Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом

0

Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом

Дети-аутисты: признаки, симптомы, социализация

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм – заболевание, проявляющееся в раннем детстве особенностями поведения и связанное с нарушением социальной адаптации ребенка, его речевой функции и психического развития.

При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, но особенности в поведении, восприятии ребенком окружающего мира, его общении и развитии остаются на всю жизнь.

Главная направленность лечения таких детей — адекватное возможностям ребенка обучение и социализация. Не все дети с расстройствами аутистического спектра, даже при условии ранней помощи и профессиональном сопровождении приобретают навыки самостоятельной жизни в обществе. Большинство их навсегда остаются зависимыми от близких людей, родственников, педагогов.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями. Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.

Безусловно, каждый случай уникален и степень проблемы может быть разной – от легких нарушений аутистического спектра с сохранным интеллектом до глубокой степени аутизма с различной степенью умственной отсталости.

В Республике Коми консультацию по проблемам ребенка с аутизмом можно получить у врача-психиатра, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (которые есть практически во всех района), а также и в Сыктывкаре у специалистов Республиканского Центра психолого-медико-педагогической помощи, на базе которого планируется открытие первого регионального специализированного Ресурсного подразделения для диагностики и работы по коррекционно-развивающим программам с детьми данной патологии.

Каковы признаки и симптомы аутизма у детей?

– Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.

– Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.

– Проблемы в общении. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. Они могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

– Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.

– Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.

– Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью.

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра (РАС), необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

– трудности в социальном взаимодействии

– нарушения в общении (причем ребенок будет всячески избегать контакта глазами)

– повторяющееся, стереотипное поведение.

Основные рекомендации для семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом

– Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова “проходить” с ним этот урок.

– У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.

– Не рекомендуется резкая смена обстановки и привычек ребенка.

– Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.

– Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.

– При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.

– Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.

– Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.

– Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.

– Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Какие особенности могут быть у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)?

Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.

Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.

Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить.

Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.

Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.

У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств).

Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам.

Детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Может быть им лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.

Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?

Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.

Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.

В обязанности учителя ресурсного класса входит:

– проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса

– проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс

– организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС

– составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов

– составление планов уроков ресурсного класса

– адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся

– адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС

– составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС

– консультирование родителей и работников школы

– мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

По какой программе может учиться ребенок с РАС?

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.

Критерии излечения ребёнка с аутизмом – его социализация

Официально а утизм вроде бы неизлечим. Не факт. Излечим.

Однако, родители не осознают того, что им нужно не только “излечение”, но и – социализация . Поэтому мы считаем критерием излечения аутиста – его полная (или максимально возможная) – социализация.

Ваш ребёнок не должен отличаться от окружающих ничем, кроме выдающегося интеллекта.

Ещё гениальный психолог Л.С. Выготский писал о том, что “развитие высших психических функций идёт в обход, независимо от дефекта физиологической базы нервного субстрата головного мозга”. Иными словами – при правильном подходе и понимании, независимо от “диагноза” можно (нужно) что-то делать.

“Если мы живём – как можем,

то они – как мы поможем”

Критерий излечения аутизма

В идеале, это когда сторонние специалисты сообщат вам о том, что “диагноз был поставлен неправильно, и аутизма у вашего ребёнка нет”. Супер!

Пример: у Билла Гейтса есть отдел, где работают аутисты и пишут гениальные программы. В то же время психиатры считают их умственно неполноценными. Кто прав? Аутисты, создавая новый интеллектуальный продукт, демонстрируют высочайший уровень творческой деятельности. Психиатры же регистрируют социальную дезадаптацию. Правы вроде бы и те и другие.

А что такое социализация и аутизм?

ЗАПОМНИТЕ: Это значит, что ваш ребёнок, став взрослым, должен уметь:

  1. Иметь любую постоянную работу;
  2. Уметь оплачивать счета за коммунальные услуги;
  3. Уметь регулярно делать уборку в квартире;
  4. Уметь покупать нужные продукты в магазине;
  5. Уметь с удовольствием приготовить себе элементарную пищу;
  6. Уметь делать другие покупки в магазине (например, обувь, одежда);
  7. По-возможности свободно (или в приемлемых рамках) общаться с окружающими.

Социальная адаптация и реализация ваших стратегий

п. 1 “Найти работу, которая будет его кормить” – спокойно потерпите, кто знает, какие работы будут актуальны через 15-20 лет :-))

п.п. 2-6 – а это целенаправленная работа родителей . И только родителей, (а кто ещё?) научит выносить мусор, пропылесосить квартиру и поджарить яичницу?

Обратите внимание, цель ваших усилий сегодня – это не орфография и математика! И тем более не школьные оценки.

Альберта Эйнштейна дважды исключили из колледжа именно из-за математики (сегодня математики всего мира изучают его работы!). Математический гений Перельман – аутист.

Пожалуйста, не тратьте силы и время на бессмысленные попытки “подтянуть” вашего ребёнка до уровня “всех”.

Мозг гениев созревает медленнее, создавая иллюзию ЗПР. ЗПРР и прочее.

Он точно будет более гениален, чем “все”, “но – не сегодня”

п. 7. А вот это – работа профессиональных психологов, нейропсихологов. Кстати, мы не раз видели исцеления в Святых местах и т.д.

Итак, социализация – вот настоящая цель психотерапии детей с аутизмом!

И, в отличие от генетики, – это точно решаемо.

Мировая практика социализации людей с диагнозом «аутизм»

Эту болезнь не так-то легко распознать. Ребенок замкнут, не разговаривает, не любит играть. Сначала окружающие могут списывать эти признаки на особенность характера, но затем как приговор звучит грозное: «Аутизм!» Практика реабилитации людей с подобным диагнозом говорит, что аутизм — это не приговор, а, скорее, вызов: самому ребенку, его родителям, медикам, а затем и обществу, ведь дети-аутисты вырастают и нуждаются не только в опеке, но и в социализации.

Аутизм — это психическое заболевание, основными симптомами которого являются чрезмерная погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира. По статистике, в среднем 1 случай аутизма приходится на 150 детей. Ребенок, страдающий аутизмом, отличается ранимостью и незащищенностью. Такие дети замкнуты, тревожны, но могут быть и агрессивны — даже по отношению к собственным родителям. Ребенок неспособен своевременно обучиться жизненно необходимым, в том числе и социальным навыкам.

Особенности общения с миром

Людям с аутизмом невероятно трудно даются совершенно обычные для остальных вещи: общение, работа с новой информацией, выражение эмоций. Они могут быть гиперчувствительны к определенным сенсорным раздражителям, например громким шумам, яркому освещению и т.д. При этом аутисты хорошо воспринимают однообразные процессы и фокусируются на деталях, что и дает определенный шанс на формирование трудовых навыков.

При наличии поддерживающей среды аутисты способны успешно учиться и работать, но эта среда должна быть очень упорядоченной и предсказуемой. Подготовка к трудоустройству и создание рабочих мест для людей с аутизмом требуют индивидуального подхода, что делает эту работу точечной и дорогой.

Как создать условия для работы сотрудника-аутиста:

  • визуализировать информацию, преподносить ее просто, последовательно, небольшими блоками и давать время на усвоение;
  • внимательно и терпеливо слушать;
  • использовать предсказуемую и неизменную технологию работы;
  • исключить из производственных помещений сенсорные факторы, вызывающие у сотрудников с аутизмом гиперчувствительность.

Опыт Великобритании

Великобритания — страна с высоким уровнем трудоустройства инвалидов (49% из них имеют работу), но для человека с диагнозом «аутизм» (а таковых в стране более 700000 человек) работу найти проблематично.

В 2009 году в Соединенном Королевстве был принят специальный закон, регламентирующий вопросы социализации и трудоустройства аутистов (The Autism Act 2009), а затем созданы специальные комитеты по решению вопросов, связанных с аутизмом, на государственном (National Autism Programme Board at Westminster) и городском уровнях (в каждом городе — своя комиссия), составлен каталог компаний, трудоустраивающих людей с этим диагнозом autismspeaks.org. Кроме того, были образованы негосударственные движения по социализации людей с аутизмом, такие как Autism Initiatives Social Enterprise, AutismPlus и другие. Большинство общественных организаций были созданы силами родителей детей-аутистов для социализации и поддержки своих детей. Совокупные усилия государства и общества начали давать результат — сегодня уже до 15% британских аутистов в той или иной форме трудоустроены.

Примеры британских социальных предприятий, в которых работают люди с аутизмом:

MeCycle. Предприятие занимается ремонтом и перепродажей подержанных велосипедов. Аутистов обучают ремонту велотехники, они получают официальную квалификацию механика, с которой могут устроиться в другую мастерскую. Вся прибыль предприятия реинвестируется.

A great little place — кафе в Саутпорте, совмещенное с магазином кофе и магазином ремесленных и авторских ювелирных товаров. Здесь аутистам предоставляется возможность получить трудовые навыки при работе в качестве волонтеров.

Beanstalk Gardens — зарабатывает обслуживанием садов и огородов местных жителей. Люди с ментальной инвалидностью могут пройти здесь обучение и получить работу: от добровольческой до полной занятости. Прибыль полностью реинвестируется.

Mayfield (mayfieldbelllyres.co.uk) — социальное предприятие из Шэффилда. Оно производит и продает в собственном интернет-магазине ксилофоны и лиры и предоставляет возможности обучения и трудоустройства для людей с ментальной инвалидностью.

Ampleforth Plus производит шоколадные конфеты, изделия и даже скульптуры из шоколада и предоставляет возможности обучения и трудоустройства для людей с ментальной инвалидностью.

Опыт США и Канады

В США работает Научно-исследовательский и ресурсный центр по проблемам аутизма (Southwest Autism Research & Resource Center (SARRC)), основанный в 1997 году. Это некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями аутизма, вопросами образования детей с этим диагнозом, ранней диагностикой, лечением и работой с местными сообществами.

SARRC не создает рабочих мест для аутистов, но проводит их обучение с целью трудоустройства на коммерческие предприятия-партнеры.

Канадский кооператив Common Ground Co-operative (CGC) совместно с местными сообществами создает социальные предприятия для трудоустройства людей с аутизмом, синдромом Дауна и другими отклонениями в развитии. Здесь аутистов обучают и готовят к трудовой деятельности.

Другие страны

Одной из сфер, успешно осваивающих трудоустройство людей с аутизмом, являются информационные технологии. Специальные подразделения, в которых работают аутисты (как правило, они занимаются тестированием программных продуктов), созданы в Microsoft, Oracle, SAP и CSC. На основе этого опыта были созданы специализированная английская IT-компания AutismWorks и немецкая Auticon.

В 1992 году швейцарским фондом Pour l’Education des Enfants Autistes в городе Морж на берегу Женевского озера была открыта международная школа для аутистов от 2 до 30 лет, в которой есть программы для получения начального, среднего и высшего образования на французском и английском языках.

Израильская организация Beit-Ekstein внедрила в Израиле инновационную модель трудоустройства взрослых с аутизмом. Персональный план трудоустройства разрабатывается специально для каждого лица со спектром аутизма в соответствии с его конкретными потребностями и навыками. Государство покрывает расходы по созданию специализированных рабочих мест. Используя эту систему, компания Beit-Ekstein только в одном из трех своих центров предоставила работу 100 аутистам, которые занимаются сортировкой и упаковкой товаров. Ассоциация аутистов «Алут» является оператором десяти центров занятости по всей стране, каждый из которых рассчитан на 20–30 человек. Они занимаются в основном садоводством, производством художественной керамики и витражей. Через компанию Andjoy аутист имеет шанс получить работу в сфере флористики, в кинологической фирме Geva Ziv их привлекают к уходу за собаками. Ариэльский университет разработал программу бесплатного обучения аутистов и проживания в общежитиях.

Японская компания Nihon Rikagaku Industry Co., Ltd. уже несколько десятилетий активно трудоустраивает людей с аутизмом. Фирма выпускает мел, школьные и офисные принадлежности. В 1960 году к ее руководителю обратился преподаватель вспомогательной школы с просьбой принять на работу двоих его выпускников, чтобы перед тем, как они попадут в дом для престарелых и инвалидов, подарить им радость полноценного труда. Этот опыт вышел за рамки эксперимента, а с 1987 года на работу стали принимать аутистов и людей с дефектами умственного развития. Оказалось, что работа по сортировке мела по цвету, его подбору как нельзя лучше подходит для аутистов и людей с отставанием в развитии. Результаты и эффективность их труда ничуть не хуже качества работы обычных сотрудников. Сейчас из 76 сотрудников фирмы 56 — люди с различными отклонениями умственного развития, в том числе и аутисты. Из них более 60% — с тяжелой формой отклонений.

Российская практика

В России есть целый ряд организаций, которые помогают людям с аутизмом пройти обучение и получить работу.

Центр «Антон тут рядом» — единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом. Открыт в 2013 году с помощью фонда «Выход в Петербурге». В центре работают с детьми от 3 лет, есть своя театральная студия, инклюзивные детские сады, школьные классы, летние лагеря и экопоселение.

Информационный сайт «Аутизм в России» предоставляет родителям аккумулированную информацию о медицинских, реабилитационных и образовательных организациях, занимающихся с детьми-аутистами в России.

Проект «Наивно? Очень» был создан по инициативе известной актрисы Нелли Уваровой в 2010 году. В 2014 году были открыты собственные производственные творческие мастерские, где ребята c аутизмом и иными формами ментальной инвалидности придумывают образы для сувениров, керамики, футболок и других изделий. Товары с рисунками «Наивно? Очень» находят своего покупателя — идет формирование собственной розничной сети магазинов и оптовых каналов сбыта продукции.

Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» была создана в 1998 году. Занимается предоставлением социальных услуг детям и взрослым с психическими, умственными нарушениями, синдромом Дауна, аутизмом, обеспечивает занятость в мастерских людям с ограниченными возможностями здоровья.

DistingTec — это социальный проект, целью которого является интеграция, обучение и трудоустройство высокофункциональных людей аутистического спектра. При этом модель, которая легла в основу проекта, успешно апробирована в ряде стран. Одной из задач проекта является адаптация этой модели к российским реалиям.

Отечественный опыт инклюзивного образования

ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» реализует модель инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду в двух общеобразовательных школах и одном детском саду.

Начав в 2012 году с включения в общий образовательный процесс четырех детей с ментальной инвалидностью, в 2015 году команда школы приняла на обучение уже 22 ребенка с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития. Впервые в России создан прецедент освоения общеобразовательной программы и адаптации в обычной школе полностью невербальных детей. Результат работы педагогов можно назвать уникальным. Для тиражирования успешного опыта школа запустила программу обучения педагогов, школьных администраторов, психологов и родителей «Включи меня».

Добавить комментарий