Как развивать речь у ребенка с ЗПР

2
формирование речи при зпр

Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.

Особенности ЗПР и связь с речью

Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

проблема речи при ЗПР

Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • эмоциональное здоровье.

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.

Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.

Причины возникновения замедленного развития

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Диагностика замедленного развития и роль речи

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).

речь детей с зпр

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Речь дошкольника  в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат  мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.

Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

Общие действия при нарушении речи при ЗПР

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.

коррекция речи детей с зпр

Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.

При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.

Как обучать детей с ЗПР

Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.

Специальные центры Обычные школы
Положительные факторы
Индивидуальный подход к ребенку Есть возможность свободно общаться с другими детьми
Специально обученные специалисты Ребенок ориентируется и видит результаты других
Отсутствие негативного социального опыта и давления Много нового – идет активная познавательная деятельность
Грамотная программа работы с детьми с ЗПР Обычные школы есть везде
Негативные стороны
Зачастую, такие заведения не дешевые Программа не подстроена под индивидуальные особенности
Коррекционные центры есть не во всех городах; Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим»
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речь Ребенок не защищен от давления со стороны детей

При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.

При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.

Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.

Как развивать звукопроизношение и понимание речи

Формирование речи у детей с ЗПР – это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.

Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.

формирование речи при зпр

После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.

Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.

Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.

Как развивать грамматику и лексику

Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.

Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.

Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.

В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.

Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.

Выводы

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.

коррекция речи при зпр

Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.

2 комментария для “Как развивать речь у ребенка с ЗПР

    1. Да, можно. Более того, есть примеры, когда у детей получалось. Главное регулярно заниматься. Рекомендуется обратиться за помощью к специалисту-логопеду, если ребенку трудно выговаривать звуки.

Добавить комментарий