Как сдают экзамены дети с зпр

Подготовка и проведение Государственного выпускного экзамена для детей с ОВЗ

Особенности проведение ГВЭ

Государственные итоговые аттестации в 9 и 11 классах (ГИА-9 и ГИА-11) проходят в следующих форматах:

В форме основного/единого государственного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ) для обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного/среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также экстернов, допущенных в текущем учебном году к ГИА.

В форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного/среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в организациях СПО (если речь о ГИА-11), в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

Два новых документа, регулирующие порядок проведения ГИА, в том числе в форме ГВЭ:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

ГИА в форме ОГЭ и/или ГВЭ включает в себя четыре экзамена: по русскому языку и математике (обязательным учебным предметам), а также по двум учебным предметам на выбор ученика — физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии. Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, аттестация по их желанию проводится только по двум обязательным учебным предметам. Остальные предметы тоже можно сдавать, есть специальные формы ГВЭ. Например, экзамен по физике в формате ГВЭ не содержит обязательной лабораторной работы — вместо этого экзамен охватывает базовый курс предмета (часть «выпускник научится»), включает в себя письменную работу с решением задач и ответом на ряд вопросов. Возможен также экзамен в устной форме. Для некоторых лиц ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ — при этом допускается сочетание форм ОГЭ и ГВЭ.

При подаче заявления участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья должны предъявить копию рекомендаций территориальной ПМПК. Дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки об установлении инвалидности (выданной ФГУ МСЭ), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, прописанных в пункте 44 «Порядка проведения. ».

Условия проведения ГИА для участников с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов

Для участников ГИА с ОВЗ, обучающихся на дому или в медицинских организациях, детей-инвалидов и инвалидов создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.

Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию.

Беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных кресел и других приспособлений.

Наличие лифтов, при отсутствии лифтов аудитория проведения ГИА располагается на первом этаже.

Увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа.

Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.

Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

При необходимости ассистенты оказывают следующую помощь:

  • Помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
  • Помогают зафиксировать положение тела, ручку в кисти руки.
  • Помогают в общении с сотрудниками ППЭ (для глухих — сурдоперевод).
  • Помогают при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.
  • Переносят ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов.

Специальные условия проведения ГИА-9 для участников с нарушением слуха

оборудование аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.

Специальные условия проведения ГИА-9 для участников с нарушением зрения

  • оформление экзаменационных материалов рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • выполнение письменной экзаменационной работы рельефноточечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;
  • обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами;
  • индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Что касается итогового собеседования, то, в соответствии с методическими рекомендациями и Письмом Рособрнадзора от 28.01.2019 № 10-52, органы исполнительной власти самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить все задания итогового собеседования (а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования). Кроме того: сами определяют для них минимальное количество баллов, необходимое для получения «зачета».

Особенности сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ?

Особую категорию обучающихся составляют дети, которые по тем или иным обстоятельствам являются детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе. Экзамен для обычных детей всегда стресс.

Экзамен — это всегда особое состояние. Дети с ограниченными возможностями переживают экзамен также с большим волнением и, поэтому дети с психофизиологическими особенностями нуждаются в создании специальных условий. Что это значит разъясняют многочисленные сайты, статьи и нормативные акты. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с проблемами развития и физиологическими недостатками и т. д. Основные особенности сдачи экзамена рассмотрим в данной публикации.

Сдача экзамена лицами с ограниченными возможностями здоровья регламентируется следующими документами.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835 (в ред. от 20.01.2017).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Кто допускается к государственной итоговой аттестации?

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

На основании чего обучающимся создаются особые условия сдачи итогового экзамена?

Обучающиеся признаются лицами с ОВЗ на основании рекомендаций и заключения ПМПК. Деятельность ПМПК включает в себя психолого-медико-педагогическое обследование детей. Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам, то такие рекомендации будут являться основанием для создания особых условий воспитания и обучения ребенка. Родителям стоит помнить, что заключение ПМПК действительно для предоставления в школу и иные органы в сфере образования в течение 1 календарного года с даты его подписания (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Если обучающийся находится на домашнем обучении, то для сдачи ГИА в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен для лиц с ОВЗ) они имеют право пройти обследование и получить рекомендации ПМПК, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ, должны предоставить копию рекомендаций ПМПК для того, чтобы сдать ГВЭ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет дети -инвалиды и инвалиды предоставляют оригинал или копию справки, подтверждающий факт инвалидности.

Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:

  • освоили программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
  • обучающихся с ОВЗ;
  • детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Существуют ли особенности при составлении заданий для лиц с ОВЗ?

Экзаменационные материалы по математике не имеют особой специфики для выпускников, освоивших образовательную программу в специализированных/коррекционных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.

Экзаменационные материалы по русскому языку имеют отличительные особенности и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать экзамен по русскому языку в форме написания изложения.

Кто вправе писать изложение

  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.
  • Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, воспитывающиеся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  • Обучающиеся на дому, в образовательных организациях санаторно-курортного типа, в которых проводится лечение/оздоровительные мероприятия, на основании заключения медицинской организации.

Особенности проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для лиц с ОВЗ

(На основании Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения.

ППЭ для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать:

  • возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
  • наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;
  • наличие специальных кресел и других приспособлений;
  • при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание обучающихся. Во время проведения экзамена для указанных обучающихся, выпускников прошлых лет организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Организация условий для сдачи лиц с ОВЗ с различными психофизиологическими особенностями

Руководитель ППЭ обязан

Для слепых участников экзамена:

  • совместно с руководителем ОО, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ГИА;
  • подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников ГИА по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА (Приложение 2);
  • подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников ГИА на бланки ГИА осуществляется в ППЭ).

Для слабовидящих участников экзамена:

  • для участников ОГЭ — в случае масштабирования КИМ и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А3;
  • для участников ЕГЭ — в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А3 и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;
  • подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков № 1 до формата А3;
  • в случае отсутствия технических средств — выдать увеличительное устройство — лупу.

Для глухих и слабослышащих участников экзамена:

  • подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ГИА;
  • оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.

В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей/членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ГИА с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные.

В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель/член ГЭК. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн).

Особенности организации пункта проведения экзамена для лиц с ОВЗ

(Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835).

В пункте проведения экзамена должны быть выделены отдельные аудитории для детей с ОВЗ с различными особенностями:

  • слепые, поздноослепшие участники ГИА;
  • слабовидящие участники ГИА;
  • глухие, позднооглохшие участники ГИА;
  • слабослышащие участники ГИА;
  • участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи;
  • участники ГИА с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • участники ГИА с задержкой психического развития;
  • участники ГИА с расстройствами аутистического спектра;
  • иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, участников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для глухих участников ГИА при нахождении в аудитории ассистента-сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельные аудитории.

Не рекомендуется объединять с другими категориями участников ГИА с ОВЗ участников с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от категории заболевания, технических средств, используемых участником экзамена, но не должно превышать 12 человек.

Функции ассистентов во время проведения экзамена

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод — для глухих);
  • помощь при чтении и оформлении заданий.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается, в том числе сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог — для глухих и тифлопедагог — для слепых участников).

Списки ассистентов согласовываются ГЭК и утверждаются ОИВ.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Организация проведения итоговой аттестации на дому

Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении, экзамен организуется на дому, в больнице (медицинском учреждении). Для этого создается ППЭ по месту жительства участника ГИА, по месту нахождения больницы (медицинского учреждения) с выполнением минимальных требований процедуры и технологии проведения ГИА: назначить руководителя ППЭ, не менее 1 организатора, уполномоченного представителя/члена ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать посадочное место (с учетом его состояния здоровья), рабочие места для всех работников ППЭ. Непосредственно в помещении, где находится участник ГИА, должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн). В случае проведения в ППЭ на дому ЕГЭ по иностранному языку с включённым разделом «Говорение» организуется только одна аудитория, которая является аудиторией проведения и аудиторией подготовки одновременно.

Родители участников экзаменов вправе привлекаться в качестве ассистентов при проведении ГИА (с обязательным внесением их в региональную информационную систему и распределением их в указанный ППЭ на дому). Лица, привлекаемые к проведению ГИА, прибывают в ППЭ на дому не ранее 09.00 по местному времени.

Далее экзамен должен быть проведен согласно стандартной процедуре ЕГЭ.

Задача на уравнение

 

Такие ученики в 9-м классе смогут сдавать русский язык письменно или устно. Если письменно, то это сочинение или изложение с творческим заданием. Аутистам разрешат писать диктант.

Примерные темы сочинений делятся на разные группы в зависимости от состояния здоровья ребенка. Например, для слабослышащих и слабовидящих предлагаются такие темы сочинений: «Какие черты личности имеют в виду, говоря о благородстве человека?» или «Какую мудрость хранят пословицы?». Минимальный объем — 250 слов.

Для школьников с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития на тренировочном сочинении предлагаются такие темы: «Чем опасен эгоизм?», «Что значит поступать по совести?». Для того чтобы получить положительную оценку, достаточно 100 слов. Для подготовки к устной форме экзамена предлагаются перечни теоретических вопросов и примеры практических заданий с ответами .

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) рекомендует проверять работы слабослышащих и глухих учеников отдельно от других. И желательно — при участии сурдопедагога.

В тренировочном билете для устного экзамена по математике пять заданий. В каждом — 2-3 задачи по базовому курсу. Ученику достаточно решить только одну. Допустим, такую: «Решите уравнение 7х — 9 = 100».

Можно пользоваться справочными материалами, но калькулятор приносить на экзамен запрещено.

Задания для письменного экзамена, как и для ЕГЭ, что называется, практикоориентированные. Например, надо определить массу яйца в зависимости от его категории, проследить за изменением температуры воздуха в течение дня, подсчитать, сколько страниц может напечатать принтер за определенное время.

Самая тяжелая группа учеников — дети с задержкой психического развития, умственно-отсталые ученики. Если русский язык они еще как-то могут осилить, то математика, даже элементарная, для них — китайская грамота. Поэтому на 10 заданий письменного экзамена по математике в девятом классе им дается почти 4 часа.

Всего ФИПИ подготовило материалы для девятиклассников и одиннадцатиклассников по 11 предметам. Для чего все это нужно? В обычных школах теперь могут учиться самые разные дети, в том числе дети-инвалиды. Педагоги разрабатывают для них отдельные программы. Но сдать обычный экзамен многим особым детям не под силу. Поэтому для них подготовлены другие задания .

Такие вопросы могут быть на экзамене по истории :

— С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

— Что означает понятие » коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

Вера Астафьева, сурдопедагог школы 101 им. Кривовяза (ГБОУ «Курчатовская школа»):

— Сочинения на философские темы будут слишком сложными для слабослышащих и глухих. Их осилит, может, только 1 процент. Проблема в том, что в школы сейчас приходят очень слабые дети. Дошкольной подготовки для них почти нет. Программу начальной школы за 4 года почти никто не может осилить. Но у нас есть право продлить началку до 5 или даже 6 лет. Особая головная боль — позднооглохшие имплантированные дети. Ставить импланты надо на первом году жизни, а у нас это делают и в 8, и в 9, и в 10 лет. Таких детей надо учить слушанию, но учителя не знают, как это делать. А если не знаем, как учить, что тогда с них спрашивать на экзамене ?

Алла Орлова, дефектолог, учитель высшей категории, Москва:

— Ученики с задержкой психического развития (ЗПР) смогут написать сочинение, это будут простые предложения по 3-4 слова. Думаю, будут и такие, кто сможет осилить экзамен по математике. Но квадратный корень, наверное, найдет один из двадцати. Надо понимать, что дети с ЗПР — очень разные, кто-то хорошо умеет читать, но математика ему не дается, кто-то — наоборот. Для таких детей сложно не только сдать экзамены, пусть и упрощенные, но и освоить программу. Учитель за 45 минут не всегда может уделить им должное время и внимание.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.