Как воспитывать ребенка с умственной отсталостью

0

Как воспитывать ребенка с умственной отсталостью

Умственная отсталость у детей

При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.

Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.

Причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.

На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).

  • различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;

тяжелые инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, скарлатина, цитомегаловирус, ВИЧ;

заражение матери во время беременности токсоплазмозом или другими паразитами;

увлечение будущей матери никотином, алкоголем или наркотиками;

недоношенность, преждевременные роды;

родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);

генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и т.д.);

заболевания мозга и мозговых оболочек у малыша (менингит, менингоэнцефалит);

  • расстройство белкового обмена (фенилкетонурия).

– Очень важно и отношение матери к своему ребенку, если мать не будет общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, показывать и рассказывать об окружающем мире, у малыша не только возникнут серьезные с речью и пониманием обращенной к нему речи, но и будет хромать вся познавательная деятельность в целом, это может быть чревато серьезными последствиями в дошкольном и школьном возрасте, – рассказывает олигофренопедагог, дефектолог, логопед Лариса Пристанская.

Степени умственной отсталости у детей

Легкая

При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело.

– Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог.

Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние.

Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.

У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов.

Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.

– С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.

Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.

Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Что нужно знать о воспитании умственно отсталых детей?

Нет большего счастья для родителей, чем рождение здорового малыша. Если ребенок рождается с какой-то тяжелой патологией, это способно навсегда изменить жизнь мамы и папы, которые отныне будут вынуждены посвятить свою жизнь ребенку. Это, в частности, касается детей – инвалидов, которые в быту не могут обойтись без помощи взрослых. То же самое касается и умственно отсталых детей. Несмотря на то, что такие малыши рождаются физически здоровыми, нарушение умственного развития навсегда оставляет их на этапе детства, они так и не становятся по-настоящему взрослыми. Воспитание умственно отсталых детей требует от родителей терпения и понимания того, что их ребенок отличается от остальных детей.

  1. Что такое умственная отсталость у детей?
  2. На чем основывается воспитание детей с умственной отсталостью?
  3. Трудовое воспитание умственно отсталых детей
  4. Физическое воспитание умственно отсталых детей
  5. Как воспитывать умственно отсталого ребенка в семье?

Что такое умственная отсталость у детей?

Умственная отсталость у ребенка проявляется как снижение умственных способностей по сравнению с установленной нормой, за которую принимается среднее значение для детей данного возраста. Отклонения в интеллектуальном развитии сопровождаются также нарушением, по крайней мере, двух из следующих функций: коммуникация с окружающими, обеспечение личной безопасности, социальные навыки, навыки использования общественных ресурсов.

Выявить умственную отсталость можно в очень раннем возрасте. На наличие подобной патологии указывает, в первую очередь, замедленное развитие ребенка. Такие дети намного позднее, чем их сверстники начинают держать голову, ползать, стоять и ходить, а движения получаются неуклюжими и вялыми. Специалисты диагностируют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму умственной отсталости. При глубокой форме у ребенка нарушаются такие психические процессы, как мышление, восприятие, воля и эмоции, речь и память.

На чем основывается воспитание детей с умственной отсталостью?

Поскольку умственная отсталость характеризуется указанными выше дефектами, воспитание таких детей должно основываться на компенсации недостатков. Часто для них создаются особенные условия, в которых делается упор на коррекцию, что не возможно будет в обычной школе. В таких учебных заведениях дети получают возможность поступательно развиваться, пусть и намного медленнее, чем их сверстники.

Не нужно забывать и о нравственном воспитании умственно отсталых детей. Детям с задержкой развития вполне можно привить общепринятые нравственные нормы. Нравственное воспитание умственно отсталых детей проводится под чутким контролем преподавателя. Он направляет деятельность учеников таким образом, чтобы их действия соответствовали социально признанным нормам. Нравственное воспитание умственно отсталых детей, равно как и обычных детей, направлено на формирование таких понятий как добро и зло, мотивирует детей быть добрыми и стараться творить добро.

Трудовое воспитание умственно отсталых детей

Трудовое воспитание умственно отсталых детей – важный элемент воспитания как такового. Учитывая, что такие дети часто отличаются неуклюжестью в связи с недоразвитостью нервной системы, трудовые занятия очень важны для развития таких навыков как ловкость, умение доводить начатое дело до конца и творческое начало.

О том, что трудовое воспитание умственно отсталых детей может помочь в становлении личности и расширении кругозора говорит тот факт, что очень многие дети с дефектами умственного развития по-настоящему увлекаются определенным видом трудовой деятельности и в буквальном смысле «находят себя» в этой сфере. Ребенок чувствует удовлетворение от того, что у него получается, что он может создавать что-либо своими руками. Это отличная мотивация для дальнейшего совершенствования. В качестве трудового воспитания подойдут любые занятия, требующие ручного труда.

Физическое воспитание умственно отсталых детей

Физическое воспитание умственно отсталых детей позволяет несколько скорректировать неуклюжесть и неповоротливость. Правда, это во многом зависит от степени умственной отсталости. Физическое воспитание умственно отсталых детей должно осуществляться комплексно, а именно:

  • способствовать коррекции двигательных нарушений;
  • формировать новые двигательные навыки и совершенствовать имеющиеся;
  • развивать психические возможности ребенка.

Уроки физического воспитания позволяют сочетать умственную деятельность с физической. Дети должны четко понимать задачи, которые перед ними ставит учитель, а затем выполнять их. Упражнения сами по себе не должны быть сложными, любое упражнение оказывает комплексное воздействие.

Так, ходьба наряду с непосредственным развитием мышц ног, способствует также и развитию перекрестной координации ног и рук. А если ходьба проводится с предметом на голове – то это способствует развитию правильной осанки. Длительный бег развивает выносливость, а бег с одновременным выполнением несложных упражнений руками будет развивать координацию движений.

Важно помнить, что увеличивать нагрузку можно только до первой степени усталости, поскольку умственно отсталые дети, в отличие от обычных детей, очень долго восстанавливаются и после занятий чувствуют больший дискомфорт.

Как воспитывать умственно отсталого ребенка в семье?

Родителям первое время бывает трудно свыкнуться с мыслью, что их ребенок не такой, как все. Многие из них даже стыдятся ребенка, не понимая, что тем самым еще больше усугубляют его состояние. Важно, чтобы родители приняли ситуацию такой, какова она есть и занялись воспитанием своего малыша в соответствии с его особенностями, благо для этого сегодня существует много возможностей. Если начать работу с ребенком как можно раньше, то при легкой степени умственной отсталости можно надеяться на практически полное сглаживание проявлений, а при более выраженной степени на улучшение состояния малыша и надежду на то, что он сможет лучше адаптироваться в обществе и быть более самостоятельным.

Как воспитывать ребенка с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью – это дети, страдающие в результате органических поражений головного мозга (главным образом его коры), нарушениями в развитии психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, памяти, речи, воображения). При умственной отсталости органическая недостаточность мозга носит неусуглубляющийся характер, действие вредоносного фактора уже остановливается, и ребенок становится способен к развитию, которое подчиняется общим закономерностям формирования психики, и имеет свои особенности. Эти особенности развития обуславливаются типом нарушений центральной нервной системы и его последствиями. Известный отечественный психиатр Г.Е. Сухарева выделила три группы причин возникновения умственной отсталости: 1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза;2) патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм); 3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

Психическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это прослеживается как в отношении ребенка к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и в его социальном поведении — пассивном отношении к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказываются несформированными присущие дошкольникам в норме формы деятельности:предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию.

Семья – это первый социальный институт, куда попадает ребенок с самого его рождения и находится долгий период времени. С ее помощью ребенок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нем. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребенка с умственной отсталостью, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей. На данный момент проблема семейного воспитания детей с умственной отсталостью стоит достаточно остро. Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребенка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребенка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и родительско-детских отношений.

Неправильное воспитание ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на детей с нормальным развитием, могут явиться источником грубых вторичных отклонений в развитии. Поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования уже в дошкольном возрасте. Основной задачей семейного воспитания является создание условий для полноценного развития ребенка, воспитание такой личности, которая может существовать в обществе. На каждом возрастном этапе семейное воспитание реализует свои особые задачи. В процессе воспитания ребенка с умственной отсталостью задачи семейного воспитания конкретизируются сучетом структуры дефекта ребенка. К сожалению, во многих семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, эти задачи реализовываются в искаженном виде или не реализуются вовсе. Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. Одной из самых веских причин нарушения процесса воспитания в семье, имеющей ребенка с умственной отсталостью, является низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия.

Дефектологи и психологи хорошо знают, что успех работы с ребенком во многом зависит от уровня педагогических и психологических знаний и умений, который наблюдается у родителей умственно отсталых детей. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями. Без включения родителей в образовательных процесс, взаимодействия с образовательным учреждением нельзя готовить об успешности комплексной реабилитации ребенка с особенностями развития.

В современной специальной педагогике и психологии не сложился еще единый и методологический подход к определению сущности психолого- педагогического сопровождения воспитания детей с умственной отсталостью. Но опираясь на анализ психолого- педагогической литературы можно выделить основные положения организации психолого- педагогического сопровождения: 1. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как систематическое целенаправленное и непрерывное коррекционное воздействие, ориентированное на семью в целом, а не только на ребенка. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Результатом данной работы должны стать: изменения качества жизни семьи в лучшую сторону, образ жизни, который удовлетворяет потребности всех ее членов. 2. Ориентация сопровождения на решение проблем личного и межличностного уровня семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуаций выбора. Оно должно решать задачу реабилитации семьи в социокультурном пространстве, усиливая ее самостоятельность и самоконтроль ситуации. 4. Главной идеей сопровождения выступает необходимость развития не только ребенка, но и семьи, именно поэтому психолого- педагогическое сопровождение подразумевает отказ от категорических решений. Все решения сопровождения должны носить только рекомендательный характер. 5. Родители и все члены семьи включаются в коррекционно- воспитательный процесс и должны выступать в качестве субъектов коррекционно- воспитательного процесса. 6. Важно соблюдение системного подхода в применении средств, методов, приемов, мер коррекционного воздействия при работе с родителями, чтобы дать понять важность работы над собой ради помощи своему ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребенка с умственной отсталостью. Анализ специальной литературы позволил выделить такие модели помощи в семье как педагогическая, психологическая, диагностическая, медицинская и социальная. Большая часть работы осуществляется воспитателями или учителями вместе с дефектологом, психологом и социальным педагогом. В практике педагоги, осуществляют в жизнь его направления благодаря психолого-педагогическим средствам, в рамках различных форм и моделей взаимодействия с родителями.

Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации.

Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В.В.Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями по ее мнению являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью. Задачи этого направления включают – формирование новых жизненных ориентиров у родителей;- коррекцию взаимоотношений; – коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей; – гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением. Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.

С учетом имеющихся данных составлены методические рекомендации для специалистов и родителей по взаимодействию в воспитании ребенка с умственной отсталостью. Работа с семьями воспитанников должна проводиться как индивидуально, так и по группам. Оба варианта взаимодополняют друг руга и могут реализовываться параллельно. Педагогам и дефектологам нужно не только проводить нравоучительные беседы и лекции, а вести искренние разговоры, проводить индивидуальные консультации, круглые столы, где можно будет размышлять вместе с родителями над разными вопросами. Воспитатель и дефектолог должны подходить к работе с семьей очень деликатно: быть внимательными и слушать все, что говорят родители и дети; понимать, что каждая семья индивидуальна по составу, социальному статусу; иметь в виду, что у каждого родителя имеются свои ожидания от них и что родительские представления о содержании воспитания ребенка могут быть несколько иными, чем у педагогов. Поэтому для плодотворной работы специалистам следует глубоко изучить семью ребенка, чтобы лучше понять особенности семьи, потребности, трудности, с которым она сталкивается и ожидания результатов от воспитательного и образовательного процесс, строить воспитательную деятельность с учётом того, что личность ребенка формируется в семье. Стараться использовать все разнообразные формы работ с родителями, а не ограничиваться беседами и родительскими собраниями три раза в год. Перед психологами стоит сложнейшая задача – предоставление помощи по улучшению семейного микроклимата, решению внутрисемейных, межличностных конфликтов, устранению тревожности у родителей. Психолог должен вести просветительскую работу с родителями и воспитателями для повышения уровня их психологических знаний, формировать у них способность к взаимопомощи и взаимодействию, проводить работу для улучшения самооценки и чувства ответственности у родителей. В его компетенцию входит проведение совместных занятий родителей с детьми с целью укрепления их связи и установления между ними партнерских и сотруднических отношений. Тем самым он помогает находить новые пути к активному взаимодействию ребенка и родителей. Психолог должен не только давать им необходимый минимум информации, а создавать для них возможности для творческого подхода к воспитанию своего ребенка, вселять уверенность в успехе своей деятельности по воспитанию ребенка. Социальный педагог в дошкольном учреждении должен исполнять роль посредника между детьми и взрослыми, между семьями и государственными службами. Выступать в роли защитника законных прав и интересов детей и их родителей; помогать родителям и воспитателям в решении проблем; играть роль эксперта в постановке социального диагноза и определять методы компетентного вмешательства. Социальный педагог должен предвосхищать и оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также способствовать ее реабилитации. Он содействует созданию чувства безопасности психологического комфорта. Работа социального педагога должна охватывать всех участников процесса воспитания ребенка. Им должны проводиться работы по социальному развитию ребенка, профилактике негативных явлений и оказанию помощи находящимся в сложной жизненной ситуации, активизации воспитательного потенциала родителей. Специалисты должны совершенствовать свое мастерство в области общения и установления контакта с семьей. Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться ненавязчиво и с согласия родителей ребенка.

Родителям следует принимать активное участие в воспитательном и образовательном процессе своего ребенка, быть чуткими и уделять ребенку должное внимание: всегда находить время для занятия с ним и создавать благоприятную коррекционно-воспитательную среду дома. Чаще обращаться за советами и помощью к специалистам, знать права своего ребенка, помнить о необходимости соблюдать единство требований к воспитанию ребенка.

Таким образом, направления работы специального образовательного учреждения с семьей умственно отсталого ребенка могут быть весьма разнообразными. Все они направлены на привлечение родителей к взаимодействию со специалистами и формировануют у родителей мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами. Сочетание всех форм организационной работы с семьями ребенка с умственной отсталостью позволяет повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим – понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.

1. Круглова Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта: учеб.метод.пособие/ Ю.А. Круглова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 155с.

2. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности “Психология” /В.В. Ткачева.– М.: Психология Московский психолого-социальный институт, 2006. – 319с.

3. Прокопьева М.М. Психология семьи. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.М.Прокопьева, М.Д. Находкина.- Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013.- 144с.

4. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 3/ Г.Е. Сухарева. – М.: МЕДГИЗ, 1955. – 335с.

Добавить комментарий