Как учатся в школе дети с аутизмом

Как дети с аутизмом учатся в общеобразовательной школе

Лекарство в тетрадках

Илья Яковлев из Минска сегодня идет во второй класс. У мальчика аутизм, и долгое время таких, как он, ждала спецшкола либо учеба на дому. Но после того как в стране появилась возможность инклюзивного обучения, при котором дети с особыми потребностями учатся в одном классе с обычными ребятами, жизнь Ильи заиграла новыми красками.

Мама Татьяна Яковлева, председатель общественной организации «Дети. Аутизм. Родители», рассказывает, что в первый класс сын шел, не умея ни читать, ни писать. Более того, в свои шесть лет вообще не говорил:

– И буквально через неделю он произнес первое слово. «Туалет». Просил вывести его. А теперь он читает, считает, рисует. А как красиво пишет! Никто не верил, что у наших детей будет такой прогресс.

Психолог, АВА-терапист Анна Грапова считает, что инклюзивное обучение подходит каждому:

– Мы стремимся сделать своих подопечных максимально самостоятельными, приспособленными к жизни. А проучившись в обычной школе, потом можно освоить профессию и работать.

Илья был одним из первых детей с аутизмом, кто, будучи в таком тяжелом состоянии, пошел в первый класс со своими ровесниками.

Особенным ребятам нужны особые условия, чтобы учеба пошла на пользу. Они быстрее устают, поэтому должна быть возможность выйти и отдохнуть в специальной комнате. Кроме основного преподавателя с детьми работают дефектолог и психолог. У каждого мальчика или девочки должен быть индивидуальный сопровождающий – тьютор. Он посещает с ними все занятия, дает подсказки, настраивает и, самое главное, помогает наладить коммуникацию с окружающими. В университетах нашей страны пока такой специальности не учат, и до сих пор индивидуальных сопровождающих готовили в организации «Дети. Аутизм. Родители».

– Хорошая новость в том, что с этого учебного года в педагогическом университете имени Танка открывается институт инклюзивного образования, – замечает Татьяна Яковлева.

Еще из недавнего: 6 июня вышло постановление Минтруда и соцзащиты о том, что у детей с аутизмом должен быть индивидуальный сопровождающий. Вот только он обязательно должен иметь квалификацию педагога.

– А значит, большинство наших действующих специалистов уже не могут работать, и родителям нужно искать новых. Правда, администрация школы может разрешить старому сопровождающему временно продолжать работать с ребенком, пока не найдут замену.

На аутистов часто навешивают клеймо умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности.

– Но это все не про них. Дети могут быть очень умными, и если заниматься с ними, помогать взаимодействовать с миром, то в будущем они станут образованными, профессионалами, как это происходит в развитых странах.

– Все началось с того, что Международный детский фонд организовал проект инклюзивного образования в нашей стране. Нас обучали два года, и так появилась национальная команда тренеров инклюзивного образования, – рассказывает Татьяна. – Мы получили знания и захотели их использовать для своих детей. Но подготовить специалистов очень дорого. Деньги собрали с помощью краудфандинга. Минская 187-я школа приняла нашу инициативу.

Эта школа приютила Илью и других таких же ребят. Сегодня в ней лучшие в стране условия для инклюзивного обучения.

– Кроме нее в Минске уже около десятка школ с инклюзивными классами, а вот в регионах с этим гораздо хуже. Но мы работаем над этим. В прошлом году появился класс в Жодино. А в этом – в Бобруйске.

Татьяна вспоминает, как поначалу переживали, как вывести своих детей в класс. А теперь Илья стал веселым, дружелюбным:

– Это миф, что аутистам не нужно общение. Оно им просто необходимо. Однажды в первом классе произошел любопытный эпизод. У Илюхи большая сенсорная чувствительность на аудиораздражители. Нам первое время разрешали приходить после начала первого урока, чтобы не сталкиваться с шумом или звонком. Но как-то мы зашли в здание на перемене. И тут появляется наша учительница вместе со всем классом и говорит: «Привет, Илья». А за ней все дети здороваются и дают пять. У меня почти земля из-под ног ушла. А мой сын каждому ответил и хлопнул по ладони. Я не ожидала, что школа на него так положительно повлияет.

На форумах иногда можно прочесть комментарии родителей, которые не хотят, чтобы с их чадами за партой сидел особенный одноклассник, который может, например, внезапно запеть посреди урока. Психолог Анна Грапова говорит, что не стоит этого опасаться:

– Даже если ребенок с аутиз­мом устанет и захочет встать посреди урока или еще что-то сделать, рядом будет специалист, который выведет его в специальную комнату. И никому в классе не придется терпеть неудобства.

– Когда я узнала, что к нам придут дети с такой особенностью, против не была. Кстати, мой Гриша с Тимуром сдружились, и я этому рада, потому что сын стал добрее.

Гриша помогает Теме и защищает его, если что:

– Тема веселый, мне нравится сидеть с ним за одной партой. С утра я встречаю его в школе и помогаю дойти до класса, чтобы не растерялся. Мы вместе ходим в столовую. Иногда напоминаю, что нужно записать домашнее задание.

Мама Тимура Ирина Дергач вспоминает, что однажды в конце года тьютор отсутствовал, и Гриша по сути его заменил. Сам парень подумывает, не стать ли ему в будущем тьютором.

– У нас не было конфликтов, – рассказывает Анна Грапова. – На первых порах обычные ученики могут бояться подходить к детям с аутизмом, а потом начинают интересоваться, и сами идут на контакт. Но сложности действительно могут быть, потому что человеку нелегко понять и принять отличающихся людей. Поэтому мы готовим одноклассников и учителей: раз в четверть проводим уроки добра, делаем видео, показываем, чем ребята с аутизмом отличаются от других, как с ними можно общаться. И это помогает.

Весной в Минске появился первый в стране инклюзивный театр. Художественный руководитель Ирина Пушкарева замечает, что за время репетиций ребята с аутизмом сделали невероятный рывок в развитии:

– Те, кто не мог говорить с посторонними, боялся, – выходят на сцену, играют свои роли, поют и танцуют. Кстати, 3 июня мы показали премьеру спектакля «Флейта-Чарадзейка». Ребята стали смелее, самостоятельнее, улучшилась их речь.

Аутист в школе

Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь? Обсуждаем особенности воспитания детей, у которых поставлен диагноз аутизм. Воспитание и обучение детей с аутизмом Форум родителей детей с аутизмом

Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Воспитание и обучение детей с аутизмом » Аутист в школе

Аутист в школе

Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь?

Всего сообщений: 28
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
8 мая 2013

Откуда: Калужская область
Всего сообщений: 2008
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2011

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Откуда: Москва, МО, Варна
Всего сообщений: 299
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
21 апр. 2011

Скрипка, я тоже помню вашу историю, очень надеюсь, что вы справитесь. Я пока по школе подсказать не могу, моим всего 6лет

Девочки, я хотела вообще спросить — моему аутисту 6, я надеюсь его отдать в школу с 8 (тоже психологически незрелый), но вот надо ли ему прям все предметы? Я не понимаю этот момент: зачем ребенку отвлеченные предметы типо истории, это же забирает его ресурсы, которые и так ограничены. Может, удариться в то, что получается (математика так математика), а остальное приберечь для социализации? Там готовить учить, счета оплачивать..

Я никогда не понимала стремления мам особят загрузить их как обычных. Моему обычная нагрузка точно не по плечу, кстати, не одному ему, их у меня таких (не потянущих) два.

Школа надомная — если есть возможность где-то еще бывать с детками. Кружки, танцы, нашим детям надо быть в обществе. Но недолго, долго и мой не выдерживает, им действительно ОЧЕНЬ трудно.

Правда, и с здоровым своим ребенком я тоже очень боялась перегрузить. Тогда были какие-то программы, когда 1 класс они перескакивали, я отдала очень умную девочку на не перескакивающий класс систему. И не пожалела.

Откуда: Санкт-Петербург
Всего сообщений: 747
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
10 июля 2012

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Откуда: Москва, МО, Варна
Всего сообщений: 299
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
21 апр. 2011

сима
Сим, так и хочется кричать «ГОВОРИ-ГОВОРИ. «

Больше всего я люблю слушать, какие наши дети молодцы и как сбылись наши самые смелые мечты!

Я когда слышу, что кто-то (как я сейчас) «и мечтать не мог», а все потом как-то красиво развернулось, то сердце согревается большой надеждой.

Аутист тут спросил «который час» — в мультфильме что ли подслушал. мы с папой так и задумались. Понял он что спросил или так просто — повторил (второе вернее)

Всего сообщений: 6385
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 мар. 2010

Откуда: хмао
Всего сообщений: 4245
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009

Самый активный участник голосования

Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5673
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010

нет, он последние 2 года ходил на все уроки+ дополнительное у нас музыкотерапия, кружки, спортивные занятия Но начинали мы тяжело, в истории есть это, повторять не буду.

Но в случае сложностей, самочувствия или сильных поведенсеких проблем убирали часть нагрузки в школе. В нашем случае это легко. по этому виду он с избытком успевает. Тем более, что он многое знает в ходе нашего общения, у него не столь проблема в понимании, сколько в желании отвечать, демонстрировать знания.

Откуда: МО
Всего сообщений: 34
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
15 авг. 2013

Скрипка, у нас похожие дети. Мы в этом году пошли во второй класс в новую школу. 4 дня все было более-менее неплохо. Сегодня учитель сказал, что сын устроил две истерики (в классе на уроке: сам ударился, сам орал; в столовой: выданных на сегодня денег ему не хватило).
Прошлый год (1-й класс) у нас прошел тяжело. Примерно с февраля не проходило дня, чтобы мне не выговаривали на ребенка. С середины марта по май «просидели» на больничном: брали задания и занимались дома. Поведение в школе было похожим, как у Вашего мальчика. И конфликты с одноклассниками и их родителями были очень не детские..
Из препаратов даю сыну пустырник и глицин. На рисполепт пока не решилась, хотя нам тоже его прописали.
В прошлом году я внимательно наблюдала за сыном: если видела, что он в возбужденном или плаксивом состоянии, то в школу не отправляла. Писала записку учителю и давала ему день отдохнуть. Но задание брали и делали дома сами.
По наблюдению учителя он мог высидеть максимум 3 урока. Далее не работал сам и мешал другим.
Перевелись в другую школу: очень рассчитывала на положительное влияние смены контингента класса и учителя.
Пока разницы не вижу. Нашим деткам все равно, где истерить и орать. Тормозов нет.
Сейчас продолжаю наблюдать за его поведением. Параллельно узнали в поликлинике, что нужно для перевода на надомное обучение. Мы не на инвалидности и не хотели бы справку по психиатрическому диагнозу.

Откуда: израиль
Всего сообщений: 36
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2012

Привет!! я в00бще стала редк0 п0являться, если кт0 нас п0мнит, т0 у меня дев0чка аутист на сег0дня нам 4.4 месяца. Н0 п0шли в эт0м г0ду в 0бычный сад(г0с. сад) в т0м г0ду были в к0рекци0нн0м саду (и вп0зат0м) н0 раз в неделю п0сещали пр0ст0й сад. и живем в Израиле.

у меня ведется раб0та д0ма тераписты +л0г0пед+мелкая м0т0рика и т. д с 1.10 мес. женщина к0т0рая занимается п0веденческим анализ0м г0в0рит, чт0 нет лучше занятия чем с пр0стыми детьми.
на данный м0мент Эмили х0дит в сад с терапистк0й. -0дну в00бще я ее не 0ставляю!!
для т0г0 чт0б ваш ребен0к п0шел в 0бычную шк0лу ..0н д0лжен быть не 0дин . -а если есть бабушка так эт0 шикарн0!!0н д0лжен сидеть т0льк0 0к0л0 двери, чт0б при люб0й п0пытке» п0шалить» ег0 п0тих0ньку д0лжна бабушка вывести на перемнку (к0р0ткую)
М0я дев0чка не м0жет д0лг0 сидеть . так ее терапистка п0днимает и выв0дит в туалет и т. д. ..». сделать круж0к!»» и вернуться. на пр0гулке 0на) терапист) г0в0рит с детьми ,чт0 б 0ни 0бщались с м0ей .. делает интеграцию между детьми. К0р0че терапист типа как 0чки, руки или н0ги ребенка.. и + к0 всему м0я г0в0рит не 0чень х0р0ш0 и м0т0рики все страдают. дети смеются как 0на рисует, г0в0рит . н0 все равн0 прем вперед
И еще 0чень важн0, если ребен0к п0шел в 0бычн0е заведение . все занятия чт0 0н п0лучал . перен0сятся на вечер, п0сле шк0лы . или 0н пр0ст0 не п0ймет и не справится с пр0гамм0й и т. д..
желаю удачи. если будут в0пр0сы пишите, п0м0гу чем см0гу!

Откуда: израиль
Всего сообщений: 36
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2012

Привет!! я в00бще стала редк0 п0являться, если кт0 нас п0мнит, т0 у меня дев0чка аутист на сег0дня нам 4.4 месяца. Н0 п0шли в эт0м г0ду в 0бычный сад(г0с. сад) в т0м г0ду были в к0рекци0нн0м саду (и вп0зат0м) н0 раз в неделю п0сещали пр0ст0й сад. и живем в Израиле.

у меня ведется раб0та д0ма тераписты +л0г0пед+мелкая м0т0рика и т. д с 1.10 мес. женщина к0т0рая занимается п0веденческим анализ0м г0в0рит, чт0 нет лучше занятия чем с пр0стыми детьми.
на данный м0мент Эмили х0дит в сад с терапистк0й. -0дну в00бще я ее не 0ставляю!!
для т0г0 чт0б ваш ребен0к п0шел в 0бычную шк0лу ..0н д0лжен быть не 0дин . -а если есть бабушка так эт0 шикарн0!!0н д0лжен сидеть т0льк0 0к0л0 двери, чт0б при люб0й п0пытке» п0шалить» ег0 п0тих0ньку д0лжна бабушка вывести на перемнку (к0р0ткую)
М0я дев0чка не м0жет д0лг0 сидеть . так ее терапистка п0днимает и выв0дит в туалет и т. д. ..». сделать круж0к!»» и вернуться. на пр0гулке 0на) терапист) г0в0рит с детьми ,чт0 б 0ни 0бщались с м0ей .. делает интеграцию между детьми. К0р0че терапист типа как 0чки, руки или н0ги ребенка.. и + к0 всему м0я г0в0рит не 0чень х0р0ш0 и м0т0рики все страдают. дети смеются как 0на рисует, г0в0рит . н0 все равн0 прем вперед
И еще 0чень важн0, если ребен0к п0шел в 0бычн0е заведение . все занятия чт0 0н п0лучал . перен0сятся на вечер, п0сле шк0лы . или 0н пр0ст0 не п0ймет и не справится с пр0гамм0й и т. д..
желаю удачи. если будут в0пр0сы пишите, п0м0гу чем см0гу!

Откуда: Калужская область
Всего сообщений: 2008
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2011

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.