Как сделать эффект заикания в песне

0

Как сделать эффект заикания в песне

Коррекция вокала по нотам

Чтобы исправить неидеальное исполнение вокалиста, существуют инструменты для коррекции вокала по нотам. Эти инструменты общедоступны и просты в понимании, однако, чтобы применять их на практике, необходимо наличие музыкального слуха и опыт звукорежиссерской работы. Существует два основных метода «тюна вокала по нотам»:

1. Автотюн — программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:

К дорожке, которую нужно «затюнить», подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее «Автотюн» предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем «тюнить», тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.

Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если же наша цель — выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).

Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne или Logic Pro X (в лоджике десятой версии появилась возможность корректировать вокал в ручную без использования сторонних плагинов)

2. Melodyne — программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!

В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.

Обработка голоса чтеца, диктора или ведущего

Как обрабатывать дикторский голос? Это был один из самых частых вопросов в комментариях в уходящем 2019 году.

Конечно, в наше время уже нет таких строгих требований к дикторской речи, какие были ещё буквально несколько десятилетий назад. Сегодня правило фактически одно: качественную запись слушают охотнее. В этом видео мы расскажем вам про 9 составляющих успеха для диктора. В том числе рассмотрим: обязательный контроль над голосом (выразительность, интонация), дефекты речи и можно ли их убрать программным образом, звукопоглощение и звукоизоляция, расстояние от микрофона, использование поп-фильтра, эквализация, компрессия, сатурация или насыщение звука, добавление эффектов хоруса и ревера, а также каким должен быть итоговый уровень громкости.

Итак, что нужно для того, чтобы мы с вами звучали плотно сочно и эффектно, чтобы не было ни громко, ни тихо, и чтобы наша речь по качеству ничем не уступала радийным ведущим?

Контроль над речью

Друзья, думаем, что мы делаем. Дикция, произношение, внятность, выразительность, характер, интонация, манера, дыхание, — всё это должно находиться под самым
строжайшим контролем. Всю работу можно легко запороть, если пренебречь хоть одним пунктом из перечисленных, и пусть некоторые из них почти синонимы, каждый имеет свои тонкие штрихи, на которых как раз-таки всё и строится. Ещё момент — возможные дефекты речи, как-то: ярко выраженная картавость или гнусавость, к сожалению, исправить оборудованием или обработкой не получится.

Нет таких примочек. Поэтому или превращаем свой дефект в фишку, как можно слышать это на некоторых радиостанциях, типа Comedy Radio, или стараемся работать максимально пряча свои дефекты. Ну либо обращаемся к логопедам, преподавателем по технике речи и так далее. Кстати, можем пригласить таковых профи в нашу студию, которые разбираются в физиологии этих процессов намного больше нас, и попробуем разобрать эти нюансы и рассмотреть методы борьбы с ними.

Подготовка к записи

В этом пункте обращаем самое серьёзное внимание на комнату. Она должна иметь звукопоглощение или звукоизоляцию. А также на правильное расстояние до микрофона, и его положение. И собственно, на уровень громкости.

Что касается расстояния и положения, их надо найти, и они должны быть оптимальны для каждого спикера. У кого-то подача мощная, кто-то звучит скромно, двигаем микрофон, пробуем записывать и слушаем, чтобы не было перегрузов, и не было откровенно тихо. Положение микрофона — это способ избавиться, например, от сибилянтов или других ненужных вещей. Ну а уровень, ориентируемся на измерительную шкалу и пытаемся держать среднее значение в районе минус 18 минус 12 децибел.

Использование поп-фильтра

Обязательно на микрофоне должна висеть или ветрозащита, или поп-фильтр. Если от свистящих мы ещё как-то можем избавиться, изменяя то же положение микрофона или в пост-обработке деэссером, то от взрывных согласных спасу нет никакого. Стрельнула где-нибудь «Б» или «П», начинаем всё сначала. Ну и согласимся, не такие недорогие эти «Б/П»-защиты, чтобы не иметь их в своей студии.

Чистка записанного материала

Убираем все ненужные шумы, которые могут быть слышны в паузах. Можем это делать как вручную, так и с использованием различных нойз-гейтов.

Последний случай будет особенно приемлем, когда наша речь будет идти под какую-нибудь фоновую музыку, поскольку без неё работа гейта будет скорее всего слышна и это может несколько испортить картину.

Ну и здесь же сразу избавляемся от шипящих и свистящих, если они нам будут мешать. Обычно это делается деэссером.

А также в этом пункте можем вручную подравнять всю нашу динамику. Прибираем какие-то громкие фрагменты, тихие поднимаем.

Эквализация

Это пункт сугубо индивидуальный. У каждого голоса есть свои тембральные особенности, и соответственно, преобладание или наоборот нехватка каких-либо частот.
Но как правило, любому голосу всё, что ниже 60 герц не надо, поэтому смело их отрезаем, хотя в некоторых случаях границы среза может доходить и до 160 герц. И помимо характера голоса надо ещё учитывать и реакцию вашего микрофона, который в большинстве случаев кардиоидный, и эффект близости там будет присутствовать.

Напомню, что это тот случай, когда выразительность достигается путём близкого расположения микрофона и минимального уровня громкости. И однонаправленные микрофоны обязательно дадут порцию низкочастотных призвуков.

Идём дальше и пытаемся вычислить неприятное бубнение, которое может засесть в диапазоне от 150 до 300 герц. Если обнаружили, аккуратно прибираем.

Следующие частоты, которые нам могут быть интересны — это от 800 до полутора тысяч герц. Здесь может находиться мощность подачи и некий оттенок уверенности нашего голоса. Пробуем добавлять очень осторожно, поскольку если перестараться, то можно вместо мощи насытить голос гнусавостью, а это никуда не годится. И опять-таки помним про индивидуальность.

Вот к примеру, лично у меня самая казалось бы вокальная частота 1 килогерц всегда просит её пригасить что мне и приходится делать. Двигаемся дальше по шкале и останавливаемся на интервале 2500 — 5500. Тут может прятаться наша разборчивость и читаемость. Пробуем найти конкретную частоту, которая раскроет нас максимально, и ищем оптимально необходимую величину.

Ну и в правой крайней части у нас высокие, очень высокие. Кто-то добавляет от 12 до 18 килогерц, чтобы дать звуку яркости и воздуха, а кто-то берёт и от 20000 убирает всё до 16 или ещё ниже. Всё это надо внимательно слушать. И повторюсь фразой, с которой начинал — это сугубо индивидуально.

Компрессия

Без этой примочки сейчас просто никак. Плотный насыщенный сжатый и компактный звук — это результат динамической обработки именно компрессором. Настройки компрессора
опять-таки индивидуальны. Но есть некоторое значение, которое можно использовать для определённых типов голосов как универсальные. Если артикуляция слабая, тембр вязкий и невыразительный, можно пробовать выставить атаку 20-50 миллисекунд, релиз 5-20 миллисекунд, ratio 3-5. И дальше уже крутить эти ручки, добиваясь нужного вам результата. Ну а если
голос имеет хорошую подачу и выразительную артикуляцию, то отталкиваемся от следующих величин.

Атака 0-10, релиз 5-50, ratio 2 к 20. Ну а что касается самих приборов, я имею ввиду виртуальные, то их сейчас огромное количество и лучшим наверное будет тот, к которому вы
привыкли или в котором вам максимально удобно работать.

Сатурация

Сатурация или насыщение звука. В том случае, если вам недостаточно объёмов звучания, вы можете прибегнуть к помощью различных приборов, которые способны дать эффект сатурации, их также огромная масса. Кто-то любит Tube сатуратор от Waves, кому-то по душе fabfilter’овский Satur, кто-то крутит зашитый в Ableton, кто-то кайфует от
Izotop Exciter. Это не столь важно.

Главное, чтобы этим прибором мы действительно добились нужного нам эффекта.

Эффекты хорус и ревер

Эти прелести также могут создать дополнительный кайф звучанию вашего голоса, но это исключительно по вашему желанию, и в случае, если по-прежнему нужного объема вы никак не сумели добиться, или вообще хотите придать звуку так называемую радиальность.

Работайте с этими эффектами очень ювелирно, ведь если перестараетесь, это будет некая каша из голоса и кучи примочек.

Конечный уровень

Это финальная стадия обработки, на которой мы выставляем окончательный уровень громкости нашей голосовой дорожки.

Здесь нам помогут любые устройства, имеющее в себе усилитель и лимитер. Это всевозможные ультрамаксимайзеры, нормализаторы, и так далее. И делается всё для того, чтобы среди прочих выступлений спикеров или каких-то рекламных роликов мы со своим прочтением не потерялись. Какого же финального уровня надо придерживаться?

Вопрос на самом деле очень непростой. На него не всегда могут ответить даже те люди, которые работают на ТВ или радио, и выдают нам технические требования.

Вот вам для смеха одно из них, присланное с одного из наших федеральных каналов.

Частота дискретизации 48 тысяч герц, глубина дискретизации 24 бит. Нормально?

И кстати, больше ни слова.

Зато бракуют они присланный материал в 6 секунд, причём объяснения отказа такие же как и требования. Что-то типа «мало пиков», ну или по-нашему это недокирпич.

А вот ещё одно требование от авторитетного российского телеканала, где вроде бы всё по уму и красиво, но со слов тех же коллег по цеху ни одно рекламное агентство такие цифры не принимает, мол это очень тихо. Вот и думай, что хочешь. Одним словом, если ориентироваться на опыт многих, кто занимается дикторской начиткой, всё делается в основном на слух с подглядыванием на измерительную шкалу.

RMS порядка минус 16 — минус 14 децибел с отдельными всплесками в пределах минус 6 — минус 3.

Добавить комментарий