Какие песни петь при заикании
Статья «Роль пения в устранении заикания»
Оксана Голубева
Статья «Роль пения в устранении заикания»
Роль пения в устранении заикания.
Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом – стихотворением, песней – получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.
В нашем детском саду используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков,но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.
Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.
Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично,под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».
Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Развиваем у детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.
Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропеваем мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Поем слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, используем пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз. Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.
Работая над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Поем a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Игра «Угадай-ка?» : детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включаем дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.
Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывание, отстукивание, притопывание ритмического рисунка слов, фраз, попевок, вступлений к песням. Используем деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учим детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.
У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.
И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.
При выборе песен для разучивания обращаем внимание на их соответствие возможностям наших детей,включающие следующие характеристики:
• доступное содержание и удобный для произношения текст;
• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;
• нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);
• фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);
• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.
В течение всего учебного года дети разучивают много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, желательно повторять ранее выученные песни. Можно устроить концерты, провести развлечения «Угадай мелодию», поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети поют песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя записи на CD. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.
Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.
Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.
Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.
Какие песни петь при заикании
Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.
Причины и виды заикания
Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.
Причинами заикания могут быть:
- Перенесенный стресс.
- Плохие социальные условия проживания ребенка.
- Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
- Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
- Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
- Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
- Суровые условия воспитания дома.
- Родовые травмы.
- Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
- Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:
- После перенесенной смерти близкого человека.
- После пребывания в эпицентре военных действий.
- После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
- Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится
В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:
- Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
- Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
- Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.
Логопедические упражнения
Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:
- Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
- Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
- Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
- Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:
- Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
- Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
- Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
- Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
- Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
- Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
- Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.
Дыхательная гимнастика
У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:
- Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
- Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
- Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
- Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.
Мышечная гимнастика
В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:
- Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
- Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
- Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
- Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
- Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.
Голосовая гимнастика
Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:
- Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
- Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
- Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
- С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
- Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
«ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания
Ритмическая гимнастика
Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:
- Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
- Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.
Пение при заикании – почему заики не заикаются, когда поют?
Заикание является речевой патологией и проявляется в множественном повторении слов и слогов, а также их удлинении. Считается, что пение при заикании может выполнять оздоровительно-коррекционную функцию и способно улучшить речь, а в случае легкой формы заболевания – привести к полному выздоровлению. Лечение заикания пением включает специальные техники и методики и может использоваться для пациентов различного возраста.
Почему заики не заикаются, когда поют
Чаще всего при заикании речь становится прерывистой вследствие судорог, возникающих в процессе речевого акта. Во время разговора появляются длительные паузы, повторы, происходит нарушение ударений и интонаций, меняются ритм, громкость, сила и тембр голоса. Эти изменения приводят к развитию страха речи – логофобии, и даже могут стать причиной нервных расстройств. Речевые дефекты обычно формируются в процессе интенсивного развития речи – то есть в возрасте от двух до пяти лет.
Самым сложным моментом для людей с заиканием является произношение первого звука в слове. Во время пения слова плавно перетекают друг в друга, происходит автоматическое разбиение слов на простые ритмизированные слоги.
Вот почему заики не заикаются, когда поют, и произносят звуки более ровно, чем в разговорной речи. Поэтому детям с заиканием помимо логопедических упражнений рекомендовано заниматься вокалом.
Во время вокальных упражнений и пения заики приучаются говорить более протяжно, без прерывистого дыхания, что потом применяют в речи при произношении сложных словосочетаний.
Чем полезно пение при заикании у детей
Пользу вокальных занятий при заикании у детей сложно переоценить. Такая практика позволяет:
- забыть о страхе речевого общения и отвлечься от проблемы;
- устранить психологические причины заикания;
- развить дыхательную систему и улучить работу органов дыхания, а также укрепить сердечную мышцу.
При первых признаках дефекта речи, родители должны сразу принять меры по его исправлению или лечению. Так как на начальной стадии заикание еще имеет легкую форму и хорошо поддается коррекции.
А чтобы подготовить речевой аппарат и защитить связки от перенапряжения, используйте препарат Гомеовокс. Он обеспечит качественное восстановление голоса и сделает занятия по вокалу максимально эффективными!