Как успокоить ребёнка больного шизофренией

0

Как успокоить ребёнка больного шизофренией

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием “раннее слабоумие” (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала “разрушим” некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет “по-взрослому” диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если “необычность” поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, “бедность” эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие “откаты в развитии”, утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному “перекосу” фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему “с ними скучно”. Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала “питаться правильно”, избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на “плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится”, “как будто все знания стерли из головы”. Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их “грязными”, говорит, что их грязь может “прилипнуть к нему”. Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе “грязные” дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что “грязь”это “не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно”. Старался не думать о “плохих вещах”, создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Как вести себя с больным шизофренией: советы специалистов?

От шизофрении никто не застрахован. Она выявляется у одного человека из ста независимо от пола, возраста, статуса, уровня образования и доходов. При этом ученые пока не нашли причин ее развития, а потому не знают, как ее вылечить полностью. Пациенту придется научиться жить со своим диагнозом. Его окружению тоже необходимо выстроить правильное общение с шизофреником, так как это поможет ему социализироваться и предотвратить рецидивы.

О шизофрении

Шизофрения — это эндогенное заболевание психики полиморфного характера. Она проявляется в разных формах, развивается без органического повреждения головного мозга и поражает мышление человека, вызывая распад эмоциональных реакций. Зачастую она обусловлена генетической предрасположенностью, однако генетика — лишь один из факторов, которые гипотетически могут стать толчком для развития шизофрении.

Симптоматика психопатологии очень разнообразная. Условно все ее признаки делят на две группы:

  • Позитивные: бред, галлюцинации и кататонический синдром.
  • Негативные: апатия, абулия и ангедония.

Как правило, перед психозом или активной фазой наблюдаются пассивные симптомы. Человек становится замкнутым, безвольным и безынициативным. Он отдаляется от общества и ничем не желает заниматься. Возможно злоупотребление алкоголем или иными психоактивными веществами.

В период обострения психический аппарат больного активен. В таком состоянии у него развиваются бредовые идеи и возникают галлюцинации. Некоторые формы шизофрении сопровождаются навязчивыми действиями и двигательными расстройствами.

Заболевания шизофренического спектра очень непредсказуемы. Некоторые из них развиваются десятилетиями, скрываясь за признаками депрессии. Другие виды шизофрении прогрессируют стремительно, вызывая распад личности всего за несколько лет. В ряде случаев позитивные и негативные симптомы наслаиваются друг на друга, в результате чего помочь пациенту не помогают даже сильные лекарства.

Главная проблема лечения шизофрении — позднее обращение к врачу. Родственники до последнего не хотят верить в то, что их родной человек — «сумасшедший».

Лечится шизофрения с помощью антипсихотических препаратов и психотерапевтических методов. Первые направлены на устранение признаков психоза. Вторые помогают человеку принять себя с новым диагнозом и научиться с ним жить. Так как болезнь неизлечима, пациенту придется постараться, чтобы его жизнь была максимально комфортной.

К счастью, для многих больных шизофрения не является приговором. Если они будут следовать предписаниям психиатра и заботиться о своем здоровье, то шансы на качественную жизнь увеличиваются. Большую роль в данном вопросе играет окружение больного. Именно от него во многом зависит, как быстро шизофреник социализируется. Это в свою очередь определяет дальнейший характер течения шизофрении.

Работа со стереотипами

Согласно опросам ВЦИОМ, 70% россиян имеет лишь общее представление о шизофрении и только 20% понимает, как она проявляется. При этом почти 40% опрошенных полагает, что шизофреника следует изолировать от общества. Есть и обратная проблема. Сами больные до последнего отрицают свою болезнь, так как боятся общественного осуждения.

Представленные результаты во многом обусловлены непониманием сути проблемы. Часть людей считает, что шизофреники агрессивны и опасны для общества. Другие уверены, что у таких пациентов происходит раздвоение личности, а потому они непредсказуемы. Первое утверждение верно лишь на малую долю. Во-первых, больной шизофренией, действительно, может выказывать агрессию, но это бывает редко и зачастую она направлена на него самого.

Во-вторых, обычно шизофреник, если и идет на противоправное деяние, то в состоянии опьянения или в поисках наркотической дозы. Алкоголизм и наркомания в таких случаях становятся следствием асоциализации, которая может быть отчасти вызвана сложившимися стереотипами о шизофрении.

Что касается раздвоения личности, то оно является другим заболеванием — диссоциативным расстройством личности, которое практически ничего общего с шизофренией не имеет. При раздвоении личности у человека в одном теле живут несколько персонажей, у каждого из которых — свой пол, возраст, привычки, убеждения и пр. Такие пациенты часто совершают преступления, но само заболевание встречается крайне редко.

При шизофрении у человека сохраняется одна личность, даже если он считает себя Наполеоном. Патология вызывает поражение мышления, в результате чего больной неправильно воспринимает мир и самого себя в нем. В тяжелых случаях он просто замыкается и остается в своих фантазиях.

Как вести себя с больным

Прежде всего, следует понимать, что лечить шизофрению должен врач. Задача близкого окружения — помогать больному реабилитироваться.

Обычно родственников приглашают на семейную психотерапию, в ходе которой они постигают правила общения с шизофреником. В дальнейшем их придется соблюдать. Это не значит, что жить с таким человеком опасно или очень тяжело. Но особенности его поведения учитывать придется.

Как общаться

Один из симптомов шизофрении — стремление к одиночеству. Замкнутость становится особенно выраженной после психоза или непосредственно перед его развитием. По этой причине оставлять больного надолго наедине с собой не рекомендуется. Желательно больше с ним разговаривать. Беседы на отвлеченные или интересные для пациента темы помешают ему погружаться в свой внутренний мир.

Можно сформулировать несколько основных правил общения с шизофреником:

  • Говорить медленнее. Помните, что у человека могут быть нарушены когнитивные функции. Возможно, он хуже усваивает информацию. Но при этом не стоить обращаться с ним, как с ребенком, объясняя все слишком детально. Он не должен ощущать покровительственный или наставнический тон в Вашем голосе.
  • Не критиковать. Общаться без споров сложно даже здоровым людям. Нередко и близкие друзья ссорятся из-за разных религиозных или политических убеждений. Вступать в словесные перепалки с шизофреником не стоит. Также старайтесь не критиковать его суждения, даже если они Вам кажутся абсурдными.
  • Не повышайте голос. Крики и ругань нормальному общению способствовать не могут. Беседа должна быть продуктивной. Нельзя, чтобы пациент после разговора ушел в себя и стал прокручивать в голове ссору до бесконечности.
  • Не забывайте о больном. Никогда не разговаривайте в присутствии пациента так, словно бы его нет рядом. В большинстве случаев он все прекрасно понимает, так как находится в сознании. Если нужно побеседовать с кем-то о пациенте, сделайте это в его отсутствие.
  • Не усиливайте бред больного. Ему может казаться, что его преследуют. Не пишите сообщения другим людям в его присутствии. Не смейтесь над бредовыми идеями, связанными с манией величия. Выработайте план поведения на случай панической атаки у больного. Допустим, он считает, что за ним следят спецслужбы. Не пытайтесь его переубедить в этом. Он перестанет Вам доверять. Лучше выслушайте и попробуйте понять, как ему помочь.

Необходимо разделить человека и его заболевание. Снисходительного отношения он, вероятно, не потерпит. Также ему не понравится, что с ним обращаются, как с ребенком. В состоянии ремиссии шизофреник зачастую ничем не отличается от обычных людей. Он может работать и даже воспитывать детей.

Шизофрения не мешает некоторым людям жениться, работать и защищать докторские диссертации.

Необычное отношение к больному будет подчеркивать «необычность» самого пациента. Это помешает социализации. Если вы тем или иным способом станете напоминать ему, что он болен и ему чего-то нельзя, он никогда не сможет почувствовать себя полноценным членом общества.

Прием лекарств

Проблема многих пациентов заключается в том, что они забрасывают лекарственную терапию. Примерно 50% больных перестает принимать таблетки сразу после выписки из стационара. Еще 25% присоединяются к ним в течение 2-3 лет. Связано это, прежде всего, с временным улучшением состояния здоровья. Человек чувствует себя лучше, а потому больше не считает себя больным.

Некоторые шизофреники отказываются от лекарств вследствие злоупотребления психоактивными веществами. В любом случае при алкоголизме и наркомании антипсихотические препараты практически не действуют. Их прием становится бессмысленным.

Отказ от медикаментозной терапии приводит к такому явлению, как резистентность — устойчивость к тем или иным лекарственным средствам. Из-за этого повышается риск развития нового обострения. При так называемой резистентной шизофрении у больного наблюдаются одновременно позитивные и негативные симптомы. Таблетки почти не помогают, а состояние все ухудшается. В любой момент может начаться психоз.

Резистентность к препаратам при шизофрении наблюдается почти у трети пациентов.

Родные пациента должны мотивировать человека пить лекарства. Их задача — не просто постоянно напоминать ему о таблетках, а объяснить, почему это важно. Если он выполняет рекомендации врача, не скупитесь на поддерживающие слова. Они важны и для здоровых людей в периоды трудностей и начинаний. Шизофреник нуждается в поддержке еще больше, даже если не говорит об этом и не показывает виду.

Обустройство быта

После постановки человеку диагноза «шизофрения» придется немного переустроить быт. Прежде всего, нужно объяснить пациенту, что ему делать необязательно или даже нежелательно, например, включать газ или чинить электропроводку. В первые недели или месяцы не оставляйте его одного и не отпускайте на улицу без сопровождающего. Неизвестно, с кем он повстречается и как пойдет беседа. Лучше занять его во время прогулки разговором.

Человек с шизофренией может пренебрежительно относиться к гигиене. Первое время придется напоминать ему о необходимости чистить зубы, бриться и принимать душ. Стоит учитывать, что данная патология развивается зачастую в молодом возрасте и нередко — у подростков. Они являются не только шизофрениками, но и детьми, поэтому продолжается обычное воспитание, но с рядом особенностей, описанных ранее.

В Ваше отсутствие больной может самовольно покинуть квартиру. Положите в карманы его одежды записки с номерами телефонов и адресом на случай, если он потеряется. У шизофреников бывают проблемы с кратковременной памятью, поэтому они могут банально заблудиться.

Просмотр телевизора придется ограничить. Не стоит смотреть фильмы в жанре ужасов или триллера. При этом вам придется тоже от них отказаться. Если запрещать их больному, но самого себя не ограничивать, он будет ощущать себя лишним или ущербным. Желательно отдать предпочтение спокойным передачам и кинофильмам о природе, спорте или искусстве.

Алкоголь из жизни придется исключить. У шизофреников есть склонность к употреблению психоактивных веществ, поэтому лучше не провоцировать его и самому отказаться от спиртного и вредных привычек. Если в
ы послужите хорошим примером для больного, ему будет проще справиться со своей болезнью.

Как донести информацию до близких

Во-первых, близким родственникам нужно принять диагноз, но нельзя его стыдиться. Обычно в общении это отмечается быстро, в том числе самим пациентом, а он не должен чувствовать себя «прокаженным» и «ненужным». Постарайтесь донести объективную информацию о шизофрении всем членам семьи и друзьям. Если в доме есть маленькие дети, объясните им, что нельзя смеяться над «дядей», если он ведет себя странно или, например, часто что-то забывает.

Медицинские термины в этом случае не помогут. Подобрать правильные слова поможет психиатр в ходе семейной психотерапии. На сеансы придется ходить как больному, так и его близким. Лучше делать это совместно, чтобы пациент всюду ощущал поддержку людей, для которых он небезразличен.

Первые признаки обострения

Еще одна важная задача близкого окружения больного — вовремя определять признаки начинающегося психоза. Чем раньше получится обратиться к психотерапевту, тем быстрее он устранит симптомы заболевания, следовательно, тем меньше будет остаточный шизофренический дефект.

Симптомов у шизофрении много, но стоит обратить внимание на самые очевидные:

  • Человек стал чересчур подозрительным. В таких случаях он резко сокращает контакты с домашними и замыкается. Что бы вы ни говорили или ни делали, он будет оценивать и осмысливать. Возможно, он станет часто что-то спрашивать. В целом любые изменения в худшую сторону должны насторожить.

  • Больной разговаривает сам собой. Если он при этом еще часто оглядывается и озирается по сторонам, то высока вероятность того, что у него развивается бред и слуховые галлюцинации.
  • У пациента появляются необоснованные страхи. Он начинает бояться обычных вещей, например, темноты, звука стиральной машины или цифры «8». Из-за этих фобий развиваются компульсии — стереотипные движения и ритуалы. К примеру, больной может трижды обойти вокруг стула, прежде чем на него сесть.
  • Наблюдаются расстройства речи. Больной или не может сформулировать свои мысли, или делает это странно, вставляя в рассуждения непонятные и даже вымышленные слова. Возможно псевдофилософствование, выведение банальных умозаключений и пр.
  • Усиливается негативная симптоматика. Человек становится ленивым, нерешительным и незаинтересованным. Он ничего не делает, пока ему не напомнят. Возникают проблемы с принятием решений.

Могут быть и другие симптомы, характерные для той формы шизофрении, которая выявлена у вашего родственника. Придется немного изучить теорию. В этом поможет лечащий врач.

Заключение

Вести себя с шизофреником нужно правильно, но и о своем душевном здоровье забывать не стоит. Нельзя все внимание посвящать пациенту. У вас тоже должна быть своя жизнь. Если не думать о себе, может развиться депрессия. Два расстройства в одной семье — слишком тяжелое испытание как для больного, так и для его окружения.

Как успокоить ребёнка больного шизофренией

В острой фазе вначале доминирует психофармакологическое лечение, однако уже на этом этапе возможны и психотерапевтические подходы. Они осуществляются не в форме подробных бесед о проблемах пациента, не в виде развернутой дискуссии о содержании симптомов (например, бреда, галлюцинаций), а в виде частых коротких контактов, помощи в преодолении повседневных проблем и искреннего участия.

В этой фазе противопоказано психоаналитическое вмешательство. Контроль за психическим состоянием — задача не только врача, но и всего персонала. В дальнейшем должны учитываться следующие аспекты:
1. Поэтапное разъяснение пациенту природы его заболевания. После устранения острой симптоматики первоочередная задача психотерапии — дать понять ребенку или подростку, «что с ним случилось», т. е. помочь ему « осмысленно» переработать содержание психотических переживаний. Важно, чтобы это делалось осторожно и в эмоционально не тягостной для пациента форме.
Терапия должна поддерживать и защищать больного. В идеальном случае пациент обучается так обходиться с эмоционально-стрессовой ситуацией, чтобы исключить рецидив заболевания.
Типичными причинами стресса на этом возрастном этапе бывают влюбленность, страхи перед экзаменами, неправильная оценка своих способностей с вытекающими отсюда перегрузками и семейными конфликтами.

2. Работа с базисным когнитивным расстройством. Важной точкой приложения психотерапии является работа с так называемыми базисными когнитивными расстройствами; их следует вначале разъяснить пациенту, а затем воздействовать на них с помощью специальных тренинговых программ. Ребенку или подростку объясняют, что эти расстройства, которые он может субъективно хорошо предъявить и описать, связаны с его основным заболеванием и могут быть ослаблены или устранены в результате упражнений или лечения этого основного заболевания.

3. Оценка вторичных психосоциальных проблем. Наконец, в рамках шизофренического заболевания возникают также многочисленные вторичные проблемы — от нарушений контакта, чувства отчужденности и неполноценности до страхов и опасений, связанных с повседневной жизнью. И здесь можно подходить двояким образом: сделать ситуацию понятной, придать пациенту уверенность или дать ему возможность пережить успех.

Все три рассмотренных аспекта нужно принимать во внимание при проведении психотерапии в любых условиях (setting). Психотерапия ни в коем случае не ограничивается индивидуальными беседами с лечащим врачом или психологом, а расширяется за счет подключения различных тренинговых программ, терапии занятостью, упражнений в преодолении повседневных проблем (например, покупки, праздники, посещение школы, практика или учебная деятельность и т. д.).

В принципе при психотерапии подростков, страдающих шизофренией, нужно учитывать следующие аспекты (Werner, Mattejat).
Терапевт должен быть всегда доступен пациенту, заботиться о нем, давать четкие установки, при необходимости оказывать сопротивление. С другой стороны, необходима четкая дистанция, но одновременно готовность помочь и уважение к пациенту. Пациент должен воспринимать терапевта как заботящегося о нем, но самостоятельного человека: терапевту можно доверять свои проблемы и страхи, но ему вместе с тем присуща надежность, и он может придать пациенту чувство уверенности и выдержку.
• Пациент должен иметь возможность привносить в терапию все проблемы, которые его волнуют. Он включает эти темы в рамки поддерживающего процесса и избегает при этом обсуждения конфликтов.
Терапия должна быть направлена на лечение и помощь в преодолении специфических симптомов, таких как когнитивные расстройства, дефициты социальных навыков, навязчивые действия и др. При этом в терапевтический процесс могут интегрироваться различные методы поведенческой терапии.

Добавить комментарий