Какой спорт для детей с заиканием

Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

Страхи и речь

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

Какие бывают виды заикания?

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Ребенок заикается: что можно и нельзя делать?

Заикание у ребенка – довольно частая проблема, с которой родители обращаются к логопеду. Иногда это особенность речи передается по наследству из поколения в поколение, и почти всегда отлично поддается лечению. Потому – никакой паники!
Однако если еще вчера малыш отлично справлялся со сложными словесными конструкциями, и заикание началось без видимых причин, есть повод не только посетить врача, но и разобраться глубже в ситуации самостоятельно.
В первую очередь, родителям, чем ребенок начал заикаться, следует знать, что можно и что нельзя делать с возникшей трудностью.

Что нельзя делать, если ребенок начал заикаться

Наверное, правильнее будет сперва объяснить, чего ни в коем случае нельзя делать при возникновении заикания.

1. Не делайте ребенку замечаний («Говори нормально!») и инструкций («Успокойся и скажи еще раз!», «Медленнее говори») – это пугает и путает его гораздо больше.

2. Не заставляйте малыша проживать еще раз травматическую ситуацию, если она привела к заиканию. Если причина вам неясно, можно попытаться расспросить самого ребенка (к примеру, не испугал ли его кто-то). Однако лучше все же узнать причину у взрослых, присутствовавших при появлении заикания, и уж точно не следует заставлять ребенка пересказывать свою страшную историю еще и еще раз. Если вы считаете, что малыш сможет избавиться от заикания, изжив свою травму, обратитесь к специалисту, детскому психотерапевту.

3. Не фиксируйте внимание ребенка на сложившейся ситуации. Не нужно лишний раз напоминать о заикании – поверьте, он и сам ежесекундно о нем думает. Запрещено также обсуждать эту особенность в присутствии малыша с другими взрослыми (если это, конечно, не врач).

4. Не пытайтесь решить вопрос с заиканием при помощи нетрадиционной медицины. Нашептывания, отливания воском и пассы руками не лечат заикания. А вот компания незнакомого человека пугающей наружности и со странным поведением действительно могут перепугать ребенка, усугубив проблему во много раз.

Что делать, если ребенок заикается

1. Если заикание возникло спонтанно, в первую очередь нужно посетить двух специалистов – невролога и логопеда. И строго следовать их рекомендациям: если вам прописаны препараты, их нужно принимать. Если нужно регулярно посещать логопедические занятия – это тоже не просто блажь доктора, поверьте.

2. Постарайтесь ограничить хотя бы на месяц контакты ребенка с посторонними людьми. Возьмите отпуск и побудьте с ребенком – не нужно сейчас водить его в детский сад, оставлять с бабушками или няней. Тем более не следует ходить в гости и принимать незнакомых ребенку людей у себя.

3. Строго соблюдайте режим дня. Он должен включать дневной сон, отход ко сну и прием пищи в одно и то же время. Ограничьте просмотр телевизора и время, проведенное с гаджетами – это обычно невротизирует детей. Освободившееся время нужно плотно занять, желательно – двигательной активностью. Подойдут любые игры и виды спорта по сезону, но лучше, конечно, — на свежем воздухе.

4. Первое время соблюдайте всей семьей режим «лечебной речи» — его обычно рекомендуют логопеды. Взрослые должна разговаривать с ребенком четко и очень медленно.

5. Постоянно занимайтесь чтением, разучивайте и декламируйте с ребенком стихи, подбирая самый легкий материал из допустимых для его возраста. Логопедические практики, рекомендованные специалистом, лучше всего облекать в форму игр – так малыш будет радостнее ими заниматься и быстрее вернется к нормальному речевому развитию.

Разговорить ребенка помогут пальчиковые игры

Как убедиться, что у ребенка нормально развивается речь: тесты

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Какой спорт для детей с заиканием

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет.

Статья:

Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет. В этом возрасте оно может пройти самостоятельно, но так бывает не у всех. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к логопеду — своевременная коррекция заикания у детей позволит быстро устранить дефект.

В статье мы расскажем об эффективных упражнениях от заикания.

Причины заикания у детей

В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.

Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:

  1. Особенности внутриутробного развития. Тяжелое протекание беременности, асфиксия плода, травмы во время родов;
  2. Состояние здоровья младенца. Травмы, обменно-трофические нарушения, инфекционные заболевания у новорожденного;
  3. Физиологические факторы. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, органические нарушения головного мозга, интоксикация, а также заболевания, которые ослабляют центральные аппараты речи (тиф, корь, коклюш, рахит, гельминты, заболевания горла, носа);
  4. Психосоциальные факторы. Испуг, ужас, страх у малыша, неблагополучная обстановка в семье (конфликты, стрессы), неправильное воспитание (балование, наказания, неуравновешенное воспитание или воспитание «правильного» ребенка), преобладание негативных эмоций и напряженности, тяжелая психическая травма, аффект;
  5. Особенности формирования речи. Родители не обращали внимание на то, что малыш говорит быстро или на вдохе, неправильно произносит звуки. Чрезмерные занятия с ребенком по развитию речи тоже могут стать причиной заикания. Например, если родители перегрузили малыша обучением или использовали материалы, предназначенные для детей более старшего возраста;
  6. Еще один фактор, провоцирующий заикание, — быстрая нервная речь ближайших родственников малыша. Он может подражать им, как и заикающимся родственникам. Если у малыша ведущая левая рука, не стоит переучивать его, поскольку это тоже может спровоцировать нарушение.

Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.

Коррекционная программа при заикании у детей

К лечению заикания подходят комплексно. Оно зависит от типа нарушения — неврозоподобное оно или логоневроз. Поэтому логопед подбирает комплекс индивидуально для каждого маленького пациента. В любом случае в программу включают разносторонние упражнения от заикания — на постановку правильного дыхания, работу с голосом, развитие мелкой моторики, укрепление мышц речевого аппарата.

Комплекс для формирования правильного дыхания

Цель занятий с ребенком при заикании — сформировать диафрагмальный выдох. Каждое упражнение делаем 2 – 3 минуты.

Дышим животиком. Малыш ложится на спину и кладет руку на верхнюю часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы было понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.

Задуваем свечу. Малыш держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10 см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в сторону. Стараться дуть как можно дольше.

Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки, обхватывая ими себя за плечи.

Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».

Качаем шину. Маленький пациент сжимает перед собой руки в кулачки и медленно наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.

Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад — имитирует крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки вниз.

Ворона каркает. Малыш поднимает руки вверх через стороны. Затем одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.

Гуси-гуси. Малыш ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но голову вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем лучше.

Вдох на каждом упражнении произвольный при возвращении в исходное положение.

Комплекс упражнений с ребенком для отработки голоса

Малыш принимает исходное положение речевого аппарата — как для произношения звука «а», но при закрытом рте (сомкнутых губах). Зубы разомкнуты, язык распластан и упирается кончиком в нижние резцы.

Важные моменты: гортань опускаем, глотку раскрываем, как при зевке, небную занавеску и маленький язычок поднимаем. Шея, руки, голова и все тело расслаблены.

Упражнение первое — мычание. Малыш вдыхает через нос и на выдохе произносит звук «м» и посылает струю воздуха так, чтобы звучание срезонировало на верхних передних зубах. Важно: звук легкий и непродолжительный, губы и верхняя челюсть вибрируют, если приложить к ним руку. Это значит, что звук попал в кости лица — маску — и отражается в ней.

Упражнение второе — добавляем гласные. Исходное положение то же, но теперь ребенок говорит звук «ма». То есть сначала произносит «м», а затем добавляет «а» — губы размыкаются, нижняя челюсть опускается. Но нужно следить, чтобы голос не стал гнусавым. Произнести звук «ма» в разной тональности.

Упражнение третье —- тренируем речевую интонацию. Исходное положение то же. Теперь нужно добавить к звуку «м» гласные — «а», «о», «у». Должно получиться «м-а-о-у». Потом то же самое повторить со звуками «и», «э», «ы» — «м-и-э-ы». Избегайте напряжения, четко артикулируйте все звуки. Гласные не должны быть протяженными и максимально похожи на разговорную мелодию.

Упражнение четвертое — выполняем речевую и распевную интонацию. Малыш вдыхает носом, произносит звук «м» и сочетает его с тремя любыми гласными (например, «ма» — «мо» — «му»). Затем снова вдыхает. Далее на одном выдохе говорит, например, «ми» — «мэ» — «мы».

Важно: не ускоряться, посылать звук в маску, сначала произнести все звуки на одной высоте, затем повторить на разных.

Упражнение пятое — произносим согласные «ж», «з» и «нь». По тембру «ж» тяготеет к грудному звучанию, «з» — смешанному, «нь» — лицевому, или верхнему. В процессе произношения звуки должны вибрировать в соответствующих резонаторных зонах.

Упражнение шестое — гудим, как теплоход. Малыш говорит звук «у» в разных вариациях, имитируя маленький, средний и большой теплоход. То есть должен задействовать три высоты своего голоса. Последовательность не важна.

Упражнение седьмое — играем в мяч. Ребенок представляет себе мяч любого размера, «берет» его в руки и ударяет об пол. При этом считает каждый удар до 10-ти. Потом опять считает, но на этот раз подбрасывает мячик вверх. Счет ведется на выдохе. Когда «мяч» ударяется о пол, голос малыша будет ниже, когда взлетает вверх — выше. Важно: не нужно тянуть вверх шею, напрягаться во время счета.

Упражнение восьмое — зовем собачку. Малыш представляет, что у него есть собака, и она убежала. Ее нужно позвать с разного расстояния — издалека, ближе и совсем рядом. Пусть малыш придумает кличку собачке и начинает звать. Сначала он 10 раз зовет ее по кличке «издалека», затем делает паузу и повторяет, но уже «ближе», затем снова делает паузу и опять зовет собаку 10 раз, когда она уже «рядом». Чем «ближе» собака подходит, тем медленнее нужно говорить ее кличку.

Упражнение девятое — зовем собаку на одном дыхании. Упражнение аналогично предыдущему, но собаку нужно звать по кличке без остановки, на одном дыхании. Начинаем с высокого голоса, переходя на более низкий.

Упражнение десятое — считаем до десяти. На одном дыхании малыш считает до 10-ти в трех диапазонах своего голоса. После каждой десятки делаем паузу и продолжаем счет в другой тональности.

Комплекс для тренировки мышц при заикании

Предлагаем занятия с ребенком для тренировки артикуляционных и мимических мышц. Они заключаются в напряжении и расслаблении разных групп мышц. Сначала малыш напрягает их и удерживает положение в течение 5-ти — 10-ти секунд, после чего расслабляет. Итак, ребенок:

  1. Откидывает назад голову, напрягает шею, затем расслабляет шею и голову и опускает ее вниз;
  2. Морщит лоб, поднимает брови;
  3. Сильно хмурится, напрягая мышцы между глазами;
  4. Сильно зажмуривается;
  5. Сжимает с силой зубы;
  6. Широко улыбается, обнажив зубы и напрягая щечки;
  7. Вытягивает трубочкой губы;
  8. Прижимает язычок к передним зубам;
  9. Оттягивает назад язык так, чтобы в нем, дне ротовой полости и шее появилось напряжение;
  10. Трижды зевает — слегка, глубоко и очень глубоко. На последнем зевке закрывает глаза и растягивает мышцы глотки и рта.

В этом комплексе важно сосредотачивать внимание на ощущениях в напряженных мышцах, выполнять все упражнения от заикания в строгой последовательности и хорошо расслаблять мышцы в конце каждого упражнения. Выполнять задания спокойно, не торопясь, но вместе с тем ритмично, в процессе не забывать дышать.

Как помочь малышу: рекомендации родителям

Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.

Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.

Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.

Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.

Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.

Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.

И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.