Карта обследования и ведения ребенка с ЗПР
В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.
Психологическое сопровождение детей с ЗПР
Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:
- развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Задачи психологической службы и их решения
Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении – сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.
Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:
- психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
- развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
- развитие психологической компетентности родителей и педагогов.
Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.
С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:
- 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
- по 15% (по 10:00 в неделю) – для работы с педагогами и родителями.
Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________
Группа ______________________ Детский сад № ______________________________
Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________
Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.
№ п/п | Дата проведения | Вид работы
|
Название методики /
программы
|
Общий результат | № протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы
|
* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:
- В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
- Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
- В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
- В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
- В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
- В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.
Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»
Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:
- адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
- характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- состояние развития психических процессов;
- способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.
Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.
Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:
- когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
- микроклимат в семье;
- отношения со сверстниками;
- особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
- уровень интеллектуального развития;
- мотивация к обучению;
- проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
- сильные, положительные стороны ребенка;
- когда начата коррекционная работа с ребенком;
- какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
- кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
- какие изменения произошли;
- что дало хотя бы малейший положительный результат.
Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.
Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы
Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: http://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.
Положительные | Отрицательные |
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина) | Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория) |
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога. | Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина) |
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша) | Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна) |
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения) | Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина) |
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина) | Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья) |
Вывод
При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.
Кто должен заполнять индивидуальную карту обследования?
Карту обследования и дальнейшего ведения должны заполнять лечащие врачи, у которых вы стоите на учете: дефектолог, логопед, невропатолог, психолог. Рекомендуем эти карты дублировать и демонстрировать своему участковому педиатру.