, бусами). В работе применяются и природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, фисташек, яиц и др.).

«Нейробика» так называемая гимнастика для мозга. Положительный эффект применяемой технологии: развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии, улучшение эмоционального и психофизического самочувствия, расширение круга общения, повышение самооценки, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции. Нейробика – это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом возрасте.

В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего «Су-Джок» терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом). Эти лечебные системы созданы не человеком, а самой природой. Стимуляция определенных нужных точек в системах соответствия может развивать речевую сферу ребенка.

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Развивает координацию, движения пальцев рук, положительно влияет на развитие речи, гармонизует работу правого и левого полушария. Игра «Сухой бассейн» представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (фасоль, каштан, бобы, горох, ракушки, камушки и т. д.) В качестве емкости может выступать большой пищевой контейнер, в который помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины, шишки). Задача ребенка достать предметы, которые помещены вместе с природным материалом в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Игровые технологии – «Стретчинг» (автор А.И. Константинова)

Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

  • аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), («покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь);
  • театрализации, где педагог использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий («путешествие по подводному царству», «прогулка по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными («ко мне в гости пришёл ёжик»).

Технология «Музыкотерапии» активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей является развитие слухового внимания. Музыка участвует в воспитании детей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации. Музыка является универсальным средством коммуникации. Ее называют «языком без слов».

Для совершенствования социальной работы с детьми с умственной отсталостью необходимы инновационные технологии. Основной целью учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни.

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2012.
  2. Ахметзянова А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника. – М.: РАР, 2012.
  3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М.: МПСИ, 2010.
  4. Блонский П.П. Педология. – 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016.
  5. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016.
  6. Землянкина Е.Д. Эмпатия умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением. – М.: LAP, 2011.
  7. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016.
  8. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015.
  9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.

Семеютина Светлана Алексеевна, ведущий специалист,

методист отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевой методический центр»

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.