Каковы задачи в обучении детей с зпр

Обучение детей с ЗПР

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

  • Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
  • Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

  • Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
  • Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
  • Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

  • Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
  • Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
  • Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
  • Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

Обучение детей с задержкой психического развития.

Обучение детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе , как в обстановке игры или дома в семье. Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом , чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения.

Целью начального обучения детей с ЗПР — научить детей считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности.

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять их последствия. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития интеллектуальными и речевыми нарушениями. Исследования среди детей этой категории были выделены две группы:

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.

Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, которые обычно являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды нормализации состояния они могут добиваться хороших результатов в учебе .

На основании проведенных исследований были разработаны рекомендации для учителей по работе с детьми , имеющими подобные отклонения в развитии. Позднее такие учащиеся были названы детьми с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7 – 10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует росту требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения.

Характерные особенности детей с ЗПР.

  • Отставание в развитии мышления.
  • Бедный словарный запас.
  • Слабая техника чтения.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Трудности в счете и решении задач .
  • Ограниченный запас общих представлений и сведений.

В настоящее время существует несколько классификаций пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Одна из первых классификации принадлежит Сухаревой Г.Е. которая выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

  • Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения.
  • интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
  • нарушения при различных формах инфантилизма;
  • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения , письма.
  • функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

В следствии этих нарушений у детей в продолжении довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия ( по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности и ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении.

Особенности обучения детей с ЗПР.

  • Адаптированнные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом)
  • Изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миров, ритмикой и др.)
  • Индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала)
  • Факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.)
  • Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

1.В специальных образовательных учебных заведениях (школах 7 вида)

2.В коррекционных классах при общеобразовательных школах.

Прием детей в коррекционное учреждение 7 вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка(опекунов) в подготовительный ,1-2 классы, в 3 класс в порядке исключения. Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении -12 человек. Дети занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным программам.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляются неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ ( исследования Л.И. Переслени и П.Б. Шошина) У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления, отмечаются неустойчивость, рассеянность , низкая концентрация, трудности переключения.

При обучении этих детей весьма существенным является подведение их к обобщению не только материалов урока, но и по отдельным этапам. Таким детям трудно удержать в памяти весь материал урока. Следует учитывать, чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл , поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным частям.

Важно в организации системы коррекционно-развивающего обучения динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Коррекционные занятия учитель проводит с учащимся по мере выявления индивидуальных проблем в развитии и отставании в обучении. При индивидуальной работе дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать задачи на уровне нормально развивающихся сверстников. На уроках дети могут довольно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения. У некоторых детей с ЗПР развивается интерес к чтению. В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Долгое время урок остается для них игрой, они могут вскочить пройтись по классу , поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы не относящиеся к уроку. У некоторых возникает повышенная возбудимость, расторможенность. Эти дети обычно обидчивы и вспыльчивы, могут нагрубить. Знание особенностей детей с ЗПР очень важно для понимания общего подхода в работе с ними.

1.Дети с задержкой психического развития . / Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной М. 1984г

2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей – М. 1985.

3.Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителя. / Под редакцией В.И. Лубовского –Смоленск .1994.

4.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под редакцией Л.И.Романова, Н.А.Цыпина – М. 1993

Каковы задачи в обучении детей с зпр

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…

Попробую ответить на этот вопрос подробно.

Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?

Перво-наперво – найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых. Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки». Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

А сейчас ещё несколько советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Елена Михайловна Белоусова,

педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.