Как рассказать стих без заикания
Как рассказать стих без заикания
Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.
Причины и виды заикания
Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.
Причинами заикания могут быть:
- Перенесенный стресс.
- Плохие социальные условия проживания ребенка.
- Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
- Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
- Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
- Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
- Суровые условия воспитания дома.
- Родовые травмы.
- Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
- Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:
- После перенесенной смерти близкого человека.
- После пребывания в эпицентре военных действий.
- После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
- Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится
В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:
- Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
- Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
- Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.
Логопедические упражнения
Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:
- Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
- Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
- Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
- Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:
- Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
- Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
- Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
- Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
- Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
- Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
- Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.
Дыхательная гимнастика
У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:
- Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
- Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
- Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
- Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.
Мышечная гимнастика
В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:
- Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
- Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
- Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
- Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
- Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.
Голосовая гимнастика
Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:
- Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
- Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
- Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
- С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
- Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
«ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания
Ритмическая гимнастика
Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:
- Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
- Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.
Если ребенок заикается – не заставляйте его учить стихи
? Какова на сегодняшний день ситуация с речевыми нарушениями? Растет ли число детей, страдающих ими, или, наоборот, уменьшается?
– В настоящее время тенденция такова, что регистрируется все больше детей с дефектами речи. При этом нарушения, которые мы выявляем, часто осложняются и психическими расстройствами, и неврологическими изменениями в состоянии здоровья несовершеннолетних. То есть сегодня мы можем говорить о том, что речевых расстройств становится не только больше, но они становятся и тяжелее. Очень часто на прием приходят так называемые неречевые дети, которые не воспроизводят речь, а издают только звуки. Это при том, что у них нет видимых проблем со здоровьем.
? Что же влияет на появление проблем с речью?
– К сожалению, есть много факторов. В первую очередь это наследственность, наличие заболеваний. Среди чисто физиологических причин недостаточная степень зрелости коры головного мозга, отклонение в строении артикуляторного аппарата и дыхательных систем, органов слуха. Большую роль в образовании дефектов играют и социальные факторы: какой образ жизни вела мамочка во время беременности, как проходили роды и как развивался ребенок после. Нередко на прием приходят дети, которые до трех лет сосут соску. А потом у мамы вопрос возникает, мол, откуда у ребенка прикус открытый или язык между зубов. А где же ему быть, когда у дитя развит только сосательный рефлекс, он соску изо рта не выпускает?! Так может возникнуть серьезный речевой дефект.
? Очень часто мамочки жалуются, что ребенок не может выговорить «р», «л», «ж», «ш». Почему эти звуки так трудны для освоения?
– Это сонорные звуки, которые появляются позже остальных и формируются дольше. Для их произношения необходимо поднять язык вверх и корень язычка должен быть достаточно устойчивым и подвижным. Кроме того, должна быть хорошая струя холодного воздуха, тогда звук не будет дефектным. Причин, почему долго не зреют эти звуки, может быть несколько. В их числе: дефектный прикус, укороченная уздечка и плохая струя воздуха. В целом согласные звуки тяжелее для произношения, чем гласные. В произнесении последних задействован только голос, а вот для того чтобы выговорить согласные, нужна работа губ, зубов, языка и их четкая координация между собой.
Виноваты гормоны?
? Считается, что одной из наиболее страшных речевых проблем является заикание. Реально ли избавиться от этого дефекта? Сколько на это может уйти времени?
– Заикание – это нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное судорожными движениями мышц органов артикуляции, голоса и дыхания. Это, пожалуй, единственная речевая патология, которая связана обратной зависимостью с гормональным развитием ребенка. Когда оно начинается, состояние ухудшается. Улучшение происходит, как правило, когда гормональные процессы идут на спад, после 35 лет. Заикание обостряется в кризисный возраст – 7, 9, 12 и 14 лет, когда меняются социальные условия ребенка. Это нарушение действительно относится к сложным речевым дефектам, исправить который нельзя. Однако саму речь можно значительно улучшить, научить ребенка контролировать этот процесс, чтобы он мог в нужный момент помочь себе.
Важно отметить, что не все проблемы с речью, кажущиеся родителям заиканием, являются таковым на самом деле. Есть так называемая заикоподобная речь, которая появляется у многих детей от 2,5 до 5 лет, когда начинает формироваться фразовая речь. Также из-за незрелости коры головного мозга у ребенка могут появиться запинки. Когда же он потихоньку начнет овладевать умением пользоваться связной речью, они уйдут.
? Есть ли рекомендации, как родители должны заниматься с детьми, у которых есть заикание?
– Здесь многогранный подход. Во-первых, нельзя заставлять ребенка повторять за родителями правильные слова или предложения без запинки, нельзя ускорять темп речи. Нужно помнить, что заикание – это состояние нервной системы ребенка. Как положительные, так и отрицательные эмоции плохо сказываются на речи. Дети, страдающие заиканием, как правило, отличаются хорошим умом, и родители, гордясь этим, пытаются продемонстрировать, как их ребенок читает или отлично запоминает стихи. Ни в коем случае нельзя давать речевую нагрузку, когда появились запинки. В случае с заиканием процесс исправления требует особенно усиленной работы и заключается в том, чтобы уйти от неправильного произношения и сформировать в сознании стереотип новой речи. При этом образец ее должен быть изначально в семье. Если заикающийся ребенок идет в школу, важно поговорить с учителем начальных классов, чтобы ребенок не сдавал чтение на скорость. Для мальчиков в совершеннолетнем возрасте при тяжелой степени заикания может быть рассмотрен вопрос об освобождении от службы в армии.
Речь ребенка формируют родители
? Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на речи ребенка?
– Очень вероятно, ведь речь – это не врожденный фактор, она формируется под определенным воздействием окружающей среды, в данном случае близких – родителей, бабушек и дедушек. К сожалению, сегодня няньками для детей оказываются компьютеры, телефоны, телевизоры. Родители забывают, что для дошкольника образцом поведения и формирования речи всегда были и остаются мама и папа. Это в подростковом возрасте меняются приоритеты, и для ребенка авторитетом становятся улица и то, что сказал друг. Малыш же смотрит на родителей, поэтому важно, как они разговаривают в присутствии ребенка, как воспитывают его. Этим нужно заниматься уже с рождения малыша. Доказано, что следует начинать разговаривать с младенцем с трех недель, он уже слышит звуки.
? Какие тревожные звоночки могут сигнализировать родителям, что у их чада есть проблемы с речью?
– Таких сигналов немало. Ребенок плохо сосет соску, она периодически вылетает изо рта, или вообще не может ее удерживать, наблюдается сильное слюнотечение, плохо жует и глотает пищу (эффект першения). Также когда он начинает произносить звуки, язычок вылетает между зубов или появляются межзубно-боковые звуки, непонятное хлюпание, щелканье. Если дитя с года до двух лет не использует в своей речи простые слоги и слова и нет зачатка простого предложения из двух-трех слов, это тоже основание для беспокойства. Родителям может показаться – «да все пройдет» или, как они часто думают, «перерастет». Нет, даже нельзя допускать такой мысли. Если сразу не обратиться к специалисту, проблема может только усугубиться. Рамок, когда обращаться к логопеду, нет. Обязательно – не позднее трех лет с рождения, но все-таки чем раньше, тем лучше. Вообще же специалист может начать наблюдение малыша с самого рождения.
? Могут ли родители заниматься с ребенком дома, чтобы если не исправить, то хотя бы предупредить развитие проблем с речью?
– В профилактических целях заниматься с детьми необходимо. Как только родился ребенок, нужно работать с ним над интонацией, потом над голосом, затем над словом, подвижностью артикуляционного аппарата. Абсолютно всем детям следует выполнять артикуляционную гимнастику, и тогда звуки, даже те, которые по физиологическим причинам задерживаются, будут развиваться быстрее. Больше нужно читать и рассказывать детям, заниматься живой речью. Если же есть дефект, здесь необходима работа специалиста. Исправление речевого отклонения – это труд ребенка, логопеда и родителей. При таком комплексном подходе будут хорошие результаты.
Какие речевые дефекты встречаются чаще всего?
1. Нарушение звукопроизношения, как правило, шипящих и сонорных – «л», «р», «ш», «ж» – с фонематическим недоразвитием речи. Ребенок не умеет различать оппозиционные звуки, например: в слове вместо «р» говорит «л»: лабоЛатория (вместо лаборатория), коЛидор (вместо коридор) или путает в слове буквы «щ» и «с»: Шаша или Саса (вместо Саша). В зависимости от количества групп проблемных звуков исправляется дефект в срок от месяца до полугода.
2. Общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, слоговой структуры речи (перестановка или пропуск слогов) и лексико-грамматическая несформированность предложений, то есть ошибки в согласовании слов, в словообразовании, например: «лежит на столом», «много чашка», «стулик» (но не стульчик). Исправляется от года до двух-трех лет.
3. Стертая форма дизартрии, или нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное недостаточностью движения артикуляционного аппарата, искажением звукопроизношения и трудностью проговаривания сложных слов (произношением сквозь зубы). По сути, ребенок не может поднять язык вверх, вниз, в стороны, у него наблюдается плохое глотание и жевание. На исправление может уйти полгода – год, зависит от сложности дефекта.
Заикание. Что делать с заиканием на публике
Как преодолеть заикание, запинание, ступор, дефекты речи и другие проблемы произношения речи на публике, когда волнение мешает выступать.
Получаю письмо с вопросом о заикании
Олег Игоревич! Что делать с заиканием, когда волнуюсь? Обратила внимание на то, что очень хорошо пишу и высказываю свои мысли на бумаге…а вслух произносить стало очень проблематично!! Узнала из Инета, что есть курсы риторики, но засомневалась в том, что на на них обещают в течении 2-х дней привести речь в порядок!
Как-то очень недоверчиво к этому отношусь! За два года не сумела ничего сделать, а тут всего лишь … 2 дня! Почитала отзывы о Вас и поэтому написала! Посоветуйте пожалуйста, что делать!
Заранее благодарна! Ирина.
То, что я ответил Ирине — послужило началом написания этой статьи.
Да, таких людей немало. Кто-то с рождения заикается, кто-то это приобретает в течении жизни.
Если нервная система дает сбои — это может сказываться на речи.
Я не логопед, а тренер по ораторскому искусству. И, поэтому, решение проблемы заикания буду описывать, исходя из своей практики.
Как-то раз к нам на занятие мама привела взрослую дочь (уже студенческого возраста), которая сильно заикалась, с раннего детства. Прошло несколько занятий. И эта девушка подошла и поблагодарила словами: » Вы сделали то, что не смогли сделать ни психологи, ни логопеды». Она научилась выступать (и говорить) не заикаясь.
Конечно же, было приложено немало сил с ее стороны. И я не вылечил заикание. Оно осталось, наверное, не знаю. Но речь девушки (на людях) стала без заикания.
На наши занятиях выступала хорошо, и никто бы не сказал, что она заикалась с детства.
Это был не первый случай.
Первый случай был неожи данным. У меня есть друг, который всегда слегка заикался, но привык к этому, а мы, его друзья — тоже к этому привыкли. Ко мне на занятия по ораторскому искусству он пришел из любопытства. Это был первый ошеломляющий результат: он перестал заикаться, выступая перед людьми. Но в обычной, повседневной речи, по привычке продолжал заикаться.
Прошло время. И мой друг начал заикаться избирательно, т.е. когда себя контролировал — заикания не было совсем.
Таких примеров — все больше и больше.
Так в чем же секрет?
Напоминаю, что я тренер по ораторскому искусству, а не логопед.
Секрет в овладении речью оратора
Есть заблуждение, что речь оратора такая же, как бытовая речь. Но это — не совсем верно.
Обычная (бытовая) речь — быстрая, сбивчивая, часто путанная. Как правило, лишенная пауз.
Первое. Если вы заикаитесь, то первое, что нужно освоить — это паузы.
Да-да! Именно паузы!
Вернее — речь с паузами.
И научиться этими паузами пользоваться.
Посмотрите видео о паузах:
Мы в школе учили всё, кроме пауз.
Потом — речь, в которой эти паузы будут гармоничны. Именно — гармоничны. Паузы — после каждой фразы.
Что такое фраза — вы, наверное, знаете.
Можно читать вслух или пересказывать притчи.
Далее — чередование быстрой и медленной речи. Т.е. какие-то слова — произносить быстро, а какие-то — медленно.
Пример — речь Барака Обамы, без перевода. Причем — любая его речь на публике. Конечно же, Обама не заикается. Это видео — о паузах.
И это нужно научиться не в теории, а в практических упражнениях.
Речь, богатая паузами, речь с хорошим ритмом, сочетание медленной речи с быстрой — позволяют нервной системе и работать и отдыхать. Нервная система не перегружается, потому что постоянно имеет возможность отдохнуть.
Так работает наше сердце: после каждого сокращения идет пауза, достаточно большая, — время расслабления. Так сердце и работает и отдыхает одновременно. Но если сердцу не давать время отдыха — оно устанет, начнет сбиваться.
Может даже произойти остановка сердца или инфаркт.
Когда человек говорит без пауз — речь получается сбивчивая, малопонятная. А потом может наступить остановка речи — ступор.
Быстрая речь плюс волнение — может явиться причиной и заикания, и запинания, и ступора и хаоса…
Чаще всего сетуют на волнение, мол волнение виновато в заикании.
Но еще больше виноват человек сам.
Волнение не ликвидировать. Можно лишь приструнить, но не ликвидировать.
Но как на меня — лучше его (волнение) не трогать, и не тратить силы на вычерпывание решетом воды из колодца.
Значит, нужно научиться говорить несмотря на волнение.
А еще нужно овладеть речью оратора, которая позволит оратору хорошо говорить, даже при самом сильном волнении.
Даже при самом сильном волнении.
Но нужно начинать — с взгляда, пауз и медленной речи (об этом немало написано на страницах моего сайта).
Вот, благодаря вам, Ирина, написал хорошую статью о направлениях работы с заиканием, которая украсит сайт. Спасибо за вопрос, Ирина!
Рекомендую почитать о пользе пауз:
- Обязательно читать следующую страницу →
- Разделение речи паузами
- Пауза после каждого слова
- Мусор в словах, и как с ним бороться
P.S. Уже не по письму.
Я не доктор, и не собираюсь лечить людей с дефектами речи. К тому же было несколько случаев, которые отбил охоту заниматься заиканиями и подобными проблемами. Некоторые «больные» себя считают «особенными», привыкли, что с ними «панькаются». И имеют много «отговорок», например: «Это трудно для меня» или » А у меня не получается». Причем, это «не получается» — является аргументом, чтобы не делать упражнение дальше.
- Ну и что, что не получается — нужно делать.
- А в ответ: «Вот видите — у меня все-равно не получается».
Эти «особенные» люди — действительно особенные.
И эта особенность заключается не в том, чтобы был повод пожалеть, а в том — чтобы вдвое, а то и втрое больше работать, нежели обычным людям.
Мне посчастливилось (а думал, что не посчастливилось) некоторое время быть (даже ночевать) в центре реабилитации детей с ДЦП. Дочитайте до конца, это важно.
Мне было жалко смотреть на этих детей, которым трудно ходить, трудно говорить, даже кушать. Многие из них (большинство) вызывало жалость. Но… Там я познакомился с юношей, который развеял все мои мысли о жалости. Он учился в этом центре, а по ночам работал сторожем здесь, а я оставался на ночь в одной из комнат. Мы много разговаривали. Кстати, у него тоже были дефекты речи.
Он говорил, что: «Мне нужно работать вдвое больше, чем другим.» Он бегал на беговой дорожке, хотя ему было втрое тяжелее, чем любой, даже самой толстой женщине. Он занимался на тренажерах с грузами, которые были мне не под силу. Оказывается, он выиграл в соревнованиях по армрестлингу среди обычных парней своего возраста (а не среди людей с «нарушениями», где он отказывался участвовать, так как мог легко выиграть). Я видел, как он напрягался, когда кушал ложкой. Ему было очень сложно кушать ложкой, чтобы не пролить ни капли. Ему много было сложно, что для обычного человека — просто. Но он всегда отвергал помощь. У него не было свободного времени: он занимался спортом и шахматами, готовился поступать в ВУЗ. Поступил…
И поэтому — я никого не жалею.
Я говорю (здоровому, но ленивому человеку с манией величия и жаждой внимания): «Да, ты — особенный. Тебе нужно вдвое больше работать!»
- Полной девушке нужно больше бегать, чем стройной. В этом ее особенность.
- Слабаку нужно чаще ходить в спортзал и больше «умирать» под штангой, чем парню с хорошей мускулатурой. Вот — его особенность.
Осла можно заставить прийти к реке. Но ни один шайтан не заставит его напиться. Восточная мудрость.
Так что не сочтите за «цинизм» мои слова, что заикающемуся человеку, или с дефектами речи, нужно больше работать над своей речью, чем кому-либо другому.
И я не буду обучать человека, который не поймет простую истину: «Всё в наших руках!». Я, тренер, всегда помогаю тем, кто работает.
Но становится нянькой, соглашаться, что очень трудно выдержать паузу (какую-то несчастную паузу) — не желаю