Как воспитывать ребенка с гиперактивностью

0

Как воспитывать ребенка с гиперактивностью

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)

Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)

Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.

Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!

Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:

1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!

Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.

Просто наблюдайте за ним.

Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?

2. Никаких посторонних раздражителей!

Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор – смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).

Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.

Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)

3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.

В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.

Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.

Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.

Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.

Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!

4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь – помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» – вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)

ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»

Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? – Докажите!

Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).

Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!

С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.

Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.

Еще одна традиция – «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!

5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», – поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)

Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!

Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.

Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!

Вопросы воспитания гиперактивного ребенка: что делать, как успокоить и нужно ли лечить?

Гиперактивный ребенок заметно отличается от своих сверстников. Но это не значит, что он плохой. Важно с пониманием относиться к его особенностям. Тема гиперактивности сложная и неоднозначная. Вокруг нее витает много мифов и заблуждений. Даже врачи не всегда имеют верное представление, не говоря уже о педагогах и родителях. Что такое гиперактивность, как вести себя с такими детьми, как воспитывать? Предлагаем раз и навсегда закрыть для себя эти вопросы.

Гиперактивность – это СДВГ?

Сегодня всех детей, которые не сидят на месте и не слушаются, принято называть гиперактивными. Это не совсем верно. Термин не должен ассоциироваться с любыми отклонениями в поведении. С медицинской точки зрения, гиперактивность является заболеванием, которое имеет совершенно четкое определение.

Гиперактивность – это патологическое состояние, при котором двигательная активность является неадекватной и непродуктивной.

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание относится к психиатрическим и кодируется в МКБ–10 F90.0 «Нарушение активности и внимания».

По сути, СДВГ объединяет в себе два синдрома. Иногда гиперактивность встречается сама по себе. Так же, как и дефицит внимания. Некоторые исследователи подвергают сомнению такое объединение. Но на сегодняшний день существует один диагноз – СДВГ. Стоит признать, чаще у детей диагностируют оба синдрома сразу, но в разной степени выраженности.

Проявления гиперактивности у детей

Частые беспокойные движения конечностями, бесцельная активность (бездумное метание по комнате, беготня) – главные признаки гиперактивности у детей. Они постоянно спешат, что также проявляется в излишней болтливости. С возрастом проявления гиперактивности усиливаются и достигают пика к школьному возрасту. К 6–7 годам появляются вторичные нарушения поведения – трудности общения с другими людьми, плохая успеваемость.

Хотя диагноз «СДВГ» не ставят до 5 лет, предпосылки к нему можно обнаружить значительно раньше:

Возраст ребенка Преобладающие симптомы
Новорожденный ребенок Мало и плохо спит, тяжело засыпает. Чрезвычайно чувствителен к внешним раздражителям: шуму, свету, жаре, холоду. Часто и громко плачет, дергает ручками и ножками.
В 6 месяцев Делает успехи в физическом развитии: сидит, ползает или иным способом передвигается. Кажется, что он развивается быстрее сверстников. При этом легко раздражается, бросает игрушки, кричит. Надолго ничем не заинтересовывается и на месте не сидит.
В 8 месяцев Предпринимает активные попытки ходить. Часто падает и набивает шишки. Криклив. Игрушки скорее разбрасывает, чем играет ими. В гулении нет четких слогов.
В 2 года Ребенок отстает в речевом развитии: плохо и мало говорит, предпочитает общаться жестами, звуками и криком. Его можно охарактеризовать как неусидчивого, неловкого.
В 3 года Отличается непослушанием. Часто кажется, что ребенок не слышит замечаний. Не может соблюдать нормы поведения в общественных местах и детском саду. В коллективе вступает в драки, забирает и ломает игрушки. На занятиях не может сидеть на месте.
В 4 года Становится неуправляемым. На ограничения и запреты не реагирует. Не умеет контролировать агрессию: кусается, толкается и дерется. Не сидит на месте даже во время чтения книжек и просмотра мультфильмов.
В 5 лет Не любит спокойные занятия: рисование, игры с конструктором, чтение книг. С трудом засыпает, нарушает дисциплину. Если что-то не получается, бурно реагирует и психует. Речь зачастую требует коррекции логопедом-дефектологом.
В 6 лет Испытывает сложности в обучении. Невнимательный, забывчивый. Все время пребывает в движении. Болтливый. Задает много вопросов, но не дослушивает ответы и перебивает.
В 7 лет Несмотря на прекрасный интеллект, сильно отстает в учебе. На уроке не может усидеть на месте. Невнимательный, теряет и забывает личные вещи. Могут наблюдаться: энурез, нервный тик, головные боли.

Причины

Гиперактивность – многофакторное заболевание. Главной причиной считается отягощенная наследственность. По разным данным, генетическая предрасположенность играет ключевую роль в 40–75% случаев. Предполагается, что к СДВГ приводит мутация генов, регулирующих дофаминовый обмен (D4, D2 рецепторов) и транспорт дофамина.

Наряду с генетическими выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы, повышающие риск СДВГ:

  • социальное неблагополучие семьи;
  • серьезные конфликты родителей;
  • криминальное окружение;
  • курение, прием токсичных препаратов и употребление алкоголя матерью во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденного;
  • родовые травмы.

Причины гиперактивности не до конца изучены.

Советы родителям гиперактивных детей

Прежде всего, при подозрении гиперактивности у ребенка необходимо получить консультацию специалистов: невролога, психиатра, нейропсихолога. Недопустимо устанавливать диагноз самостоятельно или на основании чьих-то слов.

От СДВГ можно избавиться! Но для этого нужна грамотная комплексная коррекция. Обычно она включает:

  • Прием препаратов. Медикаментозная поддержка очень важна для детей с гиперактивностью. Различные препараты помогают отрегулировать возбудимость, справиться с напряжением, улучшить концентрацию внимания. В лечении СДВГ применяются психостимуляторы, модулятор «Атомоксетин», ноотропы, анксиолитики, центральные α2-стимуляторы.
  • Занятия с медицинским психологом. Коррекция поведения проводится сначала индивидуально, а затем в группах. С виду занятия напоминают игры. Но они имеют цель не развлечения, а улучшения самоконтроля, повышения внимательности, усидчивости. Ребенок учится взаимодействовать с самим собой и другими людьми, выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме.
  • Домашняя работа. Обязательными являются домашние занятия с детьми – игры, общение и соблюдение особых правил воспитания. Для избавления от гиперактивности важен благоприятный микроклимат в семье.

Как вести себя?

Нередко родителям советы психолога кажутся неприемлемыми и странными. Они думают: «Нужно быть строже с ребенком, и тогда его поведение исправится». Ни строгость, ни наказания не работают с гиперактивными детьми.

При всем желании ребенок физически не может сидеть на месте и сосредоточенно заниматься.

Чем раньше родители это поймут и примут, тем скорее произойдут позитивные изменения. Понимание особенностей гиперактивности позволит уйти от раздражительности по отношению к ребенку.

Он не воспринимает критику и не понимает причину наказаний. Жесткость вызывает озлобленность и желание отомстить.

Важно вести себя дружелюбно. Когда к гиперактивным детям обращаешься ласково, они тебя слышат. Участие, уважение, поощрение, вежливые просьбы и напоминания – это то, что поможет добиться результата.

Как воспитывать?

Самые главные рекомендации для родителей ребенка с СДВГ – стать помощниками и сопровождающими. Наиболее серьезной его проблемой является низкий самоконтроль и слабая волевая саморегуляция. Он не может сосредотачиваться на поставленных задачах, отвлекается, не способен сдерживаться в конфликтной ситуации.

Родителям нужно взять функцию контроля на себя.

Как воспитывать – 5 главных правил:

  1. Оставайтесь поблизости, когда ребенок выполняет домашнее задание. Перепроверьте вместе, все ли он сложил в портфель. Напоминайте, что ему нужно сделать.
  2. Всей семьей разработайте режим дня и неукоснительно его соблюдайте.
  3. Отдайте ребенка в спортивную секцию. Умеренные физические нагрузки помогут ему использовать двигательную активность с пользой. Однако это не должен быть профессиональный спорт с частыми тренировками. При гиперактивности рекомендуется плавание, пеший и водный туризм, катание на коньках, лыжах.
  4. Установите рамки дозволенного поведения. У ребенка должно быть четкое понимание, что делать можно, а что нельзя. Старайтесь сильно его не ограничивать. Запрещайте только то, что действительно вредит ему и окружающим.
  5. Обеспечьте спокойный ритм жизни. Волнительные события, конфликты, переезды, избыток дополнительных занятий будут приводить к повышенному возбуждению. В таких ситуациях важно успокоить ребенка и помочь ему преодолеть это состояние.

Не нужно беспокоиться, что ребенок такими темпами никогда не научится самостоятельности. При СДВГ часто наблюдается нарушение функции лобных долей головного мозга. Именно они отвечают за саморегуляцию и самоконтроль. С возрастом головной мозг развивается.

Гиперактивные дети становятся способны контролировать себя чуть ближе к подростковому возрасту.

Как успокоить?

Дети с гиперактивностью легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить:

  • Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет?
  • Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит.
  • Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложите игрушку антистресс. Или прием горячей ванны с пеной.
  • Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается.
  • Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами?


С бурным поведением можно справиться. Для этого ребенка нужно учить выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме с помощью игр. Например:

  • «Цветные ладошки». Вырежьте из цветного картона 3 ладошки: красного, желтого и синего цвета. Расскажите ребенку правила игры. Когда вверх поднята красная ладошка, можно шуметь, кричать и бегать, желтая – нужно вести себя тихо, как мышка, и говорить только шепотом, синяя – следует замереть на месте. Меняйте ладошки каждые 10–15 секунд. Когда ребенок привыкнет, время действия каждого сигнала можно будет увеличить.
  • «Искорка доброты». Попросите ребенка закрыть глаза и представить, как тепло его дыхания зажигает в ладошках теплую и ласковую искорку доброты. Предложите ему подуть на нее и послать всем тем, кого он любит.

Больше полезных рекомендаций по коррекции поведения и воспитанию детей с гиперактивностью можно найти в книгах:

  • Р. Баркли, К. Бентон «Ваш непослушный ребенок»;
  • Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».


В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу.

В большинстве случаев гиперактивность и СДВГ относительно легко и быстро корректируются. Но работа предстоит огромная. Прежде всего, со стороны родителей. Придется в корне поменять свои представления о воспитании и взаимодействии с ребенком. Это самое важное.

В комплексе с медикаментозным лечением и систематическими занятиями с психологом родительские старания принесут плоды уже в течение 2–3 недель. Но об устойчивом результате можно будет говорить спустя 6–18 месяцев.

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и рассеяны, но никаких заболеваний центральной нервной системы у них нет. Далеко не все родители способны разграничить особенности детского характера и темперамента и синдром гиперактивности – для возникновения опасений признаки патологии должны проявляться и повторяться в течение долгого времени. Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.

При возникновении подозрений не пытайтесь накормить отпрыска успокоительными. Первое, что нужно сделать, – обратиться к доктору. Второе – запастись терпением.

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.

Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:

  1. Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
  2. Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
  3. В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
  4. В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе. Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
  5. В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями. Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
  6. В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
  7. В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
  8. В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.

Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.

Специфика воспитания гиперактивного ребенка

Гиперактивные особенные дети видят мир по-другому, реагируют на него не так, как все и решают возникшие задачи и трудности иначе. Эти отличия требуют специфического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей.

Что делать, если ребенок рассеянный?

Почти невозможность гиперактивного ребенка сосредоточиться приводит к нестабильному интересу к занятиям и отсутствию концентрации на каком-то одном предмете. Постоянная рассеянность ребенка требует выполнения психологического закона трехкратного «Н»: короткие, но частые наставления, награды, напоминания.

Несколько советов по борьбе с рассеянностью детей:

  • Старайтесь всегда, разговаривая с ребенком, устанавливать зрительный контакт.
  • Используйте короткие фразы, обращаясь к малышу, как правило, у детей с гиперактивностью страдает аудиальная память. Просите ребенка повторять то, что вы сказали, а не ограничиваться односложными ответами.
  • Говорите четко, ясно, прямо и единожды: «Перестань прыгать/бегать/кричать». Используйте не абстрактные фразы вроде «убери в комнате», а конкретные: «убери книги на место», «убери игрушки в ящик». Задания должны быть ясными и последовательными.
  • Ставьте задачи поочередно и постепенно, проверяя выполнение предыдущей. Ребенок может не запомнить все задания, высказанные одновременно: «Иди в комнату, умойся, переодень футболку, сделай домашнее задание…».
  • Попробуйте дробить домашние задания на небольшие задачи. Можно начать выполнять работу вместе, а затем отойти и иногда подходить с предложением помощи или совета.
  • Говорите с отпрыском лично. Не кричите из кухни «Иди обедать!», если дитя во что-то играет. Присоединитесь к игре, и при первом удобном моменте позовите его к столу. Гиперактивность не означает упрямство или глупость, просто ребенку сложно быстро перейти от своих действий к вашим.
  • Для привлечения внимания ребенка и его концентрации можно использовать нестандартный подход: игры, рассказы, юмористические приемы, интересные жесты, мимику, прикосновения.
  • Ребенок нуждается в порядке, тем более – гиперактивный, поэтому навсегда исключите беспорядок там, где вы живете.
  • Старайтесь держать отпрыска в поле зрения и слуха. Гиперактивным детям очень легко найти отвлекающий объект, поэтому им нужно постоянно помогать концентрироваться на конкретной задаче.
  • Хвалите и благодарите детей за выполненные задания. Будет это словесная похвала или материальное вознаграждение – решать вам.

Как воспитывать импульсивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей зависит от импульса, они не могут спрогнозировать последствия, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок может попадать в несчастные случаи.

Рекомендации, как бороться с импульсивностью:

  • Приучите вашего ребенка считать в уме, например, до десяти, и только после этого что-либо делать. Попробуйте объяснить отпрыску, что есть действия и их последствия, и это всегда нужно учитывать. Воспитайте в отпрыске способность представлять себя на месте другого человека. Закрепляйте привитые навыки на практике.
  • Давайте возможность отпрыску делать выбор. Принятие решения заставляет его остановиться и не поступать импульсивно. Вопрос может быть, например, таким: «Какие задания ты бы сделал в первую очередь: по математике или русскому языку?»
  • Доверьте ребенку заботу о домашнем питомце, чтобы воспитать эмпатию, мягкость, чуткость, умение присматривать за живым существом.
  • Помните, что рядом с импульсивным ребенком не может находиться такой же воспитатель – это абсолютно недопустимо. Работайте над собой, в первую очередь, будьте мудрее в любой ситуации. Вашему ребенку не на кого больше положиться, кроме вас.
  • Заранее продумывайте, чем занять ребенка во время вынужденного ожидания, например, в очереди. Это могут быть мысленные игры или словесные, книга, ваш интересный рассказ.

Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?

Бесцельные движения, беспокойство, постоянная суета детей с гиперактивностью вынуждают их родителей постоянно и без устали присматривать за ними. Главная родительская задача – применить избыточную энергию ребенка в конструктивном русле.

Рекомендации по борьбе с повышенной моторикой гиперактивного отпрыска:

  • Вы должны научить ребенка полностью расслабляться, например, с помощью спокойной музыки, дыхательных упражнений или медитации.
  • Ваш отпрыск должен уважать личное пространство окружающих его людей.
  • Обустройте ваше жилье так, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Учтите, в доме вряд ли когда-нибудь будет идеальный порядок, не ждите от гиперактивного ребенка слишком многого.
  • Воспитайте в ребенке умение внимательно слушать и не перебивать.
  • Сохраняйте стабильность и систематичность методов воспитания. Попустительство может разрушить результаты годами внедряемой концепции.

Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?

Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:

  • Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
  • Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
  • Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
  • Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
  • Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
  • Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
  • Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
  • Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
  • Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
  • Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
  • Не заставляйте отпрыска есть через силу.
  • Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.

Добавить комментарий